Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа
Распределение доходов в рыночной системе может оказаться значительно более неравным, чем это желательно обществу. Тем самым, обеспечиваются очень большие доходы тем, чей труд благодаря унаследованным способностям и приобретенному образованию и квалификации предполагает высокую оплату. Или же тот, кому в результате тяжелого труда или легкого наследования достался ценный капитал и земля, также получает высокие доходы от своей собственности.
ВВЕДЕНИЕ 1
Общая характеристика перераспределения доходов 1
Неравномерность в перераспределении доходов между людьми и обусловленная этим государственная политика 2
Особенности проведения государственной политики перераспределения доходов за рубежом 3
Анализ перераспределения доходов в Республике Беларусь 4
Перспективы совершенствования государственной политики Республики Беларусь в области перераспределения доходов 4
Проблемы перераспределения доходов в Республике Беларусь 5
Совершенствование государственного регулирования в части перераспределения доходов 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 1
Общая характеристика перераспределения доходов 1
Неравномерность в перераспределении доходов между людьми и обусловленная этим государственная политика 2
Особенности проведения государственной политики перераспределения доходов за рубежом 3
Анализ перераспределения доходов в Республике Беларусь 4
Перспективы совершенствования государственной политики Республики Беларусь в области перераспределения доходов 4
Проблемы перераспределения доходов в Республике Беларусь 5
Совершенствование государственного регулирования в части перераспределения доходов 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1
Введение
Распределение доходов в рыночной системе может оказаться значительно более неравным, чем это желательно обществу. Тем самым, обеспечиваются очень большие доходы тем, чей труд благодаря унаследованным способностям и приобретенному образованию и квалификации предполагает высокую оплату. Или же тот, кому в результате тяжелого труда или легкого наследования достался ценный капитал и земля, также получает высокие доходы от своей собственности.
Но другие члены общества обладают меньшими способностями, получили более скромное образование и не накопили и не унаследовали никакой собственности. Поэтому их доходы очень низки. Более того, многие пожилые люди и инвалиды, а также неполные семьи (матери-одиночки) получают в рыночной системе очень маленький доход или, подобно безработным, вовсе не получают никакого дохода. Другими словами, рыночной системе присуще значительное неравенство в распределении рыночного дохода, а, следовательно, и в распределении совокупного продукта между домохозяйствами. Бедность среди общего изобилия остается одной из основных экономических и политических проблем общества.
Тем самым, роль правительства в сглаживании неравенства доходов проявляется в проведении различных политических курсов и программ, которые присущи данной стране и определяются в зависимости от её особенностей развития, исторического уклада, а также существующей политической системы и политического курса. Этим, главным образом, и обуславливается актуальность выбранной мною темы и ее довольно широкое изучение и исследование в рамках каждого государства.
Таким образом, целью работы является нахождение новых путей совершенствования перераспределения доходов.
При этом были поставлены следующие задачи:
Объект изучения - непосредственно сами доходы и их перераспределение в обществе.
Предмет
исследования – государственная политика
перераспределения доходов в Республике
Беларусь на основе анализа мировой практики
и исторического опыта.
Раздел I. Общая характеристика перераспределения доходов
1. Неравномерность в распределении доходов между людьми и обусловленная этим государственная политика
Само устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государство в сферу доходов с целью их перераспределения. Благодаря этому правительство получает средства, необходимые для удовлетворения общих потребностей (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры), материальной поддержки временно не занятых в производстве, нетрудоспособных (престарелых и молодежи), а также малообеспеченных групп работников.
Кроме того, общество ответственно за уровень доходов работников, занятых в «общественном» секторе экономики (бюджетных отраслях), чьи доходы (зарплата и жалованье) носят фиксированный характер. Обычно это достигается законодательным установлением минимально уровня зарплаты как обязательной базы оплаты труда во всех сферах экономики. Размер минимальной зарплаты должен обеспечивать минимальный стандарт благосостояния.
Тем самым, прежде чем вести речь о неравенстве доходов, следует определить его понятие. В социально-экономическом смысле доходы населения представляют собой совокупность денежных средств, социальных выплат и льгот, получаемых работником и членами его семьи в виде компенсаций за труд, пенсий, пособий, дивидендов, процентов, а также поступлений от занятия бизнесом.
Доходы имеют две формы:
Различают следующие виды личных доходов:
1. с точки зрения источников получения:
2. по способам получения:
Для оценки уровня доходов используются показатели номинального, располагаемого и реального доходов.
Номинальный доход — это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен. В Республике Беларусь номинальные доходы состоят из заработной платы, пособий и выплат, стипендий, пенсий, поступлений от продажи сельскохозяйственной продукции, из финансовой системы и пр.
Сумма номинального дохода после вычета налогов составляет располагаемый доход.
Реальный доход представляет собой то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на располагаемый доход, т. е. это располагаемый доход с учетом инфляции.
Количественно дифференциация доходов измеряется следующими показателями:
Перераспределение же доходов (переход от «функциональных» к «вертикальным») правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими:
Изменения в системе налогообложения и в процентной ставке – таковы два мощных инструмента регулирования поведения доходополучателей в рыночной экономике, которыми располагает правительство. Налоги определяют размер реального личного дохода, а процентная ставка, влияя на величину сбережений, определяет размер «потребляемой» части дохода и тем самым величину действительного («эффективного») спроса.
Также важным элементом государственного регулирования доходов является определение и верхнего предела номинальной зарплаты. Такой предел должен препятствовать развертыванию инфляционной спирали «цена-зарплата». Эта мера образует основной элемент «политики сдерживания», означая на практике «замораживание» зарплаты и цен, и тем самым ограничение инфляционного превышение платежеспособного спроса над объемом реализуемого совокупного предложения.
Важнейшим же последствием инфляции является перераспределение дохода. С ростом цен снижается жизненный уровень основной массы населения. Однако различные социальные группы в разной степени несут потери от инфляции. В первую очередь от роста цен страдают лица, получающие фиксированные доходы, - пенсионеры, студенты, безработные. Меры правительства по индексации пенсий, стипендий, пособий, как правило, отстают от роста цен. Значительные потери несут почти все лица, занятые в бюджетной сфере. Зарплата, особенно работников образования, науки, культуры и др., всегда растет медленнее, чем цены. В результате сокращается их мотивация к труду. Происходит перемещение рабочей силы из этих социально важных сфер в более доходные сектора экономики.
Лица с нефиксированными доходами могут выиграть от инфляции, так как у этой категории увеличение номинального дохода может опережать рост цен. Помимо того, более обеспеченные слои общества могут приобретать недвижимость, иностранную валюту, предметы искусства, ценные бумаги.
В целом высокая инфляция снижает реальные возможности эффективного функционирования национальной экономики, ухудшая условия жизни большей части населения страны, углубляя имущественное неравенство между людьми и усиливая социальную напряженность в обществе.
Неравномерность в распределении доходов между людьми характерна для всех стран мира. Данное явление известно как закон Парето, согласно которому между уровнем дохода и числом их получателей существует обратная зависимость: 80% созданного ВВП присваивается 20% населения, а оставшиеся 20% распределяются между 80% населения, причем соотношение 80:20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и экономических реалий.
На величину
доходов оказывает влияние
В странах на чьих территориях имеют место различные климатические условия, особое значение приобретают географические факторы, поскольку стоимость жизненно необходимых товаров и услуг существенно варьируется в зависимости от региона и, соответственно, предполагает различные уровни доходов. Для Беларуси можно выделить экологический фактор, связанный с последствиями аварии на ЧАЭС и необходимостью в дополнительных средствах существования для жителей пострадавших районов.
Говоря о дифференциации доходов, следует учитывать и такие важные аспекты, как врожденные способности людей, которые могут различаться в довольно значительной степени. Не обделенные в этом плане природой индивиды, имея более высокую производительность, получают и более высокие доходы. Кроме того, некоторые из них обладают уникальными способностями, что дает им возможность извлекать «интеллектуальную ренту». Не последнее значение при этом имеют и работоспособность человека, его стремление добиться высоких результатов в своей деятельности.