Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 23:31, курсовая работа
Все страны являются участниками современного мирового хозяйства. Активность этого участия, степень интеграции отдельных стран в мировое хозяйство различно, но нет такой страны, которая не была бы связана нитями экономического взаимодействия с окружающим миром.
Существуют экономические, политические, военные, культурные и др. отношения между странами, которые порождают денежные платежи и поступления. Комплекс международных отношений страны находит отражение в её платёжном балансе.
Платёжный баланс – статистический отчёт обо всех денежных поступлениях из-за границы и платежах за границу, в результате экономических сделок между резидентами данной страны и внешним миром за определённый период времени (обычно за год).[1. с. 331]
4. Финансовая и денежно-
5. валютную политику. Оперативное регулирование валютно-рыночной конъюнктуры с помощью валютной интервенцией, валютных ограничений, валютного субсидирования, диверсификация валютных резервов. Для регулирования операций платёжного баланса правительство может вводить валютные ограничения:
С целью стимулирования притока иностранного капитала в страну предоставляются льготы иностранным инвесторам: гарантии перевода за границу всей или части прибыли в течение установленного периода, привлечение внешних займов без специальных разрешений и др.
Главной задачей валютного регулирования является ограничение притока валюты на рынок краткосрочных капиталов и поощрение притока капиталов на рынок долгосрочных инвестиций. В политике валютного курса ключевая роль принадлежит обеспечению эквивалентности международного обмена.
Государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и сферу производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта периодически осуществляются путём воздействия на цены (предоставление экспортёрам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т. д.). Для создания заинтересованности экспортёров в освоении внешних рынков государство предоставляет кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определённую экспортную программу.
В условиях обострения конкуренции на мировых рынках особое внимание уделяется регулированию экспортного производства путём углубления внутриотраслевой специализации и кооперирования национальных фирм с иностранными. Государство стимулирует экспортную деятельность мелких и средних фирм. Принимаются меры по повышению экспорта сельскохозяйственной продукции, которая рассматривается как «зелёная нефть».
Государственное регулирование экспорта распространяется на все стадии движения товара от изучения иностранного рынка и до послепродажного обслуживания за рубежом. Методы стимулирования экспорта применяются всё более комплексно. Они включают валютные, кредитные, финансовые, организационные формы поддержки экспортёров, в том числе рекламу, информацию, подготовку кадров. Вывоз капитала издавна используется для поощрения экспорта товаров. При пассивном платёжном балансе регулирование импорта осуществляется путём его сокращения и развития национального производства в целях замещения импорта.
В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям платёжного баланса применяются следующие меры:
Регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных фирм, а с другой – на уравновешивание платёжного баланса путём стимулирования притока иностранных капиталов. Этой цепи подчинена деятельность государства как экспортёра капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.
Государство принимает также меры по сдерживанию «бегства» капитала. В их числе: экономическая и политическая стабилизация в стране, повышение доверия к правительству и национальной валюте, укрепление государственности, обеспечение национальной безопасности, борьба с коррупцией и «теневой» экономикой. Важным методом сдерживания «бегства» капитала является эффективный государственный надзор за международным движением капитала, борьба с «отмыванием» преступных доходов.
При активном платёжном балансе государственное регулирование направлено на расширение импорта, сдерживание экспорта товаров, увеличение экспорта и ограничение импорта капиталов. Активное сальдо используется для погашения внешней задолженности страны, предоставления кредитов и помощи иностранным государствам, увеличения золотовалютных резервов. [11. с. 12]
По оценке Всемирного банка, по итогам 2007 г. положительное сальдо платёжного баланса Китая составило 378 млрд. долл. (11,9% ВВП). Накопленный капитал инвестируется в иностранные активы. Чтобы избежать перегрева национальной экономики, правительство Китая разрешило покупать акции и облигации иностранных компаний. Поскольку страны Европы и США ограничивают доступ китайских резидентов на свои рынки, то поиск объектов инвестиций осуществляется в других государствах, в частности в Африке. По состоянию на 2006 г. объём накопленных китайских инвестиций на этом континенте составил 11,7 млрд. долл.
Обычно применяется компенсационное регулирование платёжного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: рестрикционных (кредитные ограничения, повышение процентных ставок, сдерживание инфляции, импорта товаров «бегства» капитала др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т. д.). государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платёжного баланса.
Формально платёжный баланс, как всякий баланс, уравновешен, так как итоговые показатели основных и балансирующих статей погашают друг друга. Если платежи превышают поступления по текущим статьям, то возникает проблема погашения дефицита за счёт балансирующих статей, которые характеризуют источники и методы урегулирования сальдо платёжного баланса. Для этого используются иностранные займы и ввоз капитала. Речь идёт о временных методах балансирования платёжного баланса, так как страны-должники обязаны выплачивать проценты и дивиденды, а также сумму займов.
К временным методам покрытия дефицита платёжного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи.
Для того чтобы поступления от всех сделок балансировали совокупные расходы, необходимо, чтобы дефицит текущего счёта в точности соответствовал положительному сальдо финансового счёта, или наоборот – дефицит счёта движения капитала и финансовых операций должен в точности соответствовать активному сальдо текущего баланса. Такое взаиморегулирование счетов платёжного баланса осуществляется при условии, что Центральный Банк не предпринимает валютных интервенций и не изменяет величины официальных валютных резервов. В этом случае на фоне притока капитала появляется тенденция к относительному удорожанию национальной валюты, а на фоне оттока капитала – к её относительному удешевлению. Свободные колебания валютного курса являются механизмом автоматического уравновешивания текущего и финансового счетов платёжного баланса. [1. с. 337]
Центральные банки стремятся предотвратить свободные колебания валютного курса и оказывают воздействие на него, покупая и продавая иностранную валюту из официальных валютных резервов. Официальные валютные резервы, как правило, включают золото, иностранную валюту, кредитную долю страны в МВФ плюс специальные права заимствования и так далее. Дефицит платёжного баланса может быть профинансирован за счёт сокращения официальных резервов Центрального Банка. Поскольку в данном случае предложение иностранной валюты на внутреннем рынке увеличивается, то данная операция является экспортоподобной и учитывается в кредите со знаком «плюс» (хотя запасы иностранной валюты в Центральном Банке страны снижаются). При этом предложение национальной валюты на внутреннем рынке относительно уменьшается, а её обменный курс относительно повышается, что оказывает на национальную экономику сдерживающее воздействие.
Наоборот, активное сальдо платёжного баланса сопровождается ростом официальных валютных резервов в Центральном Банке. Это отражается в дебете со знаком «минус», так как данная операция уменьшает предложение иностранной валюты на внутреннем рынке и является импортоподобной. При этом предложение национальной валюты на внутреннем рынке относительно увеличивается, а её обменный курс – относительно снижается, что оказывает на экономику стимулирующее воздействие.
Такие покупки и продажи Центральным Банком иностранной валюты называются операции с официальными резервами, которые не тождественны его операциям на открытом рынке. Операции с валютными резервами, как правило, используются Центральными Банками для поддержания режима фиксированного валютного курса или «управляемого плавания». В итоге операций с официальными резервами сумма сальдо текущего счёта, финансового счёта и изменения величины официальных резервов в нейтральном представлении платёжного баланса должна составить ноль:
CAB + CA + ∆OR = 0,
где CAB – сальдо текущего счёта,
CA – сальдо финансового счёта,
∆OR – изменение величины резервов ЦБ.
Оценки актива или дефицита платёжного баланса в аналитическом представлении не могут быть однозначными. Их желательность или нежелательность зависят от вызвавших их причин и устойчивости. Дефицит (или положительное сальдо) платёжного баланса могут быть реакцией на возрастание (или сокращение) иностранного спроса на валюту данной страны для использования её в качестве резервных активов. Общим правилом является следующее: в условиях нормально растущей экономики и расширения внешнеэкономических отношений страна, чья валюта используется в качестве средства международных расчётов, должна иметь дефицит баланса текущих операций. Так как большая часть мировых денег имеет форму банковских депозитов или казначейских векселей в ключевой валюте, растущий спрос на мировые деньги со стороны всех других стран порождает дефицит международных расчётов ключевой валюты. В этом случае дефицит платёжного баланса может быть вполне нормальным явлением, а не признаком слабости национальной валюты, как во всех других случаях. Страна ключевой валюты действует, по существу, как обычный банк, который всегда имеет больше денежных обязательств, чем резервных активов. Такой дефицит платёжного баланса нередко называют «дефицит без слёз», так как страна ключевой валюты может позволить себе в течение известного времени не проводить макроэкономической корректировки.
Если же страна не является мировым финансовым центром, то, поскольку официальные резервы любой страны ограничены, поскольку устойчивые и длительные дефициты платёжных балансов со временем приводят к их истощению. В этом случае проводится корректировка платёжного баланса, связанная со сложной макроэкономической перестройкой: страна может сократить свои расходы за границей или увеличить доходы от своего экспорта путём использования различных внешнеторговых ограничений или корректировки обменного курса валюты.
В ходе таких корректировок возможно снижение уровня жизни населения в результате повышения общего уровня цен, обесценивания национальной валюты (и сбережений в этой валюте), сокращения занятости в отдельных отраслях экономики и т.д. Поэтому корректирующие меры макроэкономической политики являются малопопулярными и нередко откладываются.
Кризис платёжного баланса (длительно существующий накопленный дефицит платёжного баланса) нередко возникает в результате того, что страна длительное время откладывала урегулированные валютные резервы. Возможности кредитования за рубежом исчерпаны, так как нарушен график обслуживания внешнего долга и страна не в состоянии его погасить. Макроэкономическая корректировка является единственным способом преодоления кризиса платёжного баланса и кризиса внешней задолженности.
Фактором усугубления кризиса платёжного баланса является недоверие экономических агентов к политике правительства и Центрального Банка. Ожидания обесценивания национальной валюты стимулируют спекулятивный спрос на иностранную валюту. Эта ситуация характерна для многих переходных экономик, в том числе и для России. Любая информация об ухудшении состояния государственного бюджета, о снижении цен на нефть или на другие экспортные ресурсы снижает доверие к политике правительства и повышает спрос на иностранную валюту(в обмен на национальную). Это значительно затрудняет действия Центрального Банка по защите национальной валюты от обесценивания, так как его официальных валютных резервов может оказаться недостаточно для одновременного финансирования дефицита платёжного баланса и удовлетворения растущего спекулятивного спроса на иностранную валюту. Поэтому правительство нередко прибегают к ограничениям таких спекулятивных операций. В этом случае возникает «чёрный рынок» валюты, а проблема недоверия к политике государства не снимается.
Корректировка обменного курса валюты является, по существу, единственным способом выхода из этой ситуации. Однако установление более реалистичного валютного курса на практике достаточно трудно осуществить, так как это зависит от ожиданий экономических агентов и их оценок политики правительства. Поскольку обратное воздействие макроэкономической политики на экономические ожидания является труднопрогнозируемым, поскольку критерий «реалистичности» валютного курса оказывается весьма расплывчатым.