Пенсионная система в Республике Беларусь и ее государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является всестороннее изучение структуры системы пенсионного обеспечения, её проблем, а также рассмотрение путей и перспектив совершенствования пенсионной системы для Беларуси.
Для раскрытия цели курсовой работы необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие пенсионной системы, историю ее возникновения и развития;
- рассмотреть состояние пенсионной системы в Республике Беларусь, динамику ее изменения;

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие пенсионной системы и ее структура 5
2 Пенсионная система Республики Беларусь: состояние и проблемы развития 12
3 Основные направления совершенствования пенсионной системы Республики Беларусь 27
Заключение 39
Список использованных источников 41

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 446.24 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 2.3 - Доходы Фонда за 2013 г.

Источник:[7]

 

Хорошо видно, что основная часть доходов складывается из страховых взносов (более 90%). Существенная часть доходов (4,4%) получена от капитализации временно свободных остатков средств путем вложения их в депозиты банков и покупки государственных казначейских обязательств. Остальные составляющие доходной части не имеют заметного значения. Расходная часть Фонда показана на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 - Расходы Фонда в 2013 г.

Источник:[7]

 

Наибольшая часть расходов - это расходы на выплату пенсий, доля которых в общей сумме расходов составила около 78%. Если просмотреть динамику роста пенсий за последние 5 лет то мы увидим: (рисунок 2.5).

 


Рисунок 2.5 - Динамика роста пенсий в Республике Беларусь за 2006-2012 гг., %

Источник:[7]

 

За годы существования Фонда несколько вырос удельный вес расходов Фонда в общем объеме ВВП (рисунок 2.6).


Рисунок 2.6 - Удельный вес расходов Фонда в ВВП за 2005-2012 гг.

Источник:[7]

 

Это невысокий показатель в сравнении даже с развивающимися странами, не говоря уже о странах с высокоразвитой экономикой. Если же еще принять во внимание уровень ВВП в расчете на душу населения в Беларуси в сопоставлении с другими странами, то нетрудно понять, что уровень социальной защищенности пенсионеров и получателей других пособий из средств социального страхования в нашей стране невысок. В последние годы наблюдается тенденция "проедания" Фондом социальной защиты накопленных в прошлые периоды средств. Основная причина этого - рост задолженности по уплате страховых взносов при постоянном росте потребности. Это связано как с неблагополучным финансовым состоянием многих субъектов хозяйствования, так и с относительно высоким тарифом страховых взносов.

В рамках действующей системы пенсионного обеспечения ведется целенаправленная работа по решению двух основных задач в области пенсионного обеспечения: повышение уровня пенсий и усиление дифференциации размеров пенсий в зависимости от трудового вклада пенсионера в период трудовой деятельности. В последнее время на решение этих задач направлен целый ряд изменений пенсионного законодательства.

Основным оценочным показателем размера пенсий является соотношение их с уровнем заработной платы (коэффициент замещения). Динамика соотношения средней пенсии со среднемесячной заработной платой рабочих и служащих показана на рисунке 2.7 . Из него видно, что в последние годы роста коэффициента замещения не было, скорее, - наоборот. Это произошло не случайно. В 2006 г. в связи с финансовыми трудностями Фонда социальной защиты населения изменен механизм пересчета пенсий. До этого он осуществлялся при росте зарплаты на 10%, и при этом сопоставлялся истекший месяц с месяцем последнего перерасчета. В результате внесенного изменения перерасчет осуществляется, если рост средней зарплаты в истекшем квартале по сравнению с ее величиной, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, составит более 15%. Другими словами, было произведено ужесточение норм перерасчетов. В результате их количество в году уменьшилось, произошло фактическое понижение размеров пенсий [7].


Рисунок 2.7 - Соотношение средней пенсии и средней зарплаты (%) 2005-2012 гг.

Источник:[7]

 

Все пенсионные системы по механизму их финансирования делятся на два принципиально различающиеся между собой вида. Распределительная солидарная система PAY-AS-YOU-GO (работающий платит за пенсионера), которая применяется в Беларуси. В этой системе выплата пенсий осуществляется за счет текущих страховых взносов. Чаще всего такие системы являются государственными. Накопительная пенсионная система. Выплата пенсий осуществляется за счет накоплений, сделанных застрахованными в период их трудовой деятельности. Эти системы могут быть как частными, так и государственными.

Государственные пенсии в Республике Беларусь устанавливаются в соответствии с настоящим Законом «О пенсионном обеспечении» от 17.04.1992г. № 1596-XII. Изменение условий и норм пенсионного обеспечения осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Закон. Если международным договором РБ установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, применяются правила международного договора [7].

В случаях, предусмотренных настоящим Законом определяется порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан.

Основаниями для пенсионного обеспечения являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца - его смерть; основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» предусмотрены трудовые и социальные пенсии. Лицам, имеющим право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.

Выделяют следующие виды пенсий:

а) трудовые пенсии:

- по возрасту;

- по инвалидности;

- по случаю потери кормильца;

- за выслугу лет;

- за особые заслуги  перед республикой;

б) социальные пенсии [7].

В соответствии со ст. 58 Закона РБ «О пенсионном обеспечении» в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленных в пользу работника по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, доходы физического лица, самостоятельно уплачивающего обязательные страховые взносы, на которые, согласно законодательству, начислялись и из которых уплачивались обязательные страховые взносы. Натуральные выплаты учитываются исходя из средней цены реализации соответствующей продукции за отчётный период. Премии и иные виды выплат включаются заработок за месяц, в котором они получены. В заработок для назначения пенсии включаются за соответствующие периоды пособия по временной нетрудоспособности либо сохранившийся за работником средний заработок.

В соответствии со ст. 27 Закона «О пенсионном обеспечении» пенсии по инвалидности назначаются независимо от причины инвалидности при наличии следующего стажа работы ко времени наступления инвалидности или обращения за пенсией (Таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 - Назначение пенсии по инвалидности в Республике Беларусь

 

Возраст

Стаж работы (в годах)

1

2

До достижения 23 лет

1

От 23 лет до достижения 26 лет

2

От 26 лет до достижения 31 года

3

От 31 года до достижения 36 лет

5

От 36 лет до достижения 41 года

7

От 41 года до достижения 46 лет

9


 

 

Окончание таблицы 2.1

 

1

2

От 46 лет до достижения 51 года

11

От 51 года до достижения 56 лет

13

От 56 лет до достижения 61 года

14

От 61 года и старше

15


 

 

Источник:[7]

 

Лицам, ставшим инвалидами до достижения 20 лет в период работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности (часть первая статьи 51 Закона) или после ее прекращения, пенсии назначаются независимо от наличия стажа работы, установленного частью первой настоящей статьи.

В зависимости от степени утраты трудоспособности инвалиды подразделяются на три группы. Причины и группы инвалидности, а также время наступления инвалидности устанавливаются медико-реабилитационными экспертными комиссиями (МРЭК), действующими на основании Положения о них, утверждаемого Советом Министров РБ.

Размеры пенсий по инвалидности назначаются в соответствии со ст. 31 Закона «О пенсионном обеспечении» в следующих размерах:

- инвалидам I группы - 75 %;

- инвалидам II группы - 65 %;

- инвалидам III группы - 40 % среднемесячного  заработка (статья 56).

Если у инвалидов I, II групп имеется стаж работы, необходимый для назначения пенсии по возрасту, в том числе за работу с особыми условиями труда, то пенсия по инвалидности может быть назначена в размере пенсии по возрасту при соответствующем стаже работы.

Минимальные размеры пенсий устанавливаются:

- по I и II группам инвалидности -- 100 %;

- по III группе инвалидности -- 50 %;

- матерям-героиням (независимо  от группы инвалидности) -- 100 % минимального  размера пенсии по возрасту (статья 23) [9].

Пенсии при неполном стаже работы инвалидам I, II групп, которые не имеют достаточного для назначения полной пенсии стажа работы (статья 27), назначается пенсия по инвалидности при неполном стаже работы в размере, исчисленном пропорционально имеющемуся стажу, но не ниже следующих размеров:

- инвалидам I группы -- 100 %;

- инвалидам II группы -- 50 %;

- матерям-героиням (независимо  от группы инвалидности) -- не менее 100 % минимального размера пенсии по возрасту.

К пенсии по инвалидности устанавливается надбавка на уход:

- инвалидам I группы -- 100 % минимального  размера пенсии по возрасту;

- одиноким инвалидам II группы, нуждающимся по заключению МРЭК  или ВКК в постоянной посторонней  помощи, а также пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, -- 50 % минимального  размера пенсии по возрасту [9].

При наличии права на надбавку на уход по различным основаниям, предусмотренным в настоящей статье, надбавка начисляется по одному из указанных оснований. Данный вид пенсии назначается на время инвалидности, установленной МРЭК.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (статья 36 Закона «О пенсионном обеспечении»). При этом детям, а также лицам (один из родителей или супруг (супруга) либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят (занята) уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 8 лет, и не работает) пенсии назначаются независимо от того, состояли ли они на иждивении кормильца. Родители и супруг (супруга) умершего, не состоявшие на его иждивении, также имеют право на пенсию, если впоследствии утратили источник средств к существованию.

Пенсии по случаю потери кормильца назначаются в соответствии со ст. 39 Закона на каждого нетрудоспособного члена семьи в размере 40 % среднемесячного заработка кормильца (статья 56 Закона), но не менее 100 % минимального размера пенсии по возрасту.

Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца установлен в размере 100 % минимального размера пенсии по возрасту, детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот (при условии неполучения в связи со смертью родителя ежемесячной страховой выплаты) – 200 % минимального размера пенсии по возрасту (статья 38 Закона).

К пенсии по случаю потери кормильца устанавливается надбавка на уход:

- инвалидам I группы -- 100 % минимального  размера пенсии по возрасту;

- пенсионерам, достигшим 80-летнего  возраста, детям-инвалидам в возрасте  до 18 лет и инвалидам с детства II группы, а также одиноким пенсионерам, нуждающимся в постоянной посторонней  помощи по заключению медико-реабилитационных  экспертных комиссий (МРЭК) или врачебно-консультационных  комиссий (ВКК), - 50 % минимал размера пенсии по возрасту [9].

Право на пенсию за выслугу лет имеют следующие категории рабочих и служащих авиации, а также летно-испытательного состава независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, в которых они заняты:

а) работники летного и летно-испытательного состава при выслуге лет в этих должностях не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин. Указанные работники, уволенные с летной работы по состоянию здоровья, при наличии выслуги лет у мужчин не менее 20 лет и у женщин не менее 15 лет имеют право на пенсию пропорционально отработанному времени. Последующая работа в службах управления воздушным движением и инженерно-авиационной в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет (пункты "б" и "в"), засчитывается в календарном порядке для назначения полной пенсии за выслугу лет.

Перечень должностей работников летного состава, порядок исчисления сроков выслуги лет для назначения им пенсий, а также порядок назначения и выплаты пенсий работникам летно-испытательного состава утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров РБ;

б) работники, осуществляющие управление воздушным движением и имеющие свидетельство диспетчера:

-мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы  не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному  управлению полетами воздушных  судов;

-женщины - по достижении 45 лет и при стаже работы  не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному  управлению полетами воздушных  судов. В выслугу лет работникам, осуществляющим управление воздушным  движением, засчитывается также  работа, указанная в пункте "а";

в) инженерно-технический состав - по перечню должностей и работ, утверждаемому в порядке, определяемом Советом Министров РБ:

-мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы  не менее 25 лет, из них не менее 20 лет в указанных должностях;

-женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы  не менее 20 лет, из них не менее 15 лет в указанных должностях.

В выслугу лет работникам инженерно-технического состава засчитывается также работа, указанная в пунктах "а" и "б" настоящей статьи;

г) бортпроводники:

-мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы  не менее 25 лет, из них не менее 15 лет бортпроводником;

Информация о работе Пенсионная система в Республике Беларусь и ее государственное регулирование