Пенсионная система в Республике Беларусь и ее государственное регулирование
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 18:25, курсовая работа
Описание работы
Целью исследования данной курсовой работы является всестороннее изучение структуры системы пенсионного обеспечения, её проблем, а также рассмотрение путей и перспектив совершенствования пенсионной системы для Беларуси. Для раскрытия цели курсовой работы необходимо решить ряд задач: - рассмотреть понятие пенсионной системы, историю ее возникновения и развития; - рассмотреть состояние пенсионной системы в Республике Беларусь, динамику ее изменения;
Содержание работы
Введение 3 1 Понятие пенсионной системы и ее структура 5 2 Пенсионная система Республики Беларусь: состояние и проблемы развития 12 3 Основные направления совершенствования пенсионной системы Республики Беларусь 27 Заключение 39 Список использованных источников 41
-женщины - по достижении
45 лет и при стаже работы
не менее 20 лет, из них не менее
10 лет бортпроводницей.
Также право на пенсию за выслугу
лет имеют отдельные категории медицинских
и педагогических работников:
- мужчины -- по достижении 55
лет и при наличии специального стажа
работы не менее 30 лет;
- женщины -- по достижении 50
лет и при наличии специального стажа
работы не менее 25 лет.
Перечень учреждений, организаций
и должностей, работа в которых дает право
на пенсию за выслугу лет в соответствии
с настоящей статьей, утверждается Советом
Министров Республики Беларусь. Право
на пенсию за выслугу лет при стаже творческой
деятельности от 20 до 30 лет имеют отдельные
категории артистов театров и других театрально-зрелищных
организаций и коллективов - по перечню,
утверждаемому Советом Министров Республики
Беларусь.
Право на пенсию за выслугу
лет имеют спортсмены:
- мужчины -- по достижении 55
лет и при стаже работы не менее 25 лет,
из них не менее 15 лет профессиональной
спортивной деятельности;
- женщины -- по достижении 50
лет и при стаже работы не менее 20 лет,
из них не менее 10 лет профессиональной
спортивной деятельности.
К пенсии за выслугу лет устанавливается
надбавка на уход (статья 501 Закона):
- инвалидам I группы -- 100 % минимального
размера пенсии по возрасту;
- пенсионерам, достигшим 80-летнего
возраста, а также одиноким пенсионерам,
нуждающимся по заключению МРЭК
или ВКК в постоянной посторонней
помощи, -- 50 % минимального размера
пенсии по возрасту [9].
Выплата социальных пенсий,
предусмотренных настоящим Законом от
17.04.1992 г. № 1596-XII, осуществляется за счет
средств республиканского бюджета.
Социальные пенсии назначаются
гражданам, не получающим трудовую пенсию:
- инвалидам, в том числе
инвалидам с детства;
- лицам, достигшим возраста:
мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет;
- детям - в случае потери
кормильца (пункт "а" части третьей
и часть четвертая статьи 35 Закона);
- детям - инвалидам в возрасте
до 18 лет [9].
Проблема пенсионного обеспечения
в Республике Беларусь была актуальна
всегда. О ней писала пресса, радио и телевидение
как самые оперативные источники информации
с точностью хирурга вскрывали её в прямом
эфире, о ней витийствовали с трибун политики.
Идея с годами не потеряла своей актуальности.
Так на сегодняшний день более 500 тыс. человек,
а это около четверти белорусских пенсионеров
продолжают свою трудовую деятельность
после наступления пенсионного возраста.
Это происходит в связи с тем, что сумма,
которая заменит им прежнюю зарплату заставляет
задуматься. Кстати сказать, эта проблема
актуальна не только для нашей страны
– значительная часть немецких, английских,
итальянских пенсионеров тоже будут работать
из-за недостатка средств. Это ли не признаки
кризиса пенсионной системы?.
Круг проблем, связанных с пенсионным
обеспечением, не исчерпывается вопросами
морально-этическими и значительно шире
сферы личных интересов людей. Если копнуть
глубже, обнаружим проблемы:
- демографические
(отрицательная динамика рождаемости
населения по отношению к старению) представлена
3 основными моментами. Во-первых, это общее
сокращение населения Беларуси. До 1993
года население страны продолжало прирастать,
хотя и более медленными, чем ранее, темпами.
Но в 1993 году естественная убыль населения
составила – 11,2 тыс. человек. С тех пор
темпы прироста убыли населения лишь увеличивались,
достигнув пика в 2002 году, в котором население
Беларуси сократилось на 57,9 тыс. человек.
Непосредственно для пенсионной системы
негативный момент выражается в том, что
сокращается и трудоспособное население,
которое является основным плательщиком
пенсионных взносов. Во-вторых, негативным
демографическим моментом является также
общая невысокая продолжительность жизни
белорусов. В меньшей степени это касается
женщин, но в гораздо большей – мужчин.
Таким образом, невысокая (особенно для
мужчин) продолжительность жизни снижает
возможности для проведения параметрических
реформ пенсионной системы, в частности
– возможности повышения пенсионного
возраста. Третьим фактором выступает
явление старения нации. Сущность этой
тенденции является увеличение в государстве
доли лиц старше трудоспособного возраста,
являющихся пенсионерами, и снижение доли
молодёжи, которая входит в группу налогоплательщиков
пенсионных взносов. Особенно большой
прирост числа пенсионеров ожидается
примерно с 2020 года, когда на пенсию выйдут
люди, родившиеся в период «демографического
бума» 60-х годов [6, c.59].
- экономические
(безработица, инфляция, различные финансовые
риски), которые появились и усилились
в период после распада СССР, также серьёзным
образом влияют на характер и качество
проводимой в Беларуси политики в области
пенсионного обеспечения. Эти проблемы
были связаны, в основном, со снижением
общего объёма общественного производства,
так как соответственно уменьшался и уровень
оплаты труда рабочих и служащих, уменьшалась
их заработная плата. Она перестала быть
основным источником средств к существованию
занятых в экономике людей. Так, доля заработной
платы в общем объёме личных доходов граждан
снизилась с 73,1 % в 1990 году до 50,6 % в 2008 году.
Следует отметить, что и на сегодняшний
день этот показатель продолжает держаться
около уровня в 50 %. А от заработной платы,
в сою очередь, зависят и размеры поступлений
в Фонд социальной защиты населения, а
значит, - и возможности всей пенсионной
системы государства. Кроме того, в постсоветский
период на 17,8 % произошло сокращение численности
занятого населения при одновременном
росте численности пенсионеров на 12,4 %.
Экономическими причинами этого явления
стали банкротство и ликвидация неэффективных
предприятий, снижение уровня спроса на
рабочую силу, увеличение уровня безработицы
и т.д. Так в период 1995-2013 годов занятое
население сократилось с 4409,6 до 4339,3 тыс.
человек, а число безработных, наоборот,
возросло со 114,6 до 140,7 тыс. человек. Кроме
того, с 1324,5 до 1661,6 тыс. человек увеличился
уровень неактивного населения. Таким
образом, это также вносит свою лепту в
соотношение в Беларуси число занятого
населения к числу пенсионеров.
- политические решения
властных субъектов, прямо или косвенно
касающегося сферы пенсионного регулирования.
Как известно, стратегическим курсом развития
государства было избрано построение
демократической, социальной и правовой
Беларуси. Соответствующее положение
нашло своё закрепление в основном законодательном
акте страны – Конституции Республики
Беларусь 1994 года с последующими её изменениями
и дополнениями.
- социальные. Как
известно, в течение десятилетий официальной
советской пропагандой в качестве серьёзного
преимущества социально-экономической
модели СССР рассматривалась мощная социальная
функция государства. В состав этой функции
в качестве неотъемлемого элемента входило
обеспечение прав трудящихся на достойную
пенсию, на достойную компенсацию потери
доходов после прекращения трудовой деятельности.
Причём пенсионная политика СССР не была
направлена лишь на собственно денежное
обеспечение пенсионеров. Она касалась
также и иных, не менее важных условий
и параметров пенсионной системы: определения
пенсионного возраста, наличия льготных
оснований выхода на пенсию, порядка исчисления
трудового стажа и т.д. [6, c.61]
На основании вышесказанного,
очевидно, что проблемы эти государственные,
а значит, и подход к их решению должен
быть комплексным, с учётом перспективы.
Пока что пенсионная система, хоть и с
известными трудностями, но справляется
со своими задачами. Одна со временем выполнять
взятые на себя обязательства ей будет
всё сложнее. То, что преобразования нужны,
очевидно – ведь создавалась пенсионная
система в иных социально-экономических
условиях. Действующая пенсионная система
является распределительной с установленными
выплатами. Текущие пенсионные выплаты
финансируются из текущих поступлений
страховых взносов. Факторы, из которых
она слагается , и мешают ей должным образом
развиваться, выражены формулой:
Заработная плата х число работников
х страховой тариф
Размер пенсии = ------------------------------------------------------------------ (2.1)
Число пенсионеров
Ключевой проблемой является
неадекватность пенсионных выплат объёму
уплаченных взносов, что является основной
претензией, особенно со стороны будущих
пенсионеров. На макроуровне к проблемным
вопросам относится высокий тариф страховых
взносов (34% + 1% - основная нагрузка на фонд
заработной платы), а также растущее соотношение
численности пенсионеров и занятых в экономике.
В расчёте на 100 работников численность
пенсионеров достигла 60 в 2012 году (в 1990
г. она была на 25% меньше).
Существующую в Беларуси пенсионную
систему "Работающий Платит за Пенсионера"
называют солидарной. На самом деле она
имеет встроенный механизм создания конфликтов
между поколениями. Через политические
институты, бюрократические процедуры
данная система перераспределяет ресурсы
от одних социальных групп в пользу других,
от одного поколения другому. Она создает
десятки привилегированных групп и является,
по сути, крайне неустойчивой финансовой
пирамидой. Система несправедлива, неэффективна
и аморальна. Несправедлива, потому что
разрушает принципиально важную связь
между уплаченными в пенсионную систему
деньгами и получаемым после выхода на
пенсию доходом, потому что лишает человека
права распоряжаться собственными сбережениями
после выхода на пенсию и национализирует
выплачиваемые всю жизнь пенсионные взносы
в случае смерти, потому что перераспределяет
государственные ресурсы в пользу богатых
и обеспеченных за счет бедных.
Система неэффективна, потому
что не способна прибыльно управлять финансовыми
ресурсами и обеспечивать высокую степень
ликвидности, выплачивать высокие пенсии,
обеспечивающие нормальный уровень благосостояния.
Потому что она увеличивает налоговое
бремя на предприятия, создает условия
для развития серого рынка труда и предпосылки
для роста безработицы. Система аморальна,
потому что обещает работающим определенный
уровень благосостояния при выходе на
пенсию и обманывает ожидания. Потому
что лишает работающих возможности самостоятельно
планировать свои доходы в старости и
активизирует механизмы, разрушительные
для института семьи и отношений между
людьми. Беларуси срочно нужна пенсионная
реформа, потому что в существующем виде
пенсионная система не в состоянии выполнить
стоящие перед ней задачи. Из вышесказанного
вытекает, что вопрос пенсионного обеспечения
в Республике Беларусь является не только
актуальным, но и имеет практическое значение.
Таким образом, можно сделать
следующие выводы:
1. В Республике Беларусь
система социального обеспечения
представляет собой достаточно
разветвленную сеть и охватывает
практически всех нетрудоспособных
и трудоспособных лиц посредством
государственного социального страхования,
пенсионного обеспечения и социальной
помощи различных видов и форм.
Наибольший удельный вес в
этой системе занимает пенсионное
обеспечение, которое играет ключевую
роль в материальном обеспечении
старшего поколения и инвалидов.
2. Проблема пенсионного
обеспечения в Республике Беларусь
была актуальна всегда. Так, на
сегодняшний день более 500 тыс. человек,
а это около четверти белорусских
пенсионеров продолжают свою
трудовую деятельность после
наступления пенсионного возраста.
Это происходит в связи с
тем, что сумма, которая заменит им
прежнюю зарплату заставляет задуматься.
3. Существующую в Беларуси
пенсионную систему "Работающий
Платит за Пенсионера" называют солидарной.
На самом деле она имеет встроенный механизм
создания конфликтов между поколениями.
Пока что пенсионная система, хоть и с
известными трудностями, но справляется
со своими задачами. Одна со временем выполнять
взятые на себя обязательства ей будет
всё сложнее. То, что преобразования нужны,
очевидно.
3 Основные направления
совершенствования пенсионной системы
Республики Беларусь
Результатом осмысления нынешних
и прогнозируемых проблем в пенсионном
обеспечении явилась постановка следующих
задач, решение которых необходимо как
для повышения эффективности пенсионной
системы на нынешнем этапе, так и для обеспечения
ее справедливости, эффективности и финансовой
стабильности в будущем:
1) адаптация системы пенсионного
обеспечения к изменяющимся экономическим
условиям и обеспечение ее
стабильности и устойчивости
на основе развития государственного
и негосударственного (дополнительного)
пенсионного страхования и бюджетного
финансирования;
2) приведение уровня пенсионного
обеспечения граждан в соответствие
с объемом участия в финансировании
пенсионной системы и бюджетом
прожиточного минимума пенсионера,
а в перспективе - минимальным
потребительским бюджетом пенсионера;
3) последовательное укрепление
и развитие в пенсионной системе
принципов, посредством которых
исключаются какие-либо преимущества
для отдельных слоев или групп
застрахованных за счет других
(пенсия должна быть отражением
финансового вклада в пенсионную
систему вне зависимости от
того, кем и где застрахованный
работал);
4) рационализация и оптимизация
условий и норм пенсионного
обеспечения на основе перераспределения
и улучшения использования имеющихся
средств;
5) введение механизмов, стимулирующих
"зарабатывание" пенсии и обеспечивающих
гарантии ее получения.
Пенсионную систему предполагается
построить на основе 3 уровней: Первый
уровень составят социальные пенсии, выплачиваемые
за счет государственного бюджета лицам,
которые не получают пенсию в системе
государственного социального (пенсионного)
страхования [12].
Второй уровень будет предусматривать
обязательное пенсионное страхование,
когда выплата пенсий обеспечивается
за счет текущих страховых взносов. Третий
уровень - дополнительное негосударственное
пенсионное обеспечение - будет формироваться
на накопительных принципах.
Ведущая роль в организации
пенсионной системы отводится государственному
обязательному пенсионному страхованию.
Учитывая, что интересы социальной стабильности
диктуют весьма осторожный подход к кардинальным
реформам в области пенсионного обеспечения,
в республике был избран достаточно "мягкий"
вариант преобразований пенсионной системы,
с ориентацией на сохранение пенсионных
прав, приобретенных по действующей системе.
В рамках реформирования пенсионной
системы постепенно необходимо решить
ряд задач стратегического порядка, таких
как: проблема возрастных критериев выхода
на пенсию, урегулирование вопросов досрочного
пенсионного обеспечения, выплаты пенсии
в период работы, паритетного участия
нанимателей и работников в финансировании
пенсионной системы и других.
В ситуации, когда активное
население не смогло и в ближайшее время
уже не в состоянии воспроизвести себе
замену, сочетание относительно низкого
пенсионного возраста (60 лет для мужчин,
55 лет для женщин, а за счет многочисленных
оснований для досрочного выхода на пенсию
средний возраст выхода на пенсию фактически
составляет 58 лет 10 месяцев для мужчин
и 53 года 11 месяцев для женщин), высокого
ожидаемого периода выплаты пенсии (14,2
года для мужчин, 23,4 года для женщин) и
медленного экономического роста уже
в самое ближайшее время проблема возрастных
критериев выхода на пенсию может еще
больше обострить ситуацию в пенсионном
обеспечением в нашем государстве [7].