Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 21:07, курсовая работа
Цель работы – проанализировать состояние современного первичного рынка труда и государственное регулирование занятости в России.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1) дать понятие первичному рынку труда;
2) рассмотреть особенности государственного регулирования занятости в России;
3) проанализировать современный рынок труда в городе Луза.
Введение……………………………………………………………………………...3
Первичный рынок труда………………………………………………………...5
1.1 Понятие рынка труда, его элементы и функции…………………………...5
1.2 Типы, формы, разновидности и сегменты рынка труда………………….15
1.3 Виды и формы безработицы………………………………………………..16
2. Государственное регулирование занятости в России………………………...18
2.1 Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России……………………………………………………………………………….18
2.2 Государственное регулирование занятости в России……………………..21
3. Анализ современного рынка труда в г. Луза…………………………………28
3.1 Рынок труда в г. Луза………………………………………………………..28
3.2 Роль службы занятости в формировании Лузского рынка труда………...30
Заключение………………………………………………………………………….34
Список литературы…………………………………………………………………36
Поэтому необходимы прежде всего политические решения. А затем основанные на них согласованные и направленные на достижение общей цели действия государственных органов, различных общественных и иных организаций. Необходимо прямое вмешательство правительств в экономику таким образом, чтобы обеспечение занятости стало основной целью политики государства. Материальное благосостояние граждан должно быть обеспечено посредством их трудоустройства.
Государственная политика стран-участников МОТ в области занятости включает в себя проведение льготной налоговой политики в отношении предпринимателей, создающих дополнительные рабочие места; государственные инвестиции в создание новых рабочих мест; реализацию программ подготовки и переподготовки рабочей силы, профессиональной ориентации граждан в целях их адаптации к работе по новой для них специальности в других секторах экономики; организацию общественных работ; реализацию программ трудоустройства граждан, в том числе программ трудоустройства граждан, относимых к социально уязвимым слоям населения, например молодежи, инвалидов, иных лиц с ограниченной трудоспособностью; проведение налоговой политики, направленной на перераспределение доходов в целях увеличения покупательной способности малоимущих и т.п.
Что же касается организации работы по предотвращению сокращения численности занятых непосредственно на предприятиях, в организациях, то постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 г. рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ определить порядок действий в критических ситуациях, предусмотрев, в частности, проведение ряда мероприятий.
К этим мероприятиям относятся: экспертиза финансового состояния предприятий, осуществляющих массовое высвобождение работников; приостановка или поэтапное высвобождение работников; сокращение рабочего времени и за счет этого сохранение численности занятых; организация общественных работ для безработных; контроль за своевременным предоставлением работодателями сведений в органы службы занятости о планируемом сокращении численности занятых работников и т.п.
Во многих субъектах РФ созданы свои комиссии по предотвращению критических ситуаций на рынке труда. В их функции входят: разработка предложений для органов исполнительной власти по предотвращению таких ситуаций, выявление регионов, в которых складывается неблагополучное положение – высокими темпами растет безработица. Разработка мер по стабилизации занятости, координация деятельности органов муниципального самоуправления направлены на стабилизацию и расширение рынка труда и т.п.
Среди мер, реализация которых позволяет создать благоприятные условия для роста занятости, в субъектах РФ, их регионах большое значение придается созданию условий для долгосрочных инвестиций – мобилизации для вложения в сферу материального производства отечественных инвестиционных ресурсов, в том числе сбережений населения и средств, получаемых от приватизации государственного и муниципального имущества; привлечения средств зарубежных инвесторов.
Особое внимание на местах уделяется развитию кооперативного движения и малого предпринимательства, самостоятельно действующих на рынке и создающих возможности для трудоустройства значительной части трудоспособного населения, не имеющего работы. В целях создания благоприятных условий для развития такого рода самодеятельного предпринимательства органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ и их муниципальных образований принимают в пределах своей компетенции соответствующие нормативные правовые акты, роль и значение которых для расширения местных рынков труда трудно переоценить.
Правительство РФ распоряжением от 6 мая 2003 г. №568-р одобрило Концепцию действий на рынке труда на 2003–2005 годы (далее – Концепция). Она определяет основные направления и приоритеты деятельности органов государственной власти по осуществлению государственной политики в области занятости населения, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости населения, совершенствование системы управления сферой занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан.
В Концепции приводится характеристика ситуации на рынке труда и исследуются факторы, влияющие на развитие рынка труда в стране в 2003–2005 годах. На основе анализа состояния рынка труда и действия факторов, влияющих на его развитие, а также с учетом предстоящих качественных структурных преобразований в экономике, в Концепции сформулированы основные направления действий государственных органов на рынке труда.
К качественным структурным преобразованиям в экономике Концепцией отнесены реформирование структуры промышленности, реструктуризация и модернизация отраслей экономики, подготовка к вступлению во Всемирную торговую организацию, модернизация системы среднего и высшего образования и др.
Эти действия сгруппированы по следующим направлениям:
Минтруду РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти было поручено представить в Правительство РФ проект плана мероприятий по реализации Концепции.
10 января
2003 года в закон «О занятости
населения в Российской
Обратим внимание на то, что профилирование должно привести к экономически эффективной работе служб занятости при заданных ресурсных ограничениях. Это надо понимать так: из бюджета выделяется определенная сумма на трудоустройство незанятых и защиту от безработицы, а службы занятости постараются помочь безработным с минимальными затратами средств для возвращения их на рынок труда. При росте безработицы удельный вес безработных, получающих услуги службы занятости, естественно, будет уменьшаться.
3. Анализ современного рынка труда в г. Луза
3.1 Рынок труда в Лузе
Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Кировской области констатирует устойчивую тенденцию нарастания численности граждан, которые обращаются в департамент за содействием в трудоустройстве.
В 2011 году в службу обратилось 54743 человека, что в несколько раз превышает показатели предыдущих лет. Общая же численность безработных, определенная по методологии Международной организации труда, в настоящий момент составляет 195 тысяч человек (к слову, в области проживает около 1,3 млн. человек из них 989,6 – городское население и 338,3 - сельское). Считалось, что в 2000 году, когда на учете стояло 174 тысячи граждан, эта цифра достигла своего апогея.
В этой связи стоит заметить, что работодатели, предлагающие достойную оплату труда, редко обращаются за помощью в поиске рабочей силы в службы занятости. Достойной заработной платой в Кировской области можно назвать сумму от 20–40 тысяч рублей и выше. Ее, как правило, имеют банковские служащие, программисты, предприниматели, управленческий аппарат, аудиторы.8
Остановимся на «половой» безработице. Да, действительно, картина в нашей области мало отличается от ситуации по стране в целом, согласно которой безработица имеет женское лицо. Так, в 2009 году (данные на конец года) в Лузе в общей численности лиц, ищущих работу и находящихся на учете в службах занятости, удельный вес женщин составлял 24,6%; в 2010 г. - 17,4%; в 2011 г. – 13,8%; в 2012 г. – 10,6%. Безусловно, заметна достаточно четкая тенденция по снижению удельного веса женщин в общей численности ищущих работу в последние годы, однако факт налицо: даже в сегодняшних условиях среди безработных почти 2/3 составляют женщины9.
Проблемная ситуация состоит в том, что, с одной стороны, формирующийся рынок труда выталкивает из сферы производства преимущественно женщин с высшим и средним специальным образованием трудоспособного возраста, в основном специалистов различных профилей. С другой стороны, рынок готов принять, по крайне мере, 2/3 высвобожденных, но в принципиально ином качестве – со значительным снижением их социально-профессионального статуса.
Казалось бы, механизм конкуренции, проявляющий себя в проблеме «мужских» и «женских» профессий, и неизменное первенство мужчин в таких профессиях, как инженер-механик, электротехник, инженер-строитель и прочие должны уменьшить тягу женщин к овладению этими специальностями. Однако этого пока не происходит, т. к. практически все выпускники вузов, оставшиеся без работы, имеют, по данным опроса, названные специальности (16,6% – инженеров-механиков и технологов – 4,8% инженеров-строителей, по 2,4% инженеров по электронике и экономистов, 7,1% математиков, физиков, химиков и пр.).
Стереотип овладения женщинами профессиями, в которых они «проигрывают» мужчинам, без учета механизма конкуренции, продолжает действовать и способствует формированию контингента безработных с высшим образованием прямо со «студенческой скамьи»10.
Заметим, что вместе с тем произошло падение престижа целого ряда профессий умственного труда. Кризис проявляет себя в росте «антисаентизма» – антинаучных и антиинтеллектуальных настроений в обществе, потере интереса у молодежи к труду ученого или инженера. Наблюдается не падение престижа знаний, а переоценка всех ценностей. Идет процесс пересмотра приоритетов в иерархии профессий.
За последние годы в Кировской области уровень занятости населения в трудоспособном возрасте в общественном производстве и на учебе несколько снизился (2009 г. – 56%; 2010 г. – 44%; 2011 г. – 36%)11.
Мобильность работающих за восемь лет незначительно выросла, а в 2009 году сменил работу каждый десятый (2008 г. – 6%), но снизился уровень потенциальной мобильности (доля желающих или намеревающихся сменить работу) 7 – 8% в 2010 году до 4,2% в 2011 году. В настоящее время 40% работающих хотели бы остаться на своих рабочих местах при любых условиях из-за страха потерять работу.
Безработица в основном имеет «женское лицо» – три четверти от числа всех безработных. Причем большинство женщин, ищущих работу, находятся в экономическо-активном возрасте и имеют высокий уровень образования (лишь 12,6% не имеют полного среднего образования). Из тех, кто ищет работу длительное время, каждый второй согласен практически на любую работу.
3.2 Роль службы
занятости в формировании
В бюро по трудоустройству обращаются в 5 раз больше людей, чем самих безработных, но 4/5 предпочитают получить только консультацию, а не статус безработного, очевидно, у этих людей есть другие варианты трудоустройства. Статус безработного чаще получают женщины (90% от числа тех, кто числится безработным), чаще всего это – имеющие детей, их устраивает такое мизерное пособие по безработице, а мужчин нет. Женщины дольше, чем мужчины получают пособие от службы занятости, более того, женщин в 7 раз чаще, чем мужчин оформляют на досрочную пенсию. Кстати, женщины в большинстве своем занимаются менее квалифицированным трудом, а чаще всего это труд обслуживающий, и подобные должности сокращают быстрее других.
Потребность в рабочей силе по городу Луза составляет 65% от количества безработных, но 58% рабочей силы требуется на государственные предприятия, причем 3/4 – это рабочие места, на которые женщины не претендуют. Больше всего вакансий в промышленности, на транспорте и в строительстве, их совокупная потребность равна 55% от числа всех предприятий города.
Каждый пятый претендент на рабочее место ищет работу впервые. Из их числа трудоустроено только 1/7 часть. Предприятия очень неохотно берут на работу молодёжь без опыта, а если берут, то исключительно по рекомендации тех, кто работает в данной организации. Процветает протекционизм, каждый пристраивает своих детей куда может, иногда и в ущерб производству (о нем сейчас думают меньше всего).
Треть пенсионеров мужского пола стремится найти работу, они идут на непрестижные, малооплачиваемые места, куда молодые люди ни за что не хотят идти (дворники, сторожа мелких предприятий и пр.).
На профессиональное обучение за счет средств службы занятости направляется только каждый двенадцатый. Сеть переподготовки кадров маломощна, нет четкой ориентации, по каким профессиям готовить. Замечу, что из числа тех, кого направляют на переобучение, проходят его меньше половины. Переподготовку – каждый второй, первоначальное обучение – один из десяти, повышают свою квалификацию – каждый шестой, вторую профессию получают лишь единицы.
Женщины в основном проходят переподготовку, молодёжь (2/3) направляются на обучение рабочим профессиям. Сегодня служба занятости помогает системе профессионально-технического образования охватить тех, кто по тем или иным причинам не пошёл в ГПТУ либо бросил его, не окончив. Также замечу, что эффективность профессионального обучения незанятого населения невелика, из числа прошедших переобучение трудоустроен только каждый десятый. Причин здесь несколько: часто учат непрестижным профессиям, люди идут учиться, не имея определенной установки на работу, многие просто стремятся выиграть время, нередко учатся, лишь бы учиться, а сами подыскивают что-нибудь для себя подходящее. Из числа учебных мест, предоставленных городом для профессионального переобучения, служба занятости заполняет только 2% (в 2010 г. было 2852 места, а направлено на переобучение 308 человек).