Понятия «торговая марка», «знак для товаров и услуг», «товарный знак», и их отличия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Торговая марка это объект промышленной собственности, представляющий собой обозначение на товаре или упаковке, проставляемое производственными и торговыми предприятиями для индивидуализации товара или его производителя (продавца).
- Торговая марка может быть словесной ( сочетание отдельных букв, цифр, фамилия), изобразительной (рисунки, графические символы, сочетания цветов, в виде цветной графики), объемной , комбинированной, звуковой и т.д.

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 77.58 Кб (Скачать файл)

Компания должна выбрать  себе общую марочную стратегию, которая  будет не только влиять на все ее товары, но и определять направление  развития марочных названий новых видов  товара. Когда речь заходит о марочной стратегии, перед компанией возникает  четыре возможности выбора (рис. 1).

Новая 

Существующая 

Существующая 

Новая 

Название марки 

Расширение линии товаров

Расширение торговой марки

Новые торговые марки

Многомарочные товары


Рисунок 1. Четыре марочные стратегии

В частности, она может  предложить расширение линии (при котором  существующие торговые марки в пределах существующей категории товаров  расширяются до новых форм, размеров или вкусовых качеств), расширение марки (когда существующие названия марок  распространяются на новые категории  товаров), многомарочный подход (прежние  категории товаров представляются под новыми марками) или новые  марки (т.е. новые торговые марки  для новых категорий товаров).

Расширение семейства  марки происходит тогда, когда компания предлагает ряд дополнительных качеств  в пределах одной товарной категории  и торговой марки - например придает  товару новые вкусовые качества, форму, цветовое решение, изменяет состав или  форму упаковки.

Деятельность компаний по внедрению новых товаров в  подавляющем большинстве случаев  сводится именно к расширению семейства  марки. Компании предлагают расширения линии по любой из нижеперечисленных  причин: например, она может захотеть воспользоваться стремлением покупателей  к разнообразию товаров или, обнаружив  скрытое желание покупателя, попытаться сыграть на этом. Побудительным мотивом  предложения дополнительных товаров  может послужить как избыток  производственных мощностей, так и  желание компании достойно ответить на спешное расширение ассортимента товаров у конкурентов. Некоторые  компании предлагают расширения семейственности  марки просто для того, чтобы занять больше места на полках магазинов.

Но при этом расширение линии чревато и некоторым  риском. Великолепно зарекомендовавшая  себя торговая марка может потерять свое особое значение (в некоторых  маркетинговых стратегиях этот феномен  называется «ловушкой увеличения семейства»). В прошлом покупатели, которые  спрашивали Coca-Cola, получали 6-унциевую бутылку классического напитка. Сегодня же продавцу приходится спрашивать: «Вам какую: Classic иди Cherry Coke? Обычную  или диетическую? С кофеином или  без? В бутылке или банке?» Другой момент риска заключается в том, что расширение семейства во многих случаях может не обеспечить тот  уровень продаж, который покрыл бы расходы на разработку и продвижение  новых товаров. И даже если уровень  продаж окажется достаточным для  покрытия расходов, сами продажи, может  статься, могут нанести ущерб  другим товарам данной марки. Лучше  всего прибегать к расширению семейства тогда, когда это позволяет  увести продажи прочь от конкурирующих  марок, но не тогда, когда в результате новые марки «паразитируют» на других товарах компании.

Расширение границ использования  марки представляет собой использование  успешных марочных названий для выпуска  новых или модифицированных товаров  в новой категории. Компания Procter & Gamble получила великолепный результат, поместив свое название Fairy на стиральный порошок и жидкое средство для  мытья посуды. Швейцарская компания Swatch успешно присовокупила к выпускаемым  часам телефонные аппараты. А японский концерн Honda расширила свое название на такие товары, как автомобили, мотоциклы, снегоуборочные машины, газонокосилки, подвесные лодочные двигатели и  снегоходы; это даже позволило концерну заявить в рекламе, что он может "уместить шесть товаров Honda в  гараже на два автомобиля".

Стратегия расширения марок  дает много преимуществ: во-первых, расширение марок захватывает больший  сегмент рынка и дает гораздо  больший рекламный эффект, нежели отдельные марки. Во-вторых, хорошо зарекомендовавшая себя торговая марка облегчает компании проникновение на рынок новых товарных категорий, сообщая товару немедленное признание и более быстрое приятие у покупателей. Например, компания Sony размещает свое название на большинстве своих новых электронных товаров, создавая таким образом мгновенное восприятие высокого качества в каждом новом товаре. Таким образом, расширения марок снижают расходы на рекламу, обычно необходимые для ознакомления покупателей с новой торговой маркой.

И здесь не обойтись без  риска: плохо продуманные расширения марок, вроде чулок Bic, корма для  собак Heinz или супа Cadbury, практически  почили в бозе. В каждом из случаев  расширение марки не соответствовало  новому товару, несмотря даже на высокое  качество и удовлетворение потребностей покупателей. Подобная проблема возникает, когда уже установившаяся торговая марка выбрасывается на совершенно новый, непривычный ей рынок, где  целевые покупатели просто не могут  оценить ее ассоциации. Разве можно  представить себе галоши «от Шанель»  или виски Pepsi?

В 1979 году компания Levi Strauss предложила линию мужских брюк и пиджаков; новые товары подавались как «классически сшитая одежда от Levi's». Возник некоторый  конфликт терминов. Покупатели, предпочитающие одежду классического покроя, подумали то же самое – и в результате новая коллекция исчезла так  же внезапно, как и появилась. Зато менеджеры Levi Strauss хорошенько усвоили, что торговая марка Levi's, какой бы высокой репутацией она ни обладала на рынке джинсов и повседневной одежды, все же не до такой степени  «классическая», как им того хотелось.

Торговая марка может  утратить свое особое положение в  мыслях покупателя также из-за чрезмерного  использования. В момент, когда покупатели перестают ассоциировать марку  с конкретным товаром или весьма похожими товарами, происходит растворение  торговой марки. Обозреватели деловой жизни, к примеру, однажды заинтересовались «растяжимостью» марочного названия Virgin. Дело в том, что Ричард Брэнсон расширил это марочное название, которое теперь обозначает кучу самых разных и несовместимых товаров, начиная с магазинов, торгующих музыкальными и развлекательными товарами, самолетных рейсов и услуг Internet, и заканчивая пакетами услуг по индивидуальному банковскому обслуживанию, прохладительными напитками и товарами для новобрачных. Так вот, обозревателей интересует, не рискует ли марка Virgin «затаскать» свою способность вызывать ассоциации с качеством, новаторским духом, некоей ценностью, которую можно приобрести за деньги для собственного удовольствия, и эмоциональным призывом «заплатите больше, чтобы получить лучшее».

Наконец, неверные действия менеджеров могут привести к тому, что расширение торговой марки нанесет  ущерб основным ценностям товара-«прародителя». Например, компания по выпуску пива American Milwaukee Miller Brewing Company использовала свою торговую марку Miller, ассоциировавшуюся  с «добрым напитком для старых друзей», для нового, легкого сорта  пива Lite. Да, пиво Miller Lite оказалось весьма удачным — но в результате новой  ассоциации компания «запачкала доброе имя прежнего, оригинального сорта  пива Miller High Life, продажи которого сошли  практически на нет. Оригинальный напиток Miller адресовался старым поклонникам  пива, исповедовавшим традиционные американские ценности, тогда как сорт Miller Lite предназначался молодежи младше 24 лет, слепо идущей на поводу спортсменов да комиков, рекламирующих  напиток.

Перенос существующей торговой марки на новые категории товаров  требует большой осторожности. В  этом случае лучше всего, если расширение способствует усилению основной марки  и увеличению продаж как существующих, так и новых товаров. Компании, которые желают перенести название марки на новый товар, должны прежде провести исследование и выяснить, насколько соответствуют новому товару ассоциации, связанные с данной маркой.

Компании вроде Lever Brothers, Mars и Procter & Gamble нередко создают  уникальные торговые марки для каждого  из выпускаемых ими товаров. Например, каждый товар в линии стиральных порошков компании Lever – Persil, Surf, Radlon, и  т.д. - обладает своей оригинальной этикеткой  с названием, в котором вряд ли угадаешь название компании-производителя. Аналогично поступает и Procter & Gamble, которая производит по меньшей мере девять различных марок стирального  порошка. Эти компании утверждают, что  стратегия многомарочного подхода, при которой производитель управляет  целым спектром торговых марок в  рамках одной товарной категории, позволяет  точнее сегментировать рынок за счет того, что каждая марка предлагает различные функции и преимущества целевым сегментам покупательской массы. Другое преимущество многомарочного подхода заключается в том, что  с его помощью компания может  более эффективно дифференцировать новые товары в рамках индивидуальных торговых марок, одно временно снижая риск провала отдельных марок, наносящего ущерб репутации компании в целом.

Некоторые компании создают  множественные торговые марки не для отдельных товаров, а для  различных товарных групп. К примеру, японская корпорация Matsushita прибегла к  стратегии марочного спектра, создав отдельные наименования для различных  групп товаров в категории  радиоэлектроники: Technics, National, Panasonic и Quasar. Противоположностью многомарочному подходу  является стратегия корпоративных  марок. При создании корпоративных  марок компания использует свое название в качестве основного определителя марочного названия производимых ею товаров - так, например, поступают Mercedes-Benz, Philips и Heinz. Основное преимущество такого метода состоит в значительной экономии средств, вкладываемых в маркетинг, более широком признании самой  торговой марки, а также в облегчении процесса внедрения новых товаров - особенно, если корпоративная марка имеет устойчивое положение на рынке.

Новые марки. Компания, которая  отдает предпочтение многомарочному подходу, для дифференциации своего нового товара (независимо от того, входит он в существующую или в новую товарную категорию) скорее всего создаст новую торговую марку. С другой стороны, некоторые  компании вынуждены создавать новую  марку просто потому, что проникают  в новую категорию товаров, к  которой ни одна из уже существующих марок не применима. Например, Toyota внедрила отдельное групповое название Lexus для своей семьи новых роскошных  автомобилей бизнес-класса лишь затем, чтобы конкретно разграничить данную группу моделей с их характерными отличиями от традиционного образа марки Toyota, сложившегося на рынке массового  потребления. Компания может также  придти к выводу о необходимости  дифференцировать свой новый товар - в этом случае лучше всего заявить  о значительных отличиях, создав новую  торговую марку. Например, Seiko выпустила  линию более дешевых наручных часов под торговой маркой Pulsar, сделав последнюю фланговой, агрессивной  маркой, направленной на покупателей, которые желают приобрести не столь  дорогостоящие хронометры.

Предложение новых марок  в пределах одной товарной категории  сопряжено с определенным риском, поскольку может оказаться, что  на каждую марку приходится лишь небольшая  доля рынка, что в сумме не даст желаемой прибыли. При этом компании придется расходовать свои средства на поддержание многих торговых марок  сразу, вместо того чтобы вложить  максимум в одну или несколько  марок и довести их до уровня наивысшей  прибыльности. Компаниям следует  решительно ликвидировать торговые марки послабее и установить высокий  уровень требований к внедрению  новых марок. В идеале торговые марки  должны «перекрывать кислород» маркам конкурентов, а не друг другу.

Каким бы устойчивым не было начальное положение торговой марки  на рынке, компании может понадобиться репозиционировать ее. Например, в  случае, если конкурент выпустил новую  марку, которая будет идти на рынке  вплотную к марке нашей компании, отбирая на себя часть ее рыночной доли, или изменятся потребности  покупателей и спрос на марку  снизится. Прежде чем представлять новые торговые марки, маркетологи  должны серьезно подумать над возможностью репозиционирования уже существующих марок: здесь есть возможность сыграть  на сложившейся репутации марки  и покупательской приверженности.

Репозиционирование может  потребовать изменения и товара, и его образа. Например, компания Kentucky Fried Chicken, дабы репозиционировать  свою марку в соответствии с требованиями более заботящихся о здоровье потребителей пунктов быстрого питания, изменила свое меню, добавив в него цыплят без шкурки с пониженным содержанием  жира и несколько блюд, приготовление  которых обходится без жарки (цыплята-бройлеры и сэндвичи с куриным салатом). Компания изменила и свое название - на KFC. Впрочем, торговую марку можно репозиционировать и за счет одного только изменения образа товара. Скажем, корпорация Johnson & Johnson без каких-либо физических изменений репозиционировала свой «детский шампунь» в «мягкий шампунь» в качестве действительно мягкой альтернативы для взрослых потребителей, часто моющих волосы. Точно так же, компания Bulmer, лидирующий в Великобритании производитель сидра, успешно репозиционировала две своих основных марки товара, Strongbow и Woodpecker, придав им более современный, жизненный образ, разительно контрастирующий с традиционно пейзанским стилем оформления бутылок с сидром. Bulmer израсходовала почти 10 миллионов фунтов стерлингов на серию новых рекламных обращений, чтобы изменить восприятие покупателями этих двух марок.

2.2 Управление торговой  маркой на примере организации  франчайзной системы в бизнесе

Франчайзер - владелец торговой марки, товаров, услуг. Он продает права  на свою собственность. Франчайзи –  покупатель. Франшиза - предмет договора купли-продажи. Франчайзинг - общее название взаимоотношений.

Для украинской экономики  франчайзинг сегодня является относительно новым явлением, в то время как  в развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения  потребностей общества в различных  услугах.

Первым примером франчайзинга в США можно считать законодательное  предоставление прав частному бизнесу  в таких сферах, как железные дороги и банки. Полученное от правительства  исключительное право давало стимул частному бизнесу вкладывать значительные капиталы в развитие этих предприятий, хотя в данном случае и сохранялся определенный государственный контроль за работой железных дорог и банков. При этом предоставлялись определенные привилегии тем, кто мог обеспечить требуемые услуги. Например, передача права на землепользование лицу, которое  обеспечит снабжение армии, или  передача полномочий определенному  лицу на сбор налога от имени правительства.

Таким образом, частный бизнес на этом позволил относительно быстро и качественно развивать предприятия  разных сфер услуг без привлечения  государственных средств.

Еще более интересные примеры  использования франчайзинга частным  бизнесом были в 50–х годах XIX столетия, когда в США были предоставлены  исключительные права изготовителям. В это время ряд крупных  предприятий, например, компания Зингер, франчайзируют право на продажу  своих изделий (швейных машин) по всей территории США. В то время покупка  такого оборудования в магазине была необычной и домохозяйки скептически  отнеслись к механическому оборудованию. К тому же их мужья должны были выложить большую сумму за бесполезную  в их понимании вещь, имеющую только одно достоинство облегчение труда  их жен. Единственный способ продажи  такого товара - это агрессивный  продавец, способный принести товар прямо к покупателю и показать чудеса, которые эта машина может творить. Поскольку денег у компании для найма продавцов не было, молодой Зингер придумал систему, когда независимые продавцы (дилеры) могли купить право на продажу швейных машин на определенной территории. Дилеры платили 60 долларов за машину, а продавали за 125 долларов. В течение нескольких лет сотни дилеров стали богатыми людьми.

Одна из первых успешных франчайзинговых систем была применена  компанией General Motors. В 1898 году молодая  компания, не имеющая достаточно наличного  капитала, необходимого для открытия магазинов, начала продажу паровых  двигателей через систему дилеров. Эта система по сей день остается основным способом продажи автомобилей. Одними из первых франчайзеров оказались  владельцы магазинов по продаже  велосипедов и магазинов по продаже  промышленных товаров.

Информация о работе Понятия «торговая марка», «знак для товаров и услуг», «товарный знак», и их отличия