Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 15:14, курсовая работа
Актуальность: В условиях конкуренции банков успех сопутствует тем банкирам, которые лучше владеют современными методами банковского дела. Поскольку основным видом деятельности коммерческих банков является предоставление кредитов, которые обеспечивают доходность и стабильность их существования, то перед банками стоит задача по формированию ресурсной базы и разработки оптимальной кредитной политики. Основную часть ресурсов банка формируют привлеченные средства, значимая часть последних привлекается от физических лиц, объём которых постоянно изменяется, поэтому важно больше внимания уделять данному сектору.
Введение………………………………………………………………………4
Экономические основы отношений банка с физическими лицами.6
1.1 Порядок привлечения средств от населения……………………………6
1.2 Организация кредитования физических лиц …………………………..13
2. Анализ розничных операций банков Республики Беларусь………….19
2.1 Анализ привлеченных средств от физических лиц……………………19
2.2. Кредитование населения банками Республики Беларусь……………23
3. Пути совершенствования взаимоотношений банка с физическими лицами при проведении операций по привлечению временно свободных средств населения и предоставлению им кредитов……………………………….27
Заключение…………………………………………………………………...30
Список использованных источников……………………………………….32
Недостаточно обеспеченные - кредиты, имеющие частичное обеспечение, предусмотренное группой обеспеченных кредитов и по стоимости превышающее 70 процентов размера кредита с учетом процентов по нему; обеспеченные гарантийным депозитом денежных средств в белорусских рублях или ограниченно конвертируемой валюте (если валюта гарантийного депозита не совпадает с валютой актива); кредиты, по которым риск их невозврата (непогашения) застрахован банком.
Необеспеченные - кредиты, не имеющие обеспечения в виде высоко ликвидного залога либо у которых реальная стоимость обеспечения составляет менее 70 процентов от размера кредита и процентов по нему и (или) возможность его реализации сомнительна [10, с. 223].
По способу предоставления кредиты делятся на разовые и возобновляемые. В группу возобновляемых (револьверных) кредитов включаются кредиты, предоставляемые клиентам по кредитным картам, или кредиты по единым активно-пассивным счетам в форме овердрафта.
По срокам кредитования потребительские кредиты подразделяют следующим образом:
В настоящее время в республике в связи с общей экономической нестабильностью деление кредитов физическим лицам по срокам носит условный характер. Для целей финансовой и статистической отчетности, оценки кредитных рисков кредиты классифицируются на:
краткосрочные (со сроком полного погашения, первоначально установленным кредитным договором, до одного года включительно);
долгосрочные (со сроком полного погашения, первоначально установленным кредитным договором, свыше одного года) [12].
В зависимости от целевого назначения потребительские кредиты различаются:
По методам погашения кредиты бывают: срочные, отсроченные (пролонгированные), просроченные, досрочно погашаемые.
В составе кредитов на потребительские нужды наибольшее распространение получили кредиты на приобретение транспортных средств, а также предметов домашнего имущества: бытовой техники, мебели. Получают развитие кредиты на такие цели, как лечение, оплату затрат по обучению, отдых и туризм и другие.
В составе инвестиционных или, иными словами, кредитов на финансирование недвижимости относятся кредиты на строительство, реконструкцию, приобретение и ремонт индивидуальных жилых домов и квартир, садовых домиков, строительство и приобретение гаражей и т.п.
Следующая группа объединяет кредиты для приобретения отдельных потребительских товаров или оплаты услуг: рассрочка платежей за товары длительного пользования, прокат некоторых предметов потребления.
К кредитам на развитие личных хозяйств относятся кредиты на покупку сельскохозяйственной техники; приобретение взрослого скота, его молодняка, кормов; покупку посадочного материала, фруктовых деревьев, рассады, удобрений [12].
Ряд кредитов носят ярко выраженный социальный характер. Такие кредиты являются целевыми и ориентированы на отдельные социальные группы (малообеспеченные граждане, молодые семьи, студенты и выпускники учебных заведений). Социальный характер данных кредитов обусловлен тем, что их функционирование имеет целью решение общественных задач - улучшение малообеспеченными семьями своих жилищных условий, укрепление и улучшение бытовых условий молодых семей, закрепление на рабочих местах выпускников учебных заведений, оказание материальной помощи студентам. Выдача таких кредитов регламентируется Указами Президента Республики Беларусь и предусматривает более льготные условия кредитования: низкая процентная ставка, более длительный срок кредитования, относительно несложный порядок оформления кредита.
Основополагающими документами, направленными на льготное кредитование граждан являются Указы Президента Республики Беларусь от 14.04.2000 года № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретения жилых помещений», от 10.09.1996 года №358 «О мерах по улучшению жилищных условий молодежи», от 27.11.2000 года № 631 «О дополнительных мерах по повышению заработной платы и предоставлению льготных кредитов отдельным категориям граждан», от 17.12.2002 года № 616 «О предоставлении гражданам Республики Беларусь кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования, получаемого в высших учебных заведениях государственной собственности на платной основе», от 6 июля 2009 г. №371 «О льготном потребительском кредитовании».
По методу погашения различают кредиты, погашаемые без рассрочки платежа, и кредиты с рассрочкой платежа.
Кредиты без рассрочки платежа имеют важную особенность: по таким кредитам погашение задолженности по кредиту и процентов осуществляется единовременно. Кредиты с рассрочкой платежа включают: кредиты с равномерным периодическим погашением (ежемесячно, ежеквартально и т.д.); кредиты с неравномерным, периодическим погашением (сумма платежа в погашение кредита меняется). При выдаче кредита с рассрочкой платежа действует принцип, согласно которому сумма кредита списывается частями на протяжении периода действия договора. Подобный порядок погашения кредита не столь обременителен для кредитополучателя, как при единственной уплате долга. Для банка также выгоднее, чтобы кредит погашался периодически в течение всего периода действия договора, так как это ускоряет оборачиваемость кредита и высвобождает кредитные ресурсы для новых вложений, повышая, таким образом, его ликвидность [12, с. 156].
Кредиты с рассрочкой платежа могут принимать форму прямого или косвенного банковского кредита. При предоставлении прямого банковского кредита заключается кредитный договор между банком и кредитополучателем - пользователем кредита. Косвенный банковский кредит предполагает наличие посредника в кредитных отношениях банка с клиентом. Такими посредниками чаще всего выступают предприятия розничной торговли. Кредитный договор в этом случае заключается между клиентом и магазином, который в дальнейшем получает кредит в банке[12, с. 126].
В Беларуси в последние годы активно развивается кредитование населения через торговые организации. Покупатели нередко приобретают товары длительного пользования (холодильники, стиральные машины, компьютеры и др.) с рассрочкой платежа[13, с. 278].
Прямое банковское кредитование выгодно отличается от косвенного простотой организации кредитного процесса, что позволяет выяснить экономическую целесообразность выдачи кредита и организовать действенный контроль за его использованием и погашением. Однако к негативным факторам, связанным с прямым банковским кредитованием, обычно относят более высокий уровень риска, чем при косвенном банковском кредите.
Косвенное банковское кредитование потребительских нужд населения позволяет банку сократить влияние рисков, поскольку кредиты, предоставляемые, например, юридическим лицам (торговым организациям, предприятиям, на которых работают кредитополучатели), позволяют с большей степенью достоверности определить кредитоспособность юридического лица, возможности погашения кредита в срок и полностью, организовать действенный контроль, в том числе на стадии погашения кредита. С точки зрения клиента важно также, что он получает кредит в момент возникновения потребности в нем (в торговой организации при покупке товаров длительного пользования, например, по кредитной карте), и для него нет необходимости обращаться в банк с просьбой о выдаче кредита и т.д. [10, с. 36].
Косвенному кредитованию потребителей коммерческими банками способствуют методы продажи и характер спроса на товары длительного пользования. Значительная доля покупателей приобретает вещь под финансовые обязательства, и эта практика поощряется розничными организациями, которые предлагают товары в кредит, чтобы увеличить свой товарооборот. А так как торговые организации не всегда располагают денежными средствами, чтобы покрыть всю задолженность по предоставленному ими кредиту покупателю, они сами обращаются за кредитами в банки. Коммерческими банками практикуются различные методы кредитования торговых организаций под товары, проданные в кредит. Так, в банковской практике известны такие методы как «полное право обратного требования», «отсутствие права обратного требования» и «выкуп».
При первом методе торговые организации дают полную гарантию по всем обязательствам продажи в кредит, т.е. берут на себя все права кредитополучателя: по срокам погашения, сумме возврата, проценту и т. д. Такой метод связан с меньшим риском для банков и он преимущественно развит в республике. Метод «без права обратного требования» предполагает, что обязательства кредитополучателя по товарам, проданным в кредит, продаются торговыми организациями коммерческим банкам и последние берут на себя риск, связанный с погашением этих кредитов покупателями товаров в кредит. Естественно, что при этом методе банк учитывает обязательства по ставкам (процентам за кредит) более высоким, чем при методе «с полным правом обратного требования».
Если финансовое положение торговой организации устойчиво - может применяться метод «выкупа» [14, с. 147]. Это разновидность соглашения с ограниченным правом торговой организации обратного требования обязательств кредитополучателей у банка или без такового, по которым торговая организация может выкупить часть непогашенных обязательств у банка при определенных условиях.
Исследование классификации потребительских кредитов позволило сформулировать следующие выводы.
Кредитные учреждения предоставляют разнообразные виды потребительских кредитов, основными классификационными признаками которых являются следующие: субъекты кредитной сделки, целевое направление, виды обеспечения, способ предоставления, сроки и методы погашения и т.д. В современной банковской практике выделяют следующие виды потребительских кредитов: обеспеченные, недостаточно обеспеченные, необеспеченные, разовые, возобновляемые, предоставляемые клиентам по кредитным картам, кредиты по единым активно-пассивным счетам в форме овердрафта, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, на потребительские нужды, инвестиционные, для покупки товаров или оплаты услуг, на развитие личных хозяйств, целевые кредиты отдельным социальным группам и др.
Кредиты физическим лицам - это ниша, где банки могут зарабатывать, а население - повысить качество жизни. Что касается Республики Беларусь, то кредитование физических лиц имеет исключительно важное значение для общего успеха проводимой в стране экономической реформы, поскольку способствует снижению инфляции, росту доходов бюджета, стабилизации денежного обращения, решению жилищной проблемы за счет привлечения денежных средств населения в реальный сектор экономики.
Наиболее востребованными банковскими услугами являются услуги, связанные с кредитованием физических лиц. Рост денежных доходов приводит к качественным изменениям структуры потребления домашних хозяйств: увеличивается доля расходов на приобретение товаров длительного пользования, недвижимость, обучение, туризм и другие дорогостоящие товары и услуги. Такое изменение структуры потребления, в свою очередь, повышает спрос населения на кредитные банковские продукты и услуги.
Снижение уровня инфляции и, соответственно, ставок по кредитам, совершенствование законодательства, интенсивная рекламная кампания кредитных продуктов банков также обусловили активизацию процесса кредитования населения в республике. Об этом свидетельствует устойчивая тенденция роста объемов кредитной задолженности физических лиц, которая буде рассмотрена в рамках дальнейшего исследования.
Делая вывод, можно сказать, что разнообразие кредитной системы банков будет всегда расширяться благодаря постоянному спросу физических лиц на получение моментальных ссуд, а также получению банком основного дохода с получения процентов за выдачу кредита. Кредитная система нашей республики достаточно развита. Банки всегда будут делать все для получения дохода посредством комфортного взятия клиентом ссуды.
2. Анализ розничных операций банков Республики Беларусь
2.1 Анализ
привлеченных средств от
В данной главе курсовой анализируются данные двух банков в разрезе привлеченных средств и предоставленных. Информация, на основании которой проводится анализ привлеченных ресурсов, содержится в отчетности Национального банка, рассмотренных коммерческих банков, а также в данных аналитического учета и другой банковской документации. В данной главе будут представлены диаграммы собственной разработки и позаимствованные из других источников указанных ниже. Содержание диаграмм представлено в виде сравнения статистической информации по двум банкам и по банковской системе в целом. Привлеченные средства будут рассматриваться на примере двух банков, так как депозитная политика различных банков нашей страны не существенно отличается между банками. Для отражения некоторых интересных и более заметных различий приведем в пример государственный банк и банк с иностранным капиталом.
Задачами анализа привлеченных ресурсов коммерческого банка являются:
1) определение каналов привлечения банком ресурсов и их доли в общей сумме привлеченных средств;
2) выявление изменений
в составе привлеченных
3) оценка работы банка
по привлечению новых
4) определение менее
5) оценка процентной политики банка в области привлечения ресурсов.
6) определение размера
привлеченных ресурсов для