Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 06:29, реферат
Целью данной работы ставится рассмотрение сущности товарной политики на предприятии. Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть сущность товарной политики;
- Описать понятия товарного знака, упаковки, маркировки, фирменного стиля, сервисного и гарантийного обслуживания;
- На примере рассмотреть действие товарной политики предприятия (ОАО «Рузхиммаш»).
По результатам анализа
можно судить, в какой степени
выполнен прогноз продаж и удовлетворен
покупательский спрос, чем были вызваны
изменения в товарообороте за
отчетный период, оценить степень
соответствия фактических результатов
деятельности предприятия намеченной
стратегии. Анализируя товарооборот, выявляют
закономерности в его развитии. С этой
целью рассчитывается динамика товарооборота
в текущих и сопоставимых ценах. Если в
анализируемом периоде изменились цены,
то фактические данные по продаже товаров
необходимо выразить в ценах, в которых
прогнозировался товарооборот. Для этого
рассчитывают индекс цен. В условиях заметного
влияния инфляционных процессов на экономическую
жизнь страны, обусловивших высокие темпы
роста цен и обесценивания денег, использование
индекса цен приобретает особое значение.
Индекс цен показывает изменение совокупной
стоимости определенного количества товаров
за анализируемый период. В качестве продолжения
и конкретизации анализа общего объема
товарооборота изучают ассортимент и
структуру товарооборота. Успех деятельности
торговой организации в значительной
степени зависит от обоснованного формирования
ассортимента товаров, соответствующего
требованиям покупателей.
Таблица 1 - Показатели выпуска товарной продукции, тыс.руб.
Наименование |
2008 г. в сопоставим.ценах |
2009г. |
% |
Товарная продукция, всего |
7 537 037 |
7 578 606 |
100,6 |
вагоностроение |
5 794 838 |
6 337 029 |
109,4 |
запчасти к вагонам |
1 425 295 |
558 768 |
39,2 |
котлы-цистерны |
46 977 |
123 407 |
262,7 |
ремонт подвижного состава, переоборудование, прочее оборудование |
21 487 |
76 606 |
351,8 |
ТНП и прочая продукция |
4 401 |
5 160 |
117,2 |
химоборудование |
244 039 |
477 636 |
195,7 |
В связи с изменением структуры портфеля заказов предприятия, в 2009г. увеличилось производство вагонов-цистерн и снизилось производство полувагонов, вагонов-хопперов, платформ, по причине отсутствия заказов не осуществлялся выпуск автомобилевозов.
Рисунок 5 – выпуск грузовых вагонов в 2009г., шт.
Производственный потенциал ОАО «Рузхиммаш» при двухсменном режиме работы (в отношении введенных в эксплуатацию мощностей) в течение 2009г. был задействован на 75-80%. Всего было произведено 5 207 шт. грузовых вагонов, что на 8% больше, чем в 2008г. (4 811 шт.).
Наиболее высокий спрос в 2009г. отмечался на вагоны-цистерны для перевозки бензина модели 15-1213, что составило 65% от общего количества произведенных вагонов, сжиженных углеводородных газов модели 15-1200-02 – 458 шт. В числе ВЦ специальных высоким спросом пользовались вагоны-цистерны для серной кислоты модели 15-1226 – 332 шт.
Рисунок 6 - Структура произведенных вагонов-цистерн в 2009г., шт.
Другим основным видом изготавливаемого оборудования является емкостное химоборудование (в том числе воздухосборники, газо - и нефтегазосепараторы, подземные емкости, отстойники нефти, установки предварительного сбора (УПС) и очистки пластовых вод (БОП), колонны электродегидраторов) и теплообменное оборудование (теплообменники, холодильники, конденсаторы, испарители и т.д. и трубные пучки к ним). Увеличение объемов выпуска химоборудования на 95,7% в 2009г. по отношению к 2008г. произошло главным образом за счет контейнеров-цистерн, которых было изготовлено 368 штук на сумму 245 миллионов рублей, т.е. 50% от общей суммы единичных заказов, в то время как в 2008 году их было изготовлено только 2 единицы. Сократились объемы производства различного рода емкостей - изготовлено 94 единицы (в 2008 году – 203), воздухосборников - 150 единиц; различных полуприцепов 10 единиц (в 2008 году – 20).
Ограничения по объемам и ассортименту выпуска товарной продукции
накладываются как спросом со стороны рынка (поставщиков и покупателей), так и производственной мощностью предприятия. Несмотря на сложности прогнозирования в условиях неустойчивой экономики, в 2010г. ОАО «Рузхиммаш» рассчитывает увеличить выпуск грузовых вагонов в натуральном выражении на 92%.
Рисунок 7 – Объем инвестиций на развитие производства
Таблица 2 - Показатели работы ОАО «Рузхиммаш» на 2010г.
Наименование показателя |
2009г. (факт) |
2010г. (бизнес-план) |
Изменение | |
абсолютное |
% | |||
Объем производства, тыс.руб. |
7 578 672 |
13 734 410 |
6 155 738 |
81 |
Объем производства грузовых вагонов, штук |
5 207 |
10 000 |
4 793 |
92 |
Хоппер-цементовоз |
15 |
30 |
15 |
100 |
Хоппер-дозатор |
50 |
|||
Хоппер-зерновоз |
270 |
|||
Полувагон |
551 |
3 440 |
2 889 |
524 |
Вагоны-цистерны |
4 560 |
6 000 |
1 440 |
32 |
Рулоновоз |
150 |
|||
Фитинговые платформы |
81 |
60 |
-21 |
-26 |
КЦ для бензина |
304 |
1 400 |
1 096 |
360 |
Объем продаж, тыс.руб. |
7 716 019 |
13 608 072 |
5 892 053 |
76 |
Затраты на 1 руб. произведенной продукции |
101,08 |
90,63 |
-10,45 |
- 10 |
Прибыль от продаж, тыс.руб. |
- 1 053 684 |
1 241 853 |
2 295 537 |
|
EBITDA, тыс.руб. |
- 399 189 |
1 113 594 |
1 512 783 |
|
Чистая прибыль, тыс.руб. |
- 943 485 |
376 742 |
1 320 227 |
|
Численность персонала, чел. |
4 341 |
4 706 |
365 |
8 |
Заработная плата, руб./мес. |
13 199 |
17 103 |
3 904 |
30 |
Фонд оплаты труда |
683 917 |
965 825 |
281 908 |
41 |
Инвестиционная программа |
156 789 |
140 593 |
- 16 196 |
-10 |
Портфель заказов в 2010г. не претерпел существенных изменений по сравнению с 2009 годом. Также основную долю будут составлять вагон-цистерны, но соотношение немного изменится. Основным рынком сбыта
продукции предприятия остается российский. В настоящее время производственная программа 2010 года подтверждена заключенными договорами, либо протоколами намерений с заказчиками только на 50%. Сложная ситуация на рынке стимулирует ОАО «Рузхиммаш» производить альтернативную продукцию (емкостное и теплообменное химическое оборудование и др. виды продукции).
3. Совершенствование товарной политики предприятия
3.1.Разработка мероприятий по совершенствованию товарной политики
Совершенствование товарной политики торгового предприятия имеет своей целью снижение издержек обращения и увеличение товарооборота предприятия.
В качестве мероприятий по совершенствованию товарной политики могут быть следующие:
1. Увеличение сбыта за
счёт оптимизации структуры
- На основании плана
по сбыту и остатков товаров
на складах, с учетом
- В процессе деятельности
по сбыту отклонения от плана
компенсируются закупкой через
поддержание минимальных
2. Увеличение оборачиваемости
товарных запасов. В связи со
спецификой деятельности
Эффективное управление товарными
запасами позволяет также изыскивать
пути оптимизации расходов торговой
организации по таким статьям
как транспортные и складские
расходы. Без предварительного анализа
товарных запасов и покупательских
предпочтений решение сократить
расходы на содержание ряда складских
помещений может привести не к
экономии, а к обратному эффекту
– сокращению продаж и прибыли
в результате постоянного дефицита
товаров. Чтобы этого избежать, необходимо
оценить покупательский спрос, имеющиеся
возможности организации в