Перераспределительные функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественный исторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые являются характерными чертами государства, отличающими его от других элементов системы общества.

Содержание работы

Введение…………………………………….................................................................3
Глава 1. Понятие перераспределительной функции государства……………….…5
Глава 2. Инструменты реализации перераспределительной функции…………...11
2.1. Налоговая система……..…………………………………………….…...……..11
2.2. Социальные трансферты…..………………...…………………………..……...18
Глава 3. Эффект перераспределительных процессов и их оценка в современной России…………………………………………………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………………...34
Список использованных источников………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 1.docx

— 113.20 Кб (Скачать файл)

    

     Как видно из таблицы, в 2010 году по сравнению с 2000 годом общий объем социальных трансфертов увеличился более чем в 10 раз. В абсолютных значениях этой суммы пока не достаточно для проведения всех необходимых социальных мероприятий. Однако, на мой взгляд, Россия достаточно уверенно движется в этом направлении.

     Стипендии выросли  за эти десять лет примерно  в 8 раз, а пенсии в 11. Хоть  в числовых показателях на  душу населения оба эти показателя  являются ничтожно малыми, все  же я считаю, что стипендии должны расти быстрее, чем пенсии. В университетах учатся будущие специалисты в разных сферах деятельности, а для того, чтобы они могли наиболее полно освоить свою профессию, их необходимо обеспечить стипендией, позволяющей полностью сконцентрироваться на учебе, а не подрабатывать грузчиками или официантками в ночное время.

      В очередной раз возвращаясь к теме пенсий, скажу, что в  2011 году на выплату пенсий было потрачено 4.1 триллиона рублей, при этом число пенсионеров впервые превысило 40 миллионов человек. Кроме того, было выплачено 29,4 миллиарда рублей федеральной социальной доплаты к пенсии тем пенсионерам, у кого размер пенсии не дотягивал до прожиточного минимума в регионе проживания.

     Цифра 40 миллионов человек была мною приведена не просто так. По данным службы Государственной статистики на 01.01.2012 г. возрастная структура населения нашей страны имеет следующий вид:

  • население в возрасте моложе трудоспособного – 23,568 млн. чел.;
  • население в трудоспособном возрасте – 87,055 млн. чел.;
  • население в возрасте старше трудоспособного – 32,433 млн. чел.

     Из этих данных видно, что  в России происходит старение  населения. Это значит, что через 10-20 лет произойдет увеличение показателя демографической нагрузки (числа лиц нетрудоспособного возраста, приходящихся на 1000 человек населения трудоспособного возраста), что повлечет за собой либо резкое сокращение пенсий, либо рост налоговой ставки. Обе эти тенденции выглядят крайне пессимистичными. Однако, сейчас даже среди нетрудоспособного населения есть работающие и, возможно, в будущем этот показатель возрастет.

     Кроме пенсий, государство направляет свои средства и на другие цели. Так, в 2011 году на социальные выплаты было израсходовано 2,4 триллиона рублей. Эти деньги пошли на выплату материнского капитала, компенсацию выпадающих доходов ПФР в связи с пониженными страховыми тарифами для некоторых категорий, на обеспечение федеральной социальной доплаты, на поддержку программы софинансирования пенсий и обеспечение сбалансированности бюджета фонда.

      Рассмотрев сущность социальных трансфертов,  их структуру и числовые показатели, мне бы хотелось сказать, что в последние годы правительство пытается проводить активную социальную политику, перераспределяя для этого огромные денежные средства. Конечно, при осуществлении этого процесса возникает ряд проблем. И мы можем ругать правительство за их просчеты, обвинять всех политиков в коррупции, но всегда нужно начинать с себя. Ведь среди нас, населения нашей страны, достаточно и тех, кто уклоняется от уплаты налогов, и тех, кто предоставляет неверные данные о своих доходах, ради получения социальных выплат и льгот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Эффект перераспределительных процессов и их оценка в современной               России

   Перераспределительные процессы воздействуют не только на конкретные категории лиц, на которые они направлены, но и на все сферы жизни общества в целом. При этом данное воздействие может быть как положительным, так и отрицательным, то есть названные процессы могут быть эффективными и неэффективными.

     Начиная говорить об эффективности  перераспределительных процессов в России, сразу хочу сказать, что она оценивается современными экономистами очень низко. В научной литературе и журналах в основном встречаются статьи об их неэффективности, а порой и непродуманности их осуществления. Но все же я попытаюсь рассказать об их положительном эффекте.

     В России после тяжелой экономической обстановки в 90-х годах прошлого столетия появилась огромная армия малоимущих граждан. Необходимо было предпринимать какие-то меры по повышению уровня жизни населения, иначе это грозило стране еще большим обострением социально - политической ситуации.

     Начиная с того периода были приняты различные законы и осуществлен ряд социальных программ. В итоге правительству удалось улучшить положение основной части населения. В настоящее время уже нет проблем с несвоевременной выплатой пенсий, социальных пособий, заработных плат бюджетникам, а их количественные показатели, хоть и медленно, но все-таки регулярно повышаются. Каждый год строятся новые объекты социальной направленности (школы, поликлиники, детские сады и т.д.). Чтобы увидеть тенденцию строительства подобных объектов я обратилась к таблице «Ввод в действие учреждений здравоохранения и социальной защиты населения в Российской Федерации», в которой представлены данные за период с 1992 по 2011 годы.

                                                                                                                          Таблица 5

Ввод в действие учреждений здравоохранения и социальной защиты населения в Российской Федерации

         

Годы

Больничные учреждения, всего,           тыс. коек

в том числе в сельской местности

Амбулаторно-поликлинические учреждения , всего, тыс. посещений в смену

в том числе в сельской местности

Санатории, тыс. коек

Дома отдыха, тыс. мест

Дома ребенка, мест

Детские дома, мест

Интернаты для детей-сирот, без попечения родителей, ученических мест

Дома-интернаты для престарелых и инвалидов, тыс. мест

1992

8,2

2,3

39,6

7,8

2,2

1,0

270

235

-

2,9

1993

14,3

2,5

47,3

7,6

2,2

0,4

950

252

-

2,9

1994

12,4

1,8

39,4

6,9

2,1

0,2

380

341

144

1,4

1995

9,7

2,3

36,1

6,2

1,0

1,0

100

607

72

2,0

1996

9,2

1,4

21,0

3,2

1,4

0,8

140

400

-

0,9

1997

8,2

2,5

27,1

4,0

1,7

0,7

165

750

168

0,9

1998

7,3

1,2

21,3

3,5

2,5

1,3

-

307

322

1,3

1999

8,8

1,5

28,0

3,4

1,1

1,3

135

553

392

1,6

2000

9,5

1,5

24,8

3,3

2,6

1,2

386

967

20

1,6

2001

7,6

1,7

21,8

3,2

2,1

1,2

280

395

896

1,6

2002

7,0

1,0

22,0

3,9

2,1

1,9

-

1024

358

1,2

2003

7,8

1,7

20,7

3,4

2,0

1,2

185

491

360

1,7

2004

8,1

0,9

18,7

2,5

0,8

2,0

36

431

322

1,3

2005

7,0

0,9

20,2

2,6

2,7

1,0

75

624

426

1,4

2006

9,0

1,1

22,5

3,0

1,0

1,0

40

719

1000

1,5

2007

7,9

0,9

31,7

4,3

0,8

1,2

175

703

1548

2,1

2008

8,1

0,9

25,3

4,6

1,7

1,5

190

478

64

1,3

2009

6,3

1,2

22,5

3,3

1,6

1,0

23

265

424

2,0

2010

8,7

0,9

26,8

2,6

2,5

1,7

-

225

510

2,0

2011

9,5

1,6

25,2

5,9

1,4

1,1

142

220

518

1,3


     Как видно из таблицы, не смотря на значимость таких учреждений, количество мест, вводимых ежегодно, мягко говоря, было невелико во все представленные годы. Однако, в периоды обострения экономического кризиса, ситуация и вовсе становилась плачевной. Так, в 1998 году не было введено ни одного места в домах ребенка. Начиная с 2003 года обстановка несколько улучшилась, но нет постоянного роста числа мест, а наблюдается лишь нерегулярное введение дополнительных мест, то есть цифры из года в год то увеличиваются, то вновь снижаются. 

     Если говорить непосредственно  о структуре вводимых объектов, то я хочу отметить, что меньше  всего дополнительных мест создается для детей, оставшихся без попечения родителей. Это мне кажется весьма странным, так как количество таких детей с каждым годом только увеличивается. Ежегодно количество мест в больничных учреждениях вводится в среднем 8 тыс., но если учитывать, что ежегодно закрываются сотни больниц, то можно предположить, что в реальных показателях положение не улучшается. А если вспомнить из 2-й главы данной курсовой работы, что население нашей страны является стареющим, а также посмотреть, к примеру, на статистику травм, происшествий, то можно утверждать, что мест в больницах катастрофически не хватает, по крайней мере, бюджетных.

     В целом можно сказать, что перераспределительное движение шло от преобладания негативных процессов в первой половине девяностых годов к усилению позитивных изменений (стабилизация и рост) после 2000 г., хотя финансовая стабилизация экономики пока не завершена.19

     Таким образом, в настоящее время перераспределительные процессы в нашей стране являются чаще всего неэффективными. Неэффективность правительственных программ является следствием более общей закономерности: трудно перераспределить доход в пользу нуждающихся так, чтобы улучшить их благосостояние в долгосрочной перспективе. И причиной этого являются неучтенные вторичные эффекты.

     Чтобы выяснить факторы неэффективности перераспределительных процессов я воспользовалась работой Р. Строупа и  Дж. Гвартни «Азбука экономики». В своей книге они рассказывают о истинных причинах проведения данных процессов и о том, кто на самом деле получает от них выгоду.

     Рассуждения о данном вопросе авторы начинают с цитирования Дж. Шлесинджера, высказывание которого я тоже не могу обойти стороной. Он говорит, что средство политики, которое зачастую становится ее самоцелью, состоит в том, чтобы без лишнего шума отбирать деньги у рядового налогоплательщика, а затем распределить их среди бесчисленных претендентов, обеспечивая себе достойную поддержку на выборах. При написании курсовой, я нашла данные о том, что до 10 % перераспределяемых средств тратятся на содержание бюрократии.20 В 2011 году налоговые поступления в бюджет РФ составили 9719,6 млрд. руб. Значит, 971,96 млрд. руб. было использовано  не по назначению. Хотя на эти деньги можно было построить немалое количество школ и больниц, если учесть, что на их строительство в среднем расходуется 210 и 360 млн. руб. соответственно. Для нечестных « на руку» политиков перераспределение является лишь особым бизнесом, для которого им необходимо только искусно привлечь голоса избирателей, что они отлично умеют делать. Не зря же им преподавали дисциплину «Ораторское искусство».

     Кроме «оседания» части перераспределяемых финансов немало средств тратится и на само осуществление процесса перераспределения. При их чрезмерной интенсивности в конечном итоге может быть подорвана вся система данного процесса. Издержки перераспределения, включая упущенные возможности, могут увеличиваться быстрее, чем его масштабы.21 Р. Строуп и  Дж. Гвартни считают, что издержки перераспределения доходов намного превышают выгоды тех, кому предназначаются перераспределяемые средства.  
     Итак, что же снижает эффективность перераспределительных процессов?

     Во-первых, расширение перераспределения сдерживает экономический рост. Налоги и трансфертная политика дестимулируют зарабатывание денег и налогоплательщиком, и получателем трансферта. По мере увеличения налогов, у налогоплательщиков пропадает всякое желание производить и зарабатывать и, напротив, создаются стимулы вкладывать деньги в менее эффективные, но не облагаемые налогом, виды деятельности. Все это сдерживает экономический рост и ведет к падению благосостояния и тех, кому трансферты предназначены, и всех остальных граждан.

     Во-вторых, борьба за трансферты может значительно сокращать суммарные выгоды их получателей. Чтобы не разорить бюджет, власти вынуждены устанавливать критерии для определения получателей трансфертов и других политических благодеяний. Обычно от получателя требуется, чтобы он чем-то владел, либо что-то делал, либо что-нибудь из себя представлял. Однако, как только критерий установлен, люди начинают изменять свое поведение, чтобы заполучить в свой карман легкие государственные деньги или льготы. При этом чистая выгода от трансфертов падает. Такие эффекты сказываются отрицательно в основном только в долгосрочной перспективе.22

     С экономической точки зрения провал перераспределительных программ неудивителен. Экономический анализ показывает, что, учитывая вторичные эффекты, правительству достаточно сложно реально помочь в течение долгого времени нуждающимся, поскольку поведение людей при этом меняется, возникает обратный эффект и ситуация становится не лучше, а хуже.

     Однако нельзя утверждать, что перераспределительные процессы при всех обстоятельствах негативно сказываются на перспективах производства. Политическая практика чаще всего базируется на предположении, что общество в целом может выигрывать, если даже кто-то из членов несет ущерб. Мировой опыт показывает, что «более широкое и равномерное распределение доходов является наиболее целесообразным с точки зрения развития экономики, так как обеспечивает более стабильный суммарный спрос. И поэтому есть все основания полагать, что чем более неравномерно распределяются доходы, тем меньшую функциональную нагрузку они несут»23.

Информация о работе Перераспределительные функции государства