Пенсионная система в РК содержание и пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Современная практика государственного регулирования социально-экономического развития страны обусловливает необходимость перехода к формированию долгосрочных целевых ориентиров развития пенсионной системы. Пенсионное обеспечение в Республике Казахстан занимает ведущее место в системе социальной защиты населения, и затрагивает интересы более 1,6 миллионов пенсионеров и около восьми миллионов участников накопительной пенсионной системы страны. Его качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития общества.

Содержание работы

Глава 1. Теоретические аспекта формирования пенсионной системы


1.1 Экономическая сущность пенсионного обеспечения
1.2 Этапы становления накопительной пенсионной системы в республике Казахстан
1.3 Зарубежный опыт формирования и функционирования пенсионных систем

Глава 2. Анализ современного состояния пенсионной системы Республики Казахстан

2.1 Деятельность Накопительных Пенсионных Фондов В Республике Казахстан
2.2 Оценка инвестиционной деятельности накопительных пенсионных фондов
2.3 Инвестиционный портфель ?*?????

3. Пути совершенствования накопительной пенсионной системы и повышение ее социальной значимости

3.1 Пути решения проблем накопительной пенсионной системы
3.2 Разработка и предложения????????????
3.3 Основные направления по совершенствованию деятельности накопительных пенсионных фондов

Заключение

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 474.92 Кб (Скачать файл)

 

KФБ обслуживает рынки:

 

- прямого и автоматического РЕПО с государственными и корпоративными ценными бумагами;

 

- иностранных валют (доллар США,  евро, российский рубль); - государственных  ценных бумаг, выпущенных Национальным  банком, Министерством финансов (включая  казахстанские международные облигации)  и местными исполнительными органами  Республики Казахстан; 

 

- облигаций МФО и иностранных  государственных ценных бумаг; 

 

- векселей;

 

- акций; 

 

- корпоративных облигаций /12/.

 

Биржевой рынок корпоративных  ценных бумаг делится на первичный и вторичный. На первичном рынке компании-эмитенты выпускают в обращение свои ценные бумаги. На вторичном рынке происходит торговля ценными бумагами между инвесторами – членами биржи. Иногда в течение дня ценные бумаги, выпущенные одной компанией, могут быть перепроданы несколько раз. И многие инвесторы зарабатывают на колебаниях цен на акции. Поэтому для инвесторов очень важно следить за котировками ценных бумаг. Накопительные пенсионные фонды являются крупными институциональными инвесторами на отечественном фондовом рынке. Наибольшая доля пенсионных активов (43%) вложена в негосударственные ценные бумаги эмитентов РК. 26% активов вложены в государственные ценные бумаги. По 14% – в бумаги иностранных эмитентов и вклады в банках второго уровня /12/.

 

Хотя новая накопительная пенсионная система начала работать с января 1998 года, только в феврале были полностью  созданы и определены администраторы всех звеньев накопительной пенсионной системы.

 

Введение накопительной пенсионной системы стало первым шагом государства  по сокращению обязательств государства  в социальной сфере и созданию особого класса институциональных  инвесторов /6/.

 

1.2 Этапы становления  накопительной пенсионной системы  в республике Казахстан 

 

Современная пенсионная система Казахстана начинает свой отсчет с 1997 года, когда  Правительство Республики Казахстан  одобрило Концепцию реформирования системы пенсионного обеспечения  в стране, и был принят Закон  Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Нововведения заключались в создании основ накопительной пенсионной системы при постепенном отказе от солидарной системы.

 

В конце прошлого столетия проблемы пенсионного обеспечения приобрели  особую остроту. Причиной тому стали  с одной стороны переход к  механизмам рыночной экономики, с другой — социально-демографические факторы, присущие Казахстану в 90-х годах  прошлого столетия. В условиях действовавшей  солидарной пенсионной системы высокие  темпы роста инфляции и безработицы  среди населения, падение объёмов  ВВП, острый бюджетный дефицит стали  причинами появления и увеличения задолженностей по выплате пенсий и  невозможности обеспечить даже минимального уровня социальных гарантий. Таким  образом, становилась очевидной  неустойчивость распределительной  системы пенсионного обеспечения, основанной на солидарности поколений. На проблемы, связанные с недостаточным  финансированием необходимых пенсионных расходов, наслаивались демографические. Некоторые из них были связаны  с деформированием возрастной структуры  населения и ускорением процессов  старения населения в результате сокращения рождаемости на фоне увеличения средней продолжительности жизни  казахстанцев.

 

Рост уровня безработицы и распространение  неформальной и неполной занятости  привели к негативным сдвигам  на рынке труда, следствием которых  стал выход части населения из обязательной системы пенсионного  обеспечения, чьи взносы были источником для финансовой основы солидарной пенсионной системы. В целях снижения прогнозируемого  роста и чрезмерного усиления пенсионной нагрузки на работающее население, предупреждения ухудшения уровня жизни  как работающих, так и пенсионеров, обеспечения в будущем бесперебойной  выплаты пенсий Правительством Республики Казахстан в качестве альтернативного  пути решения данной назревшей проблемы было проведено реформирование пенсионной системы.

 

За основу пенсионной реформы была принята чилийская модель. Пенсионная система в Чили не содержит распределительного механизма и полностью основана на накоплении средств на индивидуальных счетах работников и капитализации  взносов. Каждый, вступающий в накопительную  пенсионную схему, получает персональный счет, на котором аккумулируются его  пенсионные взносы, размер которых  установлен и зафиксирован. Эти средства накапливаются и инвестируются  частными пенсионными фондами, а  по достижении вкладчиком пенсионного  возраста они становится источником его пенсионных выплат. Помимо основ  чилийской системы казахстанская  модель восприняла и адаптировала под  свои особенности опыт и других стран, поэтому считается одной из наиболее успешных в мировой практике /12/.

 

Казахстан стал первой страной на территории СНГ, которая в 1998 г. начала планомерный переход к системе  накопительного пенсионного обеспечения  на принципах персональных пенсионных отчислений. Основной целью проведения пенсионной реформы стало построение финансово устойчивой и справедливой системы, учитывающей экономический  рост, соразмеряющей трудовой вклад  с пенсией через персонифицированный  учет пенсионных взносов. К тому же накопительная пенсионная система  была призвана решить ряд проблем: смягчить социальную напряженность, постепенно освободить бюджет от бремени пенсионных выплат, способствовать появлению у  граждан заинтересованности зарабатывать много и легально. В результате пенсионной реформы будущие пенсии должны были сохраниться и приумножиться, а экономика получить еще одного институционального инвестора —  пенсионные фонды /12/.

 

Основные этапы развития накопительной  пенсионной системы: 1997 год: - разрабатывается  и утверждается постановлением Правительства  Республики Казахстан Концепция  реформирования системы пенсионного  обеспечения в Республике Казахстан;

 

- вступает в силу Закон Республики  Казахстан «О пенсионном обеспечении  в Республике Казахстан»;

 

- принято постановление Правительства  РК «О создании закрытого акционерного  общества «Государственный накопительный  пенсионный фонд». ГНПФ была  отведена особая стратегическая  роль: стимулирование развития НПС,  обеспечение максимального вовлечения  населения в накопительную пенсионную  систему и формированию базы  вкладчиков накопительной пенсионной  системы, формирование доверия  к новой пенсионной системе  со стороны населения, созданию  основ пенсионного рынка и  конкурентной среды.

 

1998 год: - старт накопительной пенсионной  системы и создание инфраструктуры  пенсионного рынка;

 

- 19 января в ГНПФ поступил  первый в истории накопительной  пенсионной системы Казахстана  пенсионный взнос.

 

1998 -2002 годы: - ГНПФ осуществляет  деятельность в режиме «Фонд  по умолчанию»: обязательные пенсионные  взносы перечисляются работодателем  в ГНПФ, если работник не определился  с выбором и не заключил  договор с другим пенсионным  фондом.

 

1999 год: - ГНПФ первый среди пенсионных  фондов в истории накопительной  пенсионной системы получил лицензию  на самостоятельное управление  пенсионными активами.

 

2003 - 2004 года: - предоставление государственных  гарантий вкладчикам в размере  фактически внесенных обязательных  пенсионных взносов с учетом  уровня инфляции на момент  приобретения получателем права  на пенсионные выплаты;

 

- определены схемы пенсионных  выплат и создана возможность  получения пенсий через страховые  организации;

 

- изменены размер и структура  ставок вознаграждения накопительных  пенсионных фондов;

 

- усилена ответственность агентов  по уплате обязательных пенсионных  взносов;

 

- введены добровольные профессиональные  пенсионные взносы;

 

- разработана и принята Программа  развития накопительной пенсионной  системы на 2005 — 2007 годы.

 

2005 год: - ГНПФ сменил свое официальное  название с ЗАО «Государственный  накопительный пенсионный фонд»  на АО «Накопительный пенсионный  фонд «ГНПФ», где за аббревиатурой  уже прежнее содержание не  сохраняется. 

 

2006 год: - создан единый учетный  центр в целях оптимизации  платежей в накопительной пенсионной  системе на базе РГКП «Государственного  центра по выплате пенсий»;

 

- установлена внесудебная ответственность  пенсионных фондов и организаций,  осуществляющих инвестиционное  управление пенсионными активами, по поддержанию номинальной доходности  накоплений вкладчиков;

 

- осуществление переводов пенсионных  накоплений вкладчиков между  пенсионными фондами через Государственный  центр по выплате пенсий.

 

2007 год: - организация и проведение  по инициативе ГНПФ международной  конференции «Пенсионный рынок  Казахстана — 10 лет системным  реформам», посвященной 10-летию  накопительной пенсионной системы  Казахстана /15/.

 

2009 год:

 

- внедрена автоматическая система  перевода накоплений из одного  фонда в другой, осуществляется  «автоперевод» через Государственный Центр по Выплате Пенсий.

 

1)  На первом этапе (с 1 апреля 2009 года) пенсионные накопления только  тех вкладчиков, которые заключили  новые пенсионные договора, аккумулировались  на одном ИПС. 

 

2)  На втором этапе, (с 1 июля 2009 года) в систему автопереводов вовлечены все вкладчики (получатели), которые ранее заключали два и более договора о пенсионном обеспечении с различными НПФ. На данном этапе задействованы все накопительные пенсионные фонды и государственный центр по выплате пенсий ГЦВП. Произвелось своего рода «схлопывание» пенсионных накоплений на одном ИПС вкладчика в том фонде, с которым у вкладчика имеется договор с более поздней датой заключения.

 

3)  И третьим этапом (2012 год)  станет переход к обслуживанию  посредством электронных карточек, когда владелец карточки, то есть  вкладчик сможет осуществлять  выбор фонда, которому он пожелает  доверить свои накопления и  одновременный перевод накоплений  через электронную систему обслуживания. На завершающем этапе, НПС перейдет  на качественно новый уровень,  когда вкладчик, основываясь на  свои личные предпочтения, сможет  сам выбирать свой инвестиционный  портфель.

При проведении пенсионных реформ в  развитых странах используются различные  методы адаптации устаревших пенсионных систем к изменившимся социальным и  демографическим условиям. Так по данным статистического управления ЕС, к 2050 году число людей в трудоспособном возрасте от 15 до 64 лет сократится в  регионе на 52 миллиона, или 17 процентов. При этом за те же 45 лет число пожилых  людей в возрасте 65 лет и старше почти удвоится, что составит около  трети всего населения ЕС. В  связи с процессами старения общества и увеличением продолжительности  жизни в большинстве западных стран правительствам приходится снижать  пенсионный уровень и увеличивать  пенсионный возраст. Изменения касаются и баланса между частными и  государственными пенсионными системами  – происходит увеличение доли частного страхования в существующих системах.

 

      Особенностью  реформирования  пенсионного обеспечения  в  развитых странах, в отличие   от развивающихся, является то, что  большинство нововведений  на самом  деле не являются  таковыми, а носят  скорее корректирующий  характер. Последние  пенсионные  реформы стали попытками  по-новому  распределить задачи государственного  и частного секторов в пенсионном  страховании. При этом доходы  пенсионеров  во многих развитых  странах уже давно  складываются  из частных и государственных   пенсий, в отличие от стран  с  развивающейся экономикой, где основным видом пенсионных  доходов продолжают оставаться  государственные выплаты. Пенсионные  системы развитых стран  представлены  в таблице 1: 

 

Таблица 1 - Пенсионные системы зарубежных стран Страна Финансирование Возраст выхода на пенсию (муж/жен) Период уплаты страховых взносов За какой  период учитываются доходы для начисления пенсии Индексация  пособий

США частично накопительная 65/66 35 весь трудовой период по индексу  потребительских цен

Япония Частично накопительная 60/55 40 весь трудовой период чистая з/п

Германия распределительная 65/65 40 весь трудовой

 

период чистая з/п

Франция распределительная 60/60 38 наиболее выгодные 12 лет по индексу  потребительских цен/ брутто з/п

Италия распределительная 62/57 40 последние 5 лет в соответствии с индексом потребительских цен

Великобритания распределительная 65/60 50 весь трудовой период в соответствии с индексом потребительских цен

Канада распределительная 65/65 40 весь трудовой период в соответствии с индексом потребительских цен

Швеция частично накопительная 65/65 30 наиболее выгодные 15 лет в соответствии с индексом потребительских цен

 

  1.3 Зарубежный опыт формирования и функционирования пенсионных систем

 

     В мире принято несколько моделей сбора комиссии, и контроля за издержками.

 

      "Английская  модель" - до определенного времени комиссионные  не регулировались вовсе, что  приводило к серьезным злоупотреблениям. Сборы за покупку паев и  штрафы досрочную продажу бывали  запретительно высоки. Однако, с 2000 года власти предприняли агрессивные меры по снижению издержек рыночными методами. Во-первых, была принята единая форма раскрытия информации, включающая в себя публикацию информации о доходности, очищенной от комиссионных. Во-вторых, были приняты налоговые льготы, чтобы заставить управляющие компании предложить населению дешевые индексные фонды с комиссионными не более 1% от СЧА. При продаже "дешевых" фондов (т.н. stakeholders pensions) действует менее жесткий порядок регулирования продаж. В результате, несмотря на то, что stakeholders pensions заняли не слишком большую долю рынка, сам факт их существования привел к резкому снижению комиссионных у других пенсионных и паевых фондов до уровня 1,5-2% от СЧА.

Информация о работе Пенсионная система в РК содержание и пути совершенствования