Перераспределение доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Распределение доходов в рыночной системе может оказаться значительно более неравным, чем это желательно обществу. Тем самым, обеспечиваются очень большие доходы тем, чей труд благодаря унаследованным способностям и приобретенному образованию и квалификации предполагает высокую оплату. Или же тот, кому в результате тяжелого труда или легкого наследования достался ценный капитал и земля, также получает высокие доходы от своей собственности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 1
Общая характеристика перераспределения доходов 1
Неравномерность в перераспределении доходов между людьми и обусловленная этим государственная политика 2
Особенности проведения государственной политики перераспределения доходов за рубежом 3
Анализ перераспределения доходов в Республике Беларусь 4
Перспективы совершенствования государственной политики Республики Беларусь в области перераспределения доходов 4
Проблемы перераспределения доходов в Республике Беларусь 5
Совершенствование государственного регулирования в части перераспределения доходов 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

Файлы: 1 файл

перераспределение доходов.doc

— 303.50 Кб (Скачать файл)

Помимо  перечисленных выше существует модель социальной политики в центрально-управляемых экономиках. Здесь государство сосредоточивает в своих руках всю полноту социальной политики и является единственным ее субъектом.

Социальная  политика государства представляет собой управление общественным выбором  с целью сбалансирования противоречивых интересов представителей различных социальных групп, недопущения социальных конфликтов, достижения согласия в обществе.

Таким образом, правительство любого государства  должно в первую очередь уделить  внимание благосостоянию людей, гарантировать  наиболее уязвимым слоям общества защищенность. При этом перед правительством стоит сложная задача по решению таких вопросов, как: какой должна быть система социальной защиты, как эффективно распределить доход между различными слоями общества и какую часть дохода отдать бедным и безработным. Для этого каждое государство определяет свою своеобразную стратегию, учитывающую мировую практику, историю развития государства, уклад жизни граждан и их менталитет. Это подчеркивает то, что нельзя выработать универсальную модель перераспределения доходов для всех государств.  Но можно выделить общую закономерность: если социальные выплаты слишком велики, то они уменьшаются стимулы вернуться на работу. На этом фоне выигрывает шведская программа занятости, которая сочетает в себе небольшое пособие по безработице, использование средств на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, что соответственно определяет её эффективность и актуальность в наше время.

Раздел II. Анализ перераспределения доходов в Республике Беларусь

В Республике Беларусь в последнее десятилетие происходят процессы социально-экономического расслоения населения по доходам. Процессы поляризации доходов в начале 90-х гг. развивались слишком стремительно и происходили на фоне снижения общего объема доходов населения. Один из основных показателей степени неравенства в распределении доходов - коэффициент Джини, увеличился за первые три года реформ более чем в полтора раза по сравнению с показателями, фиксировавшимися в период командно-административной системы. На данный момент в РБ незначительной является степень неравенства в распределении доходов между квинтильными группам домохозяйств: коэффициент Джини в 2005 году был равен 12%; соотношение в доходах между «верхней» и «нижней» квинтильными группами домохозяйств составило 1,9 раза.

В современном  же мире наименьшая дифференциация доходов наблюдается в Норвегии, где 10% самых обеспеченных лишь в 5,3 раза богаче самых бедных, а коэффициент Джини равен 0,258. На другом «полюсе» находится Бразилия, в которой соотношение доходов последней и первой дециальных групп составляет 65,8, коэффициент Джини – 0,607. Для Республики Беларусь  данные показатели составляют соответственно 6,9 и 0,304. 

Общая ситуация в Республике Беларусь.

На январь-сентябрь 2009 года доля домашних хозяйств с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума (малообеспеченных домашних хозяйств) составила 3,8%, в городах и поселках городского типа – 3,1%, в сельских населенных пунктах – 5,6%, в январе-сентябре 2008 года, соответственно, 4,2%, 3,4% и 5,8%.

В структуре  малообеспеченных домашних хозяйств основную часть (71,9%) составляют домашние хозяйства, имеющие детей в возрасте до 18 лет, 22,1% – домашние хозяйства без  детей и 6% – домашние хозяйства, состоящие из одного человека.

Об  уровне денежных доходов населения Республики Беларусь.

В январе-сентябре 2009 г. объем денежных доходов населения  составил 64,3 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2008 г. на 17,1%. Индекс потребительских  цен на товары и услуги за этот период составил 113,9%. В результате реальные денежные доходы населения (с учетом индекса потребительских цен) увеличились на 2,8%.

Денежные  доходы в расчете на душу населения  в республике составили в январе-сентябре 2009 г. 739,7 тыс. рублей в месяц и по сравнению с январем-сентябрем 2008 г. увеличились на 17,3%, в реальном выражении – на 3%.

В общем  объеме денежных доходов населения  снизился удельный вес оплаты труда  и трансфертов населению, увеличился удельный вес доходов от собственности и прочих доходов.

    (в  процентах к итогу)
  Январь-сентябрь 2008 г. Январь-сентябрь 2009 г.
Всего денежных доходов 100 100
в том числе:
оплата  труда
57,8
56,2
трансферты  населению (пенсии, пособия, стипендии и другие трансферты населению) 20,4 19,4
доходы  от собственности (проценты по депозитам, дивиденты и прочие доходы от собственности) 1,9 2,6
прочие  доходы (поступления от продаж продукци сельского хозяйства, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, и прочие поступления) 19,9 21,8
 

Из общей  суммы денежных доходов в январе-сентябре 2009 г. 79,6% население использовало на покупку товаров и оплату услуг.

Также для Республики Беларусь на 2009 год  характерны следующие показатели:

 

  Январь-ноябрь 2009 г. Январь-ноябрь 2009 г. в % к январю-ноябрю 2008 г. Ноябрь 2009 г. в % к Январь-ноябрь 2008 г. в % к январю-ноябрю 2007 г.
  ноябрю 2008 г. октябрю 2009 г.
Численность безработных, зарегистрированных в  органах по труду, занятости и  социальной защите (на конец отчетного  периода), тыс. человек 41,4 110,4 110,4 99,9 82,9
в % к экономически активному населению 0,9        
Индекс  потребительских цен   108,7 110 100,3 112
Индекс  цен производителей промышленной продукции   109,9 109,9 100,4 116,8
в том числе продукции производственно-технического назначения   111,3 111 100,3 117,5
 

  Январь-октябрь 2009 г. Январь-октябрь 2009 г. в % к январю-октябрю 2008 г. Октябрь 2009 г. в % к Январь-октябрь 2008 г. в % к январю-октябрю 2007 г.
октябрю 2008 г. сентябрю 2009 г.
Реальные  денежные доходы населения   102,8 103 94,2 114
Начисленная среднемесячная заработная плата одного работника:  
 
 
 
 
номинальная, тыс. руб. 987,3 113,7 106,9 100,3 125,9
Реальная   100,1 96,2 99,9 109,5
Численность занятых в экономике, тыс. человек 4594,7 100,1 100,2 100,5 102
 

Государственная политика перераспределения  доходов в Республике Беларусь.

Государственная политика доходов Республики Беларусь заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода  и социальных  выплат.

При этом в Республике Беларусь в процессе регулирования распределения доходов:

  • определяются размер минимальной заработной платы, бюджет прожиточного минимума
  • происходит регулирование цен на социально значимую продукцию,
  • индексация фиксированных доходов и трансфертных платежей,
  • используется налогообложение, где основной удельный вес занимают косвенные налоги, в частности НДС, а также государственные целевые бюджетные фонды,
  • проведение адресной социальной политики
  • выплата пособий, пенсий и др.

Налоги.

Государственная политика доходов заключается в  перераспределении  их через госбюджет  путем дифференцированного  налогообложения  различных  групп получателей  дохода. Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (около 90%). Именно эти обязательные платежи

обеспечивают  государственную казну стабильными  поступлениями, создают

единые  условия хозяйствования для разных субъектов, возможности

прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть  отличается

множеством  налогов и характеризуется высокой  долей косвенных налогов,

которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

К доходам республиканского бюджета Республики Беларусь относятся:

  • налог на добавленную стоимость,
  • акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты),
  • налог на прибыль,
  • налог на доходы,
  • налог на недвижимость,
  • подоходный налог с граждан,
  • налог за пользование природными ресурсами,
  • земельный налог,
  • единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физическх лиц,
  • чрезвычайный налог для финансирования ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Кроме того, к ним относятся средства, получаемые от других государств, в соответствии с заключенными соглашениями, неналоговые платежи и др.

На протяжении длительного времени в Республике Беларусь продолжает медленно снижаться удельный вес прямых налогов (налог на прибыль и доходы предприятий и подоходный налог) в общей величине государственных доходов.  Удельный вес подоходного налога также сокращается ощутимыми темпами. Можно утверждать, что уровень прямых налогов по международным стандартам является действительно низким.

Доля  косвенных же налогов в доходах  государственного бюджета увеличивалась, в частности НДС, а также государственные целевые бюджетные фонды.

Наименование  налога Плательщик % ставка
1. Отчисления в ФСЗН ЮЛ 35% от  фонда ЗП
ИП
Граждане 1% от начисленной ЗП
2. Единый платеж от ФОТ

А) чрезвычайный 4%

Б) отчисления в фонд занятости 1%

ЮЛ 5% от ФОТ

(4% - чрезвычайный;

1% - в  фонд занятости)

ИП 1% от ФОТ наемной  силы
3. Земельный  налог ЮЛ и ИП % перечня (зависит  от местонахождения земельного участка и кадастровой оценки земли по плодородию)

Минимальный размер заработной платы  является обязательным в качестве низшей границы оплаты труда работников. В течение года минимальная заработная плата подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции.

С 1 января 2009 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 229700 руб.

Индексация  и верхний предел номинальной зарплаты.

Важным  элементом государственного регулирования доходов является определение верхнего предела номинальной зарплаты, который препятствует развертыванию инфляционной спирали «цена – зарплата».

Информация о работе Перераспределение доходов