Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:53, курсовая работа
Торговая марка это объект промышленной собственности, представляющий собой обозначение на товаре или упаковке, проставляемое производственными и торговыми предприятиями для индивидуализации товара или его производителя (продавца).
- Торговая марка может быть словесной ( сочетание отдельных букв, цифр, фамилия), изобразительной (рисунки, графические символы, сочетания цветов, в виде цветной графики), объемной , комбинированной, звуковой и т.д.
Во многих странах особенно
быстро начала развиваться франчайзинговая
система создания отелей и ресторанов.
Этому способствовало появление
в США закона о товарном знаке.
Предприятие-производитель
Продажа другим предприятиям
права ни использование своего товарного
знака под разносторонним контролем
и под защитой закона позволяла
владельцу расширить границы
своего бизнеса без больших
Постепенно на этой основе
стали складываться определенные правила
ведения дел владельца
Развитие сети предприятий,
работающих по системе франчайзинга,
имело и свои проблемы. Большая
часть их была связана с тем, что
некоторые франчайзеры
Ошибки, совершаемые франчайзерами
по отношению к франчайзи, периодически
приводили к судебным разбирательствам,
привлекая таким образом, внимание
администрации и органов
В настоящее время в практике бизнеса гораздо меньше злоупотреблений, связанных с франчайзингом, и он является основой многих предприятий.
Одним из наиболее наглядных
и убедительных примеров развития и
становления франчайзинговой
Успех МакДональдса определила, в первую очередь, фанатичная вера в идею обеспечения высокого уровня качества обслуживания. В то время, когда другие франчайзеры просто дублировали основные направления своего бизнеса, компания МакДональдс последовательно улучшала каждый аспект своей деятельности.
Когда в конце 40–х годов братья Ричард и Морис МакДональды, владельцы небольшого придорожного кафе задумались над тем, как улучшить обслуживание своих клиентов и, естественно, увеличить доход, они нашли удачный способ: сократили число позиций в меню до трех блюд, стандартизировали технологию на основе конвейерной системы и унифицировали рецептуру организации приготовления блюд. Например, гамбургеры весили ровно 1,6 унции и содержали не более 19 % жира. Служащие были одеты в накрахмаленные белые рубашки и выполняли один вид работы: одни снимали гамбургеры со сковородки, другие макали их в кипящее масло и так далее. Подобная организация повысила эффективность и снизила затраты. Единообразие МакДональдс создало новое поколение клиента, который точно знал, что, где бы он ни был, везде у МакДональдса прекрасное и быстрое обслуживание и привычный ассортимент блюд. Аналогичные предприятия быстрого обслуживания стали появляться в большом количестве. Каждый из этих бизнесменов имеет свою торговую марку, которую поддерживает по всей созданной сети франчайзинга. Многие бизнесмены, поняв и приняв это направление бизнеса, стали присоединяться к нему.
Наивысший подъем в развитии франчайзинга продолжался на протяжении последующих десятилетий до конца 80–х годов. В 1984 году почти треть объема продажи во всех магазинах США (около 500 млрд. долларов) - была реализована через франчайзинговые фирмы.
Франчайзинг создает 13 % национального
богатства в валовом
Американский франчайзинг, обретя большой внутренний опыт, двинулся за границу, чтобы пустить ростки на других рынках. Многие компании продали свои франшизы в других странах, а некоторые из них быстрыми темпами распространяют свою международную сеть.
В настоящее время более 35 % американских фирм и их франчайзи владеют более чем 32 000 торговыми предприятиями других странах.
Бурное развитие франчайзинга
наблюдается в Канаде, Западной Европе,
государствах восточного региона (бывший
социалистический лагерь), Австралии,
странах региона Карибского моря.
Франчайзеры из других стран, в свою
очередь, присматриваются к рынку
США. По-видимому, международный франчайзинг
в ближайшее время будет
Виды франчайзинга. Важным составным элементом успеха является четкое и полное знание предпринимателем сущности франчайзинга, его разновидности, структуры, преимуществ и возможных рисков при его использовании.
Франчайзинг может рассматриваться
как соглашение, при котором производитель
или единоличный
Во франчайзинге, как уже отмечалось, участвуют две группы бизнесменов. Тот, кто предоставляет это право (франшизу), называется франчайзер. Обычно он имеет многолетний опыт в производстве данного продукта, развил систему, присвоил ей свое имя или товарный знак и обладает знаниями о том, что может привести к успеху, а что нет. Франчайзи - это лицо, которое покупает право на ведение бизнеса (франшизу) под именем или торговой маркой.
Товарный франчайзинг. В
США первые франчайзинги стали популярными
в начале нынешнего века как способ
продажи машин и бензина. В
тот период времени франчайзинги
были созданы на уровне распределителей
(дистрибьюторов). Такой подход давал
гарантию производителям в том, что
их товары попадут к покупателям
точно в таком виде, в каком
они были созданы. При этом имя
и торговая марка компании получали
широкое распространение и
Производственный франчайзинг.
Этот вид франчайзинга наиболее широко
представлен в производстве безалкогольных
напитков. Каждый из местных или
региональных разливочных и упаковочных
заводов является франчайзи от основной
компании. Coca Cola, Pepsi, и другие. Они
продают концентраты и другие
продукты, необходимые для производства
местным разливочным компаниям,
которые затем смешивают
Деловой франчайзинг. Деловой франчайзинг
является наиболее популярным способом
франчайзинга. При этом способе франчайзер
продает лицензию частным лицам или другим
компаниям на право открытия магазинов,
киосков или целых групп магазинов для
продажи покупателям набора продуктов
и услуг под именем франчайзера.
Одним из примеров такого видя
франчайзинга может служить фирма
Wendy. Девид Томас начал свою карьеру
в пищевой промышленности, когда
ему исполнилось 12 лет. В течение
последующих пяти лет он работал
в различных ресторанах в городе
Форт Вайн в штате Индиана. В 15 лет
он бросил школу и в 1950 году, когда
ему исполнилось 17 лет, Девид записался
в армию, где он получил образование
повара. В 1953 году, после демобилизации,
молодой Томас вернулся домой, в
тот же ресторан, и вскоре был
назначен помощником управляющего. Бизнес
начал процветать. В 1962 году компания
купила еще четыре ресторана в
городе Колумбус штата Огайо. Томас
был назначен управляющим этих ресторанов
с условием, что он сможет выкупить
40%, если он сделает эти рестораны
прибыльными. Это было не так просто.
В тот момент эти рестораны
выпускали более сотни
Успех этого нового короля гамбургеров не в котлетах, а в способе продажи - франчайзинге. Как утверждают эксперты пищевой промышленности, Америка и так переполнена ресторанами, но настойчивый предприниматель всегда найдет способ расширить свой сбыт.
В последние годы классическая
модель франчайзинга (рис. А, Б) изменилась
в направлении обеспечения
1) продолжительность отношений франчайзера и франчайзи,
2) к кому франчайзи может обращаться за поддержкой,
3) кому он платит установленные взносы.
Кратко рассмотрим каждый из этих методов.
Выбирая региональный франчайзинг,
франчайзер решает охватить своей деятельностью
какой-то географический район, которым
может быть столичная область, штат
или страна. Осознавая, что он, возможно,
не обладает такими средствами или
коллективом, чтобы развиваться
так быстро, как хотелось бы, он опирается
на поддержку главного франчайзи. В
свою очередь, главный франчайзи
имеет право не только подбирать
новых франчайзи в своем
В суб-франчайзинге суб-франчайзер также осваивает какую-то определенную территорию и обеспечивает первоначальное обучение, выбор помещения и т. д. Разница только в том, что франчайзи работает напрямую с суб-франчайзером на долгосрочной основе и имеет очень ограниченный контакт с франчайзером. Он платит роялти и рекламные взносы суб-франчайзеру, который, в свою очередь, часть этих денег платит франчайзеру. Суб-франчайзер, таким образом, становится франчайзером на своей территории и франчайзи зависит от его долгосрочной поддержки. То, что суб–франчайзер может иметь не ограниченные средства, управленческие и маркетинговые способности, отразится на франчайзи. Следовательно, потенциальный франчайзи должен очень тщательно выбирать суб-франчайзинговые отношения, так как он зависит от деловой и жизненной хватки как франчайзера, так и суб-франчайзера.
В соглашении по развитию территории франчайзер передает эксклюзивные права на развитие какого-то географического района группе франчайзеров. Инвесторы, в свою очередь, либо развивают свои собственные франчайзеры, которыми они владеют на этой территории, либо подбирают франчайзи. В последнем случае положение инвестора как собственника ограничено. В ответ на право развития эксклюзивной территории лицо, владеющее этим правом, платит франчайзеру взносы и обязано открыть определенное количество точек в оговоренный период времени. Владельцы открытых франчайзи платят роялти и рекламные взносы непосредственно франчайзеру. Лицо, обладающее эксклюзивными правами, не имеет доли в этих взносах, его доля есть только в рентабельности индивидуальных франчайзов, которые он открыл.
Преимущества франчайзинга.
Смысл и ориентация франчайзинга
на успех для его участников —
факторы, которые отличают его от
других концепций бизнеса. Их можно
выразить лишь одним всеобъемлющим
словом: система, которая предполагает
наличие разнообразных
Франчайзинг открывает широкие возможности для бизнесмена. Эта система позволяет осуществлять успешный бизнес, даже если он и невелик, дает ему большие возможности для развития, не принося в жертву прав собственности.
Используя франчайзинг, франчайзер стремится получить выгоды от широкого и быстрого расширения своего бизнеса, не прибегая к кредитам и не беря на себя серьезные финансовые обязательства. Чем больше он способствует успеху франчайзинга, тем на больший доход в виде роялти он может рассчитывать. Чтобы обеспечить такой успех, важно предоставить франчайзи стандартизированную систему учета и выполнения деловых операций, а также сохранить контроль над оформлением торговой точки, местом оказания услуг, оборудованием и поставками. Франчайзинг позволяет производителям осуществлять больший контроль над условиями реализации своей продукции по сравнению с тем, который они могли бы осуществлять, если бы использовали один из каналов реализации, где отсутствует такая тесная взаимосвязь с агентами или представителями.