Планирование и прогнозирование в управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - на основе исследования теоретико-методологических положений разработать бизнес-план развития предприятия. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические особенности процесса прогнозирования и планирования развития предприятия;
- изучить систему прогнозов и планов развития предприятия, обосновать их сопряжение;
- охарактеризовать методы прогнозирования и планирования на предприятии

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
1. Теоретические основы планирования и прогнозирования в управлении предприятием...............................................................................................................6
1.1. Организация процесса прогнозирования на предприятии..............................6
1.2. Планирование на предприятии: сущность и виды..............................................................................................................................9
2. Методика прогнозирования и планирования в управлении предприятием.....14
2.1. Система прогнозов и планов: основы их сопряжения ................................14
2.2. Методы прогнозирования и планирования ...............................................18
3. Разработка плана-прогноза в управлении предприятием (на примере ОАО "Геомаш" ).....................................................................................................23
3.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Геомаш".......................................................................................................23
3.2. Разработка бизнес-плана предприятия ОАО "Геомаш".......................................................................................................27
Заключение.................................................................................................................36
Список используемой литературы...........................................................................39
Приложение................................................................................................................40

Файлы: 1 файл

4 Гилязиева Р.Р. гр 320185.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

     Финансовые показатели работы предприятия в 2009 г. характеризуются следующими данными (таблица 1).

1. Коэффициент текущей  ликвидности выше нормы, что показывает, что текущие поступления и  денежные средства покрывают  имеющиеся долговые обязательства.

2. Коэффициент обеспеченности  собственными средствами выше  нормы, что указывает на возможность  проведения независимой финансовой политики.

3. Коэффициент ликвидности  при мобилизации средств также  выше нормы, это показывает, что  в случае необходимости для  погашения своих краткосрочных  обязательств, предприятию не надо  продавать свои материально-производственные запасы.

 

4. Коэффициент маневренности  собственных оборотных средств  ниже нормативного, что указывает  на низкую возможность пополнять  оборотные средства за счет  собственных источников.

5. Коэффициент платежеспособности  также, выше нормативного, что показывает способность покрыть все обязательства предприятия всеми его активами.

Таблица 1.

Оценка структуры баланса ОАО «Геомаш» за 2009 год

№ п.п.

Наименование показателей

На конец периода

На начало периода

Норма Коэф.

1

Коэффициент текущей ликвидности

1,2

1,5

Не менее 1

2

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными сред.

0,1

0,2

Не менее 0.1

3

Коэффициент ликвидности при

мобилизации средств

1,0

1,4

0,5-0,7

4

Коэффициент маневренности

собственных оборотных средств

0,1

0,2

0,2-0,6

5

Коэффициент общей платежеспособности 

2,3

2,9

Не менее 2


 

     Коэффициенты в целом превышают нормативные значения, что характеризует устойчивое финансовое состояние предприятия. Анализ структуры пассива баланса ОАО "Геомаш" характеризуется следующими данными (Приложение А).

     Долгосрочных кредитов и займов, просроченной задолженности по оплате труда, налогам и сборам у предприятия нет. Всего за 2009 г. уплачено налогов в бюджет и внебюджетные фонды на сумму 133,6 млн.руб., что составляет 13,5% от объема реализованной продукции. По сравнению с 2008 г. значительно снизилась кредиторская задолженность с 44% до 34%. За 2009 г. получено чистой прибыли в сумме 60,2 млн.руб. или на 21 млн.руб. больше, чем в 2008 г.

За 2009 г. стоимость основных средств увеличилась по сравнению с 2008 г. на 23 млн.руб. за счет приобретения оборудования. Объем незавершенного строительства значительно снизился после ликвидации объектов незавершенного капстроительства, в 2,2 раза.

     Оборотные активы также увеличились как в абсолютном, так и в относительном значении. Объем запасов увеличился по всем видам, в том числе по незавершенному производству в 1,4 раза, остаткам готовой продукции на складе в 1,3 раза, причем рост произошел не только за счет увеличения себестоимости, но и в натуральном выражении. Дебиторская задолженность в течение 2009 г. значительно уменьшилась, в 2,5 раза.

     Анализ структуры актива баланса ОАО "Геомаш" характеризуется следующими данными (Приложение Б).

     В течение 2009 г. улучшились показатели эффективности использования оборотных средств, коэффициент оборачиваемости на конец 2009 г. составил 4,0 вместо 3,6 на его начало. За 2009 г. получено чистой прибыли в сумме 60,2 млн.руб. или на 21 млн.руб. больше, чем в 2008 г.

     В целом баланс предприятия свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии.

 

3.2. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО "ГЕОМАШ"

     Рассмотрим план развития предприятия ОАО "Геомаш" на примере бизнес-плана.

     Бизнес-план - документ, содержащий цель организации, ее направления развития, долгосрочные и краткосрочные задачи и стратегию. Бизнес-план формируется в соответствии с Положением о формировании долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов в ОАО "Геомаш".

     Резюме бизнес-плана представлено в Приложении В.

     Рассмотрим характеристику предприятия ОАО "Геомаш". Щигровское акционерное общество открытого типа (ОАО "Геомаш"), образованное на базе производственного объединения "Геомаш" решением Комитета по управлению имуществом Курской области № 219 от 20.11.92, является ведущим предприятием отрасли по выпуску самоходных буровых установок для гидрогеологического, инженерно-геологического и структурно-поискового бурения на глубину до 50 м на базе высокопроходимых шасси автомобилей ЗИЛ-131, Урал, КАМАЗ, трелевочных и болотоходных тракторов, гусеничных транспортеров.

     ОАО "Геомаш" не имеет доли государственной собственности и является частным предприятием, действует на основании Устава и законодательства Российской Федерации. ОАО "Геомаш" расположено по адресу: 306530, Российская Федерация, Курская область, г. Щигры, ул. Красная, 54.

     Общее руководство деятельностью предприятия осуществляет Совет директоров, состоящий из 7 человек и владеющий 40,5% акций. Основная валюта, применяемая предприятием - российский рубль. Отрасль, в которой функционирует предприятие ОАО "Геомаш" - машиностроение. Открытое акционерное общество "Геомаш" является базовым предприятием, которое занимается проектированием и производством широкого ряда передвижных буровых установок и оборудования для бурения гидрогеологических скважин, инженерных изысканий, разведки твердых полезных ископаемых, сейсморазведки на нефть и на газ на континентальной части территории и морском шельфе, а также агрегатов для заглубления винтовых анкеров при креплении оттяжек буровых вышек.

     Рассмотрим  план маркетинга ОАО "Геомаш". ОАО "Геомаш" реализует и планирует реализовывать в дальнейшем свою продукцию на территории РФ и в странах СНГ. На территории России данный сегмент рынка невысок. Изменения на данном рынке могут происходить под воздействием следующих внешних факторов:

- изменения, происходящие  на валютном рынке (могут быть  как положительными, так и отрицательными);

- предпочтения потребителей, связанные с выпуском более  совершенного типа.

     Также нужно обратить внимание на внутренние факторы, оказывающие влияние на состояние данного рынка:

- конкуренция (положительные);

- изменение внутреннего  состава участников рынка;

- изменение числа покупателей;

- изменение дохода потребителей (при увеличении – положительное, и наоборот).

     При выборе  поставщиков ОАО "Геомаш" глубоко и всесторонне изучает их деятельность и их потенциал. Основные поставщики шасси, материалов и комплектующих обладают большой конкурентной силой, что может поставить предприятие в зависимость от их действий. При работе с поставщиками ОАО "Геомаш" выстраивает взаимоотношения по типу стратегических альянсов. Это возможно за счет роста производства на предприятии и соответственно перехода ОАО "Геомаш" в группу приоритетных покупателей по объему закупок.

     Основные поставщики обладают узкой специализацией и производят продукцию в большом объеме. Таким образом, стоимость переключения поставщика на других покупателей невысока. Цена на поставляемую поставщиками продукцию в настоящее время регулярно повышается, темпами, сопоставимыми с уровнем инфляции в стране. Согласование цены и приемлемых условий поставки производится на регулярной основе. На предоставляемую продукцию имеется гарантия. Временной график поставки продукции действует практически без сбоев. Пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки соблюдаются. Все возникающие сбои, касающиеся поставки продукции возникают в результате обстоятельств, которые сложно было предвидеть.

     При изучении поставщиков материалов и комплектующих ОАО "Геомаш" в первую очередь обращает внимание на следующие характеристики их деятельности: стоимость поставляемого товара; гарантию качества поставляемого товара; временной график поставки товаров; пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара. Реализация произведенной продукции является важнейшим направлением в работе коммерческой службы ОАО "Геомаш", поскольку сбыт является средством достижения поставленных целей предприятия и завершающим этапом выявления вкусов и предпочтений покупателей.

     Основным недостатком маркетинга на предприятии является недостаточная плановость и завершенность проводимых мероприятий. От организации производства перейдем к плану персонала. Персонал обладает необходимой квалификацией, основанной на теоретической базе и практическом опыте ведения бизнеса в отрасли. Квалификация менеджеров среднего уровня в целом позволяет им справляться с вопросами планирования и контроля, относящимся к календарному графику мероприятий, снижению издержек и повышению качества работы. Квалификация персонала при решении перспективных задач может оказаться недостаточной, вследствие изменения самих задач и принципов их решения. Моральный климат и организационная культура предприятия находятся на высоком уровне. Широко применяется принцип взаимозаменяемости. Инициатива сотрудников поощряется во всех подразделениях.

      Текучесть кадров на предприятии незначительная. Основная доля текучести приходится на испытательные сроки, что вполне обусловлено. Прогулы на предприятии отсутствуют.

     Политика оплаты труда на предприятии сопоставима с другими организациями аналогичного профиля. Уровень оплаты труда в настоящее время является оптимальным. Недостатком является то, что персонал недостаточно осведомлен в принципах оценки выполняемых их функций, что устраняется построением системы мотивации.

     На предприятии проводится кадровая политика. В настоящее время штат предприятия в целом укомплектован. Набор сотрудников осуществляется на отдельные позиции для поддержания бизнес-процессов на оптимальном уровне. Данный порядок приема персонала в настоящее время является оптимальным. На предприятии отсутствует политика кадрового резерва и планирования карьеры персонала. Необходимо разработать финансовый план предприятия. Целью разработки настоящего финансового плана является определение эффективности производства буровых установок. Источниками финансирования проекта являются собственные средства предприятия и заемный капитал в размере 5580000 руб.

     Результаты финансового моделирования представлены в следующих документах:

- отчет о прибылях и  убытках;

- отчет о движении денежных  средств.

     Эти прогнозы представляют собой наиболее вероятные оценки будущих финансовых результатов ОАО "Геомаш". Финансовые документы характеризуют количественную сторону операционной деятельности предприятия, устойчивость ее финансового положения в конкретный период времени, формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств предприятия в динамике от периода к периоду.

     Составим план прибылей и убытков ОАО "Геомаш" (таблица 2).

Таблица 2

План прибылей и убытков, тыс. руб.

Наименование статьи

2010 г.

2011 г.

1

Валовой объем продаж (вкл. НДС)

399966

592565

2

Потери и НДС

61012

90391

3

Чистый объем продаж

338954

502174

4

Постоянные издержки

207776

293366

5

Переменные издержки

166058

205682

6

Валовая прибыль

3488

3126

7

Проценты по кредитам

460

125

8

Прибыль до налогообложения

3028

3001

9

Налог на прибыль

606

600

10

Чистая прибыль

2422

2401

11

Чистая прибыль нарастающим итогом

2422

4823

Информация о работе Планирование и прогнозирование в управлении предприятием