Понятие «резерв развития» в современный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности использования резервов развития предприятия.
При выполнении курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы резервов эффективного развития предприятия;
- выполнен анализ резервов развития ООО «Авторай-СервисЦентр»;
- дана общая характеристика ООО «Авторай-СервисЦентр»;;
- выполнен анализ основных технико-экономических показателей деятельности анализируемого предприятия;

Содержание работы

Оглавление 1
Введение 2
Глава 1 Теоретические основы резервов эффективного развития предприятия 3
1.1 Сущность и классификация резервов развития предприятия 3
1.2. Оценка резервов развития предприятия 5
1.3. Управление резервами развития предприятия 6

Файлы: 1 файл

Понятие «резерв развития» в современный период.docx

— 154.77 Кб (Скачать файл)

Особенно высокоэффективным  методом выявления резервов является функционально-стоимостной анализ (ФСА), главное назначение которого состоит в целенаправленной оптимизации  соотношений между необходимыми и чрезмерными затратами и  потребительскими свойствами продукции. Использование этого метода позволяет  на ранних стадиях жизненного цикла  изделия найти и предупредить лишние затраты путем усовершенствования его конструкции, технологии производства, использования более дешевого сырья  и материалов и т.д.

Существенную помощь при  подсчете резервов оказывает расчетно-конструктивный метод. Этот способ применяется в  тех случаях, когда исследуемый  результативный показатель можно представить  в виде кратной модели. Например, производительность труда (ПТ) определяется отношением валовой продукции (ВП) к количеству затраченного на его производство труда в человеко-днях или человеко-часах (ЗТ). Значит, для увеличения производительности труда необходимо, с одной стороны, найти резервы увеличения объемов валовой продукции (ВП), а с другой - резервы сокращения затрат труда (ЗТ) за счет внедрения более совершенной техники и технологии, улучшения организации труда и других факторов. В то же время нужно учитывать, что для освоения резервов увеличения производства продукции требуются дополнительные затраты труда (ДЗТ).

Все выявленные таким способом резервы должны быть подкреплены  соответствующими мероприятиями. Только в этом случае величина резервов будет  реальной и обоснованной.

Это может осуществляться двумя способами:

 

    • Выявляются резервы формальными методами, затем разрабатываются мероприятия, которые позволяют освоить выявленные резервы.
    • Разрабатываются мероприятия, потом подсчитываются резервы

 

Например, подсчитаны резервы  увеличения производства продукции  за счет повышения уровня производительности труда работников до планового уровня (или уровня, достигнутого на передовом предприятии). После этого разрабатываются мероприятия по освоению этого резерва (улучшение организации труда, совершенствование техники и технологии производства, повышение квалификации работников, улучшение условий их труда и т.д.). При этом сумма резервов по всем мероприятиям должна быть равной общей величине выявленных резервов роста производительности труда.

Наиболее обоснованным является второй способ подсчета резервов, в  основу которого положены конкретные мероприятия с учетом реальных возможностей предприятия. В этом случае для подсчета резервов необходимо объем дополнительного  мероприятия умножить на фактический  или возможный эффект, получаемый на единицу этого мероприятия.

Такой неформальный подход к выявлению резервов позволяет  более точно определить их величину. Но для этого нужна предварительная  оценка эффективности (окупаемости) каждого  мероприятия.

 

Резервы роста объема производства - это количественно измеримые  возможности его увеличения за счет улучшения использования ресурсов предприятия.

Развитие предприятия  характеризуется приращением во времени основных показателей эффективности  его деятельности. Конечный финансовый результат деятельности предприятия  – это балансовая прибыль, которая  может быть выражена в виде следующей  формулы:

 

Пб=Пр±Пф±Пвн, (1.1)

 

где Пб – балансовая прибыль  или убыток, руб;

Пф - результат от реализации продукции, руб;

Пвн – сальдо доходов и расходов прочих внереализационных результатов, руб.

На значение прибыли от реализации продукции большое влияние  оказывает конкурентоспособность  продукции, которая определяется основными  потребительскими товарными свойствами (в основном качеством). Ценность их может быть определена как экспертным путем, так и объективно.

1.3. Управление резервами развития предприятия

Управление резервами  развития предприятия предусматривает  разработку и использование механизма  управления для обеспечения процесса нормального функционирования производства и повышения объема реализации готовой  продукции с учетом повышения  эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Управление резервами  развития предприятия базируется на управлении производственно – хозяйственной  деятельности, которое осуществляется через следующие функции: планирование, организацию, мотивацию, контроль, координацию, нормирование и регулирование.

Планирование – это  функция управления, заключающаяся  в принятии решений о главных  направлениях экономического развития предприятия на основе количественных и качественных показателей, а также  в определении способов их выполнения. Различают следующие виды планирования:

    • директивное;
    • индикативное;
    • стратегическое;
    • тактическое;
    • оперативное.

Организация производства –  это процесс рационального объединения  трудовых ресурсов с материально  – вещественными элементами производства для обеспечения запланированного выпуска готовой продукции с  учетом качественных характеристик  изделия и минимизации текущих  затрат и трудоемкости изготовления.

Мотивация представляет собой  условие для эффективного осуществления  принятого решения на основе материального или морального стимулирования какой – либо трудовой деятельности.

 

Контроль – это оценка соответствия результатов работы предприятия требованиям инструкции по выполнению качественных и количественных показателей экономического и социального развития предприятия.

Координация – обеспечение согласованности в действиях руководящего персонала предприятия по выполнению производственного задания.

Нормирование – процесс разработки научно обоснованных норм и нормативов, отражающих экономически оправданный расход материальных и трудовых ресурсов в процессе производства и управления. Результаты нормирования служат базой для разработки календарно-плановых нормативов, производственных циклов, размеров партии и заделов.

Регулирование – завершающаяся производственная процедура, направленная на разработку плана мероприятий по предупреждению и устранению возможных отклонений и сбоев в производственном процессе.

Реализация функции управления резервами развития предприятия  тесно связана с организационной  структурой его производства и аппарата.

Годовая производственная программа  предприятия рассчитывается исходя из потенциальных возможностей производства. Производственная программа и план реализации продукции являются основой  для определения выручки, которая  служит главной составляющей балансовой прибыли предприятия. Экономически обоснованная производственная программа  отражает потенциальную выручку (ВР) или чистую прибыль:

 

ВРгод = ∑ЦiQi→max

 

или ПРчист = ∑[(Цi-Ci)(1-б)Qi], (1.4)

 

где Цi – оптовая цена i-го изделия, руб.;

 

Qi – годовой объем i-го изделия, установленный на основе конкурентоспособности изделия, шт.;

 

Сi – себестоимость единицы i-го изделия, руб.;

 

б – доля отчислений в бюджет, доли единицы.

 

Глава 2 Экономический  анализ резервов развития ООО «Авторай-СервисЦентр»

2.1 Общая характеристика хозяйственной деятельности предприятия

Предприятие ООО «Авторай-СервисЦентр» было создано 02.04.2008 года

Юридический адрес РФ, 432026, г. Ульяновск, ул. Московское шоссе, 17а.

Почтовый адрес РФ, 432026, г. Ульяновск, ул. Московское шоссе, 17а.

Уставный капитал предприятия  составляет 10000 руб.

Среднегодовая численность  работающих – 19 человек;

Основным видом деятельности является: сервисное обслуживание автомобилей.

Предприятие является коммерческой организацией. Полное фирменное наименование: открытое акционерное общество ООО «Авторай-СервисЦентр».

ООО «Авторай-СервисЦентр» организована для производственной деятельности в области сервисного обслуживания автомобилей. Фирма предоставляет услуги по диагностике технического состояния автомобилей, ремонту, покраске, замене номерных агрегатов.

Учредителями и совладельцами  предприятия являются специалисты  по ремонту автомобилей, имеющие  большой опыт в данном виде деятельности. На первом этапе сформирован небольшой  штат сотрудников, но в дальнейшем возможно расширение штата за счет найма работников по договору.

Клиентами фирмы являются частные лица со средними и вышесредними доходами, которые желают отремонтировать  либо провести диагностику технического состояния своего автомобиля.

Нашими клиентами являются инженерно-технические, торговые работники, руководители, менеджеры фирм, люди творческих профессий, в общем все те, кто имеет личный автомобиль и средства на его обслуживание и ремонт. Высокая квалификация и большой профессиональный опыт сотрудников фирмы обеспечивает качественное и быстрое обслуживание и ремонт автомобилей. Так же фирма предлагает услуги по приобретению запчастей, что позволяет клиентам экономить время и средства, так как сотрудники фирмы имеют возможность приобретать запчасти по более низкой цене, чем в розничной сети. Предусматривается обязательное гарантийное обслуживание, возможны бесплатные технические консультации клиентам.

Фирма, хоть и является небольшой, оснащена современным оборудованием  для диагностики и ремонта  автомобилей: два электроподъемника, аппараты полуавтоматической сварки, стенд для растяжки деталей кузова, а также всевозможные инструменты и аппараты для ремонта, диагностики и настройки технического состояния автомобиля.

Фирма арендует бокс на территории завода размером 230 кв. м. (190 кв. м. производственных площадей, 40 кв. м. бытовых помещений). Территория завода находится под охраной, въезд на территорию возможен только по пропускам, выписываемым работниками фирмы.

В помещении бокса высокий  потолок, хорошее освещение, широкие  ворота для въезда машин. Служебные  помещения находятся на втором ярусе (раздевалка, комната отдыха, кабинет  директора фирмы), есть телефон.

 

2.2 Анализ основных  технико-экономических показателей  деятельности предприятия

Анализ обеспеченности и движения персонала на предприятии

Таблица 2.Численный состав и структура персонала по категориям

Категории  персонала/год

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Руководители высшего  звена  (от заместителей руководителей  направлений и выше)

1

1

1

Руководители среднего звена  (уровень зам.начальника отдела и начальника отдела)

1

7

6

Специалисты

0

3

5

Служащие

0

6

4

Рабочие

0

7

8

Всего:

2

24

24


Таблица 3 Возрастной состав работников

Возраст  работников/год

2008 г.

2009 г.

2010 г.

до 25 лет

0

0

0

от 25 до 35 лет

0

13

12

от 35 до 45 лет

2

9

10

от 45 до пенсионного возраста

0

2

2

работающие пенсионеры

0

0

0

Всего :  

2

24

24


 

Таблица 4 Численный состав и структура персонала по образованию

Образование  работников/год

2008 г.

2009 г.

2010 г.

два высших, аспирантура, докторантура

0

0

0

высшее

2

4

4

средне-специальное

0

11

14

среднее

0

9

6

неполное среднее

0

0

0

Всего:

2

24

24


 

Из данных таблицы 4 видно, что в течение всего рассматриваемого периода на предприятии произошли  изменения в качественном составе  персонала. Квалификационный уровень  значительно повысился. Наблюдается  увеличение удельного веса сотрудников  со среднеспециальным образованием в 2009 г. увеличился на 45,8%, а в 2009 г. увеличился на 12,5%.

Поскольку изменения качественного  состава персонала происходят в  результате его движения, то перейдем к вопросу ротации кадров.

Информация о работе Понятие «резерв развития» в современный период