Политика в области занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Достижение полной занятости принадлежит к целям достижения макроэкономической стабильности. Безработица является проявлением нестабильного экономического развития страны.
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти работу, становится относительно избыточной, пополняя резервную армию труда.

Содержание работы

Введение
I. Раздел. Сущность и причины безработицы:

1.1. Определение безработицы, её статистические показатели и методы их расчета.

1.2. Причины безработицы.
II. Раздел. Типы и последствия безработицы:
. Виды безработицы.
. Социально-экономические последствия безработицы.
Закон А. Оукена.
III. Раздел. Политика в области занятости:
3.1. Государственная политика в области занятости.
3.2. Особенности безработицы в Украине.
3.3. Методы борьбы с безработицей в Украине.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

        Естественный  уровень  безработицы – это такая ситуация  на  рынке труда,  при которой спрос на  труд  и предложение труда совпадают.  К естественной  безработице  относятся  фрикционная  и  структурная.

   Взаимосвязь между колебаниями уровня безработицы  и ВНП показывает закон Оукена. Соответственно этому закону, каждый процент увеличения безработицы над её природным уровнем означает для экономики сокращение ВВП в сравнении с его потенциальным значением на в%. Это можно выразить следующим образом:

(Yn – Y*/Y*)* 100 % = -в(un – u*),                                 (6)

  где Yn – фактический объем ВНП в n-ом периоде;

        Y* - потенциальный ВНП;

        un – фактический уровень безработицы в n-ом периоде;

       u* - природный уровень безработицы;

       в – коэффициент Оукена или коэффициент чувствительности ВНП к динамике циклической безработицы, он показывает, на сколько процентов отклоняется фактический ВНП от потенциального, если безработица больше природного уровня на 1 %. Значение этого коэффициента оценивается в пределах от 2 до 3.

  Другое  выражение закона Оукена:

 (Yn – Yn-1/Yn-1)* 100 % = 3 % - 2(un – un-1),                                 (7)

  где Yn-1 – фактический уровень ВНП в прошлом периоде;

        Yn – фактический уровень ВНП в отчетном периоде;

        unфактический уровень безработицы в отчетном периоде;

      un-1 - фактический уровень безработицы в прошлом периоде.

     Из приведенной формулы (6) можно вывести зависимость объема выпуска продукции от уровня фактической безработицы и изобразить схематически так называемую кривую Оукена.

     Кривая Оукена (рис. 1) выражает Yn (u) взаимозависимость между уровнем фактической безработицы (un) и величиной отклонения фактического ВНП (Yn) от ВНП при условии полной занятости (Y*).

Рис. 1. График кривой Оукена

В условиях полной занятости, этому отвечает точка А (рис. 1), объем производства равняется Y*, а природный уровень безработицы отвечает u*.

    Если занятость уменьшается, этому  отвечает точка В, то объем производства снижается до уровня Y1, а фактический уровень безработицы показывает u1. Аналогично находится точка С. Таким образом, из графика видим, что объем производства – это функция, которая уменьшается от природного уровня безработицы.

    Сдвиги кривой Оукена происходят  в следствии двух причин:

- во-первых, при изменении величины ВНП при условиях полной занятости (Y*) (при увеличении (Y*) кривая перемещается вверх, и наоборот – при уменьшении (Y*) – вниз);

- во-вторых, при уменьшении нормы природной  безработицы (u*) (при увеличении (u*) кривая Оукена перемещается вправо, и наоборот – при уменьшении (u*) – влево).

        Влияние  безработицы  на  экономическую  и  социальную  жизнь  общества противоречиво.

   В  качестве  позитивных  аспектов  проблемы  можно  назвать  следующие:

   Во-первых,  безработица выступает как условие роста производства,  появления  новых  предприятий.  Не  будь  этого  фактора,  было  бы  затруднено  расширенное  воспроизводство,  которое  требует  дополнительных  ресурсов:  труда,  земли,  капитала. 

   Во-вторых,  безработица поднимает дисциплину  и  эффективность  труда  тех,  кто  пока  занят  в  производстве.

   Потери, связанные с циклическим разрывом, выше, чем отклонение фактической  занятости от условий полной занятости  по следующим причинам:

    1. существование скрытой безработицы, потому что не все безработные регистрируются на бирже труда;
    2. не все занятые в условиях высокой безработицы работают полный рабочий день;
    3. снижается средняя продуктивность труда из-за скрытой безработицы в условиях экономической кризы и т.д. [7, с.174-176].

    Безработица может привести к следующим последствиям:

    • соответственно закону Оукена происходит отставание фактического объема ВНП в сравнении с тем объемом,  которого общество могло бы достичь при условиях полной занятости;
    • увеличение налогов (для покрытия возрастающих выплат помощи по безработице);
    • сокращение совокупного спроса;
    • происходит неравномерное деление потерь от безработицы среди разных социальных слоев населения;
    • потеря квалификации работников, что может со временем обусловить значительное снижение заработной платы или новые увольнения;
    • снижение жизненного уровня тех, кто потерял рабочие места;
    • потеря самоуважения, возможный распад семьи;
    • ухудшение физического и психологического состояния;
    • общественный и политический «беспорядок», социальная и политическая напряженности в обществе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Раздел. Политика в области занятости

3.1. Государственная политика в области занятости

   Полная  занятость не означает абсолютного  отсутствия безработицы. Экономисты считают  фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной: следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю.

   В экономической и хозяйственной  практике нашей страны вопросы управления трудовыми ресурсами в различных  формах решались всегда. Возникновение  современной службы занятости произошло  на базе четкой системы распределения  трудовых ресурсов. Основными ее видами являлись:

     - распределение выпускников средних  специальных и высших учебных  заведений;

     - организованный набор рабочих;

     - сельскохозяйственное переселение  семей;

     - общественные призывы;

     - самостоятельный прием предприятием работника;

     - деятельность органов трудоустройства  населения.

     Некоторые из этих форм распределения и перераспределения  рабочей силы себя изжили, другие - трансформировались и передали свои функции службе занятости  населения.

     Задача  государственной политики занятости заключается в том, чтобы обеспечить формирование экономически эффективной занятости при минимальных социальных издержках. Список последних, как известно, весьма разнообразен и так или иначе связан с ограничениями права личности на свободную самореализацию – безработицей, работой не по специальности, не по призванию, в ущерб здоровью, семейным обязанностям и т.д. Следует стремиться к тому, чтобы безработица не выходила за рамки фрикционной, иными словами, чтобы каждый гражданин, обладающий нормальной трудоспособностью, в случае потери работы мог в короткий срок подыскать себе подходящее рабочее место. При этом, разумеется, государство не должно самоустраняться от помощи в трудоустройстве инвалидов и других социально незащищенных групп населения.

     Одним из важнейших элементов государственной политики занятости должно стать развитие законодательных и организационных механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие между системой профессионального образования и предприятиями.

     Важной  целью является создание стабильной сети контактов между работодателями, учреждения профессионального образования и государством. При этом объединениям работодателей и работников должна принадлежать решающая роль в формировании профессионально - квалифицированных  стандартов, тогда как учебным заведениям – в переводе их на язык образовательных стандартов и учебных планов. Участие же государства в таких контактах позволит ему, помимо прочего, получать необходимую информацию о потребностях работодателей в рабочей силе различных профессий и квалификаций, а также о том, на сколько полно удовлетворяются эти потребности.

     Работа  службы занятости может быть наиболее эффективна только при тесном сотрудничестве с другими экономическими структурами. Для успешного ее выполнения она  наделяется определенными правами:

     1. запрашивать от предприятий, учреждений  и организаций информацию о  предполагаемых структурных изменениях  и иных мероприятиях, в результате  которых может произойти высвобождение  трудящихся, а также сведения  о наличии свободных рабочих мест или вакантных должностей (предприятия сдают отчеты установленной формы);

     2. направлять на предприятия обращающихся  в службу занятости граждан  для трудоустройства в соответствии  с уровнем их квалификации  и профессиональной подготовки  при наличии там соответствующих рабочих мест;

     3. направлять незанятых граждан  по их желанию на оплачиваемые  общественные работы; такие работы  могут стать важным фактором  снижения социальной напряженности  на рынке рабочей силы. В каждом  районе должен быть определен перечень видов работ (благоустройство и уборка территории, коммунальные службы, работа на общественном транспорте, в домах престарелых, в библиотеках, музеях и архивах, в сельском хозяйстве в период уборки урожая и т.д.). Это даст возможность в случае необходимости обеспечить работой тех, кто не получил подходящее место работы в пределах срока, оговоренного законом для выплаты социальных компенсаций, а также тех, кто желает дожидаться работы по специальности в порядке очередности по мере освобождения рабочих мест;

     4. распоряжаться в установленном  порядке средствами Государственного  фонда содействия занятости;

     5. оплачивать за счет средств  Государственного фонда содействия  занятости стоимость профессионального  обучения и переобучения лиц,  зарегистрированных в качестве ищущих работу, а также устанавливать им на весь период обучения стипендии;

     6. выдавать в установленном порядке  гражданам пособия по безработице,  приостанавливать или отменять  их выплату;

     7. разрабатывать и вносить на  рассмотрение местных Советов народных депутатов предложения об установлении для предприятий, учреждений и организаций минимального количества рабочих мест для приема лиц, нуждающихся в социальной защите, а также направлять этих лиц для трудоустройства;

     8. заключать по доверенности предприятий от их имени договоры с гражданами об их трудоустройстве.

     Но  наблюдаемые сегодня в Украине  подвижки в экономической обстановке   неизбежно сопровождаются миграцией  специалистов. Вместе с тем, несмотря на то что сейчас много говорят  об актуальности вопросов трудоустройства, подбора кадров, реальный переход от слов к делу, т. е. организации полномасштабной сервисной службы по работе с кадрами, представляет собой неясную перспективу. Объем потенциального рынка рабочей силы, расширение потребности в специалистах, миграция кадров, изменение статуса специалистов и ряд других факторов существенно затрудняют деятельность по актуализации предложений и спроса на современном рынке труда. Отчасти в результате этого трудоустройством, поиском, подбором кадров и охотой за головами на профессиональном уровне сегодня занимаются несколько рекрутинговых компаний и небольшое число бирж труда.

Информация о работе Политика в области занятости