Понятие и функции Центрального банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:19, реферат

Описание работы

В целях поддержания конъюнктуры рынка государство использует кредиты для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства. Монопольное положение Центрального банка в общехозяйственном денежном кругообороте дает ему возможность держать денежное обращение под постоянным контролем. Банкноты Центрального банка сохраняют свою ключевую роль только при условии, что их количество ограничено. Успешное выполнение возложенных на Банк России задач и функций требует, чтобы он был независим от органов государственной представительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, при решении вопросов, входящих в его компетенцию.

Содержание работы

Введение
История развития Центрального Банка Российской Федерации
Организационная структура ЦБ РФ
Функции Банка России
Денежно-кредитная политика ЦБ РФ
Пассивные и активные операции центральных банков. Баланс Банка России
Инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка и банковский надзор
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Понятие и функции Центрального банка России.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение

  1. История развития Центрального Банка Российской Федерации
  2. Организационная структура ЦБ РФ
  3. Функции Банка России
  4. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ
  5. Пассивные и активные операции центральных банков. Баланс Банка России
  1. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка и банковский надзор

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Формирование  современной модели Центрального Банка  России связано с конкретным определением функций центральных банков в экономике государства.

Сегодня в любой, даже самой маленькой стране есть свой центральный банк. Он выполняет две  основные задачи.

          Первая задача - центральный банк  должен обеспечить стабильность  функционирования банковской и  финансовой систем. 

          Вторая задача Центрального банка  состоит в осуществлении такой  денежной политики, при реализации которой посредством контроля за объемом  денежной массы был обеспечен низкий уровень инфляции.

Важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики - денежно-кредитная политика Центрального банка.  С помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции.

           В целях поддержания конъюнктуры  рынка государство использует  кредиты для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.

Монопольное положение  Центрального банка в  общехозяйственном  денежном кругообороте дает ему возможность держать денежное обращение под постоянным контролем. Банкноты Центрального банка сохраняют свою ключевую роль только при условии, что их количество ограничено.

          Успешное выполнение  возложенных  на Банк России задач и функций требует, чтобы он был независим от органов государственной представительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, при решении вопросов,  входящих в его компетенцию.

 

 

 

 

  1. История развития Центрального Банка Российской Федерации

   Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

    2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

    В июне 1991 г.  был утвержден Устав Центрального  банка РСФСР (Банка России), подотчетного  Верховному Совету РСФСР.

    В ноябре 1991 г. в связи с образованием  Содружества Независимых Государств  и упразднением союзных структур  ВС РСФСР объявил Центральный  банк РСФСР единственным на  территории РСФСР органом государственного  денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

    20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР  был упразднен и все его  активы и пассивы, а также  имущество на территории РСФСР  были переданы Центральному банку  РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

    В течение  1991-1992 гг. под руководством Банка  России в стране на основе  коммерциализации филиалов спецбанков  была создана широкая сеть  коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

    С декабря  1992 г. начался процесс передачи  Банком России функций кассового  исполнения государственного бюджета  вновь созданному Федеральному  Казначейству.

    Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

    В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности  банковской системы Банк России  создал систему надзора и инспектирования  коммерческих банков, а также  систему валютного регулирования  и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.

    С 1995 г. Банк  России прекратил использование  прямых кредитов для финансирования  дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.

    С целью  преодоления последствий финансового  кризиса 1998 г. Банк России проводил  политику реструктуризации банковской  системы, направленную на улучшение  работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.

    Денежно-кредитная  политика Банка России была  ориентирована на поддержание  финансовой стабильности и формирование  предпосылок, обеспечивающих устойчивость  экономического роста страны. Банк  России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

    В результате  взвешенной денежно-кредитной политики  и политики валютного курса,  проводимой Банком России, увеличились  золотовалютные резервы Российской  Федерации, нет резких колебаний  обменного курса.

    Деятельность  Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.

    В 2003 г. Банк  России приступил к реализации  проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).

    Предусматривается  реализация комплекса мер, включая  обеспечение достоверного учета  и отчетности кредитных организаций,  повышения требований к содержанию, объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информации о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.

    Повышенное  внимание Банк России уделяет  ряду проблем. Одна из них  связана с тем, что в последнее  время все более важную роль  начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.

    С принятием  Федерального закона "Об ипотечных  ценных бумагах" кредитные  организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.

    В 2004 г. на  основании Федерального закона "О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" Банк России издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.

    В декабре  2003 г. был принят Федеральный  закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

    В настоящее  время в системе страхования  вкладов участвует подавляющее  большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.

    В апреле 2005 г. Правительством Российской  Федерации и Центральным банком  Российской Федерации была принята  "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".

    В соответствии  с этим документом основной  целью развития банковского сектора  на среднесрочную перспективу  (2005—2008 гг.) является повышение его  устойчивости и эффективности  функционирования.

конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.

    Банк России  является юридическим лицом. Уставный  капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

    Государство  не отвечает по обязательствам  Банка России, так же, как и  Банк России – по обязательствам  государства, если они не приняли  на себя такие обязательства  или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

    В своей  деятельности Банк России подотчетен  Государственной Думе Федерального  Собрания Российской Федерации,  которая назначает на должность  и освобождает от должности  Председателя Банка России (по  представлению Президента Российской  Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Информация о работе Понятие и функции Центрального банка России