Перераспределительные функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественный исторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые являются характерными чертами государства, отличающими его от других элементов системы общества.

Содержание работы

Введение…………………………………….................................................................3
Глава 1. Понятие перераспределительной функции государства……………….…5
Глава 2. Инструменты реализации перераспределительной функции…………...11
2.1. Налоговая система……..…………………………………………….…...……..11
2.2. Социальные трансферты…..………………...…………………………..……...18
Глава 3. Эффект перераспределительных процессов и их оценка в современной России…………………………………………………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………………...34
Список использованных источников………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 1.docx

— 113.20 Кб (Скачать файл)

 

                                                   Оглавление

 

Введение…………………………………….................................................................3

Глава 1. Понятие перераспределительной  функции государства……………….…5

Глава 2. Инструменты реализации перераспределительной  функции…………...11

2.1. Налоговая система……..…………………………………………….…...……..11

2.2. Социальные трансферты…..………………...…………………………..……...18

Глава 3. Эффект перераспределительных процессов  и их оценка в современной России…………………………………………………………………………………27

Заключение…………………………………………………………………………...34

Список  использованных источников……………………………………………….36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Введение

      Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественный исторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые являются характерными чертами государства, отличающими его от других элементов системы общества.

     Одной из таких важнейших функций является функция перераспределения. Через перераспределительную функцию государство формирует жизненный уровень населения, воспроизводит человеческий капитал, оказывает социальные услуги и развивает социальную инфраструктуру на федеральном, региональном и местном уровнях.

     Я считаю, что вопрос перераспределения в нашем государстве стоит очень остро, экономисты современности до сих пор спорят по поводу эффективности перераспределения и его масштабов. В связи с актуальностью и злободневностью данного вопроса мною и была выбрана данная тема курсовой работы.

      Объект исследования представленной работы – перераспределительная функция государства в современный период времени, а также формы и методы ее осуществления и ее роль в жизни общества.

     Предметом исследования выступают общественные отношения в части реализации данной функции, деятельность государства в ее осуществлении, оценка предпринимаемых мер экономистами и политиками.

     Перед собой я поставила цель проанализировать сущность перераспределительной функции, изучить ее современное состояние и прогнозы на ближайшее будущее.

     Для достижения указанной цели мною поставлены следующие задачи:

  • дать понятие перераспределительной функции государства;
  • выявить основные инструменты осуществления этой функции;
  • описать роль налоговой системы как важнейшего инструмента реализации перераспределительной функции государства;
  • проанализировать данные о налоговых поступлениях в бюджет РФ за последние годы;
  • раскрыть сущность социальных трансфертов, рассмотреть их структуру и числовые показатели;
  • указать положительные и отрицательные стороны перераспределительных процессов;
  • рассмотреть взгляды зарубежных и российских экспертов по данному вопросу;
  • привести современные данные о реализации рассматриваемых процессов в РФ.

     При выполнении поставленных  мною задач я буду использовать работы известных экономистов, удостоенных за свой вклад в изучении экономических проблем Нобелевской премии; сайт Федеральной службы государственной статистики РФ, а также другую научную литературу, экономические журналы и содержательные сайты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Глава 1. Понятие перераспределительной функции государства

     Одна из серьезных проблем, которые постоянно беспокоят общество в современном мире, - неравенство людей. Государство, как важнейший институт общества, пытается решить эту проблему с помощью  одной из своих функций, а именно, перераспределительной.

     В своей курсовой работе я буду рассматривать только одну функцию государства, поэтому не буду подробно описывать, что из себя представляет функция государства в целом, а дав только ее определение, сразу перейду к понятию перераспределительной функции.

     В современной литературе насчитывается  около двадцати определений  функции. Например, В. М. Корельский и В. Д. Перевалов дают следующее определение. Функция государства - это основное направление его деятельности, выражающие его сущность и социальное назначение.1 С помощью функций государства представляется возможным с достаточной точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.2

     Итак, что же такое перераспределительная функция государства?

     Перераспределительная функция  государства - это совокупность  мер, направленных на удовлетворение  государством социальных потребностей  населения, поддержание приемлемого  для страны уровня жизни, корректировка  резких различий в доходах  и потреблении населения, предоставление  населению социальных услуг.3

     На мой взгляд, основным моментом  в этом определении является  то, что данная функция призвана  удовлетворять социальные потребности  населения и корректировать резкие различия в доходах населения. Другими словами, государство, обладая рядом исключительных прав и инструментов, среди которых можно выделить меру государственного принуждения, может улучшать благосостояние одних членов общества, изымая их у других.

     Под изъятием я не имею в виду насильственное отчуждение у собственников их материальных средств, а подразумеваю использование государством таких инструментов как налоговая система и социальные трансферты, которые являются дополнением друг к другу. Сначала государство изымает у населения часть его доходов в виде различных налогов, а затем перераспределяет эти средства на социальные нужды.

     Я уже затронула понятие перераспределение средств, теперь дам его определение, взятое мною из словаря-справочника Л. П. Куракова. Перераспределение средств – это изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся.4

     Итак, перераспределение средств является инструментом перераспределительной политики государства. В свою очередь, ее эффективность и финансовые возможности её реализации определяются в основном эффективностью функционирования реального сектора экономики и уровнем экономического развития страны. Вместе с тем, перераспределительная политика оказывает огромное воздействие на эффективность развития национального хозяйства.

     Но не всегда перераспределение приводит к эффективному функционированию экономики. К тому же, его основная цель – достижение справедливости в обществе. Рассмотрим принцип справедливости с помощью нескольких подходов, применяемых при его определении.

     Эгалитарный. Считается справедливым  уравнительное распределение доходов: если требуется разделить определенное количество благ между людьми, одинаково этого заслуживающими, то справедливым было бы распределение поровну. Но, то, как определить это равенство является большой проблемой в рыночных условиях.

     Роулсианский. Справедливым будет считаться такое распределение,   которое максимизирует благосостояние наименее обеспеченного члена общества.5 Для обоснования своего подхода Джон Роулс, американский философ, чье имя дало название рассматриваемой концепции, использует специфическую мысленную конструкцию, известную в экономической теории под названием “вуаль неведения”. “Вуаль неведения” означает, что при формировании принципов справедливого распределения нужно абстрагироваться от возможных последствий для своего личного благосостояния. Роулс утверждает, что в условиях “вуали неведения” каждый предпочел бы застраховаться от возможного падения в пропасть бедности, и потому одобрил бы такое распределение доходов, при котором общество было бы озабочено максимизацией доходов наименее обеспеченных членов общества.

      Утилитаристский принцип (его  разработал во второй половине XIX века английский экономист  и правовед Иеремия Бентам) считает  справедливым такое распределение  доходов, при котором максимизируется  общественное благосостояние, представленное  суммой индивидуальных полезностей  всех членов общества.

     Рыночный принцип. Считается справедливым  распределение доходов, основанное  на свободной игре рыночных  цен, конкурентном механизме спроса  и предложения на факторы производства. Распределение ресурсов и доходов  в рыночных условиях производится  безличностным процессом. В этом  смысле этот принцип точно описывает Ф. Хайек: «Эволюция не может быть справедливой. При подавлении дифференциации, возникающей в результате везения одних и невезения других, процесс открытия новых возможностей был бы почти полностью обескровлен».6

     Чтобы осуществить перераспределительную  политику государству требуется своевременная и точная информация о располагаемых доходах населения, о налоговых поступлениях, социальных выплатах и другой подобной статистической информации. Поиском и обработкой ею занимается Федеральная служба государственной статистики. В своей курсовой работе я буду периодически обращаться к информации, представленной на сайте этой службы.

     Чтобы оценить масштабы необходимых перераспределительных мер, я обратилась к таблице распределения населения по величине среднедушевых денежных доходов за период с 2005 по 2011 года.

                                                                                                                          Таблица 1

                                        Распределение населения по величине 
                                     среднедушевых денежных доходов 
                                                        (в процентах)

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Все население

100

100

100

100

100

100

100

в том числе со среднедушевыми доходами в месяц, руб.:

             

до 3500,0

23,2

15,9

10,9

7,3

5,3

3,9

2,8

3500,1 - 5000,0

16,5

13,7

10,9

8,6

6,9

5,6

4,6

5000,1 - 7000,0

17,6

16,4

14,4

12,5

10,8

9,4

8,1

7000,1 - 10000,0

17,1

18,1

17,8

16,9

15,8

14,7

13,5

10000,1 - 15000,0

13,9

17,1

19,1

20,2

20,4

20,2

19,8

15000,1 - 25000,0

11,7

12,7

16,6

19,8

21,9

23,5

24,8

25000,1-35000,0

...

6,1

10,3

7,7

9,4

10,8

12,1

свыше 35000,0

...

...

...

7,0

9,5

11,9

14,3


 

     Из таблицы видно, что доходы населения за 7 лет выросли в несколько раз, однако растет и дифференциация доходов граждан. Если в 2005 году, по данным органов государственной статистики, среди населения не было тех, кто зарабатывает более 25 тыс., то в 2011 году доля таких граждан составила 26.4 %. Это значит, что одна категория населения превосходит другую по уровню дохода более чем в 7 раз. Здесь мы можем увидеть, по сути, задачу, стоящую перед государством. Она заключается в выравнивании доходов этих категорий. То есть, государству нужно изъять в виде налогов часть дохода более обеспеченных граждан и передать их в форме различных социальных трансфертов менее обеспеченным. Конечно, сделать это не просто, тем более, нужно учитывать, что перераспределительные процессы связаны с определенными издержками.

     Итак, государству необходимо обеспечивать  хотя бы минимальные потребности  человека. А как их определить? Для этого определяется прожиточный минимум, который служит основой установления минимального размера оплаты труда, а также определения абсолютного уровня (черты) бедности общества.7 Он   вычисляется с помощью нескольких методов, одним из которых является метод потребительской корзины.

     В России применяется несколько вариантов расчета этого показателя. Например, министерство труда РФ определяет соотношение элементов потребительской корзины следующим образом: продукты питания – 68%; непродовольственные товары – 19%; различные услуги - 7%; налоги и другие обязательные платежи – более 5%.8

     Теперь посмотрим, сколько составляет прожиточный минимум в РФ за 2005-2011 годы, а затем сравним эти показатели с доходами населения, опираясь на таблицу 1.

                                                                                                                         Таблица 2

                          ВЕЛИЧИНА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА  
                             (в среднем на душу населения; рублей в месяц)

Год

Все население

2005

3018

2006

3422

2007

3847

2008

4593

2009

5153

2010

5688

2011

6369


    

      Сравнивая числовые показатели двух таблиц, можно сделать вывод, что  доля живущих за чертой бедности значительно сократилась. Однако мы видим, что уровень прожиточного минимума, а значит и цены, растут быстрее, чем доходы населения. Значит, государству следует больше уделять внимание этому показателю и двигаться в направлении решения этой задачи. В противном случае, рост численности бедняков чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества.

Информация о работе Перераспределительные функции государства