Планирование и прогнозирование в управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - на основе исследования теоретико-методологических положений разработать бизнес-план развития предприятия. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические особенности процесса прогнозирования и планирования развития предприятия;
- изучить систему прогнозов и планов развития предприятия, обосновать их сопряжение;
- охарактеризовать методы прогнозирования и планирования на предприятии

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
1. Теоретические основы планирования и прогнозирования в управлении предприятием...............................................................................................................6
1.1. Организация процесса прогнозирования на предприятии..............................6
1.2. Планирование на предприятии: сущность и виды..............................................................................................................................9
2. Методика прогнозирования и планирования в управлении предприятием.....14
2.1. Система прогнозов и планов: основы их сопряжения ................................14
2.2. Методы прогнозирования и планирования ...............................................18
3. Разработка плана-прогноза в управлении предприятием (на примере ОАО "Геомаш" ).....................................................................................................23
3.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Геомаш".......................................................................................................23
3.2. Разработка бизнес-плана предприятия ОАО "Геомаш".......................................................................................................27
Заключение.................................................................................................................36
Список используемой литературы...........................................................................39
Приложение................................................................................................................40

Файлы: 1 файл

4 Гилязиева Р.Р. гр 320185.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
«Казанский национальный 
исследовательский технологический университет»

Факультет промышленной политики и  
бизнес-администрирования

Кафедра экономики

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине 
«Планирование на предприятии»

на тему:

Планирование и прогнозирование в управлении предприятием.

 

 

                                                                                                 К защите допустить

                                                                     _____________"___"__________20__г.           Выполнила:                                                                                Гилязиева Р.Р. гр 320185

Проверил:

Дылевская Алина Ильдусовна

 

 

 

Казань 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................................3

1.  Теоретические основы планирования и прогнозирования в управлении предприятием...............................................................................................................6

1.1.  Организация процесса прогнозирования на предприятии..............................6

1.2. Планирование на предприятии: сущность и виды..............................................................................................................................9

2. Методика прогнозирования  и планирования в управлении предприятием.....14

2.1. Система прогнозов  и планов: основы их сопряжения ................................14

2.2. Методы прогнозирования  и планирования ...............................................18

3. Разработка плана-прогноза в управлении предприятием (на примере ОАО "Геомаш" ).....................................................................................................23

3.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Геомаш".......................................................................................................23

3.2. Разработка бизнес-плана предприятия ОАО "Геомаш".......................................................................................................27

Заключение.................................................................................................................36

Список используемой литературы...........................................................................39

Приложение................................................................................................................40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     В современных условиях отечественный рынок характеризуется высокими темпами развития, гибкостью и широкой диверсификацией. Промышленным предприятиям для успешного функционирования необходимо учитывать особенности рыночной экономики и ее динамизм, выдвигая в качестве приоритетной задачи обеспечение конкурентоспособности своей продукции. Основными экономическими целями предприятий в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Вместе  с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора предприятием поставщиков.

     В настоящее время, ориентируясь на интересы и требования потребителей, конъюнктуру рынка и изменения в социально-экономической политике государства, предприятия пытаются разрабатывать стратегии своего развития, рассчитанные как на долгосрочную, так и ближайшую перспективы. Очевидно, что чем точнее определены будущие результаты развития, намечены цели, разработаны механизмы и способы их достижения, тем увереннее  осуществляется текущее руководство, тем эффективнее решаются проблемы. Поэтому на промышленных предприятиях при разработке стратегических и текущих планов и подготовке управленческих решений постоянно возникают задачи, связанные с оценкой будущего, из-за чего возрастает необходимость практического овладения методами определения перспектив своего развития.

     Применение прогнозирования на уровне отдельно взятого предприятия способствует разработке научно обоснованных целей его функционирования, стратегических и текущих планов, в основу которых положены различные варианты прогнозов, характеризующих перспективы развития самого предприятия и его внешней среды; в значительной степени предопределяет принятие руководителями верных управленческих решений; помогает избежать негативных тенденций, которые возникают как внутри предприятия, так и в его внешнем окружении.

     Несмотря на то, что многие промышленные предприятия, ориентируясь на требования рыночной экономики, проводят преобразование действующей у них системы управления, функции прогнозирования по-прежнему не уделяется должного внимания. На предприятиях, в процессе создания прогнозов превалируют интуитивные предположения и безальтернативные технико-экономические расчеты в лучшем случае по весьма ограниченному числу показателей. Кроме того, такие расчеты основываются на неявном допущении о том, что имеющиеся зависимости между элементами прогнозируемой системы являются жестко детерминированными, вследствие чего используются элементарные математические процедуры, упускающие тенденции и влияние существенных факторов. В этой связи получение прогнозных данных на предприятиях зачастую носит несистематизированный, спонтанный характер.

     Одной из главных функций управления промышленным предприятием является также планирование его развития с последующим контролем за реализацией принятых планов. В сложившейся рыночной системе основным требованием эффективного управления выступает планирование согласованной работы всех подразделений предприятия, обеспечивающее динамическое развитие организации и оптимизацию затрат предприятия.

     Таким образом, прогнозирование и планирование развития предприятия является весьма актуальной и значимой для обеспечения социально-экономического развития экономики.

     Цель курсовой  работы - на основе исследования теоретико-методологических положений разработать бизнес-план развития предприятия. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические  особенности процесса прогнозирования  и планирования развития предприятия;

- изучить систему прогнозов  и планов развития предприятия, обосновать их сопряжение;

- охарактеризовать методы  прогнозирования и планирования  на предприятии;

- разработать бизнес-план  развития предприятия.

    Теоретической и методологической основой курсовой работы являются труды отечественных ученых в данной объектно-предметной области, фундаментальные исследования и прикладные работы в сфере внутрипроизводственного планирования, аналитические и практические исследования автора. Курсовая работа базируется на общенаучной методологии, предусматривающей использование системного и процессного подходов к решению проблем, а также специфических методов: экономико-статистический, методы экономического прогнозирования и планирования.

     Объектом курсового исследования выступает процесс прогнозирования и планирования развития предприятия.

    Предмет исследования - факторы, влияющие на процесс разработки бизнес-плана развития предприятия.

    В первой главе курсового исследования рассмотрены теоретические аспекты прогнозирования и планирования на предприятии. Во второй главе изучена методика прогнозирования и планирования в управлении предприятием. В третьей главе приведенная методика применена на примере ОАО "Геомаш".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ

1.1. ОРГАНИЗАЦИЯ  ПРОЦЕССА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

     Прогнозирование - это система количественных и качественных предплановых изысканий, направленных на выяснение возможного состояния и результатов деятельности предприятия в будущем. На основе прогнозов определяется возможность (вероятность) достижения поставленных целей. Обычно в прогнозах указывается вероятная степень возможного отклонения от тех или иных целей в зависимости от способа будущих действий и влияния различных внешних научно-технических, природно-климатических, социально-экономических и политических факторов.

     Прогнозирование служит важной основой для выявления тенденций развития фирмы в условиях непрерывного изменения и воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также поиска рациональных мероприятий по поддержке необходимой устойчивости ее экономического положения.

     Составление прогнозов, или прогнозирование, предполагает:

- во-первых, анализ экономических, социальных, технических и других  процессов, происходящих в организации и ее окружении, связей между ними, оценку сложившейся ситуации и выявление узловых проблем;

- во-вторых, формирование  видения будущего и определение  трудностей и практических задач, которые необходимо решить;

- в-третьих, обоснование и анализ различных вариантов изменения потенциала (кадрового, производственного и научно-технического), возможных стратегий.

     Процесс прогнозирования состоит из следующих этапов:

1) определение потребностей  в прогнозе, его цели;

2) уточнение характеристик объекта прогнозирования;

3) установление и анализ  активных факторов прогнозного  фона;

4) формирование информационной  базы;

5) выбор моделей и методов  прогноза;

6) формулировка и оценка  вариантов:

7) разработка рекомендаций  по принятию решений.

     Прогнозы учитывают требования плана, но являются самостоятельной формой предвидения объективного процесса и возможного конечного результата реализации поставленной цели по времени (годы, месяцы) и ресурсам, выраженным в деньгах.

     Прогнозирование базируется на использовании специальных методов, позволяющих осуществить достаточно рациональный и точный прогноз. Однако на практике руководители некоторых предприятий (фирм) пренебрегают ими и используют различные подходы, приемы и принципы, позволяющие, по их мнению, как бы отказаться от использования методов прогнозирования.

     Рассмотрим некоторые из этих подходов и принципов с позиций правомерности их применения.

1. Подход с позиций  «отсутствие прогноза» означает, что рассмотрение будущего осуществляется  вслепую. Все решения, связанные с развитием, пытаются принимать безотносительно от их будущих последствий.

2. Принцип «может случиться  все, что угодно», т.е. применяется  такой принцип, исходя из которого  будущее рассматривается как  игра случая.

3. Принцип «славное прошлое» означает, что при принятии решения делается упор на методы, используемые в прошлом, в надежде на прошлое и игнорирование будущего.

4. Прогнозирование «сквозь  шоры». Этот вид прогнозирования  характеризуется такими понятиями, как «выше, быстрее и дальше» или «больше и лучше». Предполагается, что будущее будет похоже на прошлое, только уровень развития будет более высоким.

5. Принцип «решительные  действия». В основу этого подхода  заложен принцип «ожидания и  действия» - ожидается наступление той или иной кризисной обстановки, и сразу же осуществляются меры по смягчению ее неблагоприятных последствий.

6. Прогнозирование с помощью  «гения». В основу этого метода  заложена идея нахождения «гения»  и получение от него интуитивного  прогноза. Этот метод исключает использование рациональных и точных методов.

     Таким образом, вышеприведенные принципы неприемлемы. Кроме того, с позиций рыночной экономики основным требованием, предъявляемым к прогнозу, является не только и не столько умение предвидеть будущее, сколько разработка программ достижения установленных на будущее ориентиров (целей) развития фирмы, а также рычагов управления, позволяющих направлять деятельность фирмы по тому или иному варианту ее развития, обеспечивая эффективность ее перехода из настоящего в желаемое будущее ее состояние.

     Основная функция прогнозирования - обоснование возможного состояния объекта в будущем и определение альтернативных путей и сроков достижения поставленной цели. Прогноз носит вероятностный характер, но обладает определенной степенью достоверности. На практике прогноз - это предплановый документ, фиксирующий вероятную степень достижения поставленной цели в зависимости от масштаба и способа будущих действий. Прогнозирование можно разделить на пассивное и активное.

     Пассивное прогнозирование основано на изучении экономических процессов, обладающих довольно выраженной инертностью; активный (или целевой) - основан на системе моделей и приемов, учитывающих возможность воздействия на общий ход экономических процессов.

     К функциям прогнозирования можно отнести количественный и качественный анализ тенденций и вероятное альтернативное изменение будущего развития предприятия с учетом сложившихся тенденций и поставленных целей, оценку возможностей и последствий активного воздействия на предвидимые процессы и тенденции. Прогноз, учитывая задачи управления, прежде всего, должен в максимальной степени соответствовать требованиям объективных процессов.

     Большое значение имеет точность прогнозирования, т.е. совпадение прогнозных и фактических данных. Поэтому период, на который делается прогноз, в значительной мере зависит от жизненного цикла изделия и его рыночной стоимости. По изделиям, дорогостоящим и предназначенным на длительный срок эксплуатации (турбины электростанций, прокатные станы в металлургии, жилые и промышленные здания), прогноз составляется на период до 10-15 и более лет. И наоборот, по изделиям, легко заменяемым и недорогим (типа обуви, легкой одежды), допускаются лишь краткосрочные прогнозы - на срок менее одного года. Безусловно, что прямой зависимости точности прогноза от жизненного цикла изделия нет. Здесь большое влияние оказывает технический прогресс и конъюнктура. Но в целом правило сохраняется.

Информация о работе Планирование и прогнозирование в управлении предприятием