Понятие и функции Центрального банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:19, реферат

Описание работы

В целях поддержания конъюнктуры рынка государство использует кредиты для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства. Монопольное положение Центрального банка в общехозяйственном денежном кругообороте дает ему возможность держать денежное обращение под постоянным контролем. Банкноты Центрального банка сохраняют свою ключевую роль только при условии, что их количество ограничено. Успешное выполнение возложенных на Банк России задач и функций требует, чтобы он был независим от органов государственной представительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, при решении вопросов, входящих в его компетенцию.

Содержание работы

Введение
История развития Центрального Банка Российской Федерации
Организационная структура ЦБ РФ
Функции Банка России
Денежно-кредитная политика ЦБ РФ
Пассивные и активные операции центральных банков. Баланс Банка России
Инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка и банковский надзор
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Понятие и функции Центрального банка России.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

Для контроля за денежной массой орган денежно-кредитного регулирования  устанавливает максимальные показатели объема своих чистых внутренних активов, а также предельные величины объема чистых требований органов денежно-кредитного регулирования к федеральному и расширенному правительствам.

Месячные целевые показатели будут установлены также объема официальных валовых и чистых международных резервов.

Изменения в институциональной  и нормативной структуре финансового  сектора будут по возможности в максимальной степени нейтральными  по отношению к приросту широкого показателя рублевой денежной массы и станут осуществляться только после технической консультации с сотрудниками Международного Валютного фонда.

6) прямые количественные ограничения

 Статья 42.  Под прямыми   количественными  ограничениями   Банка    России понимается  установление лимитов на рефинансирование  банков,    проведение кредитными  организациями отдельных банковских  операций.

       Банк  России вправе применять прямые  количественные ограничения    в исключительных случаях в целях проведения единой государственной    денежно-кредитной    политики    только   после   консультаций   с    Правительством Российской Федерации.

          Рассмотрим основные инструменты  с помощью которых Центральный Банк проводит свою политику на открытом рынке. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

         Банк России может  устанавливать   ориентиры  роста    одного   или нескольких  показателей  денежной  массы  исходя  из    основных  направлений  единой  государственной   денежно-кредитной    политики.

          В  целях  обеспечения устойчивости  кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:

1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;

2) предельный размер  не денежной части уставного  капитала;

3) максимальный размер  риска на одного заемщика или  группу связанных заемщиков;

4) максимальный размер  крупных кредитных рисков;

5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

6) нормативы ликвидности  кредитной организации;

7) нормативы достаточности  капитала;

8) максимальный размер  привлеченных денежных вкладов  (депозитов) населения;

9) размеры валютного,  процентного и иных рисков;

10) минимальный размер  резервов,  создаваемых под высокорисковые  активы;

11) нормативы использования  собственных средств банков для   приобретения долей (акций) других юридических лиц;

12) максимальный размер  кредитов,  гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).

 

Если говорить о рефинансировании, то под  рефинансированием   понимается кредитование  Центральным Банком России банков и кредитных учреждений для регулирования ликвидности банковской системы.11

           Формы, порядок, сроки, условия   и лимиты  рефинансирования   устанавливаются    Банком России.12

Под прямыми  количественными  ограничениями  Банка    России понимается установление лимитов на рефинансирование банков,    проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

           Банк России вправе применять  прямые количественные ограничения    в исключительных случаях в  целях проведения единой государственной    денежно-кредитной    политики    только   после   консультаций  с  Правительством Российской Федерации.

Один из основных экономических  методов регулирования объема находящейся в обращении денежной массы является определение норм обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками или  кредитными учреждениями в Центральном банке России.

Депонирование части  средств, привлеченных коммерческими  банками или кредитными учреждениями, в фонде обязательных резервов имеет  целью обеспечение денежно-кредитного регулирования путем поддержания  на определенном уровне денежной массы в обращении.

Через депонирование  средств в фонде обязательных резервов коммерческие банки или кредитные  учреждения  содействуют  выполнению  Центральным Банком России основных  направлений  денежно-кредитного  регулирования  и осуществлению антиинфляционных мер.

Размер обязательных резервов, депонируемых в Банке  России, устанавливается в процентном отношении к общей сумме  денежных  средств, привлеченных коммерческим банком или кредитным учреждением.

Нормативы   обязательных    резервов    не   могут   превышать    20 процентов  обязательств  кредитной  организации   и могут  быть    дифференцированными для различных кредитных организаций.

Нормативы обязательных  резервов не  могут  быть единовременно    изменены более чем на пять пунктов.13 

При отзыве  лицензии   на   совершение   банковских   операций    депонированные  в Банке России средства используются для погашения    обязательств   кредитной   организации   перед    вкладчиками    и   кредиторами.

И наконец только центральный  банк, в силу своего особого статуса, обладает достаточной ликвидностью и абсолютной платежеспособностью, сводящими риск неплатежей при расчетах с участием Центрального Банка практически к нулю.

     

Статья 35. Основными инструментами  и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

     1) процентные  ставки по операциям Банка  России;

     2) нормативы  обязательных резервов, депонируемых  в Банке России (резервные требования);

     3) операции  на открытом рынке; 

     4) рефинансирование  кредитных организаций;

     5) валютные  интервенции; 

     6) установление  ориентиров роста денежной массы; 

     7) прямые  количественные ограничения; 

     8) эмиссия  облигаций от своего имени. 

      Статья 36. Банк России регулирует общий  объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

      Статья 37. Банк России может устанавливать  одну или несколько процентных  ставок по различным видам  операций или проводить процентную  политику без фиксации процентной ставки.

     Банк России  использует процентную политику  для воздействия на рыночные  процентные ставки.

      Статья 38. Размер обязательных резервов  в процентном отношении к обязательствам  кредитной организации (норматив  обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров.

 

     Нормативы  обязательных резервов не могут  превышать 20 процентов обязательств  кредитной организации и могут  быть дифференцированными для  различных кредитных организаций.

     Нормативы  обязательных резервов не могут  быть единовременно изменены  более чем на пять пунктов. 

     При нарушении  нормативов обязательных резервов  Банк России имеет право списать  в бесспорном порядке с корреспондентского  счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

     На обязательные  резервы, депонируемые кредитной  организацией в Банке России, взыскания не обращаются.

     После отзыва  у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

     При реорганизации  кредитной организации порядок  переоформления ее обязательных  резервов, ранее депонированных  в Банке России, устанавливается  в соответствии с нормативными актами Банка России.

      Статья 39. Под операциями на открытом  рынке понимаются купля-продажа  Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих  государственных ценных бумаг,  облигаций Банка России, а также  краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

      Статья 40. Под рефинансированием понимается  кредитование Банком России кредитных  организаций. 

     Формы, порядок  и условия рефинансирования устанавливаются  Банком России.

      Статья 41. Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

      Статья 42. Банк России может устанавливать  ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

      Статья 43. Под прямыми количественными  ограничениями Банка России понимается  установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

     Банк России  вправе применять прямые количественные  ограничения, в равной степени  касающиеся всех кредитных организаций,  в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

      Статья 44. Банк России в целях реализации  денежно-кредитной политики может  от своего имени осуществлять  эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

     Предельный  размер общей номинальной стоимости  облигаций Банка России всех  выпусков, не погашенных на дату  принятия Советом директоров  решения об очередном выпуске  облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

      Статья 45. Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

     Предварительно  проект основных направлений  единой государственной денежно-кредитной  политики представляется Президенту  Российской Федерации и в Правительство  Российской Федерации. 

     Основные  направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:

    • концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;
    • краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;
    • прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
    • количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
    • сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
    • прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;
    • целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
    • основные показатели денежной программы на предстоящий год;
    • варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;
    • план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

     Государственная  Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

Информация о работе Понятие и функции Центрального банка России