Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 21:07, курсовая работа
Цель работы – проанализировать состояние современного первичного рынка труда и государственное регулирование занятости в России.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1) дать понятие первичному рынку труда;
2) рассмотреть особенности государственного регулирования занятости в России;
3) проанализировать современный рынок труда в городе Луза.
Введение……………………………………………………………………………...3
Первичный рынок труда………………………………………………………...5
1.1 Понятие рынка труда, его элементы и функции…………………………...5
1.2 Типы, формы, разновидности и сегменты рынка труда………………….15
1.3 Виды и формы безработицы………………………………………………..16
2. Государственное регулирование занятости в России………………………...18
2.1 Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России……………………………………………………………………………….18
2.2 Государственное регулирование занятости в России……………………..21
3. Анализ современного рынка труда в г. Луза…………………………………28
3.1 Рынок труда в г. Луза………………………………………………………..28
3.2 Роль службы занятости в формировании Лузского рынка труда………...30
Заключение………………………………………………………………………….34
Список литературы…………………………………………………………………36
Так, за 9 месяцев 2010 года в центры занятости населения г. Луза зарегистрированы как ищущие работу 1,5 тыс. человек. С учетом граждан, состоящих на учете на 01.01.2010., общее число граждан, ищущих работу через службу занятости, за 9 месяцев текущего года составило 2,4 тыс. человек.
Увеличивается предложение рабочей силы со стороны лиц пенсионного возраста, что в значительной степени связано с ухудшением материального положения этой категории населения. По поводу трудоустройства в 2009 году обратилось в службы занятости 408 пенсионеров, в 2010 г. – 516, в 2011 г. – 618, их трудоустроено в 2009 г. -11%, в 2010 г. – 16%, в 2011 г. -14%.
Анализ ситуации на рынке труда Кировской области в 2010 году характеризуется как повышением уровня официально зарегистрированной безработицы, так и увеличением латентной (скрытой) безработицы.
В целом можно отметить, что на рынке труда города Лузы, да и по России тоже, наблюдаются такие процессы:
1. Массовое
высвобождение работников, стремление
к экономии издержек и
2. Превышение
предложения рабочей силы над
спросом по ряду
3. Ухудшение позиций на рынке труда молодежи, не имеющей трудового опыта и стажа работы по профессии. Увеличение численности безработных, в том числе длительно не работающих (более 6 месяцев) из-за отсутствия подходящих вакансий.
4. Формирование новых субъектов и соответствующей политики на рынке труда: групп частных предпринимателей, использующих наёмный труд, субъектов малого бизнеса на индивидуальной и семейной основе.
5. Усиление активности государственной службы занятости по преодолению «закупоривания» рабочей силы отдельных сегментов рынка труда и по организации более эффективного размещения безработных по вакансиям и территории страны. Накопление опыта активной муниципальной политики содействия занятости и осуществления активных мер при формировании структуры расходов перед мерами пассивной социальной защиты (пособиями).
6. Адаптация наёмных работников к условиям на рынке труда, устанавливаемым работодателем; изменение стереотипов поведения в сторону большей гибкости в отношении смены профессии, роста квалификации, территориальной мобильности, условий найма.
К сожалению, анализ инфраструктуры рынка труда Кировской области свидетельствует о недостаточной результативности ее деятельности: явно не хватает самих бирж труда, мал банк данных о вакансиях рабочих мест и должностей, слабо налажены связи с предприятиями и организациями (особенно государственного сектора), низок процент трудоустройства официально зарегистрированных безработных (50–60%), много проблем с получением средств для выдачи пособий по безработице и др.
Заключение
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов.
Как правило, под рынком труда понимается сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу, где последняя выступает товаром, имеет цену и через рынок труда осуществляется ее продажа на определенный срок.
Рынок труда способен порождать в обществе самые сложные социальные проблемы (бедность, безработицу, инфляцию), социальную напряженность (митинги, демонстрации протеста, забастовки и т.п.), но сам по себе он не способен решить этих проблем, хотя вынуждает общество и государство создать соответствующую систему, организующую решение этих проблем рынка труда (содействие занятости, содержание безработных, помощь семьям, оказавшимся за чертой бедности, разработка трудового законодательства и пр.).
Первичный рынок труда и соответствующая ему система рабочих мест рекрутирует привилегированные слои работников, которые обладают преимуществом выбора рабочего места.
Данный рынок более институционализирован и в значительной степени защищен от неблагоприятных конъюнктурных воздействий.
Доступ на первичные рынки труда затруднителен для аутсайдеров, поскольку каналы их профессиональной мобильности ограничены различными социальными, этническими и социальными барьерами.
Первичный рынок труда обладает высоким уровнем социальной защищенности занятых, которую обеспечивает паритет экономических интересов предпринимателей и профсоюзов.
В целом можно отметить, что на рынке труда города Лузы наблюдаются следующие процессы:
1. Массовое
высвобождение работников, стремление
к экономии издержек и
2. Превышение
предложения рабочей силы над
спросом по ряду
3. Ухудшение позиций на рынке труда молодежи, не имеющей трудового опыта и стажа работы по профессии. Увеличение численности безработных, в том числе длительно не работающих (более 6 месяцев) из-за отсутствия подходящих вакансий.
4. Формирование новых субъектов и соответствующей политики на рынке труда: групп частных предпринимателей, использующих наёмный труд, субъектов малого бизнеса на индивидуальной и семейной основе.
5. Усиление активности государственной службы занятости по преодолению «закупоривания» рабочей силы отдельных сегментов рынка труда и по организации более эффективного размещения безработных по вакансиям и территории страны. Накопление опыта активной муниципальной политики содействия занятости и осуществления активных мер при формировании структуры расходов перед мерами пассивной социальной защиты (пособиями).
6. Адаптация наёмных работников к условиям на рынке труда, устанавливаемым работодателем; изменение стереотипов поведения в сторону большей гибкости в отношении смены профессии, роста квалификации, территориальной мобильности, условий найма.
Список используемой литературы
Приложения
Приложение А
Рисунок 1 – Совокупный рынок труда
Приложение Б
Таблица 1 - Классификация труда по различных основаниям
по характеру и содержанию |
наемный и частный; индивидуальный и коллективный |
По желанию, необходимости и принуждению |
физический и умственный и т. д |
по предмету и продукту |
научный, инженерный, управленческий и производственный; предпринимательский и инновационный; промышленный, сельскохозяйственный, транспортный и т.д. |
по средствам и способам |
ручной, механизированный и автоматизированный; низко, средне- и высокотехнологичный; с разной степенью участия человека и т.д. |
по условиям |
труд стационарный и передвижной; наземный и подземный; легкий, средней тяжести и тяжелый; привлекательный и непривлекательный и т.д. |
Приложение В
Рисунок 2 - Функции рынка труда
Приложение Г
Таблица 2 – Особенности первичного и вторичного рынков труда
Особенности |
Первичный рынок труда |
Вторичный рынок труда |
Уровень оплаты труда |
Высокий |
Низкий |
Важнейшие зарплатообразующие факторы |
Должность, стаж, квалификация, мера ответственности |
Выработка, дисциплинированность |
Специфика систем заработной платы |
Высокая доля единовременных выплат, индивидуальный характер оплаты труда |
Ведущая роль основной заработной платы, коллективная форма оплаты труда |
Содержание труда |
Творческий, высококвалифицированный труд |
Исполнительский, рутинный труд |
Условия труда |
Хорошие |
Плохие |
Степень ответственности за конечные результаты производства |
Высокая |
Низкая |
Поддержка со стороны профсоюзов |
Большая |
Слабая |
Характер занятости |
Стабильный |
Прерывный |
Особенности рабочего времени |
Нормальная или ненормированная продолжительность рабочего дня, недели, года |
Неполный рабочий день, неделя; сезонная и временная работа |
Продолжительность трудовых контрактов |
Долгосрочная |
Краткосрочная |
Развитость нормирования труда |
Низкая |
Высокая |
Продолжение таблицы 2
Доля женщин, молодежи, людей предпенсионного возраста, других лиц, особо нуждающихся в социальной защите |
Низкая |
Высокая |
Степень социальной защищенности |
Высокая |
Низкая |
Объем вложений в образование и профессиональную подготовку |
Большой |
Малый |
Возможности продвижения по службе |
Широкие |
Ограниченные |
Степень участия работников в управлении производством |
Высокая |
Низкая |
Приложение Д
Таблица 3 - Классификация видов безработицы
Признак классификации |
Виды безработицы |
Причины возникновения |
Фрикционная, структурная (в том числе технологическая), циклическая (кризисная), институциональная, добровольная, сезонная, сегментарная, экономическая (конъюнктурная) и др. |
Естественный характер |
Фрикционная, структурная, институциональная |
Вынужденный характер вследствие сокращения спроса на труд |
Циклическая (кризисная), структурная (в том числе технологическая), технологическая, конверсионная |
Сокращение предложения рабочей силы |
Институциональная, добровольная |
Реализация права на труд |
Нормальная, оптимальная, вынужденная, хроническая, застойная, интеллектуальная |
Продолжительность |
Временная, продолжительная, хроническая, застойная |
Характер проявления |
Региональная, сегментарная, открытая (явная), скрытая |
Степень охвата экономики |
Общая, региональная, отраслевая |
Степень учета |
Реальная, официальная (регистрируемая) |
Социально-экономический состав безработных |
Половозрастная (женская, молодежная, лиц предпенсионного возраста), профессиональная, среди социально-неустроенных групп населения (инвалиды, бывшие заключенные), этническая |