Перераспределительные функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественный исторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые являются характерными чертами государства, отличающими его от других элементов системы общества.

Содержание работы

Введение…………………………………….................................................................3
Глава 1. Понятие перераспределительной функции государства……………….…5
Глава 2. Инструменты реализации перераспределительной функции…………...11
2.1. Налоговая система……..…………………………………………….…...……..11
2.2. Социальные трансферты…..………………...…………………………..……...18
Глава 3. Эффект перераспределительных процессов и их оценка в современной России…………………………………………………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………………...34
Список использованных источников………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 1.docx

— 113.20 Кб (Скачать файл)

     Итак, одним из обсуждаемых и, пожалуй, самых спорных вопросов в сфере налогов является вопрос использования прогрессивных налогов, при которых более высокие доходы облагаются по более высоким ставкам. Как правило, по прогрессивной шкале рассчитывается подоходный налог с физических лиц, а в ряде случаев - налог на собственность и на прибыль предприятий.

     В Росси до 2001 года действовала  подобная шкала расчетов налогов,  которая была заменена на единый 13-процентный подоходный налог.  В этом году глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин предложил вернуться к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц. «Для такой страны, как Россия, это было бы социально справедливо»13, – заявил он. Эта идея нашла как своих сторонников, так и противников.

     «Перезревшим» назвал вопрос о введении прогрессивной шкалы подоходного налога первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Владимир Гусев. «За такое предложение я с удовольствием жму Сергею Вадимовичу руку! – заявил он. – Именно этот способ является единственным для перераспределения доходов, для «поднятия» беднейших слоев населения». Сенатор напомнил, что прогрессивный налог на доходы физических лиц существует ныне во многих странах мира, включая США, Францию, Канаду. Говоря о возможности обязать российских миллиардеров вкладывать свои средства, например, в развитие регионов, парламентарий отметил, что «сейчас по закону так сделать нельзя, однако через налоги, через прогрессивную шкалу часть средств богатых людей будет поступать в бюджет, откуда вполне возможно направлять их на развитие регионов».

     «Прогрессивная шкала налогов может быть введена, но только в рамках заработной платы»,- считает первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Олег Пантелеев. «Прогрессивное налогообложение заставит людей скрывать доходы, поэтому его можно использовать только в части заработной платы», – считает сенатор. «В противном случае, если прогрессивным налогом обложить все доходы граждан, они начнут их скрывать», – выразил уверенность парламентарий, отметив попутно, что сам он не является сторонником принципа «отнять и разделить».

     Как преждевременное охарактеризовал предложение главы Счетной палаты РФ заместитель председателя Комитета СФ по вопросам местного самоуправления Николай Тонков. «У нас еще достаточно «серых» зарплат, а при таком варианте их количество еще увеличится», – пояснил парламентарий.

     Я соглашусь с Н. Тонковым, что в России еще достаточно «серых» зарплат и из-за этого действительно государство не дополучает огромные средства. Однако в целом я поддерживаю инициативу введения прогрессивных налогов, потому что при грамотном использовании этой шкалы в бюджете государства появятся дополнительные средства, которые можно будет направить на решение острых социальных задач. Но сделать это крайне затруднительно. Ведь, миллиардер, добившийся всего своим трудом, едва ли захочет платить больше, чем другие. И вероятнее всего, он начнет скрывать часть своих доходов, что еще больше усугубит ситуацию.

     

                                2.2.Социальные трансферты                                                               

      Вторым государственным инструментом перераспределительных процессов являются социальные трансферты.

     Социальные трансферты –  это  система  мер  денежной  или  натуральной

помощи  малоимущим, не связанной с их участием в  хозяйственной  деятельности в настоящее время или в прошлом; их целью является гуманизация отношений  в обществе,   предотвращение   роста   преступности,   а   также   поддержание внутреннего спроса.14

     К социальным трансфертам относятся  пенсии, пособия, стипендии, дотации и другие выплаты по социальному обеспечению, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан. В натуральной форме они состоят из товаров, индивидуальных рыночных и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйствам.

     Перед системой социальных трансфертов  стоят несколько задач, их  можно разделить на несколько групп:

  • обеспечение населения социально значимыми услугами;
  • сокращение разрыва в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества;
  • смягчение негативных внешних эффектов периода приспособления населения к условиям рынка - росту нищеты и бедности, безработице;
  • обеспечение необходимого количества и структуры воспроизводства трудовых ресурсов.

     Выделяется ряд категорий лиц, на которые ориентированы социальные трансферты. Федеральное законодательство России на 2012 год выделяет 256 категорий граждан, имеющих  право  на получение социальных трансфертов. Принципы,  положенные  в  основу их  выделения,  в абсолютном большинстве случаев никак не соотносятся с уровнем материального обеспечения.

      В категории получателей социальных  трансфертов  попадают  граждане  в

зависимости от:

  • прошлых рисков (участие в различных войнах и других событиях, связанных с повышенным риском);
  • характера и условий труда как в прошлом, так и в настоящем (труд  в  годы Великой Отечественной войны, род профессиональной деятельности);
  • продолжительности труда (ветераны труда);
  • состояния здоровья (инвалиды);
  • наличия детей;
  • места жительства (северные льготы).

    Внутренняя структура социальных  трансфертов различается в зависимости  от особенностей  той   или  иной модели социальной политики и включает три  укрупненных элемента:

1) социальное  страхование, 

2) общественная  помощь,

3) детские  пособия. 

     Остановимся на них более подробно.

     Социальное страхование - основной элемент социальной защиты населения. Цель системы социального страхования - обеспечить человеку экономическую защиту в случае болезни и в старости, в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине, а также в связи с безработицей.15

     В современных условиях по своим масштабам и степени развития основным видом социального страхования является пенсионное обеспечение. Государство регулирует условия назначения пенсий (возраст, страховой или трудовой стаж, продолжительность гражданства), принцип определения размера пенсий (фиксированная, минимальная, зависящая от заработка) и порядок образования фондов. Они формируются за счет государственных дотаций, социальных налогов на работодателей, взносов страхуемых.

     Здесь я хочу привести пример социального страхования в РФ в виде конкретного числового показателя. Это средняя пенсия по старости, ее размер в 2012 году по официальным данным составляет 8,89 тыс. руб., однако на самом деле многие пенсионеры получают более низкую сумму. Переведем эту сумму в доллары, и сравним с аналогичными показателями в ряде других стран. Возьмем средний курс доллара за 2012 год – 30,84 руб., то есть пенсия будет равна $288,2. Сравним с другими странами. В Германии - $1.200, в Испании - $1.190, в США - $1.164, в Швейцарии - $874, Японии - $717, Великобритании - $700, Италии - $583. Таким образом, наша страна отстает по этому показателю в 2-4 раза.

     Заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец считает, что «проблема маленькой пенсии существует на данный момент из-за того, что налоги платят всего 48 миллионов человек из 87 миллионов, находящихся в трудоспособном возрасте»16.

     Другим видом социального страхования,  обеспечивающего социальную за-

щиту, является государственное социальное страхование по безработице.

Назначение  пособия по безработице связано  с выполнением ряда требований, существенно  ограничивающих круг лиц, которым оно  может быть выплачено. Работник, обратившийся за пособием, должен иметь определенный стаж, получать необходимый минимум  заработной платы за определенный период. 

     2)Общественная помощь. Помощь бедным не связана с необходимостью корректировки провалов рынка и повышения экономической эффективности. В ее основе лежат исключительно соображения этики и морали. Большинство людей считает несправедливым такое распределение доходов, при котором "богатые имеют возможность кормить своих домашних животных лучше, чем бедные - своих детей". Их воля, реализуемая через политический механизм, воплощается в создании программ материальной поддержки беднейших слоев населения.                                                                                                                            

     Что касается  источников финансирования программ общественной помощи, нельзя оставить без внимания вопрос бюджетного федерализма. В какой-то мере степень перераспределения дохода должна быть решением регионального или национального уровня.

     Экономическая теория общественного  сектора указывает на то, что  программы общественной помощи  являются общенациональной, а не  региональной проблемой. В условиях  относительно свободной миграции  внутри страны региональные программы  общественной помощи могут иметь  негативные последствия. Любой  регион, который решает обеспечить  сравнительно более высокий уровень  жизни для бедных, рискует столкнуться  с притоком бедных из других  регионов. В результате каждый  регион имеет стимулы сделать  себя непривлекательным для бедных, чтобы те перемещались в другие  регионы.17

     Существуют некоторые особенности программ общественной помощи.

     1. Доминирование натуральных трансфертов. Социальные трансферты в натуральной форме представляют собой перераспределение национального дохода в пользу населения посредством предоставления бесплатных социально-культурных услуг (нерыночные услуги в области здравоохранения, образования и т.д.). Натуральные трансферты, в отличие от текущих трансфертов в денежной форме, — это движение дохода только в одну сторону — от институциональных единиц типа учреждений общего государственного управления (государственных бюджетных организаций) и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, к институциональным единицам, рассматриваемым в секторе «домашние хозяйства».   

     Натуральные трансферты имеют как отрицательные, так и положительные стороны. Главный недостаток заключается в потере эффективности из-за того, что оценка натуральных трансфертов получателем ниже, чем их фактическая денежная стоимость.

     Положительной стороной натуральной формы оказания помощи обычно считается связанное с ней ослабление остроты проблемы маскировки. Действительно, богатые и среднеобеспеченные граждане вряд ли будут искажать информацию о своем благосостоянии только для того, чтобы получить натуральную помощь, хотя если трансферт будет денежным, то это более вероятно. Однако последнее, например, не всегда относится к трансфертам в форме бюджетной поддержки расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, которые, играют ведущую роль в системе общественной помощи в России.

     2. Категориальность. Многие страны используют признак принадлежности граждан к той или иной категории в системе социальных трансфертов. Однако он является лишь вспомогательным инструментом при решении вопроса о целесообразности оказания помощи. Основным инструментом всегда служит проверка реальной нуждаемости потенциального реципиента.

     3)Детские пособия. Данный вид является спорным. Одни считают его самостоятельным элементом социальных трансфертов ("европейская" модель), другие - составной частью общественной помощи ("американская" модель). В первом случае детские пособия предоставляются всем семьям, имеющим детей, а во втором - только тем, чьи доходы падают ниже определенного уровня, что выявляется с помощью специального теста.

     Правительство РФ в последние  годы проводит различные мероприятия,  направленные на рост числа детей, на их благополучное развитие. Например, минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком неработающим гражданам с 1 января 2012 года составляет 2 060 рублей по уходу за первым ребенком и 4 120 рублей - за вторым и последующими детьми. Единовременное пособие при рождении ребенка составляет на 2012 год 10 989 рублей (2011 год - 9989,9 рублей, 2010 год - 8840 рублей). Этот показатель растет ежегодно в среднем на 1000 рублей, в абсолютных показателях весьма неплохой результат, но не будем забывать, что дети – это будущее нашей страны, и поэтому нужно больше всего акцентировать свое внимание именно на их полноценном развитии.

     Подводя итог по социальным трансфертам, нужно отметить, что колебания в объемах социальных трансфертов в России из года в год весьма велики. При этом по общему их уровню в процентах к ВВП наша страна находится в середине между группой стран, объединяемых "европейской" философией социального обеспечения, и группой стран, которые более склонны к "американской" (индивидуалистической) философии.18

      Для наглядного представления  этих колебаний, а также сравнительной  оценки суммы социальных трансфертов  за период с 2000 по 2010 годы рассмотрим  следующую таблицу.

                                                                                                                          Таблица 4

Баланс денежных доходов населения Российской Федерации с позиции пособий с 2000 по 2010 годы  
(млн. рублей)

Доходы

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Социальные трансферты

551 130

808 303

1 040 471

1 253 402

1 407 375

1 755 576

2 080 398

2 477 674

3 333 303

4 247 692

5 711 335

в том числе:

1.Пенсии

360 564

533 810

722 554

879 941

1 059 424

1 254 640

1 438 321

1 669 662

2 282 338

2 825 847

3 961 446

2.Пособия и социальная помощь

77 744

98 309

128 429

140 870

140 985

314 912

467 523

639 498

829 995

1 167 913

1 498 318

3.Стипендии

5 075

6 236

6 306

7 343

9 429

9 961

11 291

26 354

35 672

39 812

40 808

Информация о работе Перераспределительные функции государства