Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 14:45, курсовая работа
Цель курсовой работы - на основе исследования теоретико-методологических положений разработать бизнес-план развития предприятия. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические особенности процесса прогнозирования и планирования развития предприятия;
- изучить систему прогнозов и планов развития предприятия, обосновать их сопряжение;
- охарактеризовать методы прогнозирования и планирования на предприятии
Введение.......................................................................................................................3
1. Теоретические основы планирования и прогнозирования в управлении предприятием...............................................................................................................6
1.1. Организация процесса прогнозирования на предприятии..............................6
1.2. Планирование на предприятии: сущность и виды..............................................................................................................................9
2. Методика прогнозирования и планирования в управлении предприятием.....14
2.1. Система прогнозов и планов: основы их сопряжения ................................14
2.2. Методы прогнозирования и планирования ...............................................18
3. Разработка плана-прогноза в управлении предприятием (на примере ОАО "Геомаш" ).....................................................................................................23
3.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Геомаш".......................................................................................................23
3.2. Разработка бизнес-плана предприятия ОАО "Геомаш".......................................................................................................27
Заключение.................................................................................................................36
Список используемой литературы...........................................................................39
Приложение................................................................................................................40
Процесс разработки плана носит вариантный характер, но утвержденный план - это уже выработанный директивный вариант развития, подлежащий практической реализации. Прогноз же основан на предвидении и является вариантным (альтернативным), причем не только как метод разработки, но и как конечный результат.
Прогнозы должны предшествовать планам, содержать оценку хода последствий выполнения (или невыполнения) планов, охватывать все, что не поддается планированию, решению. Они могут охватывать в принципе любой отрезок времени. Прогноз и план отличаются способами оперирования информацией о будущем. Вероятностное описание возможного или желательного - это прогноз. Обоснованное решение относительно мероприятий по достижению возможного, желательного - это план. Прогноз и план могут разрабатываться независимо друг от друга. Но чтобы план был эффективным, оптимальным, ему должен предшествовать прогноз, по возможности непрерывный, позволяющий обосновать данный и последующие планы.
Прогнозы занимают ведущее (исходное) положение во всей системе прогнозов и планов фирмы. По существу между прогнозом (предвидением будущего) и планом нет резкой границы. Можно сказать, что прогноз - недостаточно определенный план, а план - это уточненный прогноз. Наиболее существенным отличием плана от прогноза является наличие в плане элементов выбора, принятия решений и мероприятий по осуществлению этих решений.
2.2. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ
Прогнозирование и планирование на предприятии представляет собой сложный многоступенчатый и итеративный процесс, в ходе которого должен решаться обширный круг различных социально-экономических и научно-технических проблем, для чего необходимо использовать в сочетании самые разнообразные методы. В теории и практике плановой деятельности накоплен значительный набор различных методов разработки прогнозов и планов. Развитие информатики и средств вычислительной техники расширяет круг используемых методов прогнозирования и планирования и их совершенствования.
По степени формализации методы экономического прогнозирования можно подразделить на интуитивные и формализованные. Интуитивные методы используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов. К формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы моделирования. Среди методов экстраполяции широкое распространение получил метод подбора функций, основанный на методе наименьших квадратов (МНК).Методы моделирования предполагают использование в процессе прогнозирования и планирования различного рода экономико-математических моделей, представляющих собой формализованное описание исследуемого экономического процесса (объекта) в виде математических зависимостей и отношений.
В практике прогнозирования и планирования широко используются также метод экономического (системного) анализа, нормативный и балансовый методы. Для разработки целевых комплексных программ используется программно-целевой метод (ПЦМ) в сочетании с другими методами.
Сущность методов экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.
Индивидуальные экспертные оценки основаны на использовании мнений экспертов-специалистов соответствующего профиля. Среди индивидуальных экспертных оценок наиболее широкое распространение получили методы «интервью», аналитический, написания сценария.
Наиболее достоверными являются коллективные экспертные оценки. Методы коллективных экспертных оценок предполагают определение степени согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным отдельными специалистами. В мировой практике широкое применение нашли метод коллективной генерации идей, метод «635», метод «Дельфи», метод «комиссий», метод написания сценария.
В методическом плане основным инструментом любого прогноза является схема экстраполяции. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее. Различают формальную и прогнозную экстраполяцию. Методы экстраполяции необходимо применять на начальном этапе прогнозирования для выявления тенденций изменения показателей.
Экономический анализ является неотъемлемой частью и одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования. При проведении экономического анализа следует использовать системный подход. Сущность метода экономического анализа заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части, и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Процесс экономического анализа подразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей и критериев оценки; подготовку информации для анализа; изучение и аналитическую обработку информации; разработку рекомендации о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей; оформление результатов анализа.
В процессе экономического анализа применяются приемы сравнения, группировки, индексный метод, проводятся балансовые расчеты, используются нормативный и экономико-математические методы (метод корреляционно-регрессионного анализа и др.). Метод группировок предполагает объединение объектов экономического анализа в качественно однородные группы, что позволяет исследовать закономерности их развития, изучить влияние отдельных факторов, определяющих их динамику, характер взаимодействия и выявить тенденции развития данной однородной группы экономических явлений и процессов.
Для определения влияния каждого фактора на изменение обобщающего показателя целесообразно использовать метод элиминирования. Влияние факторов определяется в установленной последовательности. При этом предполагается, что при определении влияния данного фактора численные значения показателей других факторов остаются неизменными. В практике экономического анализа элиминирование известно как прием цепных подстановок.
Индексный метод используется для анализа темпов и пропорций развития экономики на основе использования макроэкономических показателей, цен и т.д. Индексы показателей могут отражать фактические или прогнозируемые темпы их изменения. Они позволяют получать реальную картину экономического и социального развития.
С помощью балансового метода реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Он предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансово-бюджетной и кредитно-денежной политики, а также политики занятости и внешнеэкономической деятельности. Балансы применяются также для выявления диспропорций в текущем периоде, вскрытия неиспользованных резервов и обоснования новых пропорций.
В системе прогнозных и плановых балансов одно из центральных мест занимают материальные балансы. С их помощью увязываются производство и потребление конкретных видов продукции, обосновывается производственная программа предприятий. Они широко используются для установления межотраслевых пропорций. Эта задача решается путем разработки межотраслевых балансов.
Нормативный метод является одним из основных методов прогнозирования и планирования. Сущность нормативного метода заключается в технико-экономическом обосновании прогнозов, планов, программ с использованием норм и нормативов. Последние применяются для расчета потребности в ресурсах и показателей их использования. С помощью норм и нормативов обосновываются важнейшие пропорции, развитие материального производства и непроизводственной сферы, осуществляется регулирование экономики.
Все нормы и нормативы подразделяются на текущие и перспективные. Первые применяются при разработке планов-прогнозов на текущий период (год, месяц), вторые - на перспективу.
Математические методы планирования сводятся к оптимизационным расчетам на основе различного рода моделей. К простейшим моделям относятся статистические, например корреляционная, отражающая взаимосвязь двух переменных величин. С ее помощью можно с определенной степенью вероятности предсказать и запланировать наступление события Б, если происходит связанное с ним событие А. Наиболее широкое распространение статистические модели находят в финансовом планировании. Например, они позволяют определять будущие доходы, основываясь на текущих вложениях и заданных процентных ставках.
Методы линейного программирования дают возможность путем решения системы уравнений и неравенств, связывающих ряд переменных показателей, найти их оптимальные величины во взаимном сочетании. Это помогает по заданному критерию выбрать наиболее подходящий вариант функционирования или развития объекта управления, с тем чтобы обеспечить максимальную прибыль, минимизировать затраты и т. п.
Чаще всего методы линейного программирования применяются там, где речь идет об оптимизации расходования тех или иных ресурсов, и позволяют:
- выбрать технологии, дающие
возможность получить
- загрузить оборудование, выполняющее несколько видов работ, так, чтобы при этом достигалась наибольшая выработка;
- составить маршруты движения транспорта, позволяющие, с одной стороны, наиболее полно обслужить всех клиентов, а с другой - сделать это при минимальных затратах.
3. РАЗРАБОТКА ПЛАНА-ПРОГНОЗА В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ОАО "ГЕОМАШ")
3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО "ГЕОМАШ"
ОАО "Геомаш" производит самоходные и малогабаритные буровые установки для решения задач в области бурения геологоразведочных, сейсморазведочных, инженерно-геологических скважин, бурения скважин различного назначения при выполнении строительных работ, а также гидрогеологических скважин.
Источником финансовых ресурсов ОАО "Геомаш" является уставной капитал общества, который составляет 41124000 рублей, разделен на 27416 акций номинальной стоимостью 1500 руб. каждая. Реестродержателем является Курский филиал ЗАО «Новый регистратор».
ОАО "Геомаш" создано с целью получения прибыли от хозяйственной деятельности, которая направлена на пополнение рынка товарами и услугами для максимального удовлетворения запросов потребителей и реализации на базе полученной прибыли социальных и экономических интересов основателей и членов трудового коллектива организации.
Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами и обязанностями юридического лица необходимыми для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, в том числе: производство продукции промышленного назначения; производство товаров народного потребления; строительные, монтажные, пуско-наладочные и отделочные работы; создание проектов, проведение научных исследований, технических, экономических и иных экспертиз и консультации; торговая, торгово-посредническая, закупочная и сбытовая деятельность; оказание услуг складского хозяйства; транспортирование грузов на всех видах транспорта, в том числе по международным перевозкам, как на собственных, так и привлеченных транспортных средствах; разработка и производство буровых установок, оборудования, инструмента и запасных частей для бурения скважин различного назначения для федеральных государственных нужд; экспортно-импортные операции и иная внешнеэкономическая деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Акционерное общество, работая в условиях жесткой конкуренции и мирового кризиса, уделяет большое внимание вопросам развития новой техники, изучению потребительского спроса, совершенствованию и модернизации выпускаемой продукции, повышению её качества, расширению и освоению новых рынков сбыта, совершенствованию существующей системы управления предприятием на основе выполнения требований стандарта ИСО 9001:2000.
В настоящее время ОАО "Геомаш" объединяет специальное конструкторско-технологическое бюро с опытным производством, являющееся центром научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, и завод геолого-разведочного оборудования с мощной технической производственной базой, позволяющей изготавливать современное буровое оборудование, которой состоит из цехов основного производства: металлоконструкций с заготовительным участком, механического, сборочного, кузнечно-литейного.
Предприятие располагает общей площадью крытых зданий и сооружений в количестве 42,6 тыс.кв.м., в т.ч. производственной площади 25,6 тыс.кв.м.
Открытое акционерное общество "Геомаш" выпускает следующие наименования продукции: многоцелевые буровые установки серии ЛБУ-50 с механическим приводом подвижного вращателя; передвижная буровая установка ПБУ-2; буровая установка АЗА-3 с подвижным вращателем для заглубления винтовых анкеров; самоходная буровая установка УСГ-002 "Атлант" с гидроприводным реверсивным вращателем; буровая установка УБСГ02 с гидравлическим приводом подвижного вращателя; буровая установка УБВ-218 с гидроприводом подвижного вращателя; самоходная буровая установка УШ-2Т4/2Т4В с механическим приводом подвижного вращателя; самоходная гидроприводная буровая установка УГБ-001; малогабаритные буровые установки (блочная буровая установка ББУ-000 "Опенок" и самоходная буровая установка ББУ-001 "Опенок-С"); самоходная буровая установка УБС-Г00(01) "Сейсмик" с гидравлическим приводом подвижного вращателя; буровая установка УБЛ-1К с механическим приводом подвижного вращателя; буровая установка для акваторий МБУ "Старт"; запчасти к буровым установкам (муфта промежуточная, блок приводной, муфта зубчатая, ось, вал, цилиндр подъема штанги, патрон безопасности); инструменты для буровых установок (желонка, штанга ударная, стакан забивной, шнек, долото шнековое, шнеколовка, серьга для желонки).
Объем реализации продукции, работ и услуг за 2009 г. составил 1065,9 млн.руб. Затраты на 1 рубль реализованной продукции составили 88 коп. Всего за 2009 г. получено прибыли от продаж 123878 тыс.руб., рентабельность продаж составила 11,62%, по отношению к 2008 г. увеличилась на 1,96%. Чистая прибыль за 2009 г. составила 60,2 млн.руб. В 2009 г. объем капитальных вложений составил 66,7 млн.руб. Уставный капитал общества не изменился и составляет 41124 тыс.руб. Стоимость чистых активов на конец 2009 г. увеличилась на 60159 тыс.руб. и составила 328239 тыс.руб., что в 8 раз превышает размер уставного капитала.
Информация о работе Планирование и прогнозирование в управлении предприятием