Тем самым государству
принадлежит особая роль в регулировании
процесса распределения и перераспределения
дохода, где основным источником доходов
государственного бюджета являются налоги.
И сегодня в республике действует политика
изменений со стороны сокращения количества
применяемых налогов и сборов и отработки
механизмов взимания каждого из основных
налогов для увеличения государственного
бюджета.
2.
Совершенствование
государственного регулирования
в части перераспределения
доходов.
При принятии
решений в области совершенствования
государственной политики перераспределения
доходов, главным образом, стоит
в качестве ориентира выбрать
подтвержденную многолетним опытом
мировую практику, при этом не упуская
из виду особенности политической, экономической
и социальной сфер, а также историческое
развитие данного государства.
Для эффективного
формирования основных доходных источников
необходимо совершенствование налоговой
политики, сокращение налоговой нагрузки,
максимальное использование резервов
для пополнения доходной части бюджета.
Необходимо добиться достаточных и стабильных
поступлений в бюджет и по возможности
- снизить налоговое давление на экономику
и ограничить его негативное воздействие
на темпы роста производства, инвестиций
и экспорта.
Для разрешения
коллизии двух главных целей государственной
политики перераспределения доходов,
одна из которых – обеспечение достаточных
поступлений в бюджет, а другая – налоги
должны взиматься так, чтобы они не мешали,
а напротив, способствовали росту и развитию
экономики, необходимо проведение комплекса
следующих мер:
- совершенствование
структуры и сокращение количества применяемых
налогов за счет отмены малоэффективных
сборов и отчислений во внебюджетные фонды;
- модернизация
методов расчета, механизмов и принципов
взимания таких основных налогов, как
акцизы, НДС, налог на прибыль и доходы
предприятий, подоходный налог с граждан;
- пересмотр
и сокращение налоговых льгот по всем
применяемым налогам и сборам в целях
расширения их налоговой базы с тем, чтобы
сделать возможным снижение ставок и дальнейшее
уменьшение количества налогов и сборов;
- поиск и выбор
оптимального соотношения республиканских
и местных налогов и сборов, а также эффективного
взаимодействия республиканского и местных
бюджетов.
Разрабатывая
программу экономических реформ,
правительство также должно уделить
внимание благосостоянию людей, гарантировать
наиболее уязвимым слоям общества защищенность
в ходе изменений. Но какую часть
дохода отдать бедным и безработным, если,
например, цены удвоились или утроились?
Исследования показывают, что если социальные
выплаты слишком велики, уменьшаются стимулы
вернуться на работу. Существует зависимость
между размером пособия по безработице
и продолжительностью последней. Общество
в целом выигрывает, если больше людей
будет вовлечено в процесс создания богатства.
Поэтому благоразумная политика может
сочетать небольшое пособие по безработице,
покрывающее расходы на удовлетворение
основных потребностей, и использование
средств на переподготовку, чтобы человек
мог освоить профессию, с которой можно
найти работу.
Стоит
отметить, что Индексация доходов с
экономической точки зрения также имеет
свои существенные недостатки. Способствуя
уменьшению разрывов в доходах
низко- и высокооплачиваемых работников,
она может отрицательно сказаться
на их стремлении к более
напряженному труду. Кроме
того, индексация не способствует
проведению антиинфляционных мер.
В силу этих причин многие
государства Западной Европы в 80-х гг.
приступили к демонтированию системы
индексации: стали вводиться
временные паузы (причем
без последующей компенсации), устанавливаться
верхние и нижние пороговые уровни
роста цен, за которыми индексация
не применяется.
В целом
при выборе пути регулирования перераспределения
доходов государство должно учитывать
негативные аспекты, связанные с государственным
вмешательством в функционирование рыночной
экономики, а то есть:
- чрезмерными
налогами, которые уменьшают экономическую
активность населения и тем самым способствуют
ещё более глубокой дифференциации общества;
- направленность
лишь на социальную эффективность, что
способствует отказу граждан от поиска
работы (пособия и выплаты в состоянии
обеспечить нормальный уровень жизни
граждан, что способствует снижению их
мотивацию к трудовой деятельности) и
уменьшению экономической эффективности.
Заключение
В данной
курсовой работе мною были рассмотрены
понятия «эффективность», «социальная
справедливость», «неравенство доходов»,
их количественное и качественное соотношение,
а также некоторые пути сглаживания существующего
неравенства, была дана характеристика
минимального потребительского бюджета
в РБ, основных взимаемых налогов, представлен
процесс индексации цен за 2009 год, данные
о величине минимального размера заработной
платы, размере бюджета прожиточного минимума,
проанализирована адресная социальная
политика, а охарактеризованы основные
выплаты и социальные пособия. В данной
работе также были рассмотрены программы
государственной помощи малообеспеченным
гражданам Республики Беларусь.
На
основании вышеприведенного материала
можно сделать вывод о невозможности
найти универсального решения такой проблемы
как «неравенство доходов», которое можно
было бы применить на глобальном уровне.
Здесь принимаются во внимание программы
для конкретных стран, направленные на
борьбу с неравенством, а также учитывается
мировой опыт при анализе сложившейся
ситуации и принятии решения о выборе
курса и направления развития данной страны.
В целом,
на государственную политику перераспределения
доходов огромное влияние оказывает
сложившаяся ситуация в стране. Ведь
в случае закрепления в стране
высокого уровня высокий уровень
цен снизится и жизненный уровень
основной массы населения в результате
сокращения ее реальных доходов.
В этой
области главная задача Республики
Беларусь состоит в том, чтобы минимизировать
резкие скачки в распределении доходов,
а также уменьшить количественный
разброс между очень богатыми слоями
и очень бедными. Таким образом, в Республике
Беларусь можно применить следующие методы
для реализации и совершенствования государственной
политики перераспределения доходов непосредственно
в экономической и социальной сфере:
- принятие
и соблюдение реальных
бюджетов, как государственных,
так и областных, что обеспечит соответствие
реальных и номинальных заработных
плат;
- сокращение
льготных категорий населения;
- усиление
методов контроля по рациональному
использованию средств из социальных
фондов;
- способствование
образованию «среднего класса»
путём поддержки мелкого предпринимательства,
а также бюджетных категорий населения;
- грамотное
налоговое законодательство, использование
прогрессивных налоговых ставок в
комплексе с чётким контролем за уплатой
налогов;
- борьба с
«теневой экономикой».
С этой
целью создания необходимых условий для
обеспечения устойчивого и эффективного
развития страны была разработана Программа
социально-экономического развития на
2006 – 2010 годы. Главными результатами её
реализации должны стать активизация
инновационного развития национальной
экономики, я, а также реализации социально-экономических
приоритетов страны. Это позволит в прогнозируемый
период повысить уровень и качество жизни
народа и как следствие:
- улучшить
демографическую ситуацию в стране (повысить
уровень рождаемости, снизить смертность
детей и лиц трудоспособного возраста,
особенно мужчин, увеличить продолжительность
жизни);
- в области
политики доходов населения и условий
их обеспечения – увеличить реальные
денежные доходы на 49 – 56 процентов, реальную
заработную плату – на 52 – 58 процентов;
- повысить
поэтапно уровень минимальной заработной
платы до уровня минимального потребительского
бюджета, а размеры социальных пособий
– до бюджета прожиточного минимума;
- сократить
уровень малообеспеченности населения;
- создать благоприятные
условия для развития человеческого потенциала
на основе внедрения государственных
минимальных социальных стандартов, приоритетного
развития систем образования, здравоохранения,
культуры, спорта и туризма, повышения
уровня их финансового обеспечения.
Список
использованных источников.
- Базылев Н.И.,
Гурко С.П. Экономическая теория, - М., БГЭУ,
2007 – С. 120-134.
- Белоусова,
С. Анализ уровня бедности //Экономист.
– 2006. - №10. – РФ, с.65-71.
- Баканов М.И.,
Шеремет А.Д. Теория экономического анализа:
Учеб. Для студентов экон. спец.- 4-е изд.,
доп и перераб.- М.: Финансы и статистика,
2004 - С.23-25.
- Болдырев,
Юрий Юрьевич. О бочках меда и ложках дегтя
/ Ю.Ю. Болдырев. – М.: Крымский мост-9д, 2003.-
431с. – (Серия «Русское чудо»; Кн.1) – с.
112-130.
- Борисов Е.Ф.
Экономическая теория. - М.:Юристъ, 2005. С.67-89.
- Доходы и
заработная плата: проблемы формирования,
распределения, регулирования / [В.Н. Бобков
[и др.]; под общ. Ред. Н.А. Волгина; Российская
академия государственной службы при
Президенте Российской Федерации. – Москва:
Издательство РАГС, 1999. – С.20-52.
- Гайгер, Линвуд
Т. Макроэкономическая теория и переходная
экономика: перевод с английского / Л. Т.
Гайгер; общ. ред. В. А. Исаева. - Москва:
Инфра-М, 1996. – с. 282-299, 383-387.
- Государственное
регулирование рыночной экономики / [В.
Н. Архангельский [и др.] ; под общ. ред. В.
И. Кушлина; Российская академия государственной
службы при Президенте Российской Федерации. -
Изд. 2-е, доп. и перераб. - Москва: Издательство
РАГС, 2002. – С. 13-17.
- Государственные
финансы / [Г. К. Мультан [и др.] ; под ред.
Г. К. Мультана. - Минск: БГЭУ, 2005. – С. 37-45.
- Дащинская,
Нина Парфеновна. Статистика государственных
учреждений: / Н. П. Дащинская. - Минск: Издательский
центр БГУ, 2008. – С. 24-58.
- Дорофеев,
Вячеслав Григорьевич. Бухгалтерский
учёт исполнения бюджета: учебное пособие
/ В.Г. Дорофеев, М.А. Чапкович, В.И. Якубович;
под ред. В.Г. Дорофеева. – Минск: БГЭУ,
1996. – С.148-153.
- Еремеева,
Л. О путях совершенствования системы
формирования бюджетов муниципальных
образований: на примере городских округов
// Муниципальная власть. – 2009. - №2 – РФ
– С. 64-71
- Курс экономики:
Учебник 2-е издание дополненное/Под ред.
Б.А. Райзберга.-М.:Инфра-М,2004.-716с – С. 456-490.
- Курс экономической
теории: Учебник/Под ред. проф. М.Н.Чепурина
и проф. Е.А. Киселёвой – С. 17-25.
- Курс экономической
теории: общие основы экономической теории.
Микроэкономика, макроэкономика, переходная
экономика: Учебное пособие/Руководитель
авторского коллектива и научный редактор
профессор А.В.Свиридович - М.: МГУ им. М.В.Ломоносова.
Издательство ДИС, 2007.-736 с. – С. 567-670.
- Кушнарева,
О. Регулирование общественного благосостояния:
региональный уровень // Проблемы теории
и практики управления. – 2008. - №2. - РФ.
– С. 29-35.
- Макконнелл
К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблема
и политика: пер. с англ. Т. 1, 2. – М. Республика,
2006. С. 120- 167.
- Макроэкономика
– под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского,
АУпПРБ, Минск, 2006. – С.256-270.
- Макроэкономика:
учебное пособие для учреждений, обеспечивающих
получение высшего образования / [А. В. Бондарь
[и др.]. - Изд. 2-е. - Минск: БГЭУ, 2009. С. 23-29, 71-101.
- Макроэкономика.
Курс интенсивной подготовки / [И.В. Новикова
[и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского.
– Минск: ТетраСистемс, 2008. – 304 с. – с 250-267.
- Мега- мета-
макроэкономика : курс лекций / [П. Г. Никитенко
[и др.] ; под общ. ред. Э. А. Лутохиной. - Минск:
БИП-С, 2002. – С. 15-36.
- Национальная
экономическая газета – 2000 - №10 – С.10.
- Полоник,
С. Искусство возможного / Удовенко И. //
Беларуская думка. – 2009. - №3 – РБ, С. 10-17.
- Попов Е.М.
Налоги и налогообложения в Республике
Беларусь: Учебное пособие. – Гомель: ГКИ,
1997.—С. 96-102.
- Современная
экономика: учебное пособие / [Е. Акопова
[и др.]; науч. ред. О.Ю. Мамедов. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 1995. - С. 278-290.
- Современная
экономика: учебное пособие для вузов
/ [В. Борщевская [и др.]; науч. ред. О.Ю. Мамедов.
– Изд. 2-е, доп. – Ростов-на-Дону: Феникс,
1998. – С 226-229.
- Статистика
Беларуси: научно-практический журнал:
ежеквартальное здание / учредители Национальный
статистический комитет Республики Беларусь,
РУП «Информационно-вычислительный центр
Национального статистического комитета
Республики Беларусь», Первичная профсоюзная
организация Национального статистического
комитета Республики Беларусь. – Мн., 2009
– 2009 №1-4, С.78.
- Чернюк,
А. Нормы статьи 30 Закона о бюджете на 2008
год и бухгалтерский в бюджетных организациях:
требуется уточнение методики учёта ряда
операций // Главный бухгалтер. Бюджетные
организации. – 2008. - №2 – РБ, С. 18-21
- Экономический
бюллетень: Журнал. /Мн.: НИЭИ Министерства
экономики РБ. – 2000 - №8, с.32-34.
- http://belstat.gov.by/ - Национальный статистический
комитет Республики Беларусь
- http://www.mintrud.gov.by – Министерство труда
и социальной защиты Республики Беларусь
- http://www.nalog.by/ - Министерство по налогам
и сборам Республики Беларусь
- http://www.president.gov.by – Официальный интернет-
портал Президента Республики Беларусь