Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 23:31, курсовая работа
Все страны являются участниками современного мирового хозяйства. Активность этого участия, степень интеграции отдельных стран в мировое хозяйство различно, но нет такой страны, которая не была бы связана нитями экономического взаимодействия с окружающим миром.
Существуют экономические, политические, военные, культурные и др. отношения между странами, которые порождают денежные платежи и поступления. Комплекс международных отношений страны находит отражение в её платёжном балансе.
Платёжный баланс – статистический отчёт обо всех денежных поступлениях из-за границы и платежах за границу, в результате экономических сделок между резидентами данной страны и внешним миром за определённый период времени (обычно за год).[1. с. 331]
В краткосрочной перспективе сальдо текущего счёта, финансового счёта и платёжного баланса в целом может измениться под влиянием факторов, определяющих объёмы сбережений и инвестиций, таких как бюджетно-налоговая политика и изменение мировой ставки процента.
Величина национальных сбережений определяется мерами бюджетно-налоговой политики. Стимулирующая фискальная политика в стране сопровождается снижением объёма национальных сбережений. Это приводит к положительному сальдо финансового счёта и дефициту счёта текущих операций. Сдерживающая фискальная политика в стране увеличивает объём национальных сбережений, что сопровождается дефицитом финансового счёта и активным сальдо счёта текущих операций.
Повышение мировых процентных ставок приводит к дефициту финансового счёта и положительному сальдо счёта текущих операций в небольшой открытой экономике. Снижение мировых ставок процента приводит к противоположным результатам. [1. с. 338-341]
В последнее время страны стремятся привлекать в экономику высококвалифицированных специалистов. Например, Чехия, которой, по подсчётам специалистов, в 2030 году не будет хватать около полумиллиона экономически активных граждан, проводит эксперимент, предложив льготный режим въезда в страну переселенцам из Болгарии, Хорватии и Казахстана. Суть эксперимента такова: иностранец должен иметь хорошее образование, знать чешский язык, иметь работу и, желательно, собственное жильё – тогда не через 10 лет, как обычно, а уже через 2,5 года он может получить гражданство. Германия открыла прямой иммиграционный коридор для программистов. Такой позиции придерживается даже Китай, несмотря на мировое лидерство по численности населения. Для восполнения дефицита высококвалифицированных специалистов правительство страны ещё в 2002 году приняло четырёхлетнюю программу обеспечения страны профессиональными кадрами. Постоянный вид на жительство могут получить иностранные специалисты в области информационных технологий, биотехнологий, разработки новых технологий материалов и производства, авиации и космоса.
Мировой опыт регулирования платёжного баланса свидетельствует о трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции – партнёрство и разногласия – во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платёжным балансом. Возникают острые конфликты по вопросам либерализации рынков финансовых услуг и телекоммуникаций, регулирования авторских и патентных прав, санитарных требований, сертификации продукции, технических стандартов между развитыми государствами, а также между ними и развивающимися странами.
Таким образом можно сделать выводы о том, что:
система мер государственного регулирования платёжного баланса должна учитывать специфику развития страны, существующую экономическую политику и степень интегрированности государства в мировую экономическую систему. Уровень золотовалютных резервов недостаточен для покрытия импорта товаров и услуг, поэтому Национальному Банку следует проводить политику наращивания и диверсификации высоколиквидных резервных активов.
3. Составление и направления совершенствования платёжного баланса Республики Беларусь
В соответствие с Банковским кодексом Республики Беларусь составление платёжного баланса Республики Беларусь относится к основным функциям Национального банка Республики Беларусь. Платёжный баланс Республики Беларусь входит в число информационных ресурсов, имеющих государственное значение, его разработка осуществляется на основании методических рекомендаций МВФ, содержащихся в пятом издании Руководства по платёжному балансу, других изданиях МВФ методологического характера.[9. с. 13]
Платёжный баланс Республики Беларусь – это статистический отчёт, в котором в систематизированном виде отражаются суммарные данные о внешнеэкономической деятельности страны за определённый период времени. В платёжном балансе фиксируются все операции между резидентами Республики Беларусь и нерезидентами, связанные с движением товаров, услуг, доходов, трансфертов, финансовых активов и обязательств.[9. с. 13]
Хозяйственная единица (юридические лица и домашние хозяйства) считается резидентом Республики Беларусь, если, располагаясь на экономической территории страны, она имеет центр экономического интереса, ведёт и намеревается продолжать хозяйственную деятельность или экономические операции в течение неопределённого долгого или определённого, но достаточно продолжительного (более одного года) времени.
Операции платёжного баланса представляют собой результат внешнеэкономических операций, совершаемых между резидентами Республики Беларусь и нерезидентами. В платёжном балансе регистрируются изменение в объёме активов и обязательств, которые произошли в результате осуществления операций. К операциям платёжного баланса относятся операции, как сопровождаемые фактическими платежами, так и не предполагающие денежных платежей.
Счёт текущих операций охватывает любые внешнеэкономические операции с экономическими ценностями (за исключением операций с финансовыми активами). К основным классификационным разделам данного счёта относятся товары, услуги, доходы, текущие трансферты.
Счёт операций с капиталом и финансовых операций охватывает любые внешнеэкономические операции с капитальными трансфертами и финансовыми активами и обязательствами и состоит из двух счетов – счёта операций с капиталом и финансового счёта. Счёт операций с капиталом состоит из капитальных трансфертов и приобретения (продажи) непроизведённых нефинансовых активов. Компоненты финансового счёта классифицируются согласно типу инвестиций или выполняемой ими функциональной роли. Это прямые инвестиции, портфельные инвестиции, другие инвестиции и резервные активы.
Основным концептуальным принципом построения платёжного баланса является принцип двойной записи, при котором каждая отражаемая в учёте операция представляется двумя записями, имеющими одинаковое стоимостное выражение, но с противоположными знаками (по кредиту и дебету). В результате применения принципа двойной записи разница между суммой всех кредитовых и дебетовых записей должна равняться нулю. В том случае, когда происходит безвозмездное предоставление экономических ценностей (товаров, услуг или финансовых активов), для того чтобы отразить такую операцию в счетах дважды, в платёжный баланс вводится статья «Трансферты».
По кредиту регистрируются экспорт реальных ресурсов (счёт текущих операций), операции по уменьшению иностранных (внешних) активов и снижению обязательств (счёт операций с капиталом и финансовых операций).
По дебету регистрируются импорт реальных ресурсов (счёт текущих операций), операции по увеличению иностранных (внешних) активов и снижению обязательств (счёт операций с капиталом и финансовых операций).
При оценке операций платёжного баланса должны использоваться фактические рыночные цены.
Время регистрации операций определяется на основе принципа начисления. Регистрация операций осуществляется в тот момент, когда экономическая стоимость создаётся, преобразуется, обменивается, передаётся или ликвидируется. Возникновение финансовых требований и обязательств связано с переходом права собственности на какие – либо ресурсы от одного участника внешнеэкономической операции к другому. Такой переход может быть оформлен юридически, а может предполагать фактическую передачу ресурсов или установление контроля над этими ресурсами другой стороной. Если переход права собственности неочевиден, считается, что он происходит в тот момент, когда оба участника операции делают соответствующие записи в своих бухгалтерских книгах или счетах.
Платёжный баланс для обеспечения международной сопоставимости рассчитывается в долларах США. Для разработки Министерством статистики и анализа национальных счетов, потребностей Министерства экономики и Министерства финансов платёжный баланс рассчитывается также в белорусских рублях.
При оценке операций платёжного баланса используется информация из разных источников, поступающая в разные сроки. Это может приводить к неравенству стоимостных оценок операций по дебету и кредиту. Для устранения данного несоответствия вводится статья платёжного баланса «Статистические расхождения», которая равна сальдо между суммами всех кредитовых и дебетовых записей с обратным знаком.
Операции платёжного баланса отражаются по следующим секторам экономики:
Стандартное представление платёжного баланса описывает в соответствии со стандартной классификацией операций потоки товаров, услуг, доходов, текущих и капитальных трансфертов и движение финансовых ресурсов в страну и за границу.
В аналитическом представлении платёжного баланса определяется его общее сальдо, равное сложившемуся изменению официальных международных резервных активов страны.
Аналитическое представление получается из стандартного представления путём выделения из финансового счёта платёжного баланса операций, связанных с изменением официальных резервных активов Республики Беларусь.
Основными источниками информации, используемыми при разработке платёжного баланса, являются:
Система отчётности организаций-резидентов (кроме банков) используется Министерством статистики и анализа Республики Беларусь при сборе информации по экспортно-импортным операциям и информации о привлечение иностранных инвестиций в экономику страны.
Система банковской отчётности охватывает 2 типа респондентов:
банки Республики Беларусь, которые отчитываются как о внешнеэкономических операциях своих клиентов – резидентов Республики Беларусь, так и о своих собственных внешнеэкономических операциях;
организации – резиденты Республики Беларусь, имеющие счета вне банковской системы страны.
Платёжный баланс разрабатывается ежеквартально. Предварительная оценка изменения основных показателей платёжного баланса разрабатывается ежемесячно.
Платёжный баланс публикуется на 75-й день после отчётного периода.
Платёжный баланс направляется органам государственного управления страны, международным финансовым и статистическим организациям, центральным банкам стран – партнёров по внешнеэкономической деятельности, учебно-образовательным организациям страны, другим организациям и ведомствам.
Беларусь в последние годы имела высокие темпы роста ВВП, что вызвало необходимость соответствующего увеличения импорта товаров. Поскольку экспортный комплекс республики пока не в состоянии зарабатывать столько валюты, сколько требуется для полной оплаты импорта, наросло отрицательное торговое сальдо. В 2006 году оно составило 2398 млн. долл. США, т.е. увеличилось по сравнению с 2000 годом в 2,7 раза [приложение 1]. Благодаря чистому притоку валюты по другим статьям, кроме «товары», включая «услуги», «текущие трансферты», «счёт операций с капиталом» и «финансовый счёт», платёжный баланс республики в сумме за последние семь лет был сведён с профицитом 771 млн. долл. США. Этой суммы оказалось недостаточно для формирования нормальных валютных резервов, равновесие платёжного баланса достигается с определённым напряжением.
Поступающие в республику прямые иностранные инвестиции невелики по сравнению с поступающими в восточноевропейские страны. Накопленные ПИИ в Венгрии составили 107 млрд. долл. США, в Чехии – 77, Болгарии – 11, Литве – 11, в Беларуси – только 2,7 млрд. долл. США. Прямые инвестиции не могут быть привлечены крупными белорусскими предприятиями, которые находятся в государственной собственности и не оперируют акциями, так как последние предполагают, что иностранный инвестор может приобрести 10 и более процентов акционерного капитала субъекта хозяйствования и влиять на его работу. Такие условия не приемлемы для наших госпредприятий, ПИИ, поступающие в республику, представляют собой вклады иностранных совладельцев в уставные фонды небольших, как правило, совместных предприятий, поэтому ожидать серьёзного притока капитала по этой линии не приходится.
Портфельных инвестиций у наших предприятий практически нет. Одна из причин этого – неразвитость фондового рынка. В итоге по финансовому счёту остаётся один канал, по которому вложения могут осуществляться более или менее свободно, - это «другие инвестиции», или кредиты. В 2006 году их поступило рекордное количество в размере 1507,5 млн. долл. США, что имело решающее значение для компенсации отрицательного торгового сальдо и достижения сбалансированности платёжного баланса.