Перераспределение доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Распределение доходов в рыночной системе может оказаться значительно более неравным, чем это желательно обществу. Тем самым, обеспечиваются очень большие доходы тем, чей труд благодаря унаследованным способностям и приобретенному образованию и квалификации предполагает высокую оплату. Или же тот, кому в результате тяжелого труда или легкого наследования достался ценный капитал и земля, также получает высокие доходы от своей собственности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 1
Общая характеристика перераспределения доходов 1
Неравномерность в перераспределении доходов между людьми и обусловленная этим государственная политика 2
Особенности проведения государственной политики перераспределения доходов за рубежом 3
Анализ перераспределения доходов в Республике Беларусь 4
Перспективы совершенствования государственной политики Республики Беларусь в области перераспределения доходов 4
Проблемы перераспределения доходов в Республике Беларусь 5
Совершенствование государственного регулирования в части перераспределения доходов 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

Файлы: 1 файл

перераспределение доходов.doc

— 303.50 Кб (Скачать файл)

Тем самым государству  принадлежит особая роль в регулировании  процесса распределения и перераспределения  дохода, где основным источником доходов  государственного бюджета являются налоги. И сегодня в республике действует политика изменений со стороны сокращения количества применяемых налогов и сборов и отработки механизмов взимания каждого из основных налогов для увеличения государственного бюджета. 

2. Совершенствование государственного регулирования в части перераспределения доходов.

При принятии решений в области совершенствования  государственной политики перераспределения  доходов, главным образом, стоит  в качестве ориентира выбрать  подтвержденную многолетним опытом мировую практику, при этом не упуская из виду особенности политической, экономической и социальной сфер, а также историческое развитие данного государства.

Для эффективного формирования основных доходных источников необходимо совершенствование налоговой  политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности - снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.

Для разрешения коллизии двух главных целей государственной политики перераспределения доходов, одна из которых – обеспечение достаточных поступлений в бюджет, а другая –  налоги должны взиматься так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали росту и развитию экономики, необходимо проведение комплекса следующих мер:

  • совершенствование структуры и сокращение количества применяемых налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные фонды;
  • модернизация методов расчета, механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как акцизы, НДС, налог на прибыль и доходы предприятий, подоходный налог с граждан;
  • пересмотр и сокращение налоговых льгот по всем применяемым налогам и сборам в целях расширения их налоговой базы с тем, чтобы сделать возможным снижение ставок и дальнейшее уменьшение количества налогов и сборов;
  • поиск и выбор оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов.

Разрабатывая  программу экономических реформ, правительство также должно уделить  внимание благосостоянию людей, гарантировать  наиболее уязвимым слоям общества защищенность в ходе изменений.  Но какую часть дохода отдать бедным и безработным, если, например, цены удвоились или утроились? Исследования показывают, что если социальные выплаты слишком велики, уменьшаются стимулы вернуться на работу. Существует зависимость между размером пособия по безработице и продолжительностью последней. Общество в целом выигрывает, если больше людей будет вовлечено в процесс создания богатства. Поэтому благоразумная политика может сочетать небольшое пособие по безработице, покрывающее расходы на удовлетворение основных потребностей, и использование средств на переподготовку, чтобы человек мог освоить профессию, с которой можно найти работу.

Стоит отметить, что Индексация доходов с экономической точки зрения также имеет свои существенные недостатки. Способствуя  уменьшению  разрывов  в  доходах  низко- и высокооплачиваемых  работников,  она  может  отрицательно  сказаться  на  их стремлении  к  более  напряженному  труду.   Кроме   того,   индексация   не способствует проведению антиинфляционных мер.  В  силу  этих  причин  многие государства Западной Европы в 80-х гг. приступили к демонтированию системы индексации:  стали  вводиться  временные  паузы  (причем   без   последующей компенсации), устанавливаться верхние и нижние пороговые уровни  роста  цен, за которыми индексация не применяется.

В целом  при выборе пути регулирования перераспределения доходов государство должно учитывать негативные аспекты, связанные с государственным вмешательством в функционирование рыночной экономики, а то есть:

  • чрезмерными налогами, которые уменьшают экономическую активность населения и тем самым способствуют ещё более глубокой дифференциации общества;
  • направленность лишь на социальную эффективность, что способствует отказу граждан от поиска работы (пособия и выплаты в состоянии обеспечить нормальный уровень жизни граждан, что способствует снижению их мотивацию к трудовой деятельности) и уменьшению экономической эффективности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

В данной курсовой работе мною были рассмотрены  понятия «эффективность», «социальная  справедливость», «неравенство доходов», их количественное и качественное соотношение, а также некоторые пути сглаживания существующего неравенства, была дана  характеристика минимального потребительского бюджета в РБ, основных взимаемых налогов, представлен процесс индексации цен за 2009 год, данные о величине минимального размера заработной платы, размере бюджета прожиточного минимума, проанализирована адресная социальная политика, а охарактеризованы основные выплаты и социальные пособия. В данной работе также были рассмотрены программы государственной помощи малообеспеченным гражданам Республики Беларусь.

 На  основании вышеприведенного материала можно сделать вывод о  невозможности найти универсального решения такой проблемы как «неравенство доходов», которое можно было бы применить на глобальном уровне. Здесь принимаются во внимание программы для конкретных стран, направленные на борьбу с неравенством, а также учитывается мировой опыт при анализе сложившейся ситуации и принятии решения о выборе курса и направления развития данной страны.

В целом, на государственную политику перераспределения  доходов огромное влияние оказывает  сложившаяся ситуация в стране. Ведь в случае закрепления в стране высокого уровня высокий уровень  цен снизится и жизненный уровень  основной массы населения в результате сокращения ее реальных доходов.

В этой области главная задача Республики Беларусь состоит в том, чтобы минимизировать резкие  скачки в распределении доходов,  а также уменьшить количественный  разброс между очень богатыми  слоями  и  очень бедными. Таким образом, в Республике Беларусь можно применить следующие методы для реализации и совершенствования государственной политики перераспределения доходов непосредственно в экономической и социальной сфере:

  • принятие   и   соблюдение    реальных    бюджетов,    как государственных, так и областных, что обеспечит соответствие  реальных  и номинальных заработных плат;
  • сокращение льготных категорий населения;
  • усиление методов контроля по  рациональному  использованию  средств  из социальных фондов;
  • способствование  образованию  «среднего  класса»  путём  поддержки   мелкого предпринимательства, а также бюджетных категорий населения;
  • грамотное налоговое законодательство, использование прогрессивных  налоговых ставок в комплексе с чётким контролем за уплатой налогов;
  • борьба с  «теневой  экономикой».

С этой целью создания необходимых условий для обеспечения устойчивого и эффективного развития страны была разработана Программа социально-экономического развития на 2006 – 2010 годы. Главными результатами её реализации должны стать активизация инновационного развития национальной экономики, я, а также реализации социально-экономических приоритетов страны. Это позволит в прогнозируемый период повысить уровень и качество жизни народа и как следствие:

  • улучшить демографическую ситуацию в стране (повысить уровень рождаемости, снизить смертность детей и лиц трудоспособного возраста, особенно мужчин, увеличить продолжительность жизни);
  • в области политики доходов населения и условий их обеспечения  – увеличить реальные денежные доходы на 49 – 56 процентов, реальную заработную плату – на 52 – 58 процентов;
  • повысить поэтапно уровень минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета, а размеры социальных пособий  –  до бюджета прожиточного минимума;
  • сократить уровень малообеспеченности населения;
  • создать благоприятные условия для развития человеческого потенциала на основе внедрения государственных минимальных социальных стандартов, приоритетного развития систем образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма, повышения уровня их финансового обеспечения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников.

  1. Базылев Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория, - М., БГЭУ, 2007 – С. 120-134.
  2. Белоусова, С. Анализ уровня бедности //Экономист. – 2006. - №10. – РФ, с.65-71.
  3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учеб. Для студентов экон. спец.- 4-е изд., доп и перераб.- М.: Финансы и статистика, 2004 - С.23-25.
  4. Болдырев, Юрий Юрьевич. О бочках меда и ложках дегтя / Ю.Ю. Болдырев. – М.: Крымский мост-9д, 2003.- 431с. – (Серия «Русское чудо»; Кн.1) – с. 112-130.
  5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.:Юристъ, 2005. С.67-89.
  6. Доходы и заработная плата: проблемы формирования, распределения, регулирования / [В.Н. Бобков [и др.]; под общ. Ред. Н.А. Волгина; Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. – Москва: Издательство РАГС, 1999. – С.20-52.
  7. Гайгер, Линвуд Т.  Макроэкономическая теория и переходная экономика: перевод с английского /  Л. Т. Гайгер;  общ. ред. В. А. Исаева. -  Москва:  Инфра-М, 1996. – с. 282-299, 383-387.
  8. Государственное регулирование рыночной экономики /  [В. Н. Архангельский [и др.] ; под общ. ред. В. И. Кушлина;  Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. -  Изд. 2-е, доп. и перераб. - Москва:  Издательство РАГС, 2002. – С. 13-17.
  9. Государственные финансы /  [Г. К. Мультан [и др.] ;  под ред. Г. К. Мультана. -  Минск:  БГЭУ, 2005. – С. 37-45.
  10. Дащинская, Нина Парфеновна.  Статистика государственных учреждений: /  Н. П. Дащинская. -  Минск: Издательский центр БГУ, 2008. – С. 24-58.
  11. Дорофеев, Вячеслав Григорьевич. Бухгалтерский учёт исполнения бюджета: учебное пособие / В.Г. Дорофеев, М.А. Чапкович, В.И. Якубович; под ред. В.Г. Дорофеева. – Минск: БГЭУ, 1996. – С.148-153.
  12. Еремеева, Л. О путях совершенствования системы формирования бюджетов муниципальных образований: на примере городских округов // Муниципальная власть. – 2009. - №2 – РФ – С. 64-71
  13. Курс экономики: Учебник 2-е издание дополненное/Под ред. Б.А. Райзберга.-М.:Инфра-М,2004.-716с – С. 456-490.
  14. Курс экономической теории: Учебник/Под ред. проф. М.Н.Чепурина и проф. Е.А. Киселёвой – С. 17-25. 
  15. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие/Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор А.В.Свиридович - М.: МГУ им. М.В.Ломоносова. Издательство ДИС, 2007.-736 с. – С. 567-670.
  16. Кушнарева, О. Регулирование общественного благосостояния: региональный уровень // Проблемы теории и практики управления. – 2008. - №2. - РФ. – С. 29-35.
  17. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблема и политика: пер. с англ. Т. 1, 2. – М. Республика, 2006. С. 120- 167.
  18. Макроэкономика – под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского, АУпПРБ, Минск, 2006. – С.256-270.
  19. Макроэкономика:  учебное пособие для учреждений, обеспечивающих получение высшего образования /  [А. В. Бондарь [и др.]. -  Изд. 2-е. -  Минск:  БГЭУ, 2009. С. 23-29, 71-101.
  20. Макроэкономика. Курс интенсивной подготовки / [И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 304 с. – с 250-267.
  21. Мега- мета- макроэкономика :  курс лекций /  [П. Г. Никитенко [и др.] ;  под общ. ред. Э. А. Лутохиной. -  Минск: БИП-С, 2002. – С. 15-36. 
  22. Национальная экономическая газета – 2000 - №10 – С.10.
  23. Полоник, С. Искусство возможного / Удовенко И. // Беларуская думка. – 2009. - №3 – РБ, С. 10-17.
  24. Попов Е.М. Налоги и налогообложения в Республике Беларусь: Учебное пособие. – Гомель: ГКИ, 1997.—С. 96-102.
  25. Современная экономика: учебное пособие / [Е. Акопова [и др.]; науч. ред. О.Ю. Мамедов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - С. 278-290.
  26. Современная экономика: учебное пособие для вузов / [В. Борщевская [и др.]; науч. ред. О.Ю. Мамедов. – Изд. 2-е, доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – С 226-229.
  27. Статистика Беларуси: научно-практический журнал: ежеквартальное здание / учредители Национальный статистический комитет Республики Беларусь, РУП «Информационно-вычислительный центр Национального статистического комитета Республики Беларусь», Первичная профсоюзная организация Национального статистического комитета Республики Беларусь. – Мн., 2009 – 2009 №1-4, С.78.
  28. Чернюк, А. Нормы статьи 30 Закона о бюджете на 2008 год и бухгалтерский в бюджетных организациях: требуется уточнение методики учёта ряда операций // Главный бухгалтер. Бюджетные организации. – 2008. - №2 – РБ, С. 18-21
  29. Экономический бюллетень: Журнал. /Мн.: НИЭИ Министерства экономики РБ. – 2000 - №8, с.32-34.
  30. http://belstat.gov.by/ - Национальный статистический комитет Республики Беларусь
  31. http://www.mintrud.gov.by – Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь
  32. http://www.nalog.by/ - Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь
  33. http://www.president.gov.by – Официальный интернет- портал Президента Республики Беларусь

       

    

Информация о работе Перераспределение доходов