Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа
Распределение доходов в рыночной системе может оказаться значительно более неравным, чем это желательно обществу. Тем самым, обеспечиваются очень большие доходы тем, чей труд благодаря унаследованным способностям и приобретенному образованию и квалификации предполагает высокую оплату. Или же тот, кому в результате тяжелого труда или легкого наследования достался ценный капитал и земля, также получает высокие доходы от своей собственности.
ВВЕДЕНИЕ 1
Общая характеристика перераспределения доходов 1
Неравномерность в перераспределении доходов между людьми и обусловленная этим государственная политика 2
Особенности проведения государственной политики перераспределения доходов за рубежом 3
Анализ перераспределения доходов в Республике Беларусь 4
Перспективы совершенствования государственной политики Республики Беларусь в области перераспределения доходов 4
Проблемы перераспределения доходов в Республике Беларусь 5
Совершенствование государственного регулирования в части перераспределения доходов 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1
Помимо перечисленных выше существует модель социальной политики в центрально-управляемых экономиках. Здесь государство сосредоточивает в своих руках всю полноту социальной политики и является единственным ее субъектом.
Социальная
политика государства представляет
собой управление общественным выбором
с целью сбалансирования
Таким образом, правительство любого государства должно в первую очередь уделить внимание благосостоянию людей, гарантировать наиболее уязвимым слоям общества защищенность. При этом перед правительством стоит сложная задача по решению таких вопросов, как: какой должна быть система социальной защиты, как эффективно распределить доход между различными слоями общества и какую часть дохода отдать бедным и безработным. Для этого каждое государство определяет свою своеобразную стратегию, учитывающую мировую практику, историю развития государства, уклад жизни граждан и их менталитет. Это подчеркивает то, что нельзя выработать универсальную модель перераспределения доходов для всех государств. Но можно выделить общую закономерность: если социальные выплаты слишком велики, то они уменьшаются стимулы вернуться на работу. На этом фоне выигрывает шведская программа занятости, которая сочетает в себе небольшое пособие по безработице, использование средств на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, что соответственно определяет её эффективность и актуальность в наше время.
Раздел II. Анализ перераспределения доходов в Республике Беларусь
В Республике Беларусь в последнее десятилетие происходят процессы социально-экономического расслоения населения по доходам. Процессы поляризации доходов в начале 90-х гг. развивались слишком стремительно и происходили на фоне снижения общего объема доходов населения. Один из основных показателей степени неравенства в распределении доходов - коэффициент Джини, увеличился за первые три года реформ более чем в полтора раза по сравнению с показателями, фиксировавшимися в период командно-административной системы. На данный момент в РБ незначительной является степень неравенства в распределении доходов между квинтильными группам домохозяйств: коэффициент Джини в 2005 году был равен 12%; соотношение в доходах между «верхней» и «нижней» квинтильными группами домохозяйств составило 1,9 раза.
В современном
же мире наименьшая дифференциация доходов
наблюдается в Норвегии, где 10% самых обеспеченных
лишь в 5,3 раза богаче самых бедных, а коэффициент
Джини равен 0,258. На другом «полюсе» находится
Бразилия, в которой соотношение доходов
последней и первой дециальных групп составляет
65,8, коэффициент Джини – 0,607. Для Республики
Беларусь данные показатели составляют
соответственно 6,9 и 0,304.
Общая ситуация в Республике Беларусь.
На январь-сентябрь 2009 года доля домашних хозяйств с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума (малообеспеченных домашних хозяйств) составила 3,8%, в городах и поселках городского типа – 3,1%, в сельских населенных пунктах – 5,6%, в январе-сентябре 2008 года, соответственно, 4,2%, 3,4% и 5,8%.
В структуре малообеспеченных домашних хозяйств основную часть (71,9%) составляют домашние хозяйства, имеющие детей в возрасте до 18 лет, 22,1% – домашние хозяйства без детей и 6% – домашние хозяйства, состоящие из одного человека.
Об уровне денежных доходов населения Республики Беларусь.
В январе-сентябре 2009 г. объем денежных доходов населения составил 64,3 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2008 г. на 17,1%. Индекс потребительских цен на товары и услуги за этот период составил 113,9%. В результате реальные денежные доходы населения (с учетом индекса потребительских цен) увеличились на 2,8%.
Денежные доходы в расчете на душу населения в республике составили в январе-сентябре 2009 г. 739,7 тыс. рублей в месяц и по сравнению с январем-сентябрем 2008 г. увеличились на 17,3%, в реальном выражении – на 3%.
В общем объеме денежных доходов населения снизился удельный вес оплаты труда и трансфертов населению, увеличился удельный вес доходов от собственности и прочих доходов.
(в процентах к итогу) | ||
Январь-сентябрь 2008 г. | Январь-сентябрь 2009 г. | |
Всего денежных доходов | 100 | 100 |
в том числе: | ||
оплата труда | 56,2 | |
трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие трансферты населению) | 20,4 | 19,4 |
доходы от собственности (проценты по депозитам, дивиденты и прочие доходы от собственности) | 1,9 | 2,6 |
прочие доходы (поступления от продаж продукци сельского хозяйства, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, и прочие поступления) | 19,9 | 21,8 |
Из общей суммы денежных доходов в январе-сентябре 2009 г. 79,6% население использовало на покупку товаров и оплату услуг.
Также для Республики Беларусь на 2009 год характерны следующие показатели:
Январь-ноябрь 2009 г. | Январь-ноябрь 2009 г. в % к январю-ноябрю 2008 г. | Ноябрь 2009 г. в % к | Январь-ноябрь 2008 г. в % к январю-ноябрю 2007 г. | ||
ноябрю 2008 г. | октябрю 2009 г. | ||||
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (на конец отчетного периода), тыс. человек | 41,4 | 110,4 | 110,4 | 99,9 | 82,9 |
в % к экономически активному населению | 0,9 | ||||
Индекс потребительских цен | 108,7 | 110 | 100,3 | 112 | |
Индекс цен производителей промышленной продукции | 109,9 | 109,9 | 100,4 | 116,8 | |
в
том числе продукции |
111,3 | 111 | 100,3 | 117,5 |
Январь-октябрь 2009 г. | Январь-октябрь 2009 г. в % к январю-октябрю 2008 г. | Октябрь 2009 г. в % к | Январь-октябрь 2008 г. в % к январю-октябрю 2007 г. | ||
октябрю 2008 г. | сентябрю 2009 г. | ||||
Реальные денежные доходы населения | 102,8 | 103 | 94,2 | 114 | |
Начисленная среднемесячная заработная плата одного работника: | | ||||
номинальная, тыс. руб. | 987,3 | 113,7 | 106,9 | 100,3 | 125,9 |
Реальная | 100,1 | 96,2 | 99,9 | 109,5 | |
Численность занятых в экономике, тыс. человек | 4594,7 | 100,1 | 100,2 | 100,5 | 102 |
Государственная политика перераспределения доходов в Республике Беларусь.
Государственная политика доходов Республики Беларусь заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат.
При этом в Республике Беларусь в процессе регулирования распределения доходов:
Налоги.
Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода. Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (около 90%). Именно эти обязательные платежи
обеспечивают
государственную казну
единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности
прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается
множеством
налогов и характеризуется
которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.
К доходам республиканского бюджета Республики Беларусь относятся:
Кроме того, к ним относятся средства, получаемые от других государств, в соответствии с заключенными соглашениями, неналоговые платежи и др.
На протяжении длительного времени в Республике Беларусь продолжает медленно снижаться удельный вес прямых налогов (налог на прибыль и доходы предприятий и подоходный налог) в общей величине государственных доходов. Удельный вес подоходного налога также сокращается ощутимыми темпами. Можно утверждать, что уровень прямых налогов по международным стандартам является действительно низким.
Доля косвенных же налогов в доходах государственного бюджета увеличивалась, в частности НДС, а также государственные целевые бюджетные фонды.
Наименование налога | Плательщик | % ставка |
1. Отчисления в ФСЗН | ЮЛ | 35% от фонда ЗП |
ИП | ||
Граждане | 1% от начисленной ЗП | |
2.
Единый платеж от ФОТ
А) чрезвычайный 4% Б) отчисления в фонд занятости 1% |
ЮЛ | 5% от ФОТ
(4% - чрезвычайный; 1% - в фонд занятости) |
ИП | 1% от ФОТ наемной силы | |
3. Земельный налог | ЮЛ и ИП | % перечня (зависит от местонахождения земельного участка и кадастровой оценки земли по плодородию) |
Минимальный размер заработной платы является обязательным в качестве низшей границы оплаты труда работников. В течение года минимальная заработная плата подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции.
С 1 января 2009 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 229700 руб.
Индексация и верхний предел номинальной зарплаты.
Важным элементом государственного регулирования доходов является определение верхнего предела номинальной зарплаты, который препятствует развертыванию инфляционной спирали «цена – зарплата».