Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа
Распределение доходов в рыночной системе может оказаться значительно более неравным, чем это желательно обществу. Тем самым, обеспечиваются очень большие доходы тем, чей труд благодаря унаследованным способностям и приобретенному образованию и квалификации предполагает высокую оплату. Или же тот, кому в результате тяжелого труда или легкого наследования достался ценный капитал и земля, также получает высокие доходы от своей собственности.
ВВЕДЕНИЕ 1
Общая характеристика перераспределения доходов 1
Неравномерность в перераспределении доходов между людьми и обусловленная этим государственная политика 2
Особенности проведения государственной политики перераспределения доходов за рубежом 3
Анализ перераспределения доходов в Республике Беларусь 4
Перспективы совершенствования государственной политики Республики Беларусь в области перераспределения доходов 4
Проблемы перераспределения доходов в Республике Беларусь 5
Совершенствование государственного регулирования в части перераспределения доходов 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1
Денежные доходы, получаемые из бюджетных источников (заработная плата, денежное довольствие военнослужащих срочной службы, курсантов военно-учебных заведений и суворовцев, государственные стипендии учащейся молодежи, заработная плата государственных служащих и приравненных к ним лиц, денежное довольствие военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава), за октябрь 2009 г. индексируются на 5,4 процента (индекс потребительских цен за октябрь 2009 г. не превысил пятипроцентный порог к месяцу предыдущей индексации (февраль 2009 г.)).
Пособия и стипендии безработным в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органа по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета индексируются на 18 процентов (индекс потребительских цен за октябрь 2009 г. также не превысил пятипроцентный порог к месяцу их предыдущей индексации (январь 2009 г.)).
Населению, получающему доходы на территории Республики Беларусь из других источников, возмещение потерь от инфляции осуществляется по основаниям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями).
Индексируется
доход в пределах 250 070 рублей – 100
процентов утвержденного
Поскольку индекс потребительских цен за октябрь к январю т.г. не превысил пятипроцентный порог, минимальная заработная плата за октябрь 2009 г. не индексируется и составляет 229 700 руб.
Среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек сейчас составляет 363.180 рублей. Он увеличился на 4,9%.
Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из четырех человек в ценах декабря 2008 года следующая: продукты питания - 51,3%; одежда, белье, обувь - 18,6%; пользование жилым помещением и коммунальные услуги - 10,9%; бытовые услуги, транспорт, связь - 7,2%; предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения - 6,2%; культурно-просветительные мероприятия и отдых - 2,2%; взносы и платежи - 2%; предметы санитарии, гигиены, лекарства - 1,7%.
Он применяется
как социальный норматив для прогнозирования
изменений уровня жизни населения,
усиления социальной поддержки нуждающихся
граждан, формирования системы народно-хозяйственных
пропорций и приоритетов, обеспечивающих
поэтапное приближение
Бюджет прожиточного минимума.
Прожиточный минимум – это порог нищеты, уровень за которым не обеспечивается воспроизводство населения. Прожиточный минимум является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находящимся за "чертой бедности".
Бюджет прожиточного минимума как социальный норматив используется для оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям), в качестве обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий. Формирование прожиточного минимума осуществляется с использованием нормативного и статистического методов.
По
данным статистики, в 2001 году 28 % жителей
Беларуси жили за чертой
Размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах сентября 2009 г. в расчете на один месяц на период с 1 ноября 2009 г. по 31 января 2010 г. для РБ:
Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах сентября 2009 года по статьям расходов:
Адресная социальная политика.
Принцип социальной справедливости находит свое выражение в адресной социальной политике, социальных гарантиях, особенно по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы.
Ныне разработана стратегия "пилотного" проекта по реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований.
Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.
Система государственной адресной социальной помощи (далее – ГАСП), созданная в Республике Беларусь в 2001 году, направлена на оказание временной материальной поддержки малообеспеченным гражданам и семьям, содействие в преодолении трудной жизненной ситуации.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 г. № 638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения» увеличен критерий нуждаемости для предоставления ГАСП: с 60 до 100% БПМ – при назначении ежемесячного социального пособия и до 120% БПМ – при назначении единовременного социального пособия.
В 2008 году помощь предоставлена 286 тыс. человек на общую сумму около 49 млрд. рублей. Необходимую поддержку в 2008 году получил каждый третий малообеспеченный (в 2007 году – только каждый 12-й).
На 1 июля 2009 г. ГАСП назначена 107,9 тыс. человек на сумму 20 321 003,2 тыс. рублей. Средний размер ежемесячного социального пособия составляет в среднем 62,9 тыс. рублей в месяц на одного человека, а единовременного – 179,1 тыс. рублей.
Государственных пособия семьям, воспитывающим детей на 2009 год (в рубл.).
Совокупный доход на члена семьи в месяц за 2008 год: для 100 % пособия – 134196 рублей, для 50 % пособия - 178 928 рублей. Средняя минимальная пенсия по потери кормильца (без доплат) за 2008 год – 52885 рублей. Условные алименты: 25 % - 55915 руб., 33 % - 73808 руб., 50 % - 111830 руб.
Пенсионное обеспечение.
В настоящее время в органах по труду, занятости и социальной защите различные виды пенсий получает более 2,4 млн. человек.
Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляется мужчинам - по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам - по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет. Обязательным условием для реализации права на пенсию является наличие не менее 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов.
Средний размер пенсии за 2008 год по сравнению с 2007 годом увеличился на 25,2 процента.
Средний размер трудовых пенсий в ноябре 2009 г. составит 434,6 тыс. руб., а средний размер пенсии по возрасту – 450,2 тыс. руб.
В итоге минимальная трудовая пенсия по возрасту при стаже 20 лет у женщины и 25 лет у мужчины с 1 ноября 2009 г. составит 204,2 тыс. руб., в том числе доплата – 141,7 тыс. руб. С учетом предыдущих повышений (в феврале, мае, августе т.г.) и перерасчета в ноябре минимальная трудовая пенсия по возрасту в сравнении с её величиной в августе 2008 г. вырастет на 10,4 процента.
В целом
ситуация в Республике Беларусь в
части перераспределения
Коэффициент Джинни для Республики Беларусь составляет 0,304, что является средним показателям в сравнении с другими странами и не отражает высокую дифференциацию населения в сфере доходов.
Из вышеизложенного
следует, что государственное
РАЗДЕЛ III. Перспективы совершенствования государственной политики в области перераспределения доходов Республике Беларусь
1. Проблемы перераспределения доходов в Республике Беларусь
Осознавая
особую социальную значимость перераспределения
доходов для обеспечения
Справедливо ли рыночное формирование доходов? Что предпочесть – рыночное распределение доходов, корректируемое государственным регулированием, или государственное распределение, корректируемое рынком? Это не праздные вопросы.
Стремление к равенству доходов, воплощающему, по мнению многих, социальную справедливость, всегда сопровождается падением экономической эффективности, ибо незачем эффективно работать ни «бедному» (все равно общество поддержит), ни «богатому» (все равно общество отнимет).
Неравенство же в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается социальной несправедливостью в виде значительной имущественной дифференциации общества.
Таким образом, выбор между равенством и неравенством доходов превращается в выбор между «социальной справедливостью» и «экономической эффективностью».
Конечно, «рыночное» распределение доходов несправедливо, но оно хотя бы в состоянии компенсировать эту несправедливость экономической эффективностью производства, обеспечивающей совокупный продукт в размерах, достаточных для поддержки малоимущих в виде трансфертных платежей и крупных социальных программ (это и есть «социально ориентированное рыночное хозяйство»).
«Справедливое» же распределение дохода означает (и это уже доказано практикой) подрыв стимулов к эффективной работе и завершается обычно тем, что справедливо распределять становится просто нечего.
С этих позиций приходится признать, что «несправедливая экономическая эффективность» сегодня имеет объективное преимущество перед «неэффективной социальной справедливостью». И хотя их сближение составляет содержание социально-экономического прогресса, в обозримый исторический период названная альтернатива сохраняет свою жестокую однозначность.
Также в данной политике существует проблема чрезмерной налоговой нагрузки. Оптимальным количественным показателем налогообложения является уровень налоговой нагрузки в пределах 30 % к ВВП. Это позволяет, с одной стороны, обеспечить стабильные поступления доходов в бюджет, а значит ритмичное финансирование запланированных программ и мероприятий, с другой стороны – реализовать на практике стимулирующую функцию налогообложения для дальнейшего роста производства, инвестиций и экспортного потенциала белорусских товаропроизводителей. Реальное же снижение налогового давления на экономику может быть достигнуто только за счет сокращения количества применяемых налогов или снижения их ставок (при условии качественного построения моделей взимания каждого из налогов).