Сформированные таким путем
последовательности затрат и поступлений
финансовых ресурсов дают возможность
определить потоки фондов денежных средств
для каждого момента (или отрезка времени),
т.е. определить показатели эффективности.
Строятся диаграммы, отражающие зависимость
выбранных результирующих показателей
от величины исходных параметров. Сопоставляя
между собой полученные диаграммы, можно
определить так называемые ключевые показатели,
в наибольшей степени влияющие на оценку
доходности проекта. Анализ чувствительности
имеет и серьезные недостатки: он не является
всеобъемлющим и не уточняет вероятность
осуществления альтернативных проектов.
Одна из самых главных задач фондовых
менеджеров товарного рынка - это измерение
и контроль риска. В настоящий момент самая
популярная техника для измерения риска
- отношение Шарпа, названное в честь финансового
теоретика, William F. Sharpe. Несмотря на свою
популярность (или, возможно, благодаря
ей), отношение Шарпа недавно подверглось
серьезной критике. Возникает резонный
вопрос - обоснована ли эта критика? И,
если да, какие доступны альтернативы?
Коэффициент Шарпа - это своего
рода показатель эффективности системы.
Чем он выше, тем больше система принесёт
прибыли. Коэффициент Шарпа редко бывает
выше единицы, и случается это, в основном,
при определении эффективности в банковской
системе. В этом случае система будет показывать
отдачу с максимальной прибылью. Коэффициент
Шарпа - это отношение доходность -
риск. Данный коэффициент говорит о возможной
степени стабильности ожидаемой прибыли. Коэффициент
Шарпа предназначен для того чтобы
понять, насколько доходность актива компенсирует
риск, принимаемый инвестором. Если сравнивать
два актива с одинаковым ожидаемым доходом,
то вложение в актив с более высоким коэффициентом
Шарпа будет менее рискованным.
Отношение Охама.
Есть еще одна альтернатива, мощная и почти
неиспользуемая техника - это отношение
Охама. Отношение Охама требует от трейдера
количественно определить его ощущения
риска и прибыли, выбирая ориентир и решая,
какие отклонения важны. В дальнейшем
трейдер должен выбрать число между 0 и
1, где 0 указывает, что нужно рассматривать
только самый малый риск, 0.5 указывает,
что нужно рассматривать все риски одинаково,
1.0 указывает, что нужно рассматривать
только наибольший риск. Дополнительная
отдача тогда снижается согласно мере
дисперсии, подстроенной под взгляды трейдера
на риск и прибыль.
Пути снижения риска.
Важным элементом системы управления
рисками является разработка мероприятий
по их снижению. Выделяют следующие мероприятия
по снижению рисков компании:
создание страховых (резервных)
фондов;
страхование процентного риска;
Нормативный метод
- это установление определенных
нормативов, лимитов, ограничений на проведение
определенных действий, а именно: установление
предельного объема выпуска продукции,
предельного объема отгрузки продукции
в кредит (с учетом финансового положения
потребителей), лимитов на привлечение
заемных средств, лимитов на объем инвестиций
в определенную сферу деятельности (по
конкретным структурным подразделениям,
уровням ответственности и т. д.) и др.
Создание страховых
(резервных) фондов включает, в частности, формирование
резервных фондов запасов сырья, материалов
и готовой продукции, резервного остатка
денежных средств на расчетном счете предприятия,
резервного фонда для выплаты процентов
по облигациям и дивидендов по привилегированным
акциям и др. Однако нужно иметь в виду,
что создание резервных фондов замедляет
оборачиваемость капитала, а следовательно,
ведет к снижению эффективности производства.
Основными формами страхования риска является
страхование работников от несчастных
случаев, имущественное страхование (грузов,
транспорта, имущества и т.д.), страхование
финансовых рисков, страхование ответственности. Конечно, неплохо бы застраховать
все риски, но где найти предприятию свободные
финансовые средства.
Для страховании процентного
риска, который возникает при выпуске
компанией купонных облигаций и связан
с возможностью убытков от снижения процентных
ставок, используется досрочное погашение
облигаций, установление переменного
(плавающего) купона и т. п.
Снижение рисков
путем хеджирования и диверсификации.
Хеджирование связано с возможным изменением
цен на сырье, материалы готовую продукцию,
колебаниями валютного курса и т. п. Процедуры
хеджирования сводятся к заключению срочных
контрактов на покупку (продажу) продукции
или валютных ценностей по фиксированным
иенам в будущем. Основными видами хеджирования
являются форвардные контракты,
предусматривающие взаимные обязательства
сторон по купле-продаже продукции в будущем
по ценам, указанным в контракте, а также
форвардные контракты на валюту и валютные опционы.
Диверсификация - расширение технологически
разнородных сфер деятельности предприятия.
Она включает диверсификацию выпускаемой
продукции, когда предприятие выпускает
разнообразные виды продукции, отдельные
из которых не связаны со специализацией
производства и требуют часто разработки
новой технологии; диверсификацию капитальных
вложений по регионам и видам производства;
диверсификацию финансовых активов —
приобретение различных видов ценных
бумаг.
Диверсификация — важный фактор
снижения риска и вероятности банкротства
предприятий, однако она требует гибкости
производства и больших затрат.
На практике компании используют
совокупность способов снижения рисков,
а менеджеры на основе предыдущего опыта
формулируют правила рискового менеджмента:
нельзя рисковать больше, чем
это может позволить собственный капитал;
нужно думать о последствиях
риска;
нельзя рисковать многим ради
малого;
решение об инвестициях принимается
лишь при отсутствии сомнений;
при наличии сомнений такое
решение не принимается;
не следует исходить из того,
что всегда присутствует только одно решение.
Возможно, есть и другие варианты решений.
Предпринимательство, как следует
из его определения, невозможно без риска.
Поэтому важно научиться управлять рисками,
т. е. анализировать, планировать и оценивать
их.
Пример снижения
рисков на конкретном предприятии. Характеристика
и анализ предпринимательских рисков
ТПЧУП "Сифуд-Сервис".
Частное транспортное унитарное
предприятие "СИФУД-СЕРВИС" (далее
ТПЧУП "СИФУД-СЕРВИС") начало свою
деятельность в 1996-м году. За это время
оно заняло свою нишу на рынке транспортных
услуг.
Основным направлением
деятельности автотранспортного
предприятия ТПЧУП "Сифуд-Сервис"
является осуществление международных
перевозок грузов. Предприятие осуществляет
перевозки экспортных, импортных
грузов в 10 стран Западной Европы
собственным и привлеченным транспортом.
Перевозки грузов в международном
сообщении осуществляются 43 единицами
подвижного состава различных
марок и моделей. Большую часть
парка предприятия составляют
автомобили-тягачи DAF 95 XF,DAF 95400 с полуприцепами
Dessot, Krone, Latre, Sommer, Schitz. Все автопоезда
предприятия укомплектованы экипажами
водителей, специально подготовленных
для международных перевозок.
Предприятие имеет достаточно
совершенную структуру управления. Основными
производственными подразделениями являются
комплекс организации перевозочного процесса
и комплекс технического обслуживания
и ремонта подвижного состава. Основными
функциями комплекса организации перевозочного
процесса являются организация и осуществление
безопасной перевозки грузов в международном
и междугородном сообщениях, обеспечение
максимальной экономической эффективности
использования подвижного состава и на
основе этого получение максимальной
прибыли.
Для выполнения возложенных
функций комплекс подготовки, организации
и обеспечения перевозочного процесса
осуществляет перспективное и оперативное
планирование международных и междугородных
перевозок грузов, организацию и осуществление
международных перевозок грузов согласно
заключенных контрактов и принятых заявок,
контроль за своевременной таможенной
обработкой грузов, нормирование расходов
материальных и денежных средств на рейс,
планирование потребности производственной
базы и необходимого количества автомобилей
для осуществления международных перевозок.
Планирование работы экипажей и подвижного
состава, обеспечение выхода автопоездов
на линию, выдача водителям всей необходимой
документации на рейс и прием ее после
рейса. Организацию предварительной загрузки
полуприцепов и контроль над своевременной
доставкой грузов, поддерживает оперативную
связь с фирмами - экспедиторами, предприятиями,
организациями, иностранными фирмами
для организации и выполнения международных
и междугородных перевозок грузов, а также
по оказанию транспортно - экспедиционных
услуг, с таможенными органами по вопросам,
связанным с таможенной обработкой грузов.
Комплекс организации перевозочного
процесса включает 3 группы: - группа оперативного управления
(функции - прием заявок на перевозки, оформление
документов, оперативное планирование
и учет работы подвижного состава, оперативное
управление и контроль за работой подвижного
состава на линии); - группа маркетинга и подготовки
перевозочного процесса (функции - экспедирование
грузов для привлеченного транспорта,
подготовка и оформление лицензий, страховок
и таможенных свидетельств); - группа приемки путевой и транспортной
документации (функции - первичная обработка
путевых листов и товарно-транспортных
накладных). Основная уставная деятельность
предприятия направлена на осуществление
международных перевозок грузов, экспедиционное
обслуживание некоторых других фирм -
перевозчиков, а также техническое обслуживание
и ремонт транспортных средств.
На предприятии осуществляются
следующие виды деятельности:
- Осуществление перевозок грузов
сухопутным автомобильным транспортом
в международном, междугородном, пригородном
и внутригородском сообщении.
- Транспортно-экспедиционное
обслуживание предприятий, организаций
независимо от форм собственности при
выполнении перевозок.
- Хранение и складирование: услуги
по хранению транспортных средств, принадлежащих
гражданам, эксплуатация и сдача в наем
собственного имущества.
- Аренда прочего оборудования
для сухопутного транспорта.
- Прочая розничная торговля
в неспециализированных магазинах.
- Вспомогательная и дополнительная
транспортная деятельность: техническое
обслуживание и мелкий ремонт подвижного
состава, перевозки транспортными средствами
на договорных началах, поездки с экскурсионными
целями и другие автобусные перевозки,
аренда грузовых автомобилей с водителем
или оператором, прочая вспомогательная
деятельность сухопутного транспорта.
Деятельность ТПЧУП "Сифуд-Сервис",
также как деятельность любого
предприятия основана на сделках,
своевременное исполнение которых
партнерами и контрагентами является
одним из важнейших условий
устойчивости и прогнозируемой
работы предприятия. Поэтому риски,
связанные с неисполнением хозяйственных
договоров, выделяются специалистами
в отдельную группу. Среди таковых
можно отметить риск отказа
партнера от заключения договора
после переговоров, риск возникновения
дебиторской задолженности, риск
заключения договора с неплатежеспособным
партнером, риск заключения договора
на условиях, отличающихся от обычных.
Перед данным предприятием
представляется возможность выхода на
новый сегмент рынка. В данной ситуации
появляется угроза появления новых конкурентов,
производящих аналогичный продукт, а также
снижение покупательского спроса. Дополнительная
выручка при этом составит 100 млн. р.
/мес., ожидается задержка в получении
лицензии, снижение цен на 10% основным
конкурентом 50 млн. р. /мес. 25 млн. р. / мес.
Дополнительная выручка составит 75
млн. р. /мес., нежелание потребителей переходить
на новый продукт, неудачная рекламная
компания, вывод конкурирующего продукта
на рынок 25 млн. р. / мес. 35 млн. р. /мес. 45
млн. р. /мес. Снижение цен на 10%. Увеличение
клиентов 65 млн. р. /мес. Снижение цен конкурентами
50 млн. р. /мес. Проведение широкомасштабной
рекламной компании Увеличение выручки
60 млн. р. / мес. Отсутствие соответствующего
интереса со стороны клиентов 30 млн. р.
мес. Таким образом, суммарная стоимость
риска ТПЧУП "Сифуд-Севрис" можно
оценить в 260 млн. р. в месяц или 3120 млн.
р.