Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 23:31, курсовая работа
Все страны являются участниками современного мирового хозяйства. Активность этого участия, степень интеграции отдельных стран в мировое хозяйство различно, но нет такой страны, которая не была бы связана нитями экономического взаимодействия с окружающим миром.
Существуют экономические, политические, военные, культурные и др. отношения между странами, которые порождают денежные платежи и поступления. Комплекс международных отношений страны находит отражение в её платёжном балансе.
Платёжный баланс – статистический отчёт обо всех денежных поступлениях из-за границы и платежах за границу, в результате экономических сделок между резидентами данной страны и внешним миром за определённый период времени (обычно за год).[1. с. 331]
Следующим шагом была разработка концепции ликвидности, выдвинутой США в 1958 г. Резкое ухудшение платёжного баланса США в тот период и кризис доллара заставили министерство торговли критически осмыслить методы составления платёжного баланса и измерения его дефицита. Было пересмотрено отношение к движению краткосрочного капитала, причём особое значение придавалось ликвидным долларовым активам на руках иностранных частных лиц и официальных органов, что определило содержание и название нового подхода.
Концепция ликвидности исходила из того, что доллар США являлся резервной валютой и широко применялся как международное платёжное и резервное средство. Считалось, что США должны быть всегда готовы к борьбе со спекуляцией долларами, а для этого необходимо знать, какова сумма ликвидных долларовых активов у нерезидентов. Величину прироста этой суммы должно было показать сальдо платёжного баланса. Поэтому по концепции ликвидности в число основных статей , кроме базисных, входят ещё три вида сделок: движение частного краткосрочного национального капитала, иностранных коммерческих кредитов и сальдо по статье «Ошибки и пропуски».
В балансирующие статьи входят изменения: американских валютных резервов, ликвидных обязательств США перед иностранными официальными учреждениями и частными лицами. Особенностью этой концепции являлось разграничение государственных валютных резервов США и валютных активов в руках американских частных держателей.
По классификации, принятой МВФ, сальдо по концепции ликвидности с некоторыми оговорками (касающимися группы С) соответствует сумме сальдо операций по группам А+В+С+D, которые будут считаться основными. Оно балансируется суммарной величиной сальдо по группам E+F+G+H, взятой с обратным знаком.
Крупный дефицит платёжного баланса США в 1958 г. вызвал беспокойство правительства и финансовых кругов. Это проявилось, в частности, в недоверии к методам измерения дефицита. Едва появившись, концепция ликвидности подверглась острой критике, однако министерству торговли США удалось её отстоять. Концепция ликвидности применялась как официальная только к платёжному балансу США из-за статуса доллара как резервной валюты. Крупные дефициты платёжного баланса США с самого начала поставили эту концепцию под сомнение.
Очередным шагом на пути измерения сальдо платёжного баланса стала концепция официальных расчётов. Привлекательность этой методики США и других стран состояла в том, что она, во-первых, снижала показатели дефицита, во-вторых, подводила теоретическую основу под широкое привлечение иностранного частного краткосрочного и портфельного капитала для улучшения платёжного баланса. Концепция официальных расчётов возникла в результате критического анализа методов измерения сальдо платёжного баланса США, который был осуществлён комитетом под руководством эксперта по финансовым вопросам Э. Бернштейна.
Стандартное определение баланса официальных расчётов предполагает включение в число балансирующих следующих статей: операции официальных валютных органов с валютными резервами (золото, иностранная валюта, резервная позиция в МВФ и активы в СДР); изменения обязательств официальных валютных органов перед иностранными официальными учреждениями, включая международные организации, распределение СДР. По классификации МВФ сальдо платёжного баланса по концепции официальных расчётов выступает как итог по группам А+В+C+D+E+F+G, которые классифицируются как основные статьи; оно уравновешивается итоговой суммой операций по группе Н, т.е. официальными валютными операциями.
В условиях фиксированных валютных курсов баланс официальных расчётов отражал положение валюты данной страны на валютных рынках, поскольку изменения её курса находили отражение главным образом в изменении объёма официальных резервов и обязательств по отношению к иностранным официальным валютным органам. Актив этих статей (прирост валютных резервов или уменьшение обязательств) означал усиление позиций валюты данной страны, а дефицит соответственно – её ослабление. С введением режима плавающих валютных курсов анализ балансирующих статей не даёт ответа на вопрос о положении национальной валюты. Курс валюты страны может меняться, но если государственные валютные органы не осуществляют операций по его поддержанию, балансирующие статьи баланса официальных расчётов останутся без изменений. В этом случае под воздействием колебаний валютного курса будут происходить изменения в основных статьях платёжного баланса. Длительные отклонения валютных курсов сказываются на изменении соотношений между сальдо баланса по текущим операциям и баланса движения капиталов и кредитов; краткосрочные колебания курсов валют – главным образом на движении краткосрочного капитала.
Крупные сдвиги в структуре международных платёжных отношений и неустойчивость движения капитала в обстановке кризисных потрясений в экономике и мировой валютной системе в середине 70-х гг. привели к пересмотру методов определения сальдо платёжного баланса. С 1976 г. США стали официально измерять сальдо платёжного баланса только как сальдо текущих операций , публикуя данные о других операциях как справочные показатели. Их примеру последовал ряд стран.
Измерение сальдо платёжного баланса по текущим операциям означает, что страны считают все перемещения капитала балансирующими статьями, стихийно уравновешивающими платёжный баланс в условиях плавающих валютных курсов. Т.о., обращение к критерию текущих операций нельзя рассматривать как простой возврат к прошлому: оно отражает отставание теории от практики. Государственные органы не учитывают роль движения капитала как фактора интернационализации и глобализации и продолжают рассматривать его лишь в аспекте долговых отношений. В современных условиях динамика сальдо текущих операций связана с переменами ролей должников и кредиторов в международных платёжных отношениях.
Полные данные о платёжных балансах публикует МВФ в целях международных сопоставлений. Они имеют ряд особенностей, что отличает их от национальной статистики. Обрабатывая исходные показатели, представленные странами, эксперты МВФ вносят в них уточнения, используют неофициальные публикации, перегруппировывают статьи и выполняют другие действия. Главное отличие публикаций платёжных балансов Фондом заключается в том, что для обеспечения сравнимости они пересчитываются в СДР. Это приводит к определенным искажениям.
Таким образом, публикуемые МВФ платёжные балансы стран – членов за счёт обеспечения сравнимости существенно теряют в точности. Анализ этих данных позволяет судить в основном о масштабах исследуемых процессов, но не о достаточно точной их количественной оценке.
Таким образом, из выше изложенного можно сделать вывод, что макроэкономическое назначение платёжного баланса состоит в том, чтобы в лаконичной форме отражать состояние международных экономических отношений данной страны с её зарубежными партнёрами, являясь индикатором для выбора кредитно-денежной , валютной, бюджетно-налоговой, внешнеторговой политики и управления государственной задолженностью.
Платёжный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования, которое корректирует рыночное регулирование. Это обусловлено следующими причинами.
Во-первых, платёжным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчётов влияет на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики.
Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 1930-х гг. стихийный механизм выравнивания платёжного баланса путём ценового регулирования действует крайне слабо. Поэтому выравнивание платёжного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.
В-третьих, в условиях глобализации повысилось значение платёжного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач политики государства наряду с обеспечением экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.
Материальной основой регулирования платёжного баланса служат:
1) официальные золотовалютные
2) государственный бюджет;
3) непосредственное участие государства в МЭО как экспортёра капиталов, кредитора, гаранта, заёмщика;
4) регламентация
Проблема выравнивания платёжного баланса наиболее остро встаёт перед странами, имеющими длительный и крупный дефицит. Страны с активным балансом международных расчётов призывают их навести порядок: ограничить инфляцию, проводить дефляционную политику, стимулировать экспорт, сдерживать импорт товаров и т.д. Такие требования после второй мировой войны США предъявляли странам Западной Европы, имевшим хронический дефицит платёжного баланса. В 1960-х, 1980-х и начале 2000-х гг. положение изменилось: страны Западной Европы выступали с аналогичными призывами к США. Страны с дефицитом платёжного баланса обычно настаивают, чтобы их партнёры с активным балансом ослабили ограничения импорта, расширили вывоз капитала.
Государственное регулирование платёжного баланса – это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных, мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платёжного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. В зависимости от состояния платёжного баланса и политики страны используется разнообразный арсенал методов его регулирования.
Странами с дефицитным платёжным балансом обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных инвестиций и ограничения вывоза капиталов. Правительство повышает пошлины на ввоз импортных товаров, уменьшает количество взаимного импорта , стимулирует иностранные инвестиции, вводит льготный режим амортизации основного капитала.[10. с. 15]
1. дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов, замораживание цен и заработной платы. В аспекте регулирования платёжного баланса дефляционная политика направлена на снижение цен и повышение конкурентоспособности товаров и услуг.[8. с. 140]
Её инструментами служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учётной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление целевых ориентиров роста денежной массы и инфляции (таргетирование). В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведёт к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень трудящихся и обострением социальных конфликтов.
2. Девальвация. Роль девальвации
в регулировании платёжного
Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства отечественных товаров, инфляции и утрате конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому, хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраняет причины дефицита платёжного баланса. Для получения желаемого эффекта девальвация должна быть достаточной по размеру. Иначе она усиливает спекуляцию на валютных рынках, так как сохраняется возможность повторного пересмотра валютного курса. Например, девальвация фунта стерлингов в ноябре 1967 г. на 14,3% и доллара в декабре 1971 г. на 7,89% не устранила спекулятивное давление на эти валюты. В то же время чрезмерный размер девальвации вызывает цепную реакцию снижения курса других валют, и тогда страна, девальвирующая свою валюту, лишается конкурентных преимуществ, на которые она рассчитывала. Некоторые страны периодически практикуют множественность валютного курса, иногда в форме двойного валютного рынка как скрытую девальвацию. Введение режима плавающих курсов не способствовало выравниванию платёжных балансов. Прекращение скачкообразных девальваций в известной мере сняло давление спекулятивных капиталов на платёжный баланс; однако в условиях плавающих валютных курсов воздействие их рыночного снижения на соотношение цен импортируемых и экспортируемых товаров легко сводится на нет. Поэтому для обеспечения эффективности девальвации многие страны, особенно развивающиеся, вводят дифференцированные пошлины и субсидии на экспорт и импорт.
3. Протекционистские меры. Валютные
ограничения – блокирование