Понятие товара и товарной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 06:29, реферат

Описание работы

Целью данной работы ставится рассмотрение сущности товарной политики на предприятии. Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть сущность товарной политики;
- Описать понятия товарного знака, упаковки, маркировки, фирменного стиля, сервисного и гарантийного обслуживания;
- На примере рассмотреть действие товарной политики предприятия (ОАО «Рузхиммаш»).

Файлы: 1 файл

Товарная политика на предприятии.docx

— 148.69 Кб (Скачать файл)

По результатам анализа  можно судить, в какой степени  выполнен прогноз продаж и удовлетворен покупательский спрос, чем были вызваны  изменения в товарообороте за отчетный период, оценить степень  соответствия фактических результатов  деятельности предприятия намеченной стратегии.  Анализируя товарооборот, выявляют закономерности в его развитии. С этой целью рассчитывается динамика товарооборота в текущих и сопоставимых ценах.            Если в анализируемом периоде изменились цены, то фактические данные по продаже товаров необходимо выразить в ценах, в которых прогнозировался товарооборот. Для этого рассчитывают индекс цен. В условиях заметного влияния инфляционных процессов на экономическую жизнь страны, обусловивших высокие темпы роста цен и обесценивания денег, использование индекса цен приобретает особое значение. Индекс цен показывает изменение совокупной стоимости определенного количества товаров за анализируемый период.         В качестве продолжения и конкретизации анализа общего объема товарооборота изучают ассортимент и структуру товарооборота. Успех деятельности торговой организации в значительной степени зависит от обоснованного формирования ассортимента товаров, соответствующего требованиям покупателей.          Ассортимент товаров – это перечень наименований товаров. Различают полный ассортимент (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент, а также основной и дополнительный ассортимент. К основному ассортименту относятся товары, формирующие основную часть объема продаж торговой организации. Товары дополнительного ассортимента реализуются в целях оказания покупателям дополнительных услуг и получения дополнительной прибыли  При анализе определяют коэффициент обновления ассортимента как отношение новых товаров по определенной группе к общему числу их разновидностей.            Также при анализе определяют степень выполнения плана по ассортименту. Для расчета среднего процента по ассортименту необходимо разделить товарооборот, засчитанный в счет плана, на величину планового товарооборота. Выполнение плана по ассортименту не всегда означает выполнение плана по структуре.         Анализ товарооборота торгового предприятия по товарной структуре предполагает количественную и стоимостную оценку реализации отдельных товаров и товарных групп в общем объеме товарооборота, а также определение динамики структурных сдвигов. Результаты анализа используются для изучения влияния структуры товарооборота на основные показатели деятельности: валовой доход, издержки, прибыль и выявления соответствия структуры товарного предложения покупательскому спросу – и оказывают решающее воздействие на формирование заказов поставщикам и выбор самих поставщиков.          Анализ товарооборота по товарным группам и отдельным товарам ведется на основе данных квартальных и годовых отчетов о реализации товаров. Выявленные результаты позволяют определить положительные стороны работы, закрепить и развивать их в планируемом периоде, а также вскрыть недостатки и наметить мероприятия по их устранению на перспективу.            Анализ товарооборота завершается выводами по итогам и определением перспектив роста общего объема и изменений структуры реализации товаров. Выводы, обобщения и предложения используются при разработке прогноза продаж и как действенное средство хозяйственного руководства, посредством которого осуществляется контроль и разрабатываются меры, обеспечивающие неуклонный рост товарооборота.  В данной курсовой работе мы проводим анализ товарооборота предприятия ОАО «Рузхиммаш».         Вагоностроение является приоритетным направлением производственной деятельности предприятия, в 2009 г. на долю вагоностроительной продукции (включая производство запчастей к вагонам и котлов-цистерн) приходилось более 93 % совокупного товарного объема.    По итогам 2009 года рост объемов валового производства ОАО «Рузхиммаш» составил 0,6%.

Таблица 1 - Показатели выпуска  товарной продукции, тыс.руб.

Наименование

2008 г. в сопоставим.ценах

2009г.

%

Товарная  продукция, всего

7 537 037

7 578 606

100,6

вагоностроение

5 794 838

6 337 029

109,4

запчасти к вагонам

1 425 295

558 768

39,2

котлы-цистерны

46 977

123 407

262,7

ремонт подвижного состава, переоборудование, прочее оборудование

21 487

76 606

351,8

ТНП и прочая продукция

4 401

5 160

117,2

химоборудование

244 039

477 636

195,7





В связи с изменением структуры  портфеля заказов предприятия, в 2009г. увеличилось производство вагонов-цистерн  и снизилось производство полувагонов, вагонов-хопперов, платформ, по причине  отсутствия заказов не осуществлялся  выпуск автомобилевозов.


 

 

 

Рисунок 5 – выпуск грузовых вагонов в 2009г., шт.

Производственный потенциал ОАО «Рузхиммаш» при двухсменном режиме работы (в отношении введенных в эксплуатацию мощностей) в течение 2009г. был задействован на 75-80%. Всего было произведено 5 207 шт. грузовых вагонов, что на 8% больше, чем в 2008г. (4 811 шт.).

Наиболее высокий спрос  в 2009г. отмечался на вагоны-цистерны для перевозки бензина модели 15-1213, что составило 65% от общего количества произведенных вагонов, сжиженных  углеводородных газов модели 15-1200-02 – 458 шт.  В числе ВЦ специальных  высоким спросом пользовались вагоны-цистерны для серной кислоты модели 15-1226 – 332 шт.   

 

 

 

 

 

 


 

 

Рисунок 6 - Структура произведенных вагонов-цистерн в 2009г., шт.

Другим основным видом  изготавливаемого оборудования является емкостное химоборудование (в том  числе воздухосборники, газо - и нефтегазосепараторы, подземные емкости, отстойники нефти, установки предварительного сбора (УПС) и очистки пластовых вод (БОП), колонны электродегидраторов) и теплообменное оборудование (теплообменники, холодильники, конденсаторы, испарители и т.д. и трубные пучки к ним).   Увеличение объемов выпуска химоборудования на 95,7% в 2009г. по отношению к 2008г.  произошло главным образом за счет контейнеров-цистерн, которых было изготовлено 368 штук на сумму 245 миллионов рублей, т.е. 50% от общей суммы единичных заказов, в то время как в 2008 году их было изготовлено только 2 единицы. Сократились объемы производства различного рода емкостей -  изготовлено 94 единицы (в 2008 году – 203), воздухосборников - 150 единиц; различных полуприцепов 10 единиц (в 2008 году – 20).         

Ограничения по объемам и ассортименту выпуска  товарной продукции 

накладываются как  спросом со стороны рынка (поставщиков  и покупателей), так и производственной мощностью предприятия.      Несмотря на сложности прогнозирования в условиях неустойчивой экономики, в 2010г. ОАО «Рузхиммаш» рассчитывает увеличить выпуск грузовых вагонов в натуральном выражении на 92%.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7 – Объем инвестиций на развитие производства

 

Таблица 2 - Показатели работы ОАО «Рузхиммаш» на 2010г.

Наименование  показателя

2009г. 

(факт)

2010г. 

(бизнес-план)

Изменение

абсолютное

%

Объем производства, тыс.руб.

7 578 672

13 734 410

6 155 738

81

Объем производства грузовых вагонов, штук

5 207

10 000

4 793

92

Хоппер-цементовоз

15

30

15

100

Хоппер-дозатор

 

50

   

Хоппер-зерновоз

 

270

   

Полувагон

551

3 440

2 889

524

Вагоны-цистерны

4 560

6 000

1 440

32

Рулоновоз

 

150

   

Фитинговые платформы

81

60

-21

-26

КЦ для бензина

304

1 400

1 096

360

Объем продаж, тыс.руб.

7 716 019

13 608 072

5 892 053

76

Затраты на 1 руб. произведенной  продукции

101,08

90,63

-10,45

- 10

Прибыль от продаж, тыс.руб.

- 1 053 684

1 241 853

2 295 537

 

EBITDA, тыс.руб.

- 399 189

1 113 594

1 512 783

 

Чистая прибыль, тыс.руб.

- 943 485

376 742

1 320 227

 

Численность персонала, чел.

4 341

4 706

365

8

Заработная плата, руб./мес.

13 199

17 103

3 904

30

Фонд оплаты труда

683 917

965 825

281 908

41

Инвестиционная программа

156 789

140 593

- 16 196

-10


 

Портфель заказов  в 2010г. не претерпел существенных изменений  по сравнению с 2009 годом. Также основную долю будут составлять вагон-цистерны, но соотношение немного изменится. Основным рынком сбыта 

продукции предприятия  остается российский. В настоящее время производственная программа 2010 года подтверждена заключенными договорами, либо протоколами намерений с заказчиками только на 50%. Сложная ситуация на рынке стимулирует ОАО «Рузхиммаш» производить альтернативную продукцию (емкостное и теплообменное химическое оборудование и др. виды продукции).

 

 

 

3. Совершенствование товарной политики предприятия

3.1.Разработка мероприятий  по совершенствованию товарной политики

Совершенствование товарной политики торгового предприятия  имеет своей целью снижение издержек обращения и увеличение товарооборота  предприятия.     

В качестве мероприятий по совершенствованию товарной политики могут быть следующие:

1. Увеличение сбыта за  счёт оптимизации структуры ассортимента. Возможности сбыта предприятия  в значительной мере определяются  наличием соответствующих товарных  запасов. Торговые предприятия  и производители, предлагающие  широкий ассортимент наряду с  собственной продукцией, используют  закупку для создания и поддержания  необходимого уровня товарных  запасов. Одним из предметов  оптимизации оргструктуры предприятия  является управление товарными  запасами, взаимодействие закупки  и сбыта в этом вопросе.       Интересы сбыта, закупки и предприятия в целом в области управления товарными запасами не совпадают. Сбыт предпочитает иметь значительные товарные запасы по каждой товарной группе максимально широкого ассортимента, чтобы быть в состоянии немедленно удовлетворить любую заявку покупателей. Закупка предпочитает осуществлять максимально крупные оптовые поставки от ограниченного круга поставщиков. Предприятию необходимо поддерживать товарный запас в целом на определенном уровне, по возможности, с минимальным постоянным отвлечением капитала. Возлагать обязанности по управлению товарными запасами полностью на сбыт или закупку без регламентации взаимодействия нецелесообразно.            В практике российских предприятий часто применяется двухуровневое планирование:

- На основании плана  по сбыту и остатков товаров  на складах, с учетом возможностей  поставщиков и их минимальных  партий отгрузки планируется  закупка товаров на длительный  срок. При этом сбытом и закупкой  согласовывается график поставок.

- В процессе деятельности  по сбыту отклонения от плана  компенсируются закупкой через  поддержание минимальных товарных  запасов по оговоренному ассортименту. Уменьшение запасов до нижнего  предела служит основанием дополнительной  закупки минимальной партии товара. Этот метод работоспособен, но не всегда оптимален. Согласование планов закупки и сбыта реально происходит раз в месяц. «Автоматическая» закупка минимальной партии, возможно, нерентабельна, если через неделю приходится покупать следующую минимальную партию. Иногда происходит «зависание» групп товара на складах, которое сбыт игнорирует, не принимая экстренных мер по продаже, т.к. оптимизация запасов не входит в его обязанности.           С другой стороны, отслеживание товарных запасов на более высоком уровне управления также нецелесообразно. Построение вертикальной иерархии и вынесение оперативных вопросов на высший уровень не оправдывает себя. Оптимизация товарных запасов – именно оперативный вопрос, который должен решаться ежедневно.      В некоторых случаях эффективное решение проблемы может быть получено подчинением закупки сбыту. При этом проводится переориентация материального стимулирования сбыта от валовой прибыли к прибыли чистой.

2. Увеличение оборачиваемости  товарных запасов. В связи со  спецификой деятельности большая  часть финансовых средств торговой  организации аккумулирована в  товарных запасах, поэтому эффективное  управление товарными запасами  является приоритетной задачей  в экономике торговли. Товарные  запасы относятся к текущим  материальным активам, образуя  оборотные средства торговой организации. По степени ликвидности – это медленно реализуемые активы, поэтому эффективное управление товарными запасами позволит избежать иммобилизации финансовых ресурсов и перенаправить их на стратегическое развитие торговой деятельности.

Эффективное управление товарными  запасами позволяет также изыскивать пути оптимизации расходов торговой организации по таким статьям  как транспортные и складские  расходы. Без предварительного анализа  товарных запасов и покупательских предпочтений решение сократить  расходы на содержание ряда складских  помещений может привести не к  экономии, а к обратному эффекту  – сокращению продаж и прибыли  в результате постоянного дефицита товаров. Чтобы этого избежать, необходимо оценить покупательский спрос, имеющиеся  возможности организации в товарных запасах, динамику объема продаж, месторасположение  покупателей, мощность и местонахождение  складских помещений, транспортные расходы и другие критерии. После  этого анализируется альтернативное использование высвободившихся  средств в случае сокращения расходов по содержанию складских помещений  или транспортных расходов. Оценка проводится комплексным анализом влияния  прогнозируемых расходов на показатели товарооборота и рентабельности.

Информация о работе Понятие товара и товарной политики