Пенсионная система в Республике Беларусь и ее государственное регулирование
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 18:25, курсовая работа
Описание работы
Целью исследования данной курсовой работы является всестороннее изучение структуры системы пенсионного обеспечения, её проблем, а также рассмотрение путей и перспектив совершенствования пенсионной системы для Беларуси. Для раскрытия цели курсовой работы необходимо решить ряд задач: - рассмотреть понятие пенсионной системы, историю ее возникновения и развития; - рассмотреть состояние пенсионной системы в Республике Беларусь, динамику ее изменения;
Содержание работы
Введение 3 1 Понятие пенсионной системы и ее структура 5 2 Пенсионная система Республики Беларусь: состояние и проблемы развития 12 3 Основные направления совершенствования пенсионной системы Республики Беларусь 27 Заключение 39 Список использованных источников 41
-добровольный уровень
для тех, кто заинтересован в
большей защите, чем могут дать
два этих уровня.
Следует отметить, что на данный
момент уже реализован ряд важных решений
в пенсионной системе Республики Беларусь.
Заключение
Пенсионные системы оказывают
серьезное влияние на государственную
экономику и развитие всего общества в
целом. Первая, организованная государством
система пенсий по возрасту занятых в
частном секторе была введена в Германии
в 1889 году.
В современном мире любая пенсионная
система - это система социальной взаимопомощи.
Сама идея пенсионного обеспечения в свое
время возникла как ответ на одну из вечных
проблем человечества: как обеспечить
средствами к жизни человека в старости,
когда он утрачивает доходы от трудовой
деятельности, ранее получаемые им . Таким
образом, в центре пенсионной системы,
как правило, находится трудовая пенсия,
выполняющая функцию переноса дохода
людей из трудоспособного этапа жизни
на период, когда человек теряет способность
к труду.
Существуют два основных механизма
финансирования трудовой пенсии. Перераспределительный
механизм основывается на принципе солидарности
поколений, что означает осуществление
расходов на выплату пенсий действующим
пенсионерам за счёт занятого населения,
предполагая, что ныне трудоспособные
граждане смогут в будущем рассчитывать
на трудовые пенсии, оплачиваемые из доходов
следующего поколения трудящихся. Накопительный
механизм финансирования пенсии предполагает
создание в течение трудоспособного периода
жизни человека сбережений, впоследствии
использующихся для выплаты пенсий в пользу
данного лица.
Основным государственным органом
пенсионного обеспечения в Республике
Беларусь является Главное управление
пенсионного обеспечения (начальник Мурашкевич
Н.В.), входящее в Министерство по труду
и социальной защите.
Основные задачи Главного управления
пенсионного обеспечения:
-разработка предложений
об основных направлениях и
приоритетах государственной политики
в области государственного пенсионного
обеспечения и социального (пенсионного)
страхования;
-реализация государственной
политики в области государственного
пенсионного обеспечения и социального
(пенсионного) страхования;
-разработка предложений
по совершенствованию законодательства
о государственном пенсионном
обеспечении и социальном (пенсионном)
страховании и др.
В Республике Беларусь система
социального обеспечения представляет
собой достаточно разветвленную сеть
и охватывает практически всех нетрудоспособных
и трудоспособных лиц посредством государственного
социального страхования, пенсионного
обеспечения и социальной помощи различных
видов и форм. Наибольший удельный вес
в этой системе занимает пенсионное обеспечение,
которое играет ключевую роль в материальном
обеспечении старшего поколения и инвалидов.
Проблема пенсионного обеспечения
в Республике Беларусь была актуальна
всегда. Так, на сегодняшний день более
500 тыс. человек, а это около четверти белорусских
пенсионеров продолжают свою трудовую
деятельность после наступления пенсионного
возраста. Это происходит в связи с тем,
что сумма, которая заменит им прежнюю
зарплату заставляет задуматься.
Существующую в Беларуси пенсионную
систему "Работающий Платит за Пенсионера"
называют солидарной. На самом деле она
имеет встроенный механизм создания конфликтов
между поколениями. Пока что пенсионная
система, хоть и с известными трудностями,
но справляется со своими задачами. Одна
со временем выполнять взятые на себя
обязательства ей будет всё сложнее. То,
что преобразования нужны, очевидно.
В рамках реформирования пенсионной
системы постепенно необходимо решить
ряд задач стратегического порядка, таких
как: проблема возрастных критериев выхода
на пенсию, урегулирование вопросов досрочного
пенсионного обеспечения, выплаты пенсии
в период работы, паритетного участия
нанимателей и работников в финансировании
пенсионной системы и других.
Одним из путей совершенствования
системы пенсионного страхования является
переход к системе, которая бы включала
накопительный частный компонент с установленными
взносами и не была бы на 100% распределительной
государственной системой с установленными
выплатами. Такая система предполагает
создание 3 уровней:
- обязательный государственный
уровень, который обеспечивает перераспределение;
-добровольный уровень
для тех, кто заинтересован в
большей защите, чем могут дать
два этих уровня.
Следует отметить, что на данный
момент уже реализован ряд важных решений
в пенсионной системе Республики Беларусь.
Список использованных
источников
1. Беларуси не избежать
пенсионной реформы – [Электронный
ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://n1.by/news/2011/11/13/200479.html
– Дата доступа: 15.01.2012.
2. Бичик, С.В. Основы экономической
теории / С.В.Бичик. – Мн.: «Университетское»,
2010. - 529 с.
3. Бохан, В.Ф. Пенсионное законодательство
РБ. Сборник нормативных правовых
актов / В.Ф.Бохан. - Минск: Дикта, 2012. - 431
с.
4. Головачев, А.С. Макроэкономика:
учебное пособие / А.С. Головачев, И.В.
Головачева. - 2-е стер. изд. - Минск: Акад.
упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005.
- 256 с.
5. Горелова, Н.А. Экономика труда
/ Н.А. Горелова. - Санкт-Петербург: 2007. -
208c.
7. Министерство труда и социальной
защиты населения Республики Беларусь
[Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.mintrud.gov.by/ru/activity/sostojanie>.
Дата доступа: 18.01.2014.
9. О пенсионном обеспечении:
Закон Респ.Беларусь от 17 апреля 1992
г. № 1596-XII (с изменениями и дополнениями)
// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс]
/ Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.
– Минск, 2014.
10. О профессиональном
пенсионном страховании: Закон Респ.
Беларусь от 5 янв. 2008 г. № 322-З // Эталон
– Беларусь [Электронный ресурс] / Нац.
центр правовой информ. Респ. Беларусь.
– Минск, 2014.
11. Остапенко, Ю. М. Экономика
труда: учебное пособие / Ю.М. Остапенко.
- 2-е изд. - Москва: Инфра-М, 2007. - 272 с.
12. Программа социально-экономического
развития Республики Беларусь
на 2011-2015 гг.: официальный сайт Совета
Министров Республики Беларусь [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: <http://government.gov.by/public/shared/rus/docs/prog_2011_2015_project.pdf>.
Дата доступа: 15. 11. 2013.
13. Скоробогатый, Э.И. Будущее
за накопительной системой пенсионного
обеспечения / Э.И. Скоробогатый, М.К. Воробьев
// Отдел кадров. – 2011. – № 6. – C. 56-58.
14. Социально-экономическое
положение Республики Беларусь /
Национальный статистический комитет
Республики Беларусь. - Минск, 2013. - 214
с.
15. Статистический комитет
Республики Беларусь [Электронный
ресурс] / Режим доступа: <http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/labor.php>.