Пенсионная система в Республике Беларусь и ее государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является всестороннее изучение структуры системы пенсионного обеспечения, её проблем, а также рассмотрение путей и перспектив совершенствования пенсионной системы для Беларуси.
Для раскрытия цели курсовой работы необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие пенсионной системы, историю ее возникновения и развития;
- рассмотреть состояние пенсионной системы в Республике Беларусь, динамику ее изменения;

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие пенсионной системы и ее структура 5
2 Пенсионная система Республики Беларусь: состояние и проблемы развития 12
3 Основные направления совершенствования пенсионной системы Республики Беларусь 27
Заключение 39
Список использованных источников 41

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 446.24 Кб (Скачать файл)

-осуществляет анализ  и обобщает практику применения  законодательства о государственном  пенсионном обеспечении и социальном (пенсионном) страховании, обеспечивает  единообразное его применение;

-осуществляет контроль за реализацией законодательства о государственном пенсионном обеспечении и социальном (пенсионном) страховании, соблюдением установленных социальных гарантий;

-участвует в осуществлении  международных связей и сотрудничества  в области социального (пенсионного) обеспечения;

-участвует в подготовке  проектов международных договоров  и соглашений между Республикой  Беларусь и другими государствами  о социальном (пенсионном) обеспечении  и сотрудничестве в этой области;

-обеспечивает исполнение  договоров и соглашений между  Республикой Беларусь и другими  государствами о социальном (пенсионном) обеспечении и сотрудничестве  в этой области;

-участвует в реализации  проектов технического содействия  в области государственного пенсионного  обеспечения и социального (пенсионного) страхования;

-осуществляет методическое  руководство комитетами по труду, занятости и социальной защите, районными (городскими) управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной  защите при назначении и выплате  ими пенсий, пособий, других социальных  выплат;

-участвует в осуществлении  функций ведомственного контроля;

-участвует в организации  и координации проведения научно-исследовательских  работ в области государственного  пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования;

-участвует в работе  по внедрению информационных  технологий и автоматизированных  систем обработки информации  в области государственного пенсионного  обеспечения и социального (пенсионного) страхования;

-изучает и анализирует  предложения министерств, иных республиканских  органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных  органов, организаций (объединений) по  вопросам развития системы государственного  пенсионного обеспечения и социального  (пенсионного) страхования, совершенствования социального законодательства;

-проводит экспертизу  проектов актов законодательства, разработанных структурными подразделениями  Министерства, другими министерствами, исполнительными и распорядительными  органами государственного управления  в части, относящейся к компетенции  главного управления;

-принимает участие в  разработке проекта генерального  соглашения между Правительством  Республики Беларусь, республиканскими  объединениями нанимателей и  профсоюзов;

-участвует в работе  по повышению квалификации работников  системы Министерства;

-разрабатывает и составляет  отчеты в области государственного  пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования;

-участвует в подготовке  информационных бюллетеней и  других печатных изданий при  освещении вопросов государственного  пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования;

-информирует население  по вопросам формирования и  реализации государственной политики  в области государственного пенсионного  обеспечения и социального (пенсионного) страхования;

-рассматривает в соответствии  с законодательством обращения  граждан, депутатов, государственных  органов, организаций (объединений), редакций  средств массовой информации  по вопросам государственного  пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования, принимает  меры по совершенствованию работы  с предложениями, заявлениями и  жалобами граждан;

-ведет прием граждан  по вопросам государственного  пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования;

-проводит, участвует в  подготовке и проведении совещаний  и семинаров по вопросам государственного  пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования;

-осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.

В каждой области есть свое структурное подразделение Главного управления пенсионного обеспечения, занимающееся вопросами пенсионного обеспечения на уровне области [7].

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Пенсионные системы  оказывают серьезное влияние  на государственную экономику  и развитие всего общества  в целом. Первая, организованная  государством система пенсий  по возрасту занятых в частном  секторе была введена в Германии  в 1889 году.

2. В современном мире  любая пенсионная система - это  система социальной взаимопомощи. Сама идея пенсионного обеспечения  в свое время возникла как  ответ на одну из вечных  проблем человечества: как обеспечить  средствами к жизни человека  в старости, когда он утрачивает  доходы от трудовой деятельности, ранее получаемые им . Таким образом, в центре пенсионной системы, как правило, находится трудовая пенсия, выполняющая функцию переноса дохода людей из трудоспособного этапа жизни на период, когда человек теряет способность к труду.

3. Существуют два основных  механизма финансирования трудовой  пенсии. Перераспределительный механизм основывается на принципе солидарности поколений, что означает осуществление расходов на выплату пенсий действующим пенсионерам за счёт занятого населения, предполагая, что ныне трудоспособные граждане смогут в будущем рассчитывать на трудовые пенсии, оплачиваемые из доходов следующего поколения трудящихся. Накопительный механизм финансирования пенсии предполагает создание в течение трудоспособного периода жизни человека сбережений, впоследствии использующихся для выплаты пенсий в пользу данного лица.

4. Основным государственным  органом пенсионного обеспечения  в Республике Беларусь является  Главное управление пенсионного  обеспечения (начальник Мурашкевич  Н.В.), входящее в Министерство  по труду и социальной защите.

Основные задачи Главного управления пенсионного обеспечения:

-разработка предложений  об основных направлениях и  приоритетах государственной политики  в области государственного пенсионного  обеспечения и социального (пенсионного) страхования;

-реализация государственной  политики в области государственного  пенсионного обеспечения и социального (пенсионного) страхования;

-разработка предложений  по совершенствованию законодательства  о государственном пенсионном  обеспечении и социальном (пенсионном) страховании и др.

 

2 Пенсионная система  Республики Беларусь: состояние  и проблемы развития

 

Важнейшей составляющей системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение - это то направление материального обеспечения нетрудоспособных граждан, которое пользуется особым вниманием в нашем обществе, так как затрагивает интересы практически каждого человека.

В Республике Беларусь система социального обеспечения представляет собой достаточно разветвленную сеть и охватывает практически всех нетрудоспособных и трудоспособных лиц посредством государственного социального страхования, пенсионного обеспечения и социальной помощи различных видов и форм. Наибольший удельный вес в этой системе занимает пенсионное обеспечение, которое играет ключевую роль в материальном обеспечении старшего поколения и инвалидов [3, c.57].

Система пенсионного обеспечения представляет собой сложную технологическую цепь - от назначения до выплат пенсий. Сегодня в РБ установлены 2 вида пенсий: трудовые и социальные. Гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют права на пенсию, связанную с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, устанавливаются социальные пенсии. Право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных предусмотренных законодательством случаях закреплено в Конституции РБ, реализуется через Законы и другие законодательные акты. Она затрагивает жизненно важные интересы не только более 2,5 млн. пенсионеров состоящих на учёте в органах по труду, занятости и социальной защиты, но и тех, кто будучи в трудоспособном возрасте, участвует в её финансировании и тем самым «зарабатывает» себе будущую пенсию. Основным документом, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения, является Закон от 17.04.1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» с изменениями и дополнениями.

Финансирование пенсионного обеспечения в республике осуществляется из двух источников: внебюджетных фондов и государственного бюджета. Из бюджетных фондов, образующих систему социальной помощи, оплачиваются пенсии по инвалидности, семейные пособия, стипендии студентам, пособия малоимущим и т.п. Характерным признаком системы пенсионного обеспечения республики является ее доступность. Пенсионным обеспечением охвачен каждый нетрудоспособный, постоянно проживающий на территории РБ, независимо от гражданства, деятельности в прошлом и других обстоятельств. В основу предоставления права на трудовую пенсию в старости, при инвалидности и в случае потери кормильца положены принципы социального страхования. Право на нее имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию, и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачивались страховые взносы. При этом в целях усиления пенсионных гарантий инвалидам и семьям, потерявшим кормильца, право на трудовую пенсию предоставляется независимо от продолжительности страхования (уплаты страховых взносов) [3, c.64].

Закон Республики Беларусь от 17.04.92 г. «О пенсионном обеспечении» охватывает многие социальные слои населения, в том числе и лиц, занятых общественно-полезным трудом, а также нетрудоспособных граждан. Условно субъектов пенсионного страхования можно разделить на трудоспособных граждан, имеющих право на трудовые пенсии, и нетрудоспособных граждан, имеющих право на социальные пенсии. В первой группе наибольший удельный вес занимают лица, имеющие право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляется мужчинам - по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам - по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет. Обязательным условием для реализации права на пенсию является наличие не менее 10 лет (с 2013 года) работы с уплатой обязательных страховых взносов. Кроме того, законодательством определено более 20 оснований для назначения досрочных пенсий на 5-10 и более лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста для работников с вредными и тяжелыми условиями труда; военнослужащих, ставших инвалидами; матерей погибших военнослужащих; многодетных матерей; родителей детей- инвалидов; лилипутов и карликов; инвалидов с детства и других.

До наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту, отдельные категории граждан, занятые на работах, выполнение которых ведет к утрате профессиональной трудоспособности или пригодности, имеют право на получение пенсии за выслугу лет. Больше половины всех пенсионеров — женщины, которые выходят на пенсию в возрасте 55 лет, то есть на 5 лет раньше, чем мужчины. К этой же группе относятся лица, имеющие право на пенсию в случае наступления инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также лица, имеющие право на пенсию за особые заслуги перед республикой, такие как пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и другие [3, c.70].

Ко второй группе относятся нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, которые имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, инвалиды с детства, а также в результате увечья, не связанного с работой, которые имеют право на пенсию по инвалидности и другие. По каждому виду пенсий Закон определяет социальный статус граждан, дающий право на получение соответствующей пенсии, условия получения пенсий, их размеры и т.д.

Как известно, наша пенсионная система является распределительной, в ней пенсии выплачиваются за счет страховых взносов работающих и их работодателей. Демографическая ситуация в республике складывается так, что соотношение численности плательщиков страховых взносов и пенсионеров достигло недопустимо низкой величины и продолжает уменьшаться. По данному критерию Беларусь занимает одно из последних мест в мире (рисунок 2.1)

 


Рисунок 2.1 - Соотношение численности работающих и пенсионеров в 2005-2013 гг.

Источник:[15]

 

В Республике Беларусь сохраняется низкий возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 для женщин), таких стран осталось очень мало (среди бывших республик Советского Союза - только Россия, Узбекистан, Украина). В настоящее время пенсии получает 26% населения республики. Согласно прогнозам, в 2025 г. удельный вес пенсионеров превысит 32%, соотношение лиц пожилого и работоспособного возрастов будет ухудшаться и дальше (рисунок 2.2).

 

Рисунок 2.2 - Соотношение численности лиц в возрасте 55 / 60 лет и старше и в возрасте от 15 до 55 / 60 лет

Источник:[15]

 

Таким образом, возникает проблема - как в данных условиях сохранить (не говоря уже о повышении) достигнутое значение коэффициента замещения, который равен тарифу страховых взносов, умноженному на соотношение между количеством плательщиков взносов и числом пенсионеров. Очевидно, что сделать это при неизменном страховом тарифе (а увеличивать его некуда) невозможно. Выход один - улучшать соотношение количества плательщиков страховых взносов и получателей пенсий.

Основой для выплат пенсионных накоплений является Пенсионный фонд Республики Беларусь (далее - Фонд).

В структуру Фонда входят: центральный аппарат; 6 областных и Минское городское управления; 150 городских, районных и районных в городах отделов.

 Орган управления Фонда - правление. Исполнительным руководителем  Фонда является управляющий Фондом. Центральный аппарат, областные  и Минское городское управления  являются юридическими лицами [7].

Главная его цель - содержание за счет средств Фонда тех граждан, которые в силу своего возраста не относятся к экономически активному населению, оказание помощи семьям, предоставление средств к жизни и возмещение утраченного заработка потерявшим трудоспособность гражданам и др. Таким образом, по государственному социальному страхованию граждане обеспечиваются: пенсиями по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет, пособиями и компенсациями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, и т. д. Структура доходов Фонда за 2013 год показана на рисунке 2.3.

Информация о работе Пенсионная система в Республике Беларусь и ее государственное регулирование