Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 21:07, курсовая работа
Цель работы – проанализировать состояние современного первичного рынка труда и государственное регулирование занятости в России.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1) дать понятие первичному рынку труда;
2) рассмотреть особенности государственного регулирования занятости в России;
3) проанализировать современный рынок труда в городе Луза.
Введение……………………………………………………………………………...3
Первичный рынок труда………………………………………………………...5
1.1 Понятие рынка труда, его элементы и функции…………………………...5
1.2 Типы, формы, разновидности и сегменты рынка труда………………….15
1.3 Виды и формы безработицы………………………………………………..16
2. Государственное регулирование занятости в России………………………...18
2.1 Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России……………………………………………………………………………….18
2.2 Государственное регулирование занятости в России……………………..21
3. Анализ современного рынка труда в г. Луза…………………………………28
3.1 Рынок труда в г. Луза………………………………………………………..28
3.2 Роль службы занятости в формировании Лузского рынка труда………...30
Заключение………………………………………………………………………….34
Список литературы…………………………………………………………………36
Работу на этом рынке можно охарактеризовать следующими чертами:
К этому рынку труда принадлежат специалисты и высококвалифицированные рабочие, занятые на высокотехнологичных и сложных процессах производства.
Организации все чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления, рассматривая внезапные и резкие изменения внешней среде, в технологиях, в конкуренции и рынках как реальность современной экономической жизни, требующей новых приемов управления. Меняются и структуры управления, в которых предпочтение отдается децентрализации. Организационные механизмы больше приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений, чем к контролю уже принятых. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании.
Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие управления — это в основном эволюционный процесс. Он характеризуется непрерывностью изменений, происходящих в экономике, во всей системе социально-экономических отношений.
В период систематизации управления становление и развитие его основных научных школ, концепций и направлений происходило под влиянием вначале промышленного капитализма (1776-1890 гг.), а затем пришедших ему на смену финансового (1890-1933 гг.) и национального капитализма (1933-1950 гг.). Если в эпоху промышленного капитализма основное внимание исследователи уделяли оптимизации управления промышленным производством, а при финансовом капитализме главный акцент делался на управлении финансовыми ресурсами и расширении банковской системы, то в эпоху национального капитализма управленческая парадигма сместилась в сторону изучения государственного регулирования экономики и обоснования путей установления баланса интересов в обществе. Кроме того, именно в этот период произошла институализация управления, результатом которой стало превращение управления в самостоятельный вид профессиональной деятельности, в самостоятельную учебную дисциплину и область научных знаний.
Развитие управленческой мысли вращалось в основном вокруг трех постулатов - задача, человек и управленческая деятельность. В зависимости от того как была разработана теория (концепция) - применительно к одному из них или рассматривала их как единое целое, выделяют одномерные и синтетические учения.
Наиболее известными западными теориями первой группы являются школа научного менеджмента, школа человеческих отношений, административная школа и теория «идеальной бюрократии».
Как считают современные исследователи, в это время четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-техническая и социальная. К первой можно отнести концепции организационного управления А.А. Богданова (Малиновского); физиологического оптимума О.А. Ерманского; узкой базы А.К. Гастева; производственную трактовку Е.Ф. Розмировича. Ко второй группе относят концепцию организационной деятельности П.М. Керженцева; социально-трудовую концепцию управления производством Н.А. Витке и теорию административной емкости Ф.Р. Дунаевского.
Однако, несмотря на определенные успехи, теоретическая разработка управленческих проблем была свернута в конце 30-х годов XX в. и длительное время практически не осуществлялась. Это не могло не привести к большим просчетам и ошибкам в социально-экономической деятельности, которых можно было избежать только в процессе поступательного развития теории и практики управления, выработки на этой основе рациональных управленческих решений во всех сферах общественной деятельности и, прежде всего в экономике.
В последующие годы в отечественных управленческих исследованиях стал преобладать отраслевой, или народнохозяйственный, подход. На уровне отдельных организаций они были сосредоточены в основном на решении технических проблем. И лишь с начала 60-х годов начал постепенно возрождаться интерес к организации как первичному хозяйственному звену. Толчком к этому послужили два обстоятельства. Во-первых, повсеместное внедрение автоматизированных систем управления организациями (АСУП) и, во-вторых, развертывание «косыгинских реформ». В их ходе организациям была предоставлена определенная самостоятельность в рамках централизованного плана, основанная на внедрении хозяйственного расчета и экономических методов управления.
В результате научных исследований 60—80-х годов XX в. сформировались идея комплексного подхода к управлению и концепция хозяйственного механизма как единства организационной, экономической и социальной систем управления. Важнейшей разработкой этого периода является обоснование принципов управления, учитывающих такие особенности социалистической системы хозяйствования, как централизация и прямое управление производственно-хозяйственной деятельностью организаций государственными органами.
С учетом этих принципов разрабатывались подходы к формированию организационных структур и процессов управления в организациях и в государственных органах, а также элементы системы методов управления и управленческой деятельности.
Однако большинство интересных научных разработок отечественных исследователей в сфере управления, в том числе и принципы управления социалистическим производством, так и не были до конца реализованы на практике. Научно обоснованное управление организациями (да и всей экономикой страны) было подменено партийным руководством и отождествлялось в основном с исполнительской деятельностью. Это, естественно, не могло не сказаться на темпах социально-экономического развития организаций, регионов и страны в целом. Основная задача новой философии менеджмента начала XXI в. заключается в том, чтобы «делать знания» производительными.
Кроме того, многие современные исследователи рассматривают управление как единственный общий для всех институт, который уже переступил границы национальных государств, так как именно он обеспечивает социально-экономическое развитие человеческого общества. Современное управление имеет ярко выраженный междисциплинарный характер и рассматривается одновременно как точная, так и гуманитарная наука, как сумма результатов, которые можно объективно проверить и подтвердить, так и система убеждений и практического опыта. Одним словом, история становления и развития управления — это история людей, планирующих, организующих, подбирающих персонал, руководящих и контролирующих свое экономическое и социальное развитие.
Общие тенденции развития науки управления, превалирующий характер тех или иных теорий управления непосредственно влияют на формирование системы управления организацией и, в частности, на формирование системы управления персоналом.
Первичный рынок труда и соответствующая ему система рабочих мест рекрутирует привилегированные слои работников, которые обладают преимуществом выбора рабочего места. Основные особенности первичного рынка труда и занятых на нем заключаются в следующем. Во-первых, данный рынок более институционализирован и в значительной степени защищен от неблагоприятных конъюнктурных воздействий. Механизм спроса и предложения действует здесь в режиме асимметрии в сторону предложения, а заработная плата выше равновесного уровня. Во-вторых, доступ на первичные рынки труда затруднителен для аутсайдеров, поскольку каналы их профессиональной мобильности ограничены различными социальными, этническими и социальными барьерами. В-третьих, первичный рынок труда обладает высоким уровнем социальной защищенности занятых, которую обеспечивает паритет экономических интересов предпринимателей и профсоюзов.
Первичный рынок представляет финансовый рынок, на котором корпорация или государственный орган, ведающий заимствованием средств, продают свои вновь выпущенные ценные бумаги – облигации или акции первым покупателям.
Основными участниками данного рынка являются эмитенты ценных бумаг и инвесторы. В качестве эмитентов могут выступать различные корпорации, федеральное правительство, муниципалитеты. Покупателями ценных бумаг могут являться индивидуальные и институциональные инвесторы (коммерческие банки, пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные фонды, взаимные фонды и т. д.).
Размещение ценных бумаг на первичном рынке осуществляется в двух формах:
Важнейшая черта первичного рынка - это полное раскрытие информации для инвесторов, позволяющее сделать обоснованный выбор ценной бумаги для вложения денежных средств. Раскрытию информации подчинено все, что происходит на первичном рынке: подготовка проспекта эмиссии, его регистрация и контроль государственными органами с позиций полноты представленных данных, публикация проспекта и итогов подписки и т.д. Недостоверная информация, данная при первичном размещении ценных бумаг, скажется на ликвидности этой бумаги на вторичном рынке.
Особенности первичного рынка труда:
1.2 Типы, формы,
разновидности и сегменты
Вид рынка труда – это такая характеристика рынка труда, существенными признаками которой являются:
1) наличие
в нём рынка рабочей силы
со всеми его составными
2) ограничение
территориальными или
Соответственно классификация видов рынка труда строится по территориальному и функциональному признакам. По территориальному признаку можно говорить о таких видах рынка труда, как локальный, местный, региональный (районный, окружной, городской, областной, краевой, республиканский), национальный (федеральный), международный, мировой.
В современных условиях рынок труда в России представляет собой весьма сложную структуру, образуемую двумя взаимосвязанными сферами, которые несут различную функциональную нагрузку, отличаются друг друга способами и формами аккумуляции резервов рабочей силы, ее организации и регулирования, а также характером влияния на эффективность производства. По вышеотмеченным признакам рынок труда в России можно подразделить на открытый и скрытый.
Каждый из этих рынков содержит рынок рабочей силы с его составными частями (потенциальный, циркулирующий, внутрифирменный) и рынок рабочих мест, но каждый из них ограничен определённой территорией.
По функциональному
признаку можно говорить о внутриотраслевом,
межотраслевом, профессионально-
1.3 Виды и формы безработицы
Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. экономика России сейчас находится в посткризисе. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда.