Планирование потребности предприятия в оборотных активах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ оборотных средств и определение их роли в управлении финансами на предприятии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………...2
Глава 1. Организация оборотных средств на предприятии…………5
Сущность и классификация оборотных средств……….5
Нормирование и финансирование оборотных средств..11
Показатели оценки эффективности использования оборотных средств……………………………………….20
Глава 2. Анализ и оценка состояния оборотных средств на примере
ОАО «ПО «Кристалл»………………………………………..25
2.1. Организационно-экономическая характеристика
ОАО «ПО «Кристалл»………………………………………..25
2.2. Анализ состава и структуры оборотных средств……….33
2.3. Оценка показателей использования оборотных средств..42
Глава 3. Планирование потребности предприятия в оборотных
активах………………………………………………………….47
3.1.Планирование производственных запасов………………...47
3.2. Планирование прочих оборотных активов……………….68
Заключение……………………………………………………………..83
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 434.71 Кб (Скачать файл)

Коэффициент нарастания затрат определяется по формуле:

Кн.з. = (Ум 1) / 2 ,

    где Ум - удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции.

     Планируемая стоимость незавершенного производства на конец может рассчитываться на основании стоимости сырья и материалов, отпущенных в производственный процесс. В прогнозе, устанавливающем зависимость расходных элементов от объема производства, определяется срок обеспечения компонентов, включающей длительность производственного цикла и время необходимое для подготовки и передачи материалов.

     В целях прогнозирования и контроля затрат могут применяться приемы нормативного и ненормативного учета затрат по местам их возникновения и носителям затрат. Основные методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в бухгалтерском учете: 

  • позаказный;
  • попередельный;
  • нормативный. 

     Налоговый учет незавершенного производства ведется только по прямым расходам на производство и реализацию товаров, работ, услуг. Порядок оценки остатков незавершенного производства регулируются ст.319 Налогового Кодекса.

     Оценка остатков НЗП производится на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках сырья и материалов, готовой продукции по цехам и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.

     Для организаций, производство которых связано с обработкой и переработкой сырья, сумма прямых расходов распределяется на остатки НЗП в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье в количественном выражении, за минусом технологических потерь.

    Применение конкретных приемов и способов, составляющих тот или иной метод учета затрат, определяется учетной политикой каждой организации, формирование которой непосредственно зависит от особенностей хозяйственной деятельности.

     Планирование товарного выпуска  и обоснование затрат, анализ  нарастающего отвлечения средств  в незавершенное производство  и запасы являются основными функциями производственного управления.

    Внедрение системы бюджетирования  и автоматизация корпоративных  информационных систем позволяет  повысить качество оперативного  планирования, оптимизировать загрузку  и использование производственных  и материальных ресурсов, отслеживать  фактическое выполнение работ,  что определенным образом отражается  и на объеме незавершенного  производства.    

       Один и тот же предмет в зависимости от того, какое место он занимает в процессе производства, может выступать как сырье или материал, полуфабрикат или готовая продукция. То, что для предприятия является незавершенным производством, для цеха может быть готовой продукцией. То, что для комбината является полуфабрикатом, для цеха, как и для отдельного производства внутри комбината, может быть готовой продукцией.

       Различают понятие «объем производства» и «выпуск продукции».

Объем производства предприятия на планируемый период включает: выпуск готовой продукции; выпуск полуфабрикатов; объем работ  по капитальному ремонту всего производственного  оборудования; выпуск продукции побочными  цехами; услуги промышленного характера, оказанные на сторону; изменение  остатка незавершенного производства.

       Выпуск продукции предприятия в планируемом периоде включает эти же составляющие элементы, за исключением изменения остатка незавершенного производства. Следовательно, объем производства отличается от выпуска продукции на величину изменения остатков незавершенного производства.

        Промышленные предприятия не только производят продукцию в нужном количестве, ассортименте и качестве, соответствующих запросам потребителя, но и обеспечивают коммерческую деятельность по сбыту готовой продукции. В условиях рыночных отношений усиливается ее роль, усложняются задачи.

Для организации  коммерческой деятельности по реализации готовой продукции на предприятиях создается служба сбыта. Организация сбыта продукции базируется на маркетинговых исследованиях, которые являются основой всех маркетинговых действий. Такими исследованиями в области сбыта являются исследование потребностей и спроса на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, изучение возможностей выхода на внешний рынок, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.

      Маркетинговые исследования составляют базу для осуществления всех элементов деятельности предприятия в области управления сбытом.

Всё это, планирование производства и сбыт продукции на предприятии, является главной задачей  предприятия. Поскольку, в основном, каждое предприятие производит ну и  тем более реализует свою продукцию, поэтому без этих элементов предприятие  не сможет существовать. Исходными моментами для разработки плана производства и реализации продукции являются: перспективный план развития предприятия; мероприятия по повышению эффективности производства и наращиванию производственных мощностей; договоры о поставках продукции, данные от предприятий- потребителей и сведения о спросе на нее; данные об обеспечении предприятия сырьем и исходными материалами; сведения о наличии нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода.

      План по выпуску продукции устанавливается предприятием в натуральном выражении (при выпуске относительно устойчивого ассортимента изделий), в условных единицах (при выпуске широкого, часто изменяющегося ассортимента изделий) и в ценностном выражении (для всех предприятий).

      Готовая продукция и полуфабрикаты, предназначенные к отпуску за пределы предприятия, а также услуги на сторону называются товарной продукцией (ТП).

Товарная продукция  является показателем, характеризующим  выполнение плана по ее выпуску. Этот показатель используется для расчетов по реализации, товарообороту и финансовой деятельности предприятия.

     Показатель товарной продукции в зависимости от цели его использования может быть исчислен в оптовых ценах предприятия и промышленности, в ценах полной себестоимости, в розничных ценах или в натуральном выражении. В последнем случае он берется для составления материальных (отраслевых и народнохозяйственных) балансов. Итоговая стоимость готовой продукции и полуфабрикатов, произведенных предприятием в определенном периоде и являющихся результатом его деятельности, а также стоимость услуг на сторону называется валовой продукцией (ВП).

      Если на предприятии не создаются запасы незавершенного производства или же их величина остается неизменной, то валовая продукция (по физическому значению) равняется товарной. 
Зависимость между валовой и товарной продукцией можно выразить следующим образом:

ВП –  ТП = НПк - НПн;

ВП = ТП + (НПк – НПн).

   где НПк, НПн -незавершенное производство на конец и начало периода.

План реализации разрабатывается на основе заданий  вышестоящей организации в тесной увязке с планом производства товарной продукции и в соответствии с  договорами, заключенными с ее получателями. При технико- экономическом планировании реализуемой считается та продукция, которая должна быть отгружена потребителям в планируемом периоде (вне зависимости  от времени ее производства) и оплачена им, т. е. та, стоимость которой включается в сумму реализации.

     Продукция, отгруженная потребителю, но не полученная им или полученная, но не оплаченная (товары отгруженные) не включается в реализованную. 
Другими словами, реализованной следует считать ту продукцию, за которую предприятие получило деньги (по любому виду расчетов). Таким образом, возникает различие (разрыв) между количеством реализованной (за которую потребитель уплатил деньги) и количеством отгруженной продукции. Количество продукции, подлежащей реализации в планируемом периоде, зависит от товарной, выработанной в этом периоде, остатков готовой на складах предприятия и в пути на начало и конец планируемого периода. Эта зависимость выражается формулой :

РП = ТП - (ОСк - ОСн) - (ОПк - ОПн),

РП = ТП + (ОСн – ОСк) + (ОПн – ОПк).

   где ТП — товарная продукция предприятия, выработанная в планируемом периоде (в натуральном выражении);РП — реализуемая продукция предприятия (в планируемом периоде) в натуральном выражении; ОСн, ОСк — остаток готовой продукции на складах предприятия на начало и конец планируемого периода; ОПн, ОПк — остаток товаров (готовой продукции данного предприятия) в пути на начало и конец планируемого периода.

     Необходимо отметить, что показатель валовой продукции, исчисленный в ценностном выражении, включает и стоимость исходных материалов. Большое влияние на валовую продукцию оказывает стоимость исходных материалов на предприятиях легкой промышленности. Поэтому ее показатель является недостаточно достоверной характеристикой объема производства. Для ликвидации такого влияния на предприятиях ряда отраслей применяется показатель объема производства — показатель нормативно-чистой продукции 
(НЧП). НЧП отражает собственный вклад предприятия в создание ее стоимости и включает зарплату производственных рабочих, по обслуживанию и управлению производством и нормативную прибыль, исчисленную к себестоимости изделия за вычетом материальных затрат. Измерение выпуска готовой продукции и полуфабрикатов производится также и в натуральном выражении, в тех или иных единицах (тоннах, штуках, парах, комплектах, метрах и т. д.).

     Натуральные показатели выпуска продукции имеют исключительно большое значение для всей деятельности предприятия, в том числе разработки плана контроля и его выполнения. Без этих данных невозможна правильная увязка работы различных предприятий и отраслей промышленности. Выпуск продукции на предприятиях может исчисляться также в условных единицах. Как правило, они применяются там, где исходные материалы (сырье) отличаются большим разнообразием или вырабатываемые изделия имеют обширную изменяющуюся номенклатуру. Следует подчеркнуть вспомогательное значение условных единиц при измерении выпуска изделий; они призваны дополнять натуральные и ценностные измерители в той мере, в какой последние не удовлетворяют тем или иным требованиям планирования и учета деятельности предприятий.

    Выпуск продукции может быть выражен в единицах трудоемкости, за условную единицу принимается затрата времени на обработку определенного ее количества данного вида.

При планировании производственной программы необходимо обеспечить рост изготовления изделий, соответствующий заданию по НЧП. Известно, что разработка плана по производству начинается в середине отчетного года, когда еще нет  данных о результатах деятельности предприятия за весь текущий год. Чтобы сопоставить выпуск продукции  в планируемом году с отчетным 
(текущим), появляется необходимость определения ожидаемого выполнения плана в отчетном (текущем) году, т. е. базовых показателей плана по производству продукции. Ожидаемый выпуск продукции в отчетном году нужно исчислить по такой методике.

     Следует взять данные о фактическом ее выпуске за прошедшие месяцы отчетного года. Плановые показатели по выпуску за оставшиеся месяцы следует скорректировать на влияние тех мероприятий, которые проведены в прошедшие месяцы и намечены к проведению в оставшиеся месяцы отчетного года, но не были предусмотрены планом организационно-технических мероприятий на отчетный год. В этом случае ожидаемый выпуск изделий в оставшиеся месяцы отчетного года будет определен с достаточной точностью и будет отражать действительно условия производства в конце отчетного года.

     При планировании производственной программы необходимо устанавливать не только количество, стоимость и ассортимент вырабатываемой продукции, но и ее качество. При этом последнее должно соответствовать показателю, установленному вышестоящими организациями.

    Количество, номенклатура и ассортимент изделий зависят от производственной мощности предприятия и его специализации. Поэтому их планирование по названным показателям должно быть тесно увязано с планированием этих данных.

     Предприятия располагают определенными производственными площадями, на которых осуществляются необходимые воздействия на предмет труда для получения из него готового продукта заданных свойств; они оснащены тем или иным оборудованием (орудия труда), являющимся неотъемлемым элементом процесса труда и производства.

Производственной  мощностью предприятия называют максимально возможный годовой  выпуск продукции в установленной  планом номенклатуре при полном использовании  оборудования, площадей, учете достижений технологии, организации производства и труда и обеспечении высокого качества изделий. 
    Производительность оборудования зависит не только от технических его характеристик, но и в большей степени от социальных факторов, к которым прежде всего могут быть отнесены состав и квалификация работающих, отношение их к труду. В связи с этим производственная мощность предприятия есть величина переменная, изменяющаяся вместе с условиями производственной деятельности.

   Задачей планирования использования производственной мощности предприятия является приведение ее в наиболее полное соответствие к систематически возрастающему заданию по выпуску продукции, выявление резервов роста производительности оборудования и фондоотдачи, разработка мероприятий по использованию этих резервов.

    Для определения производственной мощности предприятия необходимо иметь следующие исходные данные: номенклатуру и ассортимент вырабатываемой продукции; сведения о наличных производственных площадях и имеющемся оборудовании; фонд времени полезной работы оборудования; трудоемкость каждого вида выпускаемой продукции по всем ведущим операциям; план ввода в эксплуатацию нового оборудования, новых производственных мощностей; план мероприятий по улучшению использования имеющегося оборудования и производственных площадей; производительность каждого вида оборудования; выбытие оборудования и производственных мощностей вследствие износа.

Информация о работе Планирование потребности предприятия в оборотных активах