Последующий контроль исполнения федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 14:41, реферат

Описание работы

Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общие положения СФК 203 4
2. Правовые, организационные основы проведения комплекса контрольных мероприятий и подготовки заключения Счетной палаты 6
3. Информационные основы проведения комплекса контрольных мероприятий. 11
4. Методические основы проведения комплекса контрольных мероприятий. 13
5. Обеспечение качества проведения комплекса контрольных мероприятий и подготовки заключения Счетной палаты 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

Реферат поСФК.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра «Налоги и  таможенное дело»

 

Магистратура по направлению 081200 «Государственный аудит»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Последующий контроль

исполнения  федерального бюджета

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил

к.э.н, доцент:

 

Студентка магистратуры

гр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2013 г.

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной  финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.

Значение финансового контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. В демократических странах велика значимость общественного контроля за расходованием государственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля за распределением и использованием бюджетных ресурсов.

Основное назначение финансового  контроля состоит в том, чтобы  обеспечить эффективность процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны. Финансовый контроль призван обеспечивать:

правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения;

соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления  отчетности;

эффективное и целевое использования  средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;

выявление резервов роста бюджетных  доходов и экономии средств;

успешную реализацию межбюджетных отношений; эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;

пресечение правонарушений в бюджетной  сфере, выявление финансовых злоупотреблений  и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий  незаконных действий;

улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.

Объектом финансового контроля является бюджетная система и  бюджетный процесс. Однако, помимо этого, он распространяется и на негосударственный  сектор экономики. Частные предприятия  являются плательщиками налогов и сборов, исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых льгот. И в этом отношении они также подлежат контролю со стороны государства. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-налогового законодательства.

Успешная реализация контрольных  мероприятий зависит от того, насколько  они соответствуют сложившейся  экономической ситуации, задачам  бюджетной политики, структуре объекта контроля. Существуют различные формы финансового контроля, которые можно классифицировать по разным признакам: в зависимости от времени проведения, субъекта (кто осуществляет контроль) и т.п.

 

Финансовый контроль осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В зависимости от периода проведения он классифицируется следующим образом:

предварительный контроль проводится на этапе составления проекта  бюджета, его рассмотрения и утверждения  представительным органом власти. Он также осуществляется при составлении смет бюджетополучателей, разработке финансовых законопроектов и др. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия;

текущий (оперативный) контроль. Он осуществляется в процессе исполнения бюджета и  направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных  норм налогообложения и бюджетных  ассигнований, выявление и пресечение нарушений в бюджетной сфере. Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля. Его основой является анализ оперативной отчетности об исполнении бюджета и бухгалтерских документов;

последующий контроль – это ревизия  уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Проверке подлежит исполнение плановых показателей по каждой статье доходов и расходов, определенной законом о бюджете, а также исполнение смет бюджетных учреждений. Анализируются эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонения фактических показателей от бюджетного плана. Результаты такого анализа служат основой для составления проекта бюджета на очередной год, поэтому последующий и предварительный контроль тесно взаимосвязаны.

Важное место в системе государственного финансового контроля принадлежит  Счетной палате. Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим  и независимым контрольным органом. Она образована Федеральным Собранием в соответствии с Конституцией (статья 101). Порядок формирования Счетной палаты определен Конституцией и Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" № 41-ФЗ от 05.04.2013.

В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной Палате Российской федерации», другими федеральными законами, а также международно-правовыми принципами независимого аудита (контроля).

Счетная палата осуществляет внешний  государственный аудит (контроль) в  соответствии с разрабатываемыми и  утверждаемыми в установленном  законом порядке стандартами  Счетной палаты.

  1. Общие положения СФК 203

Стандарт финансового контроля «Последующий контроль исполнения федерального бюджета» (далее – Стандарт) разработан с учетом положений:

- статей 157, 2644, 2649, Бюджетного кодекса Российской Федерации;

- статей 2, 9 и 15 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»;

- Регламента Счетной палаты Российской Федерации, утвержденного постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. № 8 с приложениями к Регламенту (с изменениями) (далее - Регламент);

- стандартов финансового контроля и стандартов организации деятельности Счетной палаты;

- Международных стандартов ИНТОСАИ для высших органов финансового контроля (ISSAIs), в том числе ISSAI 1000-1810,  
ISSAI 3000-3100, ISSAI 4000, 4200.

Стандарт разработан для использования  инспекторами и сотрудниками Счетной  палаты при организации и проведении комплекса контрольных мероприятий  по проверке исполнения федерального закона о федеральном бюджете  на отчетный финансовый год и на плановый период федеральными органами государственной власти и организациями – главными администраторами средств федерального бюджета и получателями средств федерального бюджета, годовой бюджетной отчетности, отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и при подготовке заключения Счетной палаты на отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год.

Под комплексом контрольных мероприятий  в настоящем стандарте понимается совокупность взаимосвязанных контрольных  мероприятий, объединенных общим предметом и позволяющих подготовить заключения Счетной палаты Российской Федерации по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и на отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Целью Стандарта является установление единых организационно-правовых, информационных, методических основ проведения комплекса  контрольных мероприятий и подготовки заключения Счетной палаты в соответствии с требованиями вышеупомянутых документов.

Настоящий Стандарт устанавливает:

- основные этапы  организации  и проведения комплекса контрольных  мероприятий и подготовки заключений  Счетной палаты;

- требования по оформлению результатов проведения комплекса контрольных мероприятий;

- порядок организации взаимодействия между инспекциями направлений деятельности Счетной палаты, возглавляемых аудиторами Счетной палаты (далее – направления деятельности Счетной палаты), и иными структурными подразделениями аппарата Счетной палаты в ходе проведения комплекса контрольных мероприятий и подготовки заключения Счетной палаты;

- структуру и содержание заключений по главным администраторам средств федерального бюджета;

- структуру и содержание проекта заключения Счетной палаты на отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год;

 - порядок рассмотрения и утверждения заключения Счетной палаты, представления его Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также направления в Правительство Российской Федерации.

При организации и проведении комплекса контрольных мероприятий, оформлении их результатов, должностные  лица и инспекторы Счетной палаты руководствуются Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», федеральным законом о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период, другими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Регламентом, стандартами финансового контроля, приказами, инструкциями, иными нормативными документами Счетной палаты, а также СФК 203.

Внесение изменений и  дополнений в Стандарт осуществляется на основании решений Коллегии Счетной палаты. Решение вопросов, не урегулированных настоящим Стандартом, осуществляется Председателем Счетной палаты (по его поручению заместителем Председателя Счетной палаты), и вводится в действие приказом или распоряжением по Счетной палате.

Коллегия Счетной палаты ежегодно утверждает программы проверок, в которых отражаются особенности  проведения проверок исполнения федерального бюджета конкретного финансового  года:

Программа проверки исполнения федерального закона о федеральном  бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в Министерстве финансов Российской Федерации, Федеральном казначействе;

Примерная программа проверки исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в главном администраторе средств федерального бюджета.

Также ежегодно уточняется перечень нормативных правовых актов и стандартов финансового контроля,  используемых при осуществлении комплекса контрольных мероприятий и подготовки заключений Счетной палаты (приложение № 1).

Календарные сроки проведения комплекса контрольных мероприятий, подготовки и рассмотрения заключения Счетной палаты устанавливаются настоящим Стандартом исходя из требований статьи 2649 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

  1. Правовые, организационные основы проведения  
    комплекса контрольных мероприятий и подготовки  
    заключения Счетной палаты

Правовой основой проведения комплекса  контрольных мероприятий являются законодательные акты Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства  Российской Федерации и федеральных  органов исполнительной власти.

Осуществление Счетной палатой  комплекса контрольных мероприятий  основывается на статьях 2, 7, 9 и 20 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной  палате Российской Федерации» (с изменениями), статьях 157, 2644, 2649, 26410 Бюджетного кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Целью комплекса контрольных мероприятий является решение следующей совокупности задач:

- установление соответствия исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период  Министерством финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Федеральным казначейством, главными администраторами средств федерального бюджета положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и иным нормативным правовым актам;

- установление на документальной  основе кассового исполнения  федерального закона о федеральном  бюджете на отчетный финансовый  год и на плановый период  в части: 

Информация о работе Последующий контроль исполнения федерального бюджета