Понятие рынка труда. Рынок труда России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 18:44, реферат

Описание работы

Основной производительной силой общества, решающим фактором экономической деятельности, при всей значимости материальных ресурсов, выступает труд. Труд - источник всякого богатства и главное условие самой человеческой жизни. И чем лучше труд оснащен технически и обеспечен ресурсами, тем эффективнее он выполняет эту роль.
Сфера труда - важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда является объектом исследования данной курсовой работы.

Файлы: 1 файл

moya_kursovaya.doc

— 1.61 Мб (Скачать файл)

Табл. 1

2003

145,0

2004

144,3

2005

143,8

2006

143,2

2007

142,8

2008

142,8

2009

142,7

2010

142,9

2011

142,9


 

Из данной таблицы можно сделать вывод, что численность всего населения страны сократилась в период с 2003 по 2011 гг. на 2,1 млн. человек. Таким образом, наша страна занимает 9 место по численности населения.

Табл. 2

 

Страна

Население

Прирост

1

 КНР

1 354 790 000

▲ 0,481 %

2

 Индия

1 227 150 000

▲ 1,312 %

3

 США

314 705 000

▲ 0,899 %

4

 Индонезия

237 641 326

▲ 1,040 %

5

 Бразилия

199 321 000

▲ 1,102 %

6

 Пакистан

190 291 000

▲ 1,551 %

7

 Нигерия

170 123 000

▲ 2,553 %

8

 Бангладеш

161 083 000

▲ 1,579 %

9

 Россия

143 180 000

▲ 0,013 %

10

 Япония

127 368 000

▼ −0,077 %

11

 Мексика

114 975 000

▲ 1,086 %

12

 Филиппины

103 775 000

▲ 1,873 %

13

 Вьетнам

91 519 000

▲ 1,054 %

14

 Эфиопия

91 195 000

▲ 3,179 %

15

 Египет

83 688 000

▲ 1,922 %

16

 Германия

81 305 000

▼ -0,200 % 


 

Общая характеристика трудовых ресурсов

В результате происходивших социально-демографических процессов численность экономически активного населения повысилась в период с 2003 по 2011 гг. на 3506,1 тысяч человек.

рис.1

К началу 2007 г. число экономически активного населения достигло 75046 тысяч человек и составляет больше половины общей численности населения страны. Между тем численность трудоспособного населения выросла приблизительно на 2112 тысяч человек. Увеличение числа экономически активного населения при росте трудоспособного населения свидетельствует об уменьшении числа предприятий, занимающихся теневой экономикой и соответствии официально регистрируемой и реальной безработицы.

Занятость населения

На конец 2000 г. число занятых в российской экономике составляло 65273 тысяч человек, в 2005 г. – 68603 тысячи человек, в 2011 70856,6 тысяч человек,

 

Табл. 3

Численность занятых в экономике по сравнению с численностью экономически активного населения

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Экономически активное население

72835

72909

73811

74156

75046

75700,1

75694,2

75477,9

75779,0

Численность занятого в экономике населения

67152

67134

68603

69157

70813

71003,1

69410,5

69933,7

70856,6

%-е соотношение занятого населения  к экономически активному населению

92,2

92,1

92,9

93,3

94,4

93.8

91,7

92,7

93,5


 

 

Происходящий сейчас рост числа занятых в России еще слишком мал для того, чтобы говорить о кардинальном улучшении положения дел. Статистическое исследование этих  данных позволяет предположить возможность сохранения существующих тенденций в сфере занятости в ближайшие 2-3 года.

В структуре занятого населения по возрасту наиболее многочисленную группу составляют лица в возрасте от 45 до 49 лет, на долю которых приходится 14,8% общей численности занятых.

По сравнению с другими странами, население Российской Федерации, занятое в экономики, имеет достаточно высокий уровень образования. Высшее профессиональное образование имеют 27,8% населения, 25,9% - среднее профессиональное образование, 21,5% - среднее (полное) общее образование, 17,6% - начальное профессиональное образование. Также есть лица, которые имеют неполное высшее профессиональное образование (1,5%), основное общее образование (5,3%) и только лишь 0,4% населения обладают начальным общим образованием или вообще не имеют никакого образования. Среди населения, занятого в экономики, более высокий уровень образования имеют женщины: 30,5% из них с высшим образованием. У мужчин этот показатель составляет 25,2%. Соответственно среди мужчин и женщин среднее профессиональное образование имеют 20,9 и 31,0%. Мужчины преобладают на более низких ступенях образования: общее среднее имеет 24,0% мужчин и 18,9% женщин; начальное общее или вообще не имеет образования соответственно – 0,5 и 0,4%

Высокий уровень образования российского занятого в экономике населения является положительным фактором, создающим условия для возможности интенсивного экономического развития. Но этот фактор имеет временный и очень нестабильный характер и может исчезнуть, если не будут устранены несоответствия  между квалификацией рабочей силы и спросом на рынке труда.

Помимо граждан Российской Федерации, на работу в Россию привлекаются граждане других стран. Их число в последние годы, по данным Федеральной миграционной службы, быстро увеличивается.

Иностранная рабочая сила поступала на территорию Российской Федерации из 132 стран мира, в том числе из 38 стран Европы, 21 страны Северной и Южной Америки и Карибского бассейна, 42 стран Азии, 27 стран Африканского континента, 4 стран Океании.

Наиболее крупными поставщиками рабочей силы в Россию из государств-участников СНГ являются Украина, Таджикистан, Узбекистан, Молдавия.

Сохраняется тенденция роста численности рабочей силы, поступающей из Китая, Турции, Вьетнама. Эти страны по-прежнему остаются основными поставщиками иностранной рабочей силы из стран вне СНГ.

Большинство трудовых мигрантов привлекалось для работы в организациях строительства (38,7%) а также оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования (30,5%). В добывающие и обрабатывающие производства было привлечено 8,7% иностранной рабочей силы, в сферу сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 7,3%; транспорта и связи - 4,7%.

Сохраняется сложившаяся специализация привлекаемой иностранной рабочей силы по видам экономической деятельности. Около 86% рабочей силы из Турции и 54-56% рабочей силы из Украины и Армении использовалось в 2009 году в строительстве. Большинство трудовых мигрантов из Китая и Вьетнама занималось торгово-коммерческой деятельностью.

В основном иностранная рабочая сила привлекается в ограниченный круг российских регионов, среди которых безусловным лидером является столица. Так, в 2009 году в экономику Москвы было привлечено более 34% от общей численности иностранной рабочей силы, Московской области - 7,3%, Свердловской области - 3,8%, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа - 3,5% и 3,7% соответственно, Приморского края и Санкт-Петербурга - по 3,3%, Краснодарского края - 2,4%, Красноярского края - 2,3%.

 Имеет место  также значительная нелегальная  миграция рабочей силы, концентрирующейся  в Москве и некоторых других  крупных городах, но ее оценки  не являются достоверными. Но  всё равно миграционные потоки из-за рубежа не оказывают существенного влияния на ситуацию на рынке труда.

Данные показатели могут служить косвенным подтверждением наметившихся позитивных экономических сдвигов.

 

 

1.4 Особенности рынков труда различных стран

 

Шведская модель рынка труда базируется на деятельном вмешательстве государства в вопросы занятости населения, предотвращении безработицы, а не на поддержке уже потерявших работу. Данная модель характеризуется достижением полной занятости через проведение жесткой фискальной политики, направленной на содействие менее доходных предприятий и сдерживание прибыли успешных фирм с целью снижения инфляционной конкуренции между фирмами в стимулировании роста заработной платы; конструктивной политикой на рынке труда по содействию слабоконкурентным работникам; «политикой солидарности» в заработной плате, чтобы сохранить равную оплату за равный труд независимо от финансового состояния тех или иных фирм; содействием занятости в сферах экономики, которые имели слабые результаты деятельности, но способствовали выполнению социальных задач [2, с. 24]. Активная политика занятости в Швеции имеет следующие цели: высокую степень участия рабочей силы в общественном производстве, имеется в виду, масштабное привлечение к трудовой деятельности женщин и инвалидов; полную занятость, которая поддерживается тремя системами: система регулярной (обычной) переподготовки, система организации общественных работ и система молодежной практики, которая выступает специфическим шведским нововведением; высокую компетентность и возможность развития личности, так как вопросы компетенции играют решающую роль в успехе конкурентной борьбы, поэтому главное – иметь хорошо работающую систему школьного образования и высокоразвитое высшее образование и науку; создание конкурентоспособных рабочих мест во всех регионах для обеспечения наилучших условий для предпринимательства.

Рассматривая рынок труда Германии, выделим его основную цель – обеспечение постоянной занятости. Но такая политика не должна затрагивать основные принципы рыночной экономики, такие как свободная конкуренция или свобода личной экономической инициативы . Достижению данной цели способствует решение следующих задач: регулирование рынка труда путем внедрения тарифных договоров на уровне союзов предпринимателей и профсоюзов; содействие занятости посредством оказания помощи в поиске рабочего места, проведение консультаций, содействие в профессиональном обучении и переобучении и др.; контроль дискриминации по половому признаку; страхование и помощь по безработице.

Необходимо отметить, что рынок труда Германии не является конкурентным, так как правила поведения на нем строго регламентированы. Трудовым и социальным законодательством определено, что все субъекты рынка труда не могут свободно заключать трудовые соглашения, а обязаны вступать в корпоративные союзы (союзы работодателей и профессиональные союзы). Главенствующую роль на рынке труда Германии играют союзы работодателей, профессиональные союзы наемных работников и Федеральное ведомство по труду. Анализ немецкой модели рынка труда позволяет применить некоторые его положения и в условиях белорусской экономики. Первое – это дифференцированность субъектов рынка труда. Эффективная система защиты интересов членов общественных корпораций оказывает огромное влияние на рынок труда и может стать важной частью системы регулирования белорусского рынка труда. Второе – действенным инструментом регулирования немецкого рынка труда выступают тарифные соглашения, применение которых в Беларуси может способствовать справедливому распределению доходов, достижению общеэкономических целей, таких как полная занятость, стабильность денежной единицы, внешнее и внутреннее экономическое равновесие и поддержание социального мира в экономическом сообществе. Третье – создание в Беларуси эффективной системы регулирования рынка труда и социальной защиты необходимо сопроводить жесткой системой пресечения различных нарушений, зарождающихся в сфере труда и занятости и приводящих к отрицательным экономическим и социальным последствиям.

Основной путь уменьшения уровня безработицы во Франции – это создание максимально гибкого рынка труда, способного достаточно быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка. Наибольшее внимание уделяется созданию рабочих мест с неполной занятостью, введению контрактов по найму на фиксированный срок и упрощению процедуры увольнений. Неполной занятостью во Франции принято считать постоянную работу, когда фактическая продолжительность рабочего времени на 25 % меньше официальной продолжительности рабочей недели. В процессе сокращения уровня безработицы неполная занятость остается основным инструментом французских властей. Наиболее часто этой формой труда заняты женщины (40 % работающих женщин имеют места с неполной занятостью) и молодежь с низкой квалификацией труда. Этот вид занятости наиболее востребован в сфере торговли и услуг. Приоритетным направлением французской политики занятости выступает сокращение рабочего времени. На сегодняшний день правительство Франции рассчитывает в законодательном порядке сократить продолжительность рабочей недели до 35 часов, что будет содействовать уменьшению уровня безработицы и созданию новых рабочих мест.

Информация о работе Понятие рынка труда. Рынок труда России