Потребительское кредитование на примере Сбербанка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 22:04, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы. В современном обществе банки занимаются различными видами операций. Они организуют денежный оборот, кредитные отношения, финансируют народное хозяйство, совершают куплю-продажу ценных бумаг. Однако главной исторически сложившейся функцией банков является кредитование. Кредит - это денежные средства, переданные в долг одной стороной другой стороне за определенное вознаграждение и на определенный срок.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Становление и развитие потребительского кредита
.1 Сущность и значение потребительского кредита в системе кредитных отношений
.2 Виды и формы потребительского кредита, их место в структуре активов российских банков
.3 Законодательно-нормативное регулирование потребительского кредитования
Глава 2. Организация процесса кредитования физических лиц
.1 Механизмы кредитования физических лиц
.2 Риски кредитования физических лиц и их минимизация
.3 Современные способы оценки кредитоспособности физических лиц
Глава 3. Анализ деятельности банка ОАО «Сбербанк России» в сфере потребительского кредитования
.1 Краткая характеристика банка
.2 Потребительские кредиты в кредитном портфеле банка: анализ состава, структуры
.3 Оценка качества потребительских кредитов в портфеле банка (доходность, рискованность). Рекомендации по улучшению качества потребительских кредитов и организации кредитования физических лиц
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом без пустых мест1.doc

— 1.83 Мб (Скачать файл)

Привлекательность программ потребительского кредитования. Учитывая, что технологии потребительского кредитования доступны как крупным коммерческим банкам, так и средним и малым коммерческим банкам, на рынке банковских услуг наблюдается активная рекламная компания программ потребительского кредитования, связанная с привлечением клиентов - физических лиц.

Постоянное расширение сферы потребительского кредитования. Этот принцип означает, что портфель потребительских кредитов должен постоянно увеличиваться с целью отражения в изменениях потребностей физических лиц.

Комплексность в кредитном обслуживании физических лиц. В определенной степени этот принцип является развитием предыдущего принципа. Поскольку в потребностях людей существуют определенные причинно-следственные связи, коммерческий банк должен учитывать, что могут и должны сочетаться краткосрочные, долгосрочные и среднесрочные кредиты при обслуживании физических лиц. Так, долгосрочный ипотечный кредит может сопровождаться:

- револьверным кредитом на потребительские нужды,

- постоянно возобновляемыми с периодичностью 3-5 лет авто кредитами;

- сезонными кредитами на отдых и лечение.

Эффективность потребительского кредитования. Этот принцип означает, что в основе программ развития потребительского кредитования для коммерческого банка должна лежать совокупная оценка совокупного эффекта в сопоставлении с затратами и потенциальными рисками.

Относительно формирования стратегии банка все принципы можно объединить в следующие подгруппы. Первая подгруппа - отражает. Вторая группа - отражает требования банка к клиентам при выдаче потребительского кредита (отношение банка к физическим лицам в процессе потребительского кредитования): к каждой группе относится ряд принципов (рис. 1.5):

Совокупность этих принципов позволило сформировать стратегию и тактику банка в части кредитования населения в процессе выявления и удовлетворения потребностей населения в банковском обслуживании.

 

 

 

1.3 Законодательно-нормативное  регулирование потребительского  кредитования

 

В настоящее время основными законодательными актами, регулирующими кредитные правоотношения, в частности особенности предоставления потребительского кредита, являются: Конституция РФ, устанавливающая согласно пункту "ж" ст. 71, что регулирование кредитования находится в ведении Российской Федерации; Гражданский кодекс РФ (часть вторая, § 2 главы 42 (ст. ст. 819 - 821)), которым определены общие принципы и порядок договорных отношений между кредитными организациями и заемщиками и выделены следующие виды договорных обязательств: договор займа, кредитный договор, товарный и коммерческий кредиты, заемные отношения, возникающие при приобретении векселей, облигаций и других ценных бумаг; Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", устанавливающий, что "банковские операции, в том числе и размещение денежных средств от своего имени и за свой счет, выражаются в предоставлении кредитов юридическим и физическим лицам" (ст. 5) <5>; Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях", целями которого в соответствии с пунктом 2 ст. 1 являются создание и определение условий для формирования, обработки, хранения и раскрытия бюро кредитных историй информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита) <6>; иные Федеральные законы: от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" , от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - также регулируют взаимоотношения, возникающие в процессе осуществления кредитной организацией деятельности, но они относятся к регулированию отношений в сфере потребительского кредитования лишь косвенно и носят скорее отсылочный характер. Однако в последнее время в данные Федеральные законы вносятся изменения, касающиеся потребительского кредитования.

Особую роль в потребительском кредитовании играет Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", регламентирующий отношения с участием потребителей, приобретающих или использующих товары (работы, услуги) для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, но он не учитывает всей специфики правового регулирования потребительского кредитования. В то же время применение норм Закона о защите прав потребителей к правоотношениям, складывающимся в сфере потребительского кредитования, сегодня вызывает дискуссию. В частности, А.А. Вишневский указывает, что распространение действия Закона РФ "О защите прав потребителей" на сферу банковских услуг имеет не более чем директивный характер, поскольку сам Закон не учитывает специфику банковских операций, будучи разработанным для более привычных отечественному обороту потребительских сделок купли-продажи. Данная позиция вызывает сомнения, так как преамбула Закона о защите прав потребителей гласит: законодательство о защите прав потребителей распространяет свое действие на отношения, возникающие из возмездных договоров, где под исполнителем данных договоров подразумеваются организация независимо от ее организационно-правовой формы и индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору; так, в данном случае договор потребительского кредита является возмездным договором, по которому одной стороной договора выступает кредитная организация, оказывающая услуги по предоставлению потребительского кредита, а другой - заемщик в качестве потребителя оказываемой кредитной организацией финансовой услуги.

Однако, как показывает практика, заключение договора потребительского кредита происходит путем присоединения заемщика-потребителя к типовому договору потребительского кредита. При этом банк заинтересован в том, чтобы предусмотреть и заранее закрепить все условия договора, права и обязанности сторон и другие условия в типовых договорах. В связи с этим нельзя не согласиться с позицией А.В. Цыпленковой, которая пишет: "...применяя стандартные условия, более сильная сторона стремится переложить свои собственные риски на контрагента, определяя в формулярах условия, по которым контрагент лишается многих обычных прав, а также условия, ограничивающие собственную ответственность доминирующей стороны на случаи нарушение договора и пр.".

Таким образом, заемщик по договору потребительского кредита является наиболее незащищенным субъектом гражданского права и поэтому нуждается в дополнительной защите своих прав, т.е. применении к данным правоотношениям положения о защите прав потребителей.

Потребительское кредитование регулируется также нормативными правовыми актами Центрального банка РФ, устанавливающими обязательные для выполнения нормативы, а также разъяснения и рекомендации ЦБ РФ. Центральным банком РФ приняты следующие нормативные правовые акты: Положение "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)" , определяющее порядок осуществления операций по предоставлению (размещению) банками денежных средств клиентам - юридическим и физическим лицам и возврату (погашению) клиентами банков полученных денежных средств, а также ведения бухгалтерского учета указанных операций; Положение "О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета", Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери", Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" и иные. Наиболее эффективной с практической точки зрения является указание "О порядке расчета и доведения до заемщика - физического лица полной стоимости кредита". Данное указание пришло на смену письму ЦБ РФ от 29 декабря 2006 г. N 175-Т "Об определении эффективной процентной ставки по ссудам, предоставленным физическим лицам", положившему начало решению одной из проблем в сфере потребительского кредитования - раскрытию реальной (полной) стоимости предоставленного кредита, обязав банки (кредитные организации) раскрывать эффективную процентную ставку по выдаваемым потребительским кредитам. Однако в связи с неопределенностью понятия "эффективная процентная ставка" и проблемами, которые возникали при практическом ее раскрытии, данное письмо было отменено.

Положения правил (общих условий) потребительского кредитования, которые исключают или ограничивают ответственность кредитора за нарушение обязательств либо содержат другие явно обременительные для потребителя условия, должны быть признаны недействительными.

Правила (общие условия) потребительского кредитования становятся составной частью договора потребительского кредита только тогда, когда в договоре прямо указывается на их применение и сами правила изложены в одном документе с договором либо вручены потребителю при заключении договора.

Проект также регулирует отношения между кредитором (коллекторским агентством) и заемщиком, возникающие после предоставления кредита, в частности в случае неполного или несвоевременного исполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору, устанавливая повышенную административную и уголовную ответственность в отношении недобросовестных заемщиков. Однако данный документ был направлен на доработку и до настоящего времени о его судьбе неизвестно.

ноября 2010 г. в "Российской газете" был опубликован проект Федерального закона "О потребительском кредите", подготовленный Правительством РФ, целями которого является создание механизма защиты прав, а также определение последствий несоблюдения заемщиком условий договора потребительского кредита. В законопроекте под потребительским кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику кредитором исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Если рассмотреть данный проект текстуально, то мы сразу видим: в статье 2 "Основные понятия" имеется ряд неточностей, требующих корректировки. Во-первых, сформулированное понятие договора потребительского кредита имеет общее понимание. В то же время, как ранее было сказано, для успешного правоприменения данного понятия необходимо принять четкое толкование, что понимается под данным договором. Во-вторых, под досрочным возвратом потребительского кредита понимается уплата платежей заемщика по договору потребительского кредита частично или полностью до наступления срока, установленного в графике платежей по договору, а в статье 9 право заемщика на досрочный возврат потребительского кредита сказано, что заемщик имеет право досрочно возвратить кредитору всю сумму полученного потребительского кредита. Тем самым имеется несоответствие понятий.

Однако следует признать, что данную проблему решили путем принятия изменений и дополнений в ГК РФ. Федеральным законом от 19 октября 2011 г. N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 809 и 810 Гражданского кодекса Российской Федерации" были внесены изменения в пункт 2 ст. 810 ГК РФ, изложив его в следующей редакции: "Сумма займа, предоставленного под проценты заемщику-гражданину для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, может быть возвращена заемщиком-гражданином досрочно полностью или по частям при условии уведомления об этом заимодавца не менее чем за тридцать дней до дня такого возврата. Договором займа может быть установлен более короткий срок уведомления заимодавца о намерении заемщика возвратить денежные средства досрочно".

Статья 7 проекта Федерального закона "О потребительском кредите" оперирует понятием "переменная процентная ставка" и устанавливает способы уведомления заемщика об изменении переменной процентной ставки, однако в статье 2 не установлено, что понимается под данным понятием. Тем не менее в связи с отсутствием понятия "переменная процентная ставка" в данном законопроекте в дальнейшем будут возникать коллизии в толковании, а это приведет к проблемам в правоприменительной практике.

В соответствии со статьей 8 проекта помимо платежей по договору основной суммы долга и процентов по нему кредитная организация вправе в договоре потребительского кредита установить следующие платежи:

- комиссии за открытие, ведение (обслуживание) банковских счетов заемщика (если их открытие и ведение обусловлены заключением договоров потребительского кредита), в том числе за расчетное, кассовое и операционное обслуживание;

- комиссии, связанные с выдачей и обслуживанием банковских карт (если их выпуск обусловлен заключением договора потребительского кредита);

- комиссии за получение (погашение) кредита наличными деньгами, в том числе с использованием банкоматов;

- платежи, связанные с несоблюдением или ненадлежащим исполнением заемщиком условий договора потребительского кредита;

- платежи за предоставление информации о размере задолженности, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 ст. 6 проекта;

- платежи заемщика в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по таким платежам вытекает из условий договора потребительского кредита, в котором определены такие третьи лица.

С положениями данной статьи также нельзя согласиться, поскольку уже неоднократно поднимался вопрос о недопущении взимания дополнительных платежей: за предоставление потребительского кредита; за открытие, ведение (обслуживание) банковских счетов заемщика, в том числе за расчетное, кассовое и операционное обслуживание; за получение (погашение) кредита наличными деньгами, в том числе с использованием банкоматов; за предоставление информации о размере задолженности.

Если рассматривать положения данных законопроектов более детально, то можно было бы сказать много "но", так как оба законопроекта - подготовленный комитетом ГД РФ и подготовленный Правительством РФ - имеют многочисленные существенные недостатки.

Таким образом, следует констатировать, что данные проекты имеют много недостатков. Два из основных - это: 1) несовершенство понятийного аппарата, что повлечет наличие потенциальных проблем правоприменения указанного закона в случае его принятия в данном варианте, и 2) данные проекты направлены в большей степени на защиту прав кредиторов.

В связи с этим следует отметить, что именно усиление прав банков и уменьшение прав заемщиков - физических лиц вызывает наибольшие нарекания, так как исходя из цели и сущности потребительского кредитования подготовленный Федеральный закон "О потребительском кредите" должен быть в большей мере направлен на защиту заемщиков - физических лиц как наименее защищенной стороны договора потребительского кредита, а защищенность кредитора необходимо достигать путем модернизации законодательства о залоге и обеспечении исполнения обязательств, уголовного и гражданско-процессуального законодательства.

Информация о работе Потребительское кредитование на примере Сбербанка