Пенсионная система в РК содержание и пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Современная практика государственного регулирования социально-экономического развития страны обусловливает необходимость перехода к формированию долгосрочных целевых ориентиров развития пенсионной системы. Пенсионное обеспечение в Республике Казахстан занимает ведущее место в системе социальной защиты населения, и затрагивает интересы более 1,6 миллионов пенсионеров и около восьми миллионов участников накопительной пенсионной системы страны. Его качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития общества.

Содержание работы

Глава 1. Теоретические аспекта формирования пенсионной системы


1.1 Экономическая сущность пенсионного обеспечения
1.2 Этапы становления накопительной пенсионной системы в республике Казахстан
1.3 Зарубежный опыт формирования и функционирования пенсионных систем

Глава 2. Анализ современного состояния пенсионной системы Республики Казахстан

2.1 Деятельность Накопительных Пенсионных Фондов В Республике Казахстан
2.2 Оценка инвестиционной деятельности накопительных пенсионных фондов
2.3 Инвестиционный портфель ?*?????

3. Пути совершенствования накопительной пенсионной системы и повышение ее социальной значимости

3.1 Пути решения проблем накопительной пенсионной системы
3.2 Разработка и предложения????????????
3.3 Основные направления по совершенствованию деятельности накопительных пенсионных фондов

Заключение

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 474.92 Кб (Скачать файл)

 

3)  Последствия глобальной турбулентности, значительно усилившейся во второй  половине 2008 года, проявились и на  состоянии отечественного пенсионного  сектора. Вторая «волна» мирового  финансового кризиса, вызванная  банкротством крупнейших мировых  финансовых институтов и спровоцировавшая  усиление волатильности на фондовых, товарных рынках и углубление кризиса доверия на денежных рынках, оказала свое негативное влияние в той или иной степени на состоянии практически всех сегментов отечественного финансового сектора, ключевые показатели развития которых продемонстрировали самые низкие темпы роста за последние годы, а в некоторых случаях даже снижение.

 

Портфели казахстанских НПФ, равно  как и зарубежных, проявили высокую  чувствительность к потрясениям, как  на мировых, так и на внутреннем фондовых рынках.

 

Так, впервые с начала функционирования накопительной пенсионной системы  Казахстана в сентябре 2008 года было зафиксировано снижение пенсионных накоплений, что объясняется сокращением  инвестиционного дохода в связи  с волатильностью на финансовых рынках и связанным с этим отрицательным трендом рыночных котировок на ценные бумаги, находящиеся в инвестиционных портфелях НПФ. Так, котировки на ценные бумаги казахстанских эмитентов, в том числе БВУ, на фоне нарастания негативных ожиданий в отношении стабильности финансового сектора и усиления волатильности фондовых, товарных рынков упали практически до своих минимальных исторических значений.

 

Мировой финансовый кризис заставил по-новому взглянуть на результаты деятельности накопительных пенсионных фондов. Если большинство фондов показало отрицательную доходность только если учитывать накопленный уровень  инфляции, то отдельные НПФ показали отрицательную доходность и в  номинальном исчислении. Анализ деятельности НПФ во всем мире показывает удручающую картину все большего снижения доходности в условиях разворачивающегося мирового экономического кризиса. Менеджмент НПФ  в целях повышения доходности начинает вкладывать все большую  долю своих средств в активы с  высоким уровнем риска (акции  компаний). Повышение рисков владения подобными финансовыми инструментами  в условиях незавершившегося окончательно мирового экономического кризиса очевидно все большему количеству экспертов. В то же время “греческий синдром” значительно повысил риски владения государственными облигациями. “Горячие пирожки” докризисного периода (эпохи) “безрисковые” инструменты – CDO (кредитный дефолтный своп) и другие производные финансовые инструменты уже не имеют былой популярности.

 

Что же остается? Куда же вкладывать огромные свободные средства мировых НПФ, объемы которых достигают по оценкам  экспертов 10 триллионов долларов? Остается только сырье, продукты питания и  драгоценные металлы. И вот мы с вами наблюдаем картину неестественно  быстрого роста цены на нефть, пшеницу  и золото (в сентябре золото достигло исторического максимума в 1 300 долларов за тройскую унцию). Деньги НПФ надувают очередные “мыльне пузырьи”. В тот момент когда выяснится, что реальная экономика не сможет оплачивать за сырье и металлы надутые до космических высот цены, начнется обвальное и повсеместное(и окончательное) падение цен на все и вся.

 

Становится все более очевидным, что в свете наблюдающегося мирового экономического кризиса, могут сбыться  самые мрачные пророчества в  духе: “когда я выйду на пенсию деньги с моего НПФ, скорее всего, испарятся  и я ничего не получу” или “цены  в то время будут уже такими, что я смогу купить на свои пенсионные накопления только булку хлеба”.

 

Главная задача, стоящая на сегодня - это увеличить минимальную пенсию до достойного уровня. На сегодняшний  день прожиточный минимум в Казахстане составляет 14 952 тенге. При этом потребительская  корзина состоит на 60% из продуктов  питания и на 40% из непродовольственных  товаров. В то же время в соответствии международными стандартами потребительская  корзина должна состоять на 30% из продуктов  питания и на 70% из непродовольственных  товаров и услуг. То есть, если сделать  соответствующий перерасчет, то получим  величину прожиточного минимума 29 304 тенге. Отсюда абсолютно ясно, что минимальная  пенсия никак не должна быть меньше полученной суммы. Согласно рекомендациям Международной организации труда (МОТ) разница между минимальной и максимальными пенсиями должна составлять 3,5-4 раза. У нас эта разница сейчас составляет где-то 2,7 раз. Прямое сравнение уровня жизни наших пенсионеров и европейских конечно же будет не в нашу пользу. К примеру, размер средней пенсии в Германии составляет 984 Евро, в Финляндии -1,3 тыс.Евро, в Голландии – 3,2 тыс. Евро. В случае повышение размера минимальной пенсии до 30 000 тенге. достижение двукратной разницы между минимальной и максимальными размерами пенсии на первом этапе можно считать большой победой.

 

Уже начиная с 2011 года, можно и  нужно увеличить размер минимальной  пенсии до 30 000 тенге. При этом размер средней пенсии должен будет составить 45 000 тенге. Размер максимальной пенсии – 60 000 тенге. При этом большая часть  пенсионеров должны получать пенсию в границах 40 000 – 50 000 тенге. Не более 3% должны получать минимальную и  около 7% максимальную.

 

Соответствующие изменения необходимо внести в Методику исчисления пенсий. При этом принципиальным моментом считается  дополнительное внесение таких изменений  в соответствующие Методики и  правила работы, которые бы отменили применяемую ныне практику сбора  будущими пенсионерами всевозможных справок  и архивных документов. Будущий пенсионер  будет обязан представить в территориальные  подразделения МТСЦ себя лично, удостоверение  личности и (если есть) трудовую книжку. Все остальные действия по сбору  необходимых и достаточных для  расчета и начисления пенсии документов должны осуществляться работниками  территориальных подразделений  МТСЦ.

 

Реальные источники повышения  пенсий:

 

1)  Трансферт 1,2 трлн. тенге из  национального фонда РК в Республиканский  бюджет. Предлагается законодательно  закрепить принятую в настоящее  время практику ежегодного трансферта  в Республиканский бюджет в  размере 1,2 трлн. тенге. Запретить  финансирование из этого Фонда  Банки второго уровня и других  субъектов экономики, как это  имело место в 2009 году. Внести  соответствующие изменения в  Концепцию формирования, инвестирования  и расходования Национального  фонда РК и назвать его Пенсионным  фондом РК. Так это и было  сделано в Норвегии, по аналогии  с которой и был сформирован  наш Национальный фонд.

 

2)  Из этого трансферта в  размере 1,2 трлн. тенге предлагается  формировать социальный блок  республиканского бюджета. 

 

3)  Отменить обязательные пенсионные  взносы в НПФ. Эти средства  направлять напрямую в республиканский  бюджет для формирования социального  блока. В 2009 году эта сумма  составила более 300 млрд. тенге. 

 

4)  Разрешить всем участникам  накопительной пенсионной системы  изъять свои средства со счетов  НПФ и распорядиться ими по  своему усмотрению.

 

5)  Объявить о добровольности  участия граждан в НПФ. 

 

6)  Расформировать все институты  развития(ФНБ “Самрук-казына”, Фонд “Даму”, Фонд “Каз-Агро” и др.) как не справившимися с возложенными на них задачами.

 

7)  Рассматривать и утверждать  бюджеты Национальных компаний  и компаний с государственным  участием на открытых заседаниях  Мажилиса Парламента РК. С имеющей  место практикой откровенного  разбазаривания национального достояния  посредством: государственных закупок  по многократно завышенным ценам;  закупок товаров и услуг заведомо ненужных для осуществления деятельности необходимо покончить раз и навсегда. Ввести прямую персональную ответственность курирующего министра, ответственного за назначение топ-менеджмента Национальной компании за неисполнение утвержденного Мажилисом бюджета. Повышение эффективности национальных компаний и компаний с государственным участием может привести к реальной экономии по самым осторожным оценкам в размере больше чем 500 млрд. тенге в год. Эти деньги направить напрямую на увеличение зарплат работникам сферы образования и здравоохранения.

 

8)  Одним из основных критериев  оценки топ-менеджмента Национальной компании должно стать ежегодное повышение производительности. Это выступает в унисон с Стратегпланом-2020.

 

 3.2 Разработка и предложения????????????

 

 

3.3 Основные направления по совершенствованию деятельности накопительных пенсионных фондов

 

 

 

В перспективе в рамках реализации государственных программ, включая  программу по созданию «электронного» правительства, ожидается законодательное  развитие работы по переходу к предоставлению доступных электронных финансовых услуг для всего населения, включая  отдаленные регионы, на основе электронной  карточки. В качестве одного из ее базовых  приложений планируется предусмотреть  электронные услуги по пенсионному  обеспечению граждан. Внедрение  электронных технологий позволит решить как вопросы по рабочим процессам  с вкладчиками, так и упрощения  процедуры перевода накоплений между  фондами.

 

С 2012 года заключение договора о пенсионном обеспечении с фондом и осуществление  перевода накоплений будет автоматизировано посредством использования электронной  карточки. В связи с этим предусматривается  оптимизация процесса хранения документов в электронном виде и совершенствование  процесса информирования вкладчиков.

 

Таким образом, вкладчик в дальнейшем прямо, а не косвенно, будет участвовать  в принятии наиболее важных решений, а деятельность пенсионных фондов должна перейти совершенно на новый уровень.

 

Также будут выработаны меры по обеспечению  надлежащего контроля и установлению ответственности за планирование и  реализацию инвестиционных проектов, перераспределения рисков от государства  бизнесу и разработки механизмов возмещения убытков накопительных  пенсионных фондов в рамках финансирования таких проектов. При этом сохранность  пенсионных накоплений, привлеченных для финансирования инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства, будет оставаться одной  из основных гарантий государства. Необходимо разработать стратегию управления активами и обязательствами государственного сектора в тесной взаимосвязи  с задачами и мероприятиями по развитию и совершенствованию отдельных  сегментов финансового рынка, включая  рынок ценных бумаг и накопительную  пенсионную систему /6/.

 

Развитие накопительной системы  напрямую зависит от выгодного размещения пенсионных активов в различные  финансовые инструменты. Рост объема пенсионных активов требует дополнительных объектов вложений. Это особенно необходимо, так как пенсионные деньги являются важной составляющей внутренних инвестиционных ресурсов страны. Посредством пенсионных фондов деньги вкладчиков формируют  капитал, который, в свою очередь, инвестируется  в проекты. Кроме того, они выполняют  стабилизирующую функцию в финансовой системе страны. При этом накопительные пенсионные фонды в Казахстане сегодня являются реальным институтом, владеющим такими большими финансовыми средствами.

 

С накопительной пенсионной системой на обязательной основе работают 26 стран. Участники системы находятся  в тесном взаимодействии с регулирующим органом и ассоциацией финансистов. Готовятся законопроекты о переходе на мультипортфели для того, чтобы повысить доходность в перспективе. Понятно, что эти новшества дадут результат не сразу. Эффективность перехода на мультипортфели показал опыт Чили. Такую же систему планируют внедрить в Казахстане.

 

К 2012 году вся пенсионная система  Казахстана будет полностью переведена на новый режим. Что это значит и как это отразится на вкладчиках.

 

Ежемесячно 10% нашей зарплаты переводится  в накопительный пенсионный фонд (НПФ). Как только деньги поступают  на пенсионные счета, НПФ начинает вкладывать их в различные финансовые инструменты. Это делается для того, чтобы увеличить  размер накоплений, иначе деньги будут  просто аккумулироваться на счетах и  с годами обесцениваться из-за инфляции. Чтобы не допустить этого, накопления «прокручивают» на рынке ценных бумаг. Таким образом, наши деньги приносят определенный доход, а мы автоматически  считаемся инвесторами.

 

К сожалению, не все фонды обеспечивают своим вкладчикам желаемую прибыль. Все зависит от того, какую стратегию  выбрал НПФ – в этом процессе сами вкладчики не участвуют. Однако начиная со следующего года впервые в практике казахстанской накопительной пенсионной системы каждому вкладчику будет предоставлена возможность самостоятельно выбирать стратегию приумножения своих накоплений. Стратегии будут отличаться друг от друга по уровню доходности и степени риска.

 

Согласно поправкам 2008 года в закон  о пенсионном обеспечении каждый накопительный пенсионный фонд с 2012 года будет обязан формировать за счет пенсионных активов консервативный и умеренный инвестиционные портфели. Кроме того, он будет вправе дополнительно  формировать агрессивный инвестиционный портфель. Соответственно к каждому  типу инвестиционного портфеля будет  применяться определенная инвестиционная стратегия. Так, например, консервативный портфель будет представлен финансовыми  инструментами, за исключением акций, которым присущ относительно низкий риск: это государственные ценные бумаги, ценные бумаги наиболее надежных эмитентов с фиксированным доходом  и номинированных в национальной валюте. Умеренный портфель, активы которого будут инвестироваться  в финансовые инструменты, в том  числе в размере не более 30% в  акции, то есть помимо низкорискованных бумаг портфель будет включать определенную долю более рискованных финансовых инструментов, которые, как правило, обеспечивают и более высокую доходность. Активы агрессивного портфеля будут инвестироваться в финансовые инструменты, в том числе в размере не более 80% в акции, а также в производные инструменты и инструменты, выраженные в иностранной валюте, которые, как правило, несут самые высокие риски. Порядок и условия инвестирования пенсионных активов в финансовые инструменты, в том числе:

Информация о работе Пенсионная система в РК содержание и пути совершенствования