Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 21:07, курсовая работа
Цель работы – проанализировать состояние современного первичного рынка труда и государственное регулирование занятости в России.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1) дать понятие первичному рынку труда;
2) рассмотреть особенности государственного регулирования занятости в России;
3) проанализировать современный рынок труда в городе Луза.
Введение……………………………………………………………………………...3
Первичный рынок труда………………………………………………………...5
1.1 Понятие рынка труда, его элементы и функции…………………………...5
1.2 Типы, формы, разновидности и сегменты рынка труда………………….15
1.3 Виды и формы безработицы………………………………………………..16
2. Государственное регулирование занятости в России………………………...18
2.1 Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России……………………………………………………………………………….18
2.2 Государственное регулирование занятости в России……………………..21
3. Анализ современного рынка труда в г. Луза…………………………………28
3.1 Рынок труда в г. Луза………………………………………………………..28
3.2 Роль службы занятости в формировании Лузского рынка труда………...30
Заключение………………………………………………………………………….34
Список литературы…………………………………………………………………36
Безработица – это сложное социально-экономическое явление, при котором определенная часть трудоспособного или же экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг.
Согласно определению Международной организации труда, безработным считается человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места.
Согласно Закону «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Важное практическое значение при этом имеет трактовка понятия «подходящей работы». В цитируемом законе под подходящей работой понимается такая работа (в том числе и работа временного характера), которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья и транспортной доступности рабочего места. При этом максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного должна определяться соответствующими органами местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта на данной территории (4,92).
Если само определение безработицы не вызывает особых дискуссий, то подход к ее типизации со стороны исследователей данной проблемы весьма разнообразен. Во многих работах выделяется от трех до шести видов безработицы.7
Понятие фрикционной безработицы используется в отношении лиц, которые ищут работу или же ждут получения работы в ближайшем будущем. Поскольку в современных условиях человеку предоставлена свобода выбора рода деятельности и места своей работы, то в каждый конкретный момент некоторые работники оказываются в положении «между очередными работами». В составе таких лиц можно выделить следующие категории: уволившиеся по собственному желанию; уволенные по инициативе администрации предприятия; потерявшие сезонную работу; впервые ищущие работу. Когда все эти люди найдут работу или возвратятся на старую после временного увольнения, их место в общей массе безработных займут другие, ищущие для себя подходящей работы. Поэтому, хотя конкретные люди, оставшиеся без работы по той или другим причинам, сменяют друг друга постоянно, сам же данный тип безработицы остается. Фрикционная безработица считается неизбежной и в определенной степени желательной.
Разница между фрикционной и структурной безработицей весьма неопределенна. Основное различие состоит в том, что у «фрикционных» безработных есть навыки, которые они могут продать, а «структурные» безработные не могут получить сразу работу без переподготовки, дополнительного обучения, а зачастую и без перемены места жительства. В целом же фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная безработица является более долговременной, в связи с чем считается более опасной, более серьезной для работников и общества в целом.
2. Государственное
регулирование занятости в
Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на услуги труда в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.
Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим слоям населения, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и пр.). Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения наемных работников в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены услуг труда, впрямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах (5,96).
Значительна и посредническая роль государства на рынке труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения работников содействуют максимально быстрой адаптации последних к меняющимся требованиям рынка.
В конце XX века в регулировании рынка труда произошли значительные изменения. Они связаны с практическим воплощением в жизнь теоретических концепций современных неоклассиков во многих развитых странах Запада. Теоретические взгляды современных представителей неоклассической школы исходят из того, что вследствие зарегулированности рынка труда он настолько потерял гибкость, что по существу перестал быть рынком. Ему присуще состояние хронического неравновесия, связанное с масштабным вмешательством регулирующих субъектов в его механизм.
В результате, по мнению неоклассиков, экономическая жизнь стала характеризоваться слабым повышением эффективности производства и устойчивой массовой безработицей. Ситуация обострилась еще и потому, что новые формы и ускорение научно-технического прогресса, структурная перестройка экономики, обострение конкуренции на внутреннем и внешнем рынках предъявили особые требования к качественным характеристикам труда, который в новых условиях должен отличаться повышенной профессиональной, квалификационной и региональной, а подчас и международной мобильностью. Такая мобильность немыслима в условиях «блокирования» рынка государством и профсоюзами (5,108).
Выходом из положения является, как считают неоклассики, известное дерегулирование и флексибилизация рынка труда, т.е. повышение его гибкости, приспособляемости к современным требованиям, что не может быть достигнуто без существенного усиления конкурентного механизма.
Флексибилизация рынка труда предполагает введение гораздо более гибкой, чем прежде, системы оплаты услуг труда, которая должна базироваться не на методе аналитической оценки рабочих мест, который применялся в 1960–80-х гг., а на принципах индивидуализации ставок заработной платы. Возрастает роль единовременных выплат, причем последние часто увязываются не с текущим трудовым вкладом работника, а с его общей компетентностью, потенциальными возможностями, способностями и дифференциацией трудовых функций, ростом квалификации. Используются и такие формы материального вознаграждения, как участие в прибылях компании, причем работник может нести и риск убытков предприятия. Возрастает роль работника в свободном выборе форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени и форм занятости. Получают распространение нестандартные виды занятости, особенно в условиях компьютеризации общественной жизни, – надомничество, временная работа по индивидуальным контрактам, частичная занятость.
В рамках дерегулирования рынка труда все более отчетливо проявляются требования о пересмотре и частичном устранении законодательных положений, относящихся к регламентации этого рынка, равно как и об ослаблении системы социальных гарантий в целях восстановления на рынке конкурентных начал. Важнейшей формой регулирования рынка труда должно стать не трудовое законодательство, а индивидуальное трудовое соглашение.
Тем не менее, итогом флексибилизации рынка труда не может быть тотальный демонтаж системы его регулирования и ликвидации социальных гарантий трудящихся, что неминуемо привело бы к серьезному обострению социальных отношений. Речь идет о поиске такого механизма функционирования рынка труда, который позволил бы с наибольшей оптимальностью сочетать экономическую эффективность с социальным прогрессом общества.
Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.
Перспективы занятости определяются динамикой и уровнем экономической эффективности производства, поэтому более рациональное использование работников является приоритетным направление по сравнению с сохранением существующих рабочих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счёт этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношения эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого резерва рабочей силы.
Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется:
2.2 Государственное регулирование занятости в России
Безработица – постоянное явление в странах с рыночной экономикой. Ее масштабы могут быть больше или меньше в различные годы. Тем не менее, безработица всегда является причиной возникновения различного рода массовых негативных общественных явлений – обнищания граждан, потери ими их социального статуса.
По мере роста масштабов безработицы в обществе нагнетается напряженность: проявляется массовое недовольство, проходят акции протеста, реализуются иные формы противостояния, растет преступность. Вместе с тем происходит люмпенизация наиболее отсталой и обездоленной части населения, всегда готовой на любые, самые, казалось бы, невероятные поступки, пагубно влияющие на общество, действия которой к тому же непредсказуемы.
Учитывая все эти обстоятельства, правительства стран с развитой рыночной экономикой на протяжении многих лет выработали определенные подходы и комплексы мер по ослаблению безработицы и преодолению ее социальных последствий.
Эти подходы и меры содержатся в конвенциях, рекомендациях и иных актах Международной организации труда (МОТ). В них отражены: целесообразная политика государственных органов в области содействия занятости населения; организация и направления работы службы и бюро занятости; профессиональная ориентация и профессиональная подготовка безработных, гарантии в области содействия занятости, социальной защиты безработных и т.д.
Российское законодательство о занятости населения начало формироваться в 1991 г., когда был впервые принят Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». При подготовке этого Закона и в дальнейшем при его совершенствовании учитывался опыт стран с развитой рыночной экономикой по смягчению социальных последствий безработицы.
Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
Целью нормативных актов МОТ, начиная с 20-х годов прошлого столетия, было сведение до минимума безработицы, охватившей многие страны мира после окончания первой мировой войны, и ее социально-экономических последствий. Нормативные акты МОТ тех времен предлагали следующие основные способы сокращения масштабов безработицы и социальной защиты безработных: посредничество, содействие безработным в трудоустройстве и страхование на случай безработицы.
Эти акты МОТ инициировали во многих странах принятие законодательных актов в целях сокращения безработицы, смягчения ее последствий для граждан путем создания и организации работы контор, иных специальных организаций по трудоустройству безработных.
Нормативные акты МОТ, принятые позднее, в 40-е годы, позволили расширить представление о способах сокращения безработицы. Рекомендация МОТ «О занятости» и Рекомендация МОТ №72 о службе найма (1944 г.) поставили задачу разрешения проблем, связанных с массовой безработицей, в частности, путем принятия и реализации государственных программ организации общественных работ, а также о создании специализированных служб занятости вместо посреднических контор.
В соответствии с указанными выше нормативными актами МОТ в обязанности службы занятости были включены контроль за состоянием занятости, обеспечение рациональной организации рынка труда, устранение препятствий, мешавших его развитию, его стабилизация.
Служба занятости стала основным организатором и регулятором национального рынка труда. В ст. 1 Конвенции №88 по этому поводу, в частности, говорится: «Главная задача служб занятости должна заключаться в осуществлении совместно с другими заинтересованными государственными и частными организациями, если таковые имеются, наилучшей организации рынка труда, являющегося неотъемлемой частью государственной программы обеспечения и поддержания занятости».
Однако все приведенные выше нормативные акты МОТ и основанные на них действия национальных правительств не привели к обеспечению полной занятости населения. С точки зрения МОТ, проводимая национальными правительствами политика в области занятости оказалась недостаточно эффективной. В этой связи в Конвенции №122 и Рекомендации №122 МОТ о политике занятости (1964 г.) было признано, что занятость не является вопросом только организации рынка труда: механизмы экономики не в состоянии самостоятельно решить проблему обеспечения полной занятости.