Планирование и прогнозирование в управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - на основе исследования теоретико-методологических положений разработать бизнес-план развития предприятия. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические особенности процесса прогнозирования и планирования развития предприятия;
- изучить систему прогнозов и планов развития предприятия, обосновать их сопряжение;
- охарактеризовать методы прогнозирования и планирования на предприятии

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
1. Теоретические основы планирования и прогнозирования в управлении предприятием...............................................................................................................6
1.1. Организация процесса прогнозирования на предприятии..............................6
1.2. Планирование на предприятии: сущность и виды..............................................................................................................................9
2. Методика прогнозирования и планирования в управлении предприятием.....14
2.1. Система прогнозов и планов: основы их сопряжения ................................14
2.2. Методы прогнозирования и планирования ...............................................18
3. Разработка плана-прогноза в управлении предприятием (на примере ОАО "Геомаш" ).....................................................................................................23
3.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Геомаш".......................................................................................................23
3.2. Разработка бизнес-плана предприятия ОАО "Геомаш".......................................................................................................27
Заключение.................................................................................................................36
Список используемой литературы...........................................................................39
Приложение................................................................................................................40

Файлы: 1 файл

4 Гилязиева Р.Р. гр 320185.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

 

1.2. ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ:СУЩНОСТЬ И ВИДЫ

     Планирование - это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. План - это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата. Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата. Утвержденный руководителем план предприятия имеет силу приказа для указанных в нем лиц и структурных единиц. В нем предельно четко и подробно указываются:

- цель деятельности предприятия  и его структуры на плановый  период, количественно выраженная  системой установленных показателей (с указанием конкретных видов  выпускаемой продукции и характера  работ);

- средства достижения  цели (финансовые, материальные и  трудовые);

- правила и сроки увязки  целей и средств по этапам  на весь период действия плана;

- этапы и сроки выполнения  работ;

- исполнители плана по  срокам и видам работ;

- методы, этапы и средства  контроля выполнения плана.

     Практически вся система хозяйственного управления и регулирования производства строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать все этапы производственного процесса другим методом без помощи планирования невозможно.

     Планирование занимает центральное место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций и решения социальных задач. Это необходимое условие своевременной подготовки сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования для изготовления конечной продукции и создания запасов, а также подготовки кадров. Чтобы не отстать от конкурентов, каждая независимая производственная организация должна тщательно планировать перспективу развития собственного производства и потребностей рынка минимум на 2-3 года, а средствами управления - достигать плановых результатов. Любые просчеты и упущения при этом грозят убытками и даже полным разорением. Фирме необходимо предусматривать перспективу до мелочей по каждому этапу, начиная с разработки проекта изделия и заканчивая его сбытом, а затем и прекращением производства и выходом на рынок с новой продукцией. Все должно быть увязано с экономикой предприятия, налоговой системой и кредитной ситуацией, позициями предприятия на рынке и намерениями конкурентов, ситуацией за пределами предприятия.

     Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управления производством. Общие функции управления непосредственно относятся к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Это обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов планирования, координация планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т.п..

     Рыночное планирование на предприятии должно служить основой организации управления производством, являться нормативной базой для выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений. Во внутрипроизводственном плане, как и в любом другом, отдельные части или функции объединяются в единую комплексную систему социально-экономического развития предприятия.

     Процесс разработки комплексного плана развития является для каждого предприятия весьма сложным и трудоемким предметом деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое содержание, требуемую последовательность процедур составления различных разделов плана и обоснование его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений, функциональных органов и плановых служб и совместной повседневной деятельности.

     К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:

- формулирование состава  предстоящих плановых проблем, определение  системы ожидаемых опасностей  или предполагаемых возможностей  развития предприятия;

- обоснование выдвигаемых  стратегий, целей и задач, которые  планирует осуществить предприятие  в предстоящий период, проектирование  желаемого будущего организации;

- планирование основных  средств достижения поставленных  целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

- определение потребности  ресурсов, планирование объемов  и структуры необходимых ресурсов  и сроков поступления; 

- проектирование внедрения  разработанных планов и контроль  за их выполнением.

     Основными элементами планирования являются:

- прогнозирование, включающее  перспективы развития отраслей  или регионов, национальной экономики  в целом, рыночную стратегию деятельности  предприятия;

- постановка задачи, предполагающая  определение сроков ее выполнения и возможности ресурсного обеспечения;

- корректировка плана, обусловленная  необходимостью увязки отдельных  стадий программы, производственных  и сбытовых операций, поставок  ресурсов и других факторов;

- составление бюджетов  выполнения программы: смет доходов и расходов, затрат на материалы, капитальных расходов и др.;

- конкретизация плана, предполагающая  выработку конкретных установок  и его реализацию.

     В планировании обоснование принимаемых решений и прогноз ожидаемых результатов опираются на теоретические положения и принципы, а также практические данные и факты. Теория планирования использует такое предположение, что каждое предприятие будет стремиться к повышению совокупной прибыли, обоснованию планов предприятия по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, закупках необходимых ресурсов для организации производства определенного количества товаров и получению максимальной прибыли.

     Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических и других целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта является основанием для оценки достигнутых конечных результатов, но и степени научной разработанности применяемых методов планирования на предприятии.

     Процесс планирования охватывает все уровни управления и создает необходимые предпосылки для обеспечения точного соответствия предпринимаемых действий требованиям общих целей развития предприятия.

     Таким образом, для организации прогнозирования и планирования развития предприятия важно не просто развитие, а именно устойчивое развитие, которое, базируясь на оптимальном соотношении текущей деятельности и процессов развития, позволяет осуществить переход из одного устойчивого состояния в другое с увеличением эффективности, но избегая ситуаций, провоцирующих необратимый кризис.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ  И ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ

2.1. СИСТЕМА ПРОГНОЗОВ И ПЛАНОВ: ОСНОВЫ ИХ СОПРЯЖЕНИЯ

     Для формирования стратегии и тактики развития экономики разрабатывается система прогнозов,  включающая прогнозы временного аспекта и по уровням управления, а также частные и комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов. На основе результатов прогнозных расчетов определяются важнейшие направления стратегии социально-экономического развития, составляются индикативные планы, формируется механизм государственного регулирования экономики, и определяются параметры основных регуляторов (государственный заказ, цены, налоги и льготы, государственные инвестиции и ссуды, страховые резервы и т.д.).

     В основе разработки планов находится прогноз,  т.е. система аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии организации и ее окружения. В самом простом случае прогноз представляет собой утверждение о возможности или невозможности того или иного события. Выделяют следующие виды прогнозов:

1) по функциональному  назначению;

2) по содержанию;

3) по периоду: оперативные (до 1 месяца); краткосрочные ( до1 года); среднесрочные ( до5 лет); долгосрочные (более 5 лет);

4) по степени надежности;

5) по форме представления  результатов - качественные и количественные (интервальные и точечные);

6) по степени охвата  объекта - локальные и комплексные, включающие все его основные  характеристики, ограничения и проч.

     Различают два типа прогнозов: поисковые (исследовательские, изыскательские, трендовые, генетические); нормативные (программные, целевые).

     Поисковый прогноз - это прогноз, с помощью которого определяется возможное состояние явления в будущем. Имеется в виду условное продолжение в будущем тенденций развития изучаемого явления в прошлом и настоящем. Такой прогноз отвечает на вопрос, что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций. Поисковый прогноз строится по определенной шкале возможностей, по которой затем устанавливается степень вероятности прогнозируемого явления.

     Нормативный прогноз - определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого. При нормативном прогнозировании происходит такое же распределение вероятностей, но уже в обратном порядке: от заданного состояния к наблюдаемым тенденциям.

     Система планов на предприятии может быть систематизирована по таким основным классификационным признакам, как:

1) по содержанию можно  выделить технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;

2) по уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии различают такие виды, как корпоративные и заводские - на высшем уровне управления. На среднем уровне применяется цеховая система планирования, на нижнем - производственная, которая охватывает участки, бригады и рабочее место;

3) по времени охвата  планы бывают краткосрочным или  текущим (один год, квартал, декада  или неделя), среднесрочным в пределах (1-3 лет) и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет);

4) по стадиям разработок планы бывают предварительными и окончательными;

5) по типам целей план может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным.

 

     Планы разрабатываются на всех уровнях управления организацией:

1. Фирма создает стратегические  планы.

2. Предприятие, исходя из них и поступающих заказов, разрабатывает годовые производственные программы.

3. Цех на основе заказов  составляет квартальные, месячные  и недельные планы-графики.

4. Участку выдаются сменно-суточные  задания.

     Составной частью планов должны быть целевые комплексные программы, направленные на решение важнейших социально-экономических, научно-технических и экологических проблем.

     Система планов на предприятиях, функционирующих в условиях рыночной экономики, включает следующие разновидности.

1) план сбыта - устанавливается  на несколько лет вперед по  количеству требующейся на рынке  продукции (согласно спросу) в разрезе  различных видов рынков и сегментов;

2) план производства - рассчитывается  по исходным данным плана сбыта. Это количество продукции, подлежащее изготовлению в течение определенного периода времени: года, полугодия, квартала;

3) план создания производственных  мощностей - в нем определяется  потребность в машинах, оборудовании, производственных площадях, коммуникациях  и т.п.

4) план инвестиционной деятельности - определяет потребность в денежных средствах по вновь создаваемым мощностям на предприятии, а также для других целей.

5) план по персоналу - в  нем определяется потребность  в различных профессиях работников, их квалификации, устанавливаются принципы и предусматривается порядок оплаты труда.

6) план материально-технического  снабжения - здесь рассчитывается  потребность в материально-технических  ресурсах исходя из принятого  объема производства с учетом  ассортимента.

7) план материальных запасов - в нем определяется величина текущих запасов, необходимых для обеспечения нормального функционирования производства и осуществления сбыта продукции.

8) финансовый план - определяет  общую потребность в финансовых  ресурсах, а также устанавливает источники их привлечения и другие виды планов.

     План и прогноз - это не два альтернативных подхода к установлению перспектив экономического и технического развития, а взаимно дополняющие друг друга стадии разработки хозяйственных планов при определяющей роли плана как главного инструмента управления предприятиями.

Информация о работе Планирование и прогнозирование в управлении предприятием