Понятие «резерв развития» в современный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности использования резервов развития предприятия.
При выполнении курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы резервов эффективного развития предприятия;
- выполнен анализ резервов развития ООО «Авторай-СервисЦентр»;
- дана общая характеристика ООО «Авторай-СервисЦентр»;;
- выполнен анализ основных технико-экономических показателей деятельности анализируемого предприятия;

Содержание работы

Оглавление 1
Введение 2
Глава 1 Теоретические основы резервов эффективного развития предприятия 3
1.1 Сущность и классификация резервов развития предприятия 3
1.2. Оценка резервов развития предприятия 5
1.3. Управление резервами развития предприятия 6

Файлы: 1 файл

Понятие «резерв развития» в современный период.docx

— 154.77 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

Глава 1 Теоретические  основы резервов эффективного развития предприятия 3

1.1 Сущность  и классификация резервов развития  предприятия 3

1.2. Оценка  резервов развития предприятия 13

1.3. Управление  резервами развития предприятия 17

Глава 2 Экономический  анализ резервов развития ООО «Авторай-СервисЦентр» 20

2.1 Общая характеристика хозяйственной деятельности предприятия 20

2.2 Анализ  основных технико-экономических  показателей деятельности предприятия 22

2.3 Анализ  резервов развития предприятия  и оценка эффективности их  использования 41

Глава 3 Разработка рекомендаций по повышению эффективности  использования резервов развития ООО  «Авторай-СервисЦентр» 44

Список используемых источников 47

 

 

Введение

Резервами считаются материально-вещественные ресурсы, которые временно не используются по назначению и неиспользованные возможности  для повышения эффективности  производства.

Мировой опыт показывает, что  устойчивое развитие производственных систем в долгосрочном периоде в  большей степени зависит не столько  от реальных ресурсных возможностей, сколько от эффективности использования внутренних резервов. Это и обуславливает актуальность темы дипломного проекта.

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности использования резервов развития предприятия.

При выполнении курсовой работы были поставлены и решены следующие  задачи:

-   рассмотрены теоретические  основы резервов эффективного  развития предприятия;

-   выполнен анализ  резервов развития ООО «Авторай-СервисЦентр»;

-   дана общая характеристика  ООО «Авторай-СервисЦентр»;;

- выполнен анализ основных технико-экономических показателей деятельности анализируемого предприятия;

Объектом исследования является ООО «Авторай-СервисЦентр»;

Предметом исследования являются резервы развития предприятия.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Теоретической и методологической основой работы послужили результаты исследований в области резервов развития предприятия. Исследование строилось  с применением принципов системного подхода. При этом использовались материалы, предоставленные ООО «Авторай-СервисЦентр», учебная и научная литература.

 

 

Глава 1 Теоретические  основы резервов эффективного развития предприятия

1.1 Сущность и классификация резервов развития предприятия

В современных экономических  условиях предприятия должно постоянно  развиваться, улучшая параметры  своей деятельности, чтобы сохранить  свои конкурентные позиции. Механизм функционирования предприятия обязательно должен включать в себя постоянное саморазвитие, отражающееся в улучшении значений показателей эффективности его  деятельности.

Исследование экономических процессов на уровне предприятия, основного звена национальной экономики, имеет ключевое значение. Именно на этом уровне управления необходимо глубоко разобраться, какие возможности имеются у каждого хозяйствующего субъекта по поддержанию устойчивого и эффективного развития экономики. И самое главное – от решения этих проблем предприятиями зависит устойчивое развитие экономики страны в целом.

Категория «предприятие»  многозначна. В широком смысле –  это свойство систем, в узком –  действие, направленное на создание чего–  либо. В то же время предприятием можно назвать группу людей, объединившихся ради достижения общих целей. Этой целью, объединившей людей, является бизнес, и в долгосрочном плане деятельности предприятия на первое место выходит сохранение и развитие бизнеса, что позволит получать прибыль в будущем.

Устойчивое развитие предприятия  —  это процесс постоянных изменений, при котором использование ресурсов,  направление инвестиций,  научно-техническое развитие, внедрение инноваций, совершенствование персонала и институциональные изменения согласованы друг с другом и направлены на повышение настоящего и будущего потенциала предприятия, удовлетворения    его потребностей и достижения стратегических целей.

Наиболее распространенные, выверенные практикой и широко освещенные в литературе стратегии развития бизнеса обычно называются базисными, или эталонными. Они отражают четыре различных подхода к росту  фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология. Каждый из данных пяти элементов может находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или новое состояние.

Первую группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и рынка и не затрагивают три других элемента. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли, что касается рынка, то фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый рынок.

Конкретными типами стратегии первой группы являются следующие:

  • Стратегия усиления позиции на рынке, при которой фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Для реализации этой стратегии требуются большие маркетинговые усилия. Реализация этой стратегии допускает также осуществление так называемой "горизонтальной интэграции", при которой фирма пытается установить контроль над своими конкурентами;
  • Стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта;
  • Стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта и его реализации на уже освоенном фирмой рынке.

Вторую группу эталонных стратегий составляют такие стратегии бизнеса, которые предполагают расширение фирмы путем добавления новых структур. Эти стратегии называются стратегиями интегрированного роста. Обычно фирма может прибегать к осуществлению таких стратегий, если она находится в сильном бизнесе, не может осуществлять стратегии концентрированного роста и в то же время интегрированный рост не противоречит ее долгосрочным целям. Фирма может осуществлять интегрированный рост как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. При этом в обоих случаях происходит изменение положения фирмы внутри отрасли.

Выделяются два основных типа стратегии интегрированного роста:

Стратегия обратной вертикальной интеграции, направленная на рост фирма за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками, а так же за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение. Реализация стратегии обратной вертикальной интеграции может дать фирме благоприятные результаты, связанные с уменьшением зависимости от колебания цен на комплектующие и запросов поставщиков. При этом поставки как центр расходов для фирмы могут превратиться в случае обратной вертикальной интеграции в центр доходов;

Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции, выражающаяся в росте фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем, т. е. над системами распределения и продажи. Данный тип интеграции выгоден в тех случаях, когда посреднические услуги очень расширяются или когда фирма не может найти посредников с качественным уровнем работы. Третьей группой эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии диверсифицированного роста. Эти стратегии реализуются в том случае, если фирмы дальше не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. Стратегиями данного типа являются следующие:

  • стратегия центрированной диверсификации, базирующаяся на поиске и использовании заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для производства для новых продуктов. При этом существующее производство остается в центре бизнеса, а новая возникает, исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии либо же в других сильных сторонах функционирования фирмы;
  • стратегия горизонтальной диверсификации, предполагающая поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой. При данной стратегии фирма должна ориентироваться на производство таких технологически не связанных продуктов, которые бы использовали уже имеющиеся возможности фирмы, например в области поставок. Так как новый продукт должен быть ориентирован на потребителя основного продукта, то по своим качествам он должен быть сопутствующим уже производимому продукту. Важным условиям реализации данной стратегии является предварительная оценка фирмой собственной компетентности в производстве нового продукта;
  • стратегия конгломеративной диверсификации, состоящая в том, что фирма расширяется за счет производства технологически не связанных уже производимыми продуктами, которые реализуются на новых рынках. Эта одна из самых сложных для реализации стратегии развития, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов, в частности от компетентности имеющегося персонала, и в особенности менеджеров, сезонности в жизни рынка в наличия необходимых сумм денег.

Четвертым типом  эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии сокращения. Данные стратегии реализуются тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике, такие как, например, структурная перестройка и т. П. В этих случаях фирмы прибегают к использованию стратегий целенаправленного и спланированного сокращения. Реализация данных стратегий зачастую проходит не безболезненно для фирмы. Однако необходимо четко осознать, что это такие же стратегии развития фирмы, как и рассмотренные стратегии роста, и при определенных обстоятельствах их невозможно избежать. Более того, в определенных обстоятельствах это единственно возможные стратегии обновления бизнеса, так как в подавляющем большинстве случаев обновление, и всеобщее ускорение - взаимоисключающие процессы развития бизнеса.

Выделяются четыре типа стратегий  целенаправленного сокращения бизнеса:

  • стратегия ликвидации, представляющая собой предельный случай стратегии сокращения и осуществляется тогда, когда фирма не может вести дальнейший бизнес;
  • стратегия "сбора урожая", предполагающая отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе. Эта стратегия применяется по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но может принести доходы во время "сбор урожая". Данная стратегия предполагает сокращение затрат на закупки, на рабочую силу и максимальное получение дохода от распродажи имеющегося продукта и продолжающего сокращаться производства. Стратегия "сбора урожая" рассчитана на то, чтобы при постепенном сокращении данного бизнеса до нуля добиться за период сокращения получения максимального дохода;
  • стратегия сокращения, заключается в том, что фирма закрывает или продает одно из своих подразделений или бизнесов для того, чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса. Часто эта стратегия реализуется диверсифицированными фирмами тогда, когда одно из производств плохо сочетается с другими. Реализуется данная стратегия и тогда, когда нужно получить средства для развития более перспективных либо же начала новых, более соответствующих долгосрочным целям фирмы бизнесов;
  • стратегия сокращения расходов, основной идеей которой является поиск возможностей уменьшения издержек и проведение соответствующих мероприятий по сокращению затрат. Данная стратегия обладает определенными отличительными особенностями, которые состоят в том, что она более ориентирована на устранение достаточно небольших источников затрат, а также в том, что ее реализация носит характер временных или краткосрочных мер. Реализация данной стратегии связана со снижением производственных затрат, повышением производительности, сокращением найма и даже увольнением персонала, прекращением производства прибыльных товаров и закрытием прибыльных мощностей.

В практике фирма может  одновременно реализовать несколько  стратегий. Особенно это распространено у многоотраслевых компаний. Может  производиться фирмой и определенная последовательность в реализации стратегий. По поводу первого и второго случаев  говорят, что фирма осуществляет комбинированную стратегию.

Вообще в бизнесе существует множество целей, и все они  взаимосвязаны и взаимозависимы. Целями деятельности любого предприятия  являются:

Информация о работе Понятие «резерв развития» в современный период