Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 18:20, курсовая работа
Таким образом, в зависимости от характеристик, выделяют несколько типов рыночных структур - рынки совершенной и монополистической конкуренции, монополии, олигополии. Тип организации рынка, как было отмечено выше, в свою очередь влияет на характер поведения фирмы, тем самым делая анализ моделей поведения фирмы в условиях различных рыночных структур необходимым условиям для ее успешного функционирования и развития.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................….3
Глава 1. ФИРМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.................................................. 4
1.1. Экономическая природа фирм........................................................................... 4
1.2. Организационно-правовые формы частных предприятий.……………………………………………………..…………………..8
1.3 Проблемы развития российских предприятий в условиях перехода к рынку………………………………………………………………………………………..…………13
Глава 2. АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ФИРМ В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНЫХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР……………………………………………………...….18
2.1. Модель фирм в условиях рынка совершенной и монополистической конкуренции…………………………...……………………………………………18
2.2. Модель фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур……………………………………………………………………………..23
Глава 3. Антимонопольная политика и её особенность в России…….…………………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………39
1.3. Проблемы развития российских фирм в условиях перехода к рынку.
К настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84% . Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 25% всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства. []
Проблемы малого бизнеса можно разделить на следующие группы:
1)Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.
2)Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности.
3)Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.
4)Кредитная необеспеченность. [1]
Сами представители малых предприятий распределяют по важности свои проблемы следующим образом: недостатки налоговой системы, отсутствие оборотных средств, низкий платежеспособный спрос населения, высокая арендная плата, экономическая политика государства, недоступность кредитов, дороговизна сырьевых ресурсов, слабое развитие внутреннего рынка, высокие тарифы на перевозки, отсутствие производственных площадей.
Для нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело.
Упрощению жизни предпринимателей также будет способствовать упрощение процесса регистрации: регистрация должна осуществляться в одном регистрационном ведомстве и срок ее должен быть ограничен (например, десятью днями). Целый ряд функций по регистрации, лицензированию, контролю (сейчас монополизированных государством) должен перейти в совместное ведение, а некоторые из них - в исключительное ведение общественных организаций предприятий. То есть требует решения проблема перераспределения функций в системе жизнеобеспечения малого бизнеса.
Также требует решения проблема нехватки производственных помещений и оборудования. Здесь и надо пытаться связать малое и крупное предпринимательство. В этом направлении предлагается активно использовать простаивающие мощности других предприятий. Речь идет как о крупных предприятиях-банкротах, так и о формально продолжающих работать предприятиях, но явно не имеющих перспектив полного использования располагаемых мощностей и производственных площадей. Для этого нужно создать такие условия, которые простимулируют сотрудничество, т.е. опять же улучшение правовой базы, поддержка государства. В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации уже действуют специальные комиссии, решением которых предприятиям разрешается выводить производственные мощности "в резерв" с соответствующим освобождением от уплаты налогов на имущество. Тем самым создаются реальные стимулы к передаче мощностей крупных предприятий в малый бизнес. Представляется целесообразным не выставлять часть государственной собственности на аукционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с благоприятным предпринимательским климатом. Частные лизинговые компании оказали бы реальную помощь малому предпринимательству, но эта деятельность сейчас требует слишком большого начального капитала. Направление государственных средств для обеспечения стартового капитала лизинговых компаний - один из путей решения этой проблемы.
Одним из перспективных направлений поддержки малого предпринимательства является стимулирование кооперации малого и крупного бизнеса. Существует точка зрения, что в качестве магистрального направления развития всей предпринимательской среды необходимо укрепление сотрудничества и кооперации малых и крупных фирм. Организационные формы такой интеграции самые разнообразные: лизинг, франчайзинг, долгосрочные контакты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т.д. Преимуществом такого варианта промышленной организации является создание гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса, особенно в тех случаях, когда финансово-промышленные группы осуществляют прорыв на экспортные рынки. [1]
В частности, крупные предприятия, которые активно работают с малыми предприятиями на производственно-кооперационной и инновационной основе и при этом оказывают им какую-либо помощь (передача технологий, подготовка кадров, и т.д.) также должны иметь целевые налоговые льготы. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджментской неопытностью и профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий, поэтому подготовка кадров имеет большое значение для предприятий.