Пенсионная система в Республике Беларусь и ее государственное регулирование
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 18:25, курсовая работа
Описание работы
Целью исследования данной курсовой работы является всестороннее изучение структуры системы пенсионного обеспечения, её проблем, а также рассмотрение путей и перспектив совершенствования пенсионной системы для Беларуси. Для раскрытия цели курсовой работы необходимо решить ряд задач: - рассмотреть понятие пенсионной системы, историю ее возникновения и развития; - рассмотреть состояние пенсионной системы в Республике Беларусь, динамику ее изменения;
Содержание работы
Введение 3 1 Понятие пенсионной системы и ее структура 5 2 Пенсионная система Республики Беларусь: состояние и проблемы развития 12 3 Основные направления совершенствования пенсионной системы Республики Беларусь 27 Заключение 39 Список использованных источников 41
Размер финансирования перехода будет
зависеть от пути его реализации. При радикальном
способе перехода все работающие начинают
вносить средства на накопительное счета,
а поступления в солидарную систему прекращаются.
Сразу встает вопрос: из каких источников
платить пенсии нынешним пенсионерам,
численность которых достигла 2,5 млн.?
Правда, эта сумма постепенно, в течение
нескольких десятилетий, будет уменьшаться
по мере естественной убыли пенсионеров
солидарной системы - до полного погашения
скрытого пенсионного долга (СПД). Под
СПД понимается приведенная ценность
накопленных к моменту перехода прав пенсионеров
и работников, уплативших взносы в старую
систему. По оценкам специалистов, в Беларуси
СПД равен 360% ВВП (для сравнения: Казахстан
- 88%, Чили - 100, , Венгрия - 213, Польша - 220%).
Такой высокий скрытый пенсионный долг
делает переход на накопительную систему
очень проблематичным. Найти эти средства
для нас нереально, поэтому такой радикальный
путь перехода неприемлем [7].
Более взвешенным подходом
является введение накопительной схемы
только для новых работников на рынке
труда. В этом случае уже в первый год поступления
взносов в нашу солидарную пенсионную
систему сократятся на 1,8 - 2% (7 - 8 млрд. руб.
в месяц). Источников покрытия такого снижения
доходов в Фонде нет даже на первый год
перехода, не говоря о последующих периодах.
Надеяться на поддержку государства в
условиях дефицита республиканского бюджета,
который он частично даже покрывает за
счет средств социального страхования,
оснований нет. Проблема СПД сохраняется
и при этом варианте.
Следовательно, введению трехуровневой
системы должна предшествовать серьезная
работа по укреплению экономики страны.
Такой переход должен базироваться на
твердой экономической основе. Это организация
первичного рынка для казначейских облигаций,
пересмотр законов, регулирующих работу
финансового рынка, ввод рынка облигаций
с залоговым обеспечением и индексацией
в зависимости от роста цен, осуществление
либерализации предоставления услуг страхования
и перестрахования и многое другое.
Следует отметить, что на данный
момент уже реализован ряд важных решений
в пенсионной системе Республики Беларусь.
18 марта 2012 г. Президентом
Республики Беларусь принят Указ
№ 136 «О мерах по совершенствованию
пенсионного обеспечения граждан».
Указ направлен на адаптацию
пенсионной системы к росту
нагрузки в складывающихся демографических
и социально-экономических условиях.
В целях стимулирования более
позднего выхода на пенсию Указом предусмотрено
установление возрастающих премий за
каждый дополнительный год работы без
получения пенсии после приобретения
права на пенсию по возрасту на общих основаниях.
При этом работник сам принимает решение:
обратиться за пенсией раньше, согласившись
на относительно невысокий ее размер,
или позже, заработав значительно более
высокую пенсию.
Согласно Указу каждые два месяца
неполного года работы без получения пенсии
позволят увеличить пенсию на 1 процент
заработка, из которого она исчислена,
один год работы – на 6 процентов, два –
на 14 (6 за первый и 8 за второй), три – ещё
на 10, четыре – на 12, пять – на 14 процентов
заработка. Таким образом, за пять лет
работы пенсия увеличится на 50 процентов
указанного заработка или в 1,7 – 2 раза
(в зависимости от стажа и заработка). И
это не предел. Каждый последующий год
без получения пенсии позволит увеличивать
её ещё на 14 процентов заработка, из которого
она исчислена [7].
Под работой, дающей право на
увеличение пенсии согласно Указу, понимаются
периоды работы, предпринимательской,
творческой и иной деятельности, в течение
которых производилась уплата обязательных
страховых взносов в Фонд социальной защиты
населения Министерства труда и социальной
защиты Республики Беларусь в соответствии
с законодательством о государственном
социальном страховании.
Пенсии по возрасту, назначенные
с 1 сентября 1998 года до вступления в силу
Указа, пересмотрены с учетом этой нормы
Указа при соблюдении установленных условий.
Также в соответствии с Указом
при исчислении пенсии за периоды без
уплаты обязательных страховых взносов,
включаемые в стаж работы для назначения
пенсии (учеба, служба в армии, уход за
детьми и другие), вместо отсутствующего
заработка применяется условный доход
– 40 процентов средней заработной платы
работников в республике за соответствующие
месяцы.
Соответствующие нормы Указа
вступили в силу 1 октября 2012 года.
С 1 декабря 2012 г. вступил в силу
Закон Республики Беларусь от 26 октября
2012 г. № 434-З «О внесении дополнений и изменений
в Закон Республики Беларусь «О пенсионном
обеспечении» (далее – Закон от 26.10.2012).
К статьям 5, 24 и 51
Закона
Законом от 26.10.2012 конкретизированы
условия возникновения права на трудовую
пенсию и учета стажа работы в зависимости
от уплаты обязательных страховых взносов
в Фонд социальной защиты населения Министерства
труда и социальной защиты Республики
Беларусь (далее – Фонд).
При назначении (перерасчете)
пенсий после 30 ноября 2012 г. периоды
работы (иной деятельности), протекавшей
после 30 июня 1998 г., засчитываются в стаж
работы для определения права на трудовую
пенсию и исчисления ее размера при условии
уплаты обязательных страховых взносов
в Фонд.
Периоды работы (иной деятельности)
после 30 июня 1998 г. в государствах, с которыми
у Республики Беларусь заключены договоры
(соглашения) в области социального (пенсионного)
обеспечения (Россия, Украина, Молдова,
Литва, Латвия, Армения, Кыргызстан, Таджикистан,
Туркменистан, Узбекистан, Казахстан),
в течение которых производилась уплата
страховых взносов в соответствующие
пенсионные фонды этих государств, могут
включаться в стаж работы только для определения
права на пенсию в Республике Беларусь.
Периоды работы (иной деятельности)
за пределами Республики Беларусь до 1
июля 1998 г. (в Казахстане – до 1 января 1998
года) с уплатой страховых взносов в пенсионные
фонды соответствующих государств,
а также иные периоды (часть вторая статьи
51 Закона), имевшие место на территории
этих государств до 1 июля 1998 г., включаются
в стаж работы для исчисления размера
пенсии в Республике Беларусь, если это
предусмотрено международными соглашениями
(договорами), заключенными Республикой
Беларусь с другими государствами. В частности,
это касается работы в России, Украине,
Молдове, Армении, Кыргызстане, Таджикистане,
Туркменистане, Узбекистане, Казахстане.
Периоды работы на территории
государств, ранее входивших в состав
СССР, с которыми Республика Беларусь
не заключила договоры (соглашения) в области
социального (пенсионного) обеспечения
(Азербайджан, Грузия, Эстония), включаются
в стаж работы только до 1 января 1992 г.
2. К статье 23 Закона
В статью 23 Закона перенесено
положение подпункта 1.1 пункта 1 Указа
Президента Республики Беларусь от 18 марта
2012 г. № 136 «О мерах по совершенствованию
пенсионного обеспечения граждан» (далее
– Указ), предусматривающего прогрессивное
увеличение «премии» за работу без получения
пенсии после достижения общеустановленного
пенсионного возраста.
3. К статье 57 Закона
Положения статьи 57 Закона приведены
в соответствие с подпунктом 1.2 пункта
1 Указа.
Согласно новой редакции части
пятой статьи 57 Закона в тех случаях, когда
стаж работы обратившегося за пенсией
менее одного календарного месяца, заработок
для исчисления пенсии определяется путем
деления заработка за календарные дни
стажа работы на число этих дней и умножения
полученной суммы на 30.
4. К статье 61 Закона
В соответствии с внесенными
в статью 61 Закона изменениями при назначении
после 30 ноября 2012 г. пенсий лицам, работавшим
за пределами Республики Беларусь, исчисление
пенсий производится из фактического
заработка в Республике Беларусь и дохода
за работу за пределами Республики Беларусь,
с которого согласно законодательству
о государственном социальном страховании
самостоятельно уплачены обязательные
страховые взносы в Фонд (статьи 56-58 Закона).
Работа в период до 1 января 1992 г. на территории
государств, входивших в состав СССР, рассматривается
как работа в Республике Беларусь.
5. К статье 87 Закона
Во исполнение решения Конституционного
Суда Республики Беларусь от 6 ноября 2008
г. «О сроке действия доверенности на получение
денежных средств с вклада (депозита) физического
лица, открытого в банке, на который перечисляется
пенсия (пособие) в статью 87 Закона внесены
изменения, предусматривающие разграничение
срока действия доверенности в зависимости
от способа получения пенсии:
-доверенность на получение
пенсии через организации почтовой
связи и организации по доставке
пенсий (специальная доверенность)
может быть выдана на срок
не свыше одного года;
-доверенность на получение
сумм пенсий со счета гражданина
в банке, на который перечисляется
его пенсия, может быть выдана
на срок до трех лет (статья
187 Гражданского кодекса Республики
Беларусь) [7].
Советом Министров Республики
Беларусь принято постановление
от 08.09.2012 № 833 «О внесении дополнения в
постановление Совета Министров Республики
Беларусь от 30.03.1993 № 185» (вступило в силу
13.09.2012). Постановлением внесено дополнение
в Положение о пенсиях за особые заслуги
перед Республикой Беларусь.
Дополнительно предоставлено
право на пенсию за особые заслуги перед
Республикой Беларусь женщинам, родившим
и воспитавшим девять и более детей и награжденным
одной из следующих государственных наград
СССР или Республики Беларусь: орденом
Матери, медалью «Медаль материнства»,
орденом «Материнская слава», орденом
«Мать-героиня».
В связи с вступлением в силу
с 6 августа 2012 г. Закона Республики Беларусь
от 10 июля 2012 г. № 426-З «О внесении изменений
и дополнений в некоторые законы Республики
Беларусь по вопросам образования» внесены
изменения в статью 35 Закона Республики
Беларусь «О пенсионном обеспечении».
Право на пенсию по случаю потери
кормильца предоставлено обучающимся
детям умершего кормильца (в том числе
усыновленным, пасынкам, падчерицам), его
братьям, сестрам и внукам, не достигшим
23 лет, независимо от факта нахождения
на иждивении умершего кормильца.
При рассмотрении вопроса о
пенсионном обеспечении по случаю потери
кормильца предусмотренных статьей 35
Закона нетрудоспособных членов семьи
в обязательном порядке требуется их регистрация
по месту жительства в Республике Беларусь
3 сентября 2013 г. Президентом
Республики Беларусь подписан
Указ № 389 «О некоторых вопросах
пенсионного обеспечения и социального
страхования» (вступил в силу 6 сентября
2013 года).
Указом предусматривается увеличение
с 1 января 2014 г. минимального периода работы
(иной деятельности) с уплатой обязательных
страховых взносов в Фонд социальной защиты
населения Министерства труда и социальной
защиты, необходимого для назначения трудовых
пенсий по возрасту и за выслугу лет, с
5 до 10 лет.
Для ряда категорий требования
по минимальному страховому стажу для
права на пенсию по возрасту сохраняются
прежние – 5 лет. Это родители детей-инвалидов
(инвалидов с детства), многодетные матери,
родившие и воспитавшие 5 и более детей,
инвалиды с детства, матери военнослужащих,
смерть которых связана с исполнением
обязанностей военной службы, инвалиды
войны и некоторые другие социально уязвимые
категории граждан, которым предоставлено
право на досрочную пенсию по возрасту.
Занятым на работах с вредными
условиями труда установят дополнительные
пенсионные гарантии.
В Беларуси устанавливаются
дополнительные пенсионные гарантии работникам,
занятым на работах с вредными условиями
труда. Это предусмотрено указом № 441 "О некоторых
вопросах профессионального пенсионного
страхования и пенсионного обеспечения",
который Президент Беларуси Александр
Лукашенко подписал 25 сентября 2013 года
[7].
В соответствии с документом
предоставлено право на досрочную (льготную)
пенсию из средств общей пенсионной системы
лицам, занятым на вредных и тяжелых работах,
которые до 1 января 2009 года (то есть до
введения профессионального пенсионного
страхования) отработали во вредных условиях
труда не менее половины стажа, требуемого
для назначения этой пенсии. Работникам
с вредными условиями труда, которые до
1 января 2009 года выработали менее половины
требуемого стажа или вовсе не имеют такого
стажа до указанной даты (соответственно,
не приобретут право на досрочную (льготную)
пенсию из средств общей пенсионной системы),
предоставлено право выбора способа компенсации
их занятости на вредной работе. В частности,
либо в период вредной работы можно сразу
получать ежемесячную доплату к заработной
плате (в размере, определяемом работодателем,
но не менее суммы взносов на профессиональное
пенсионное страхование). В этом случае
работник получит дополнительный текущий
доход вместо права на профессиональную
пенсию в будущем. Либо можно выбрать профессиональное
пенсионное страхование и в будущем получать
досрочную или дополнительную профессиональную
пенсию, сформированную за счет взносов
работодателей на данное страхование.
При этом для формирования более весомых
профессиональных пенсионных сбережений
работника указом предусмотрено с 1 января
2014 года увеличить тарифы взносов, уплачиваемых
работодателями на профессиональное пенсионное
страхование. Указ вступил в силу с 1 октября
2013 года, а пункт 2 этого указа, предусматривающий
увеличение тарифов взносов на профессиональное
пенсионное страхование, - с 1 января 2014
года [7].
Таким образом, можно сделать
следующие выводы:
1. В рамках реформирования
пенсионной системы постепенно
необходимо решить ряд задач
стратегического порядка, таких
как: проблема возрастных критериев
выхода на пенсию, урегулирование
вопросов досрочного пенсионного
обеспечения, выплаты пенсии в
период работы, паритетного участия
нанимателей и работников в
финансировании пенсионной системы
и других.
2. Одним из путей совершенствования
системы пенсионного страхования
является переход к системе, которая
бы включала накопительный частный
компонент с установленными взносами
и не была бы на 100% распределительной
государственной системой с установленными
выплатами. Такая система предполагает
создание 3 уровней: