Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:27, курсовая работа
Достижение полной занятости принадлежит к целям достижения макроэкономической стабильности. Безработица является проявлением нестабильного экономического развития страны.
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти работу, становится относительно избыточной, пополняя резервную армию труда.
Введение
I. Раздел. Сущность и причины безработицы:
1.1. Определение безработицы, её статистические показатели и методы их расчета.
1.2. Причины безработицы.
II. Раздел. Типы и последствия безработицы:
. Виды безработицы.
. Социально-экономические последствия безработицы.
Закон А. Оукена.
III. Раздел. Политика в области занятости:
3.1. Государственная политика в области занятости.
3.2. Особенности безработицы в Украине.
3.3. Методы борьбы с безработицей в Украине.
Заключение.
Список использованной литературы.
Естественный уровень безработицы – это такая ситуация на рынке труда, при которой спрос на труд и предложение труда совпадают. К естественной безработице относятся фрикционная и структурная.
Взаимосвязь между колебаниями уровня безработицы и ВНП показывает закон Оукена. Соответственно этому закону, каждый процент увеличения безработицы над её природным уровнем означает для экономики сокращение ВВП в сравнении с его потенциальным значением на в%. Это можно выразить следующим образом:
(Yn
– Y*/Y*)* 100 % = -в(un
– u*),
где Yn – фактический объем ВНП в n-ом периоде;
Y* - потенциальный ВНП;
un – фактический уровень безработицы в n-ом периоде;
u* - природный уровень безработицы;
в – коэффициент Оукена или коэффициент чувствительности ВНП к динамике циклической безработицы, он показывает, на сколько процентов отклоняется фактический ВНП от потенциального, если безработица больше природного уровня на 1 %. Значение этого коэффициента оценивается в пределах от 2 до 3.
Другое выражение закона Оукена:
(Yn
– Yn-1/Yn-1)* 100 % = 3 % - 2(un
– un-1),
где Yn-1 – фактический уровень ВНП в прошлом периоде;
Yn – фактический уровень ВНП в отчетном периоде;
un – фактический уровень безработицы в отчетном периоде;
un-1 - фактический уровень безработицы в прошлом периоде.
Из приведенной формулы (6) можно вывести зависимость объема выпуска продукции от уровня фактической безработицы и изобразить схематически так называемую кривую Оукена.
Кривая Оукена (рис. 1) выражает Yn (u) взаимозависимость между уровнем фактической безработицы (un) и величиной отклонения фактического ВНП (Yn) от ВНП при условии полной занятости (Y*).
Рис. 1. График кривой Оукена
В условиях полной занятости, этому отвечает точка А (рис. 1), объем производства равняется Y*, а природный уровень безработицы отвечает u*.
Если занятость уменьшается,
Сдвиги кривой Оукена
- во-первых, при изменении величины ВНП при условиях полной занятости (Y*) (при увеличении (Y*) кривая перемещается вверх, и наоборот – при уменьшении (Y*) – вниз);
- во-вторых,
при уменьшении нормы
Влияние безработицы на экономическую и социальную жизнь общества противоречиво.
В качестве позитивных аспектов проблемы можно назвать следующие:
Во-первых, безработица выступает как условие роста производства, появления новых предприятий. Не будь этого фактора, было бы затруднено расширенное воспроизводство, которое требует дополнительных ресурсов: труда, земли, капитала.
Во-вторых, безработица поднимает дисциплину и эффективность труда тех, кто пока занят в производстве.
Потери,
связанные с циклическим
Безработица может привести к следующим последствиям:
III. Раздел. Политика в области занятости
3.1. Государственная политика в области занятости
Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной: следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю.
В
экономической и хозяйственной
практике нашей страны вопросы управления
трудовыми ресурсами в
-
распределение выпускников
- организованный набор рабочих;
-
сельскохозяйственное
- общественные призывы;
-
самостоятельный прием
-
деятельность органов
Некоторые
из этих форм распределения и
Задача государственной политики занятости заключается в том, чтобы обеспечить формирование экономически эффективной занятости при минимальных социальных издержках. Список последних, как известно, весьма разнообразен и так или иначе связан с ограничениями права личности на свободную самореализацию – безработицей, работой не по специальности, не по призванию, в ущерб здоровью, семейным обязанностям и т.д. Следует стремиться к тому, чтобы безработица не выходила за рамки фрикционной, иными словами, чтобы каждый гражданин, обладающий нормальной трудоспособностью, в случае потери работы мог в короткий срок подыскать себе подходящее рабочее место. При этом, разумеется, государство не должно самоустраняться от помощи в трудоустройстве инвалидов и других социально незащищенных групп населения.
Одним из важнейших элементов государственной политики занятости должно стать развитие законодательных и организационных механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие между системой профессионального образования и предприятиями.
Важной целью является создание стабильной сети контактов между работодателями, учреждения профессионального образования и государством. При этом объединениям работодателей и работников должна принадлежать решающая роль в формировании профессионально - квалифицированных стандартов, тогда как учебным заведениям – в переводе их на язык образовательных стандартов и учебных планов. Участие же государства в таких контактах позволит ему, помимо прочего, получать необходимую информацию о потребностях работодателей в рабочей силе различных профессий и квалификаций, а также о том, на сколько полно удовлетворяются эти потребности.
Работа службы занятости может быть наиболее эффективна только при тесном сотрудничестве с другими экономическими структурами. Для успешного ее выполнения она наделяется определенными правами:
1.
запрашивать от предприятий,
2.
направлять на предприятия
3.
направлять незанятых граждан
по их желанию на оплачиваемые
общественные работы; такие работы
могут стать важным фактором
снижения социальной
4.
распоряжаться в установленном
порядке средствами
5.
оплачивать за счет средств
Государственного фонда
6.
выдавать в установленном
7. разрабатывать и вносить на рассмотрение местных Советов народных депутатов предложения об установлении для предприятий, учреждений и организаций минимального количества рабочих мест для приема лиц, нуждающихся в социальной защите, а также направлять этих лиц для трудоустройства;
8.
заключать по доверенности
Но наблюдаемые сегодня в Украине подвижки в экономической обстановке неизбежно сопровождаются миграцией специалистов. Вместе с тем, несмотря на то что сейчас много говорят об актуальности вопросов трудоустройства, подбора кадров, реальный переход от слов к делу, т. е. организации полномасштабной сервисной службы по работе с кадрами, представляет собой неясную перспективу. Объем потенциального рынка рабочей силы, расширение потребности в специалистах, миграция кадров, изменение статуса специалистов и ряд других факторов существенно затрудняют деятельность по актуализации предложений и спроса на современном рынке труда. Отчасти в результате этого трудоустройством, поиском, подбором кадров и охотой за головами на профессиональном уровне сегодня занимаются несколько рекрутинговых компаний и небольшое число бирж труда.