Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 18:44, реферат
Основной производительной силой общества, решающим фактором экономической деятельности, при всей значимости материальных ресурсов, выступает труд. Труд - источник всякого богатства и главное условие самой человеческой жизни. И чем лучше труд оснащен технически и обеспечен ресурсами, тем эффективнее он выполняет эту роль.
Сфера труда - важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда является объектом исследования данной курсовой работы.
Японская модель рынка труда долгие годы признавалась одной из наиболее эффективных и жизнеспособных моделей, которой принадлежит будущее. Основой японской модели выступает система трудовых отношений, базирующаяся на принципе «пожизненного найма», которая гарантирует занятость работника на предприятии до 55–60 лет. Размеры социальных гарантий и заработная плата работников напрямую зависят от количества проработанных лет. Работники планомерно проходят повышение профессиональной квалификации в надлежащих производственных службах и передвигаются на новые рабочие места строго по плану. Воспитание творческого отношения к труду, рост ответственности за качество работы, забота о престиже фирмы и внутрифирменный «патриотизм» − характерные черты японской модели. Тем не менее в последнее время и ей довелось столкнуться с экономическими трудностями, вызвавшими рост безработицы в 2009 г. − 3,8 %. В обозримом будущем японской экономике предстоят структурные изменения, связанные с ее глобализацией и бурным ростом информационных технологий, что бесспорно отразится на ситуации на рынке труда. Министерство труда Японии разрабатывает и старается претворить в жизнь целый пласт комплексных мер, сориентированных на стабилизацию рынка труда страны. Назовем некоторые из них: предоставление дотаций на поддержание занятости руководителям фирм, старающимся сохранить рабочие места в условиях циклических колебаний спроса на рабочую силу; государственная поддержка в организации обучения работников и создании привлекательных условий труда на средних и малых предприятиях; выделение субсидий работодателям, которые расширяют возможности трудоустройства и развития профессиональных способностей трудящихся при перемещении их с одних предприятий на другие; поддержка как государственных структур по обеспечению занятости, так и частных агентств по трудоустройству; оказание помощи в трудоустройстве выпускников учебных заведений; совершенствование программ по поддержанию и повышению уровня занятости инвалидов, молодежи и других.
Для американской модели характерно жесткое отношение к работникам, которые могут быть уволены при необходимости сокращения объема производства или используемого труда, длительность же рабочего времени не фиксирована. Государственное регулирование рынка рабочей силы в США призвано не допустить роста безработицы до уровня, угрожающего серьезными социальными потрясениями. Помимо этого, оно должно смягчить последствия массы других диспропорций структурного характера. Так, хроническая безработица обусловливается большим числом незаполненных вакансий, недостатком целого ряда специалистов, в том числе новейших профессий, порожденных потребностями научно-технического прогресса. В этих условиях, особенно на новом этапе НТР, еще одной важной функцией государства в сфере труда становится профессиональная подготовка и переподготовка рабочей силы, развитие системы образования. Нехватка квалифицированных кадров или нерациональное их использование отражается на экономике, снижает эффективность общественного производства, ухудшает позиции американского капитала на международных рынках. Проблемы занятости и безработицы, развития человеческих ресурсов и трудовых отношений выступает одним из приоритетов социально-экономической политики США. Государственное регулирование рынка труда включает в себя четыре основных направления: содействие найму рабочей силы; стимулирование роста занятости и увеличение числа рабочих мест; внедрение программ, направленных на подготовку и переподготовку рабочей силы; социальное страхование безработицы.
Вышеизложенные направления не отражают всего многообразия методов решения проблемы занятости. Большую роль играет комплекс мер косвенного регулирования рынка труда: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства и т. д. Ядром же, предопределяющим политику на рынке труда, выступает законодательство в сфере социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т. п. Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно выступают мерами макроэкономического регулирования и влияют на динамику занятости и безработицы через общую деловую конъюнктуру в стране. Анализируя опыт функционирования рынка труда США, отметим, что, основываясь на основных принципах рыночной экономики, он достаточно результативен и способствует целесообразному использованию основного экономического ресурса страны − трудового потенциала.
Все рассмотренные модели национальных рынков труда не статичны, они зависят от многих факторов, как внутренних, так и внешних. Согласно же закону А. Оукена, ежегодное сокращение темпов прироста валового внутреннего продукта на 2 % вызывает рост уровня безработицы на 1 %. Этот закон позволяет рассчитать естественный уровень безработицы, который возрастает в каждом последующем цикле.
Итак, анализ существующей практики регулирования мезопропорций рынков труда промышленно развитых стран имеет существенное практическое значение. Применение мирового опыта, накопленного по данной проблеме, позволит избежать многих ошибок на этапе модернизации структур рынка труда.
1.4 Методы прогнозирования
Прогнозирование является исходным пунктом разработки системы мероприятий, реализация которых призвана обеспечить маркетинговую деятельность на рынке труда.
Основными направлениями пронозирования являются:
1) прогнозирование предложения рабочей силы;
2) прогнозирование спроса на рабочую силу;
3) прогнозирование безработицы;
4) прогнозирование занятости;
5) прогнозирование цены рабочей силы.
При разработке прогнозов дается количественная и качественная оценка конкретных параметров объектов прогноза. По временному показателю прогнозы различают: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Количественная оценка конкретных параметров рынка труда может осуществляться в течении краткосрочного периода. На перспективу до 3-5 лет (среднесрочный прогноз рынка труда) объектами прогнозирования могут быть качественные и количественные параметры более общего типа, отражающие ситуацию на рынке труда в целом. С учетом опыта зарубежных стран возможна разработка долгосрочных прогнозов (на 5-10 лет). На их основе формируется представление о наиболее значительных структурных изменениях в занятости населения, связанных с появлением принципиально новых сфер приложения труда, развитием новых методов обучения, активным внедрением в трудовые процессы достижений НТП, созданием полноценной системы социальной защиты населения от безработицы. Разработке общего прогноза рынка труда обязательно предшествуют более частные прогнозы, различающиеся по своим объектам.
При проведении прогнозных исследований рынка труда возникают проблемы с использованием тех или иных методов:
1. Простейший
из известных методов
2. Прогнозирование
спроса на рабочую силу в
зависимости от изменений
3. Построение сложных поведенческих моделей, позволяющих имитировать функционирование экономической системы в зависимости от рассматриваемых сценариев развития, дает возможность определить дальнейший ход событий лишь на качественном уровне.
4. Наиболее целесообразным, на наш взгляд, является подход, в соответствии с которым следует учитывать основные факторы (факторный метод), влияющие на спрос и предложение труда. В качестве одного из них можно рассматривать демографическую ситуацию в стране. Другим фактором является возрастающая интенсивность миграционного потока на территории. Анализ возможностей взаимозамещения и переподготовки работников разных профессий также позволяет оценить вероятные "выбросы" рабочей силы. Аналогичные оценки можно получить в результате анализа процесса концентрации трудовых ресурсов по видам производственных объектов и по видам их деятельности.
Наличие информации о протекании этих процессов и представление о дальнейшей экономической политики правительства позволяет с помощью синтеза простейших эвристических (вопросы-ответы) и количественных процедур более объективно определить возможный уровень безработицы. Несмотря на некоторую методическую "размытость" данный подход является по существу единственно приемлемым для переходного периода, позволет оценить максимальный и минимальный уровень предполагаемого высвобождения работников.
Другим вариантом анализа с построением перспективной модели поведения субъектов может выступать так называемый анализ временных рядов [14, С.61-63]. Его концепция исходит из того, что прогноз является искусстом предвидения поведения покупателей и продавцов на рынке в определенных условиях. Отсюда самым надежным источником информации выступают сами покупатели и продавцы. Их мнение о будущем поведении на рынке труда при определенных заданных условиях оценивается по шкале вероятного поведения.
Глава 2. Прогнозирование объема рынка труда в России
Наша задача состояла в отборе факторов, обладающих наибольшим влиянием на исследуемый показатель объема рынка труда в России, составление регрессионной модели, ее статистический анализ и прогнозирование показателей.
Обоснование выбора исследуемых параметров
Нами была выбрана следующая группа факторов для объяснения результативного показателя «Объемы рынка труда в России»:
Далее представлены первоначальные статистические данные
Табл. 4
Y |
X1 |
X2 |
X3 |
X4 |
X5 | |
Экономически активное население ( тыс. чел) |
Средняя заработная плата |
Инвестиции в основные фонды |
Прирост основных фондов в экономику |
ВВП |
Численность занятых | |
Год |
72273,0 |
5498,5 |
2186365,2 |
101,3 |
13208,2 |
66339,4 |
2003 |
72984,7 |
6739,5 |
2865013,9 |
101,6 |
17027,2 |
67318,6 |
2004 |
73581,0 |
8554,9 |
3611109 |
101,9 |
21609,8 |
68339,0 |
2005 |
74418,9 |
10633,9 |
4730022,9 |
102,4 |
26917,2 |
69168,7 |
2006 |
75288,9 |
13593,4 |
6716222,4 |
103,1 |
33247,5 |
70770,3 |
2007 |
75700,1 |
17290,1 |
8781616,4 |
103,6 |
41276,8 |
71003,1 |
2008 |
75694,2 |
18637,5 |
7976012,8 |
103,2 |
38807,2 |
69410,5 |
2009 |
75477,9 |
20952,2 |
9152096,0 |
103 |
46308,5 |
69933,7 |
2010 |
75779,0 |
23369,2 |
11035652,0 |
104 |
55799,6 |
70856,6 |
Выявление корреляционной зависимости
Корреляция (корреляционная зависимость) — статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин (либо величин, которые можно с некоторой допустимой степенью точности считать таковыми). При этом изменения значений одной или нескольких из этих величин сопутствуют систематическому изменению значений другой или других величин. Далее представлена матрица парных коэффициентов корреляции:
Табл. 5
Y |
х1 |
х2 |
х3 |
х4 |
х5 | |
Y |
1 |
|||||
х1 |
0,919362 |
1 |
||||
х2 |
0,935778 |
0,988817 |
1 |
|||
х3 |
0,963165 |
0,92906 |
0,965976 |
1 |
||
х4 |
0,918888 |
0,989617 |
0,994509 |
0,950757 |
1 |
|
х5 |
0,945436 |
0,82185 |
0,87858 |
0,945385 |
0,864051 |
1 |
Проверка факторов на мультиколлинеарность
Мультиколлинеарность (multicollinearity) — в эконометрике (регрессионный анализ) — наличие линейной зависимости между независимыми переменными (факторами) регрессионной модели.
При сопоставлении факторов оставляем тот из пары, у которого связь с остальными меньше.
Исходя из данных исследований, нами была выбрана лучшая модель.
Итак, в модель будут включены следующие факторы
Полученная модель – двухфакторная и уравнение множественной линейной регрессии имеет вид:
Y = 66 821, 53 -0,53461*X1 + 0,00155*X2