Политика в области занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Достижение полной занятости принадлежит к целям достижения макроэкономической стабильности. Безработица является проявлением нестабильного экономического развития страны.
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти работу, становится относительно избыточной, пополняя резервную армию труда.

Содержание работы

Введение
I. Раздел. Сущность и причины безработицы:

1.1. Определение безработицы, её статистические показатели и методы их расчета.

1.2. Причины безработицы.
II. Раздел. Типы и последствия безработицы:
. Виды безработицы.
. Социально-экономические последствия безработицы.
Закон А. Оукена.
III. Раздел. Политика в области занятости:
3.1. Государственная политика в области занятости.
3.2. Особенности безработицы в Украине.
3.3. Методы борьбы с безработицей в Украине.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

     Альтернативой изрядно устаревшим подходам к регулированию  рынка труда является комплексное регулирование обществом всех процессов, происходящих в сфере занятости, - подготовки кадров, создания рабочих мест, помощи в трудоустройстве или поиске кандидатов на вакантные места, миграции и т.д. Реализация этой модели затрагивает интересы всего населения, а потому должна обеспечиваться и контролироваться обществом в целом. Государству нельзя оттеснять население, предприятия, учебные заведения от саморегулирования сферы занятости. Но только государство может осуществлять координацию действий населения, органов госуправления, негосударственных предприятий и общественных организаций для решения общих задач. Только государство может выработать институциональную политику – создание системы механизмов, правил, играя по которым все участники рынков труда и образовательных услуг добьются максимального эффекта для общества в целом.

     В чем же конкретно должно проявляться  участие государства в регулировании  занятости? Прежде всего, именно государство  обязано сформулировать приоритеты в сфере занятости, которые должны исходить из необходимости перехода страны к постиндустриальной экономике, главную роль в которой должны играть высокотехнологичные отрасли промышленности, сферы телекоммуникаций и услуг.

     Ясное понимание стратегических целей  в сфере занятости станет основой  для разработки программ создания и  обновления системы рабочих мест. Такие программы должны быть тесно увязаны с приоритетами в области миграционной политики, т.к. нехватка или избыток работников определенных профессий всегда порождает  миграционные  потоки. Если областные власти не создают условия для появления именно тех рабочих мест, на которых хочет и может работать местное население, им следует готовиться к приему мигрантов. Альтернативой нежелательным миграциям должна стать продуманная политика в сфере создания рабочих мест и профессиональной подготовки местного населения и только в последнюю очередь – запретительные меры, которые, как показывает практика, часто балансируют на грани прямого нарушения конституционных прав граждан.

     Одним из важнейших элементов государственной  политики занятости должно стать развитие законодательных и организационных механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие между системой профессионального образования и предприятиями.

     Важной  целью является создание стабильной сети контактов между работодателями, учреждения профессионального образования и государством. При этом объединениям работодателей и работников должна принадлежать решающая роль в формировании профессионально - квалифицированных стандартов, тогда как учебным заведениям – в переводе их на язык образовательных стандартов и учебных планов. Участие же государства в таких контактах позволит ему, помимо прочего, получать необходимую информацию о потребностях работодателей в рабочей силе различных профессий и квалификаций, а также о том, на сколько полно удовлетворяются эти потребности. 
 
 

    1. Особенности безработицы в Украине

   Переходный  период – период времени, в течении  которого экономика страны переходит  в новое, качественно иное состояние  в связи с кардинальными реформами  экономической системы.

   Украина находится в некоем переходном состоянии, в движении от централизованного хозяйства к рыночной экономике. До развитой рыночной системы или до цивилизованного рынка еще предстоит долгий путь, и мы находимся еще в начале перехода.

       Процесс реформирования экономики Украины в течение первого десятилетия был очень спорным. Его бесспорной заслугой, не смотря на все трудности, является  слом изжитой, отделенной от всего социального и научно-технического прогресса   административно-командной системы хозяйствования, утверждение основ рыночной инфраструктуры и рыночных институтов национальной экономики.

           Страна начала переход к рынку  в условиях жесточайшего экономического  и политического кризиса. Этот  кризис характеризовал банкротство  старой централизованной системы хозяйствования, а затем начал углубляться в результате зигзагов политики «перестройки».

           К общей картине надо добавить, что в 1991г. распался СССР. Товарооборот  Украины с бывшими союзными  республиками сократился, и многие  предприятия попусту встали.

       Сокращение  занятости и соответствующее  увеличение безработицы стало особенно чувствоваться во второй половине 90 х. Показательно, что официальная  статистика труда зарегистрировала самые низкие показатели безработицы  именно в те годы, в которые наблюдался наибольший спад в экономике. (табл. 1)

Года 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Уровень безработицы, % 0,29 0,35 0,36 0,53 1,49 2,74 4,3 5,38 5,31

   Табл. 1. Показатели уровня безработицы в  Украине (по официальным данным).

    Как показывают данные таблицы 1 официально признанный уровень безработицы в 1992-1994 намного меньше нежили даже природный уровень. Хоть в будущем эти показатели и были выше, многие ученые считают, что они сильно отличались от реальных показателей.

   Применение  во время расчета уровня безработицы методологии Международной организации труда и использование выборочных опросов дали другие показатели (табл. 2.).

Года 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Уровень безработицы, % 5,6 7,6 8,9 11,3 11,9 11,7 11,7 10,1 9,1

Табл. 2. Показатели уровня безработицы в Украине ( результаты выборочных опросов).

   Сравнение данных таблиц свидетельствует, что  показатели уровня безработицы по результатам  выборочных опросов в среднем  в 2-3 раза превышали данные официальной  статистики.

   В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением числа работающих в отраслях сельского хозяйства) обострились региональные проблемы занятости.

   Региональная  дифференциация остроты безработицы  с первых же месяцев регистрации  оказалась весьма значительной. Интересна также дифференциация регионов страны по составу безработных. Первоначально основную массу безработных на Украине составляли женщины, лица с высшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицы был выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля молодежи (приложение 1).

   Таким образом, по составу безработных  можно судить о продвинутости  того или иного региона по остроте  безработицы. В тех регионах, где преобладают ”высокообразованные женщины предпенсионного возраста”, можно говорить лишь о начальной стадии безработицы. Уровень безработицы и напряженность на рынке труда в таких регионах как правило невелики, хотя расти они могут высокими темпами. В тех регионах, где среди безработных преобладает молодежь, мужчины, лица с низким уровнем образования, проблема безработицы очень остра, но численность безработных зачастую растет медленнее, чем в среднем по стране

   В общем случае все области Украины по остроте зарегистрированной безработицы можно разделить на несколько групп.

   Первая  группа - регионы с очень высокой безработицей. Эти регионы отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2 раза выше среднеукраинских), большой напряженностью на рынке труда.

   Вторая  группа - регионы с высоким уровнем безработицы и большой напряженностью на рынке труда (показатели превышают среднеукраинские). Но темпы роста безработицы здесь средние или ниже средних. В основном это регионы северной половины европейской части страны. Многие из этих регионов отличаются повышенной вынужденной неполной занятостью.

   Третья  группа - уровень безработицы и напряженность на рынке труда ниже среднеукраинских, но темпы роста уровня безработицы выше среднеукраинских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя.

   Четвертая группа - регионы с наименее острой безработицей в стране. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже среднеукраинских. В данной группе много северных регионов с добывающей промышленностью.

   Итак, на Украине острая безработица имеется в регионах двух типов.

   Во-первых, это районы с высоким естественным приростом населения. Здесь на рынок  труда постоянно выходит большое  количество молодежи, тогда как количество рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не увеличивается, но и сокращается.

   Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием  наиболее кризисных отраслей.

   Важен также вопрос сельской безработицы  на Украине. В прогнозах начала 90-х годов ожидался резкий всплеск безработицы в городах в итоге развала промышленности, сформировавшейся за советский период (гигантские предприятия, которые работали в основном на оборону, оказались неспособны адаптироваться к рыночным отношениям). Сельская же местность считалась крайне трудодефицитной, способной отвлечь большое количество безработных из городских поселений. Современная ситуация показывает, что и эти прогнозы не оправдались. Начиная с 1994 г. уровень безработицы среди сельского населения превышает аналогичный показатель для городского населения. Но по итогам 2009г. этот вопрос становится спорным, т.к. в 2009г. процент безработицы городского населения составил 9,6, а сельского – 7,2 %.

   Но, не смотря на все, Украина достигала  довольно не плохого уровня безработицы. Официальный уровень зарегистрированной безработицы в Украине на конец  2009 составил 8,8 % трудоспособного населения, что отличается от показателей европейских стран в меньшую сторону. В 2009г. на учете в Государственной службе занятости было 1958,8 тыс. безработных.  

    1. Методы  борьбы с безработицей в Украине
 

   Формирование  рынка труда в Украине, его  прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др. 

   При выборе путей формирования рынка  труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

   Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости  является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:

  1. оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;
  2. совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

   В реализации первого направления  большое значение приобретают методы воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов в экономике и развития новых форм собственности.

   Начавшемуся под влиянием рыночных реформ стихийному процессу реструктуризации производства важно придать управляемый характер. Другими словами, государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест (естественно, на новых принципах инвестирования) в жизнеобеспечивающих производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении отраслях экономики.

Информация о работе Политика в области занятости