Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 18:20, курсовая работа
Таким образом, в зависимости от характеристик, выделяют несколько типов рыночных структур - рынки совершенной и монополистической конкуренции, монополии, олигополии. Тип организации рынка, как было отмечено выше, в свою очередь влияет на характер поведения фирмы, тем самым делая анализ моделей поведения фирмы в условиях различных рыночных структур необходимым условиям для ее успешного функционирования и развития.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................….3
Глава 1. ФИРМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.................................................. 4
1.1. Экономическая природа фирм........................................................................... 4
1.2. Организационно-правовые формы частных предприятий.……………………………………………………..…………………..8
1.3 Проблемы развития российских предприятий в условиях перехода к рынку………………………………………………………………………………………..…………13
Глава 2. АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ФИРМ В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНЫХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР……………………………………………………...….18
2.1. Модель фирм в условиях рынка совершенной и монополистической конкуренции…………………………...……………………………………………18
2.2. Модель фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур……………………………………………………………………………..23
Глава 3. Антимонопольная политика и её особенность в России…….…………………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………39
2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНЗЕНСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра государственного управления и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Микроэкономика»
Тема: Поведение фирм в экономике России
Специальность: 08.05.04. – ГиМУ
Инза
2011
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ......................
Глава 1. ФИРМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.....................
1.1. Экономическая природа фирм..........................
1.2. Организационно-правовые формы частных предприятий.………………………………………………
Глава 2. АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ФИРМ В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНЫХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР……………………………………………………..
2.1. Модель фирм в условиях рынка совершенной и монополистической конкуренции…………………………...………………
2.2. Модель фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур…………………………………………………………
Глава 3. Антимонопольная политика и её особенность в России…….………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………39
На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д.
В отличие от часто встречающегося представления о том, что рыночная экономика является совершенно свободной, что производители - фирмы и крупные их объединения - могут назначать практически любые цены на свои товары, манипулируя потребителем для достижения наивысшего объема продаж или прибыли, современная рыночная экономика демонстрирует достаточно жесткие правила игры, характеризующиеся использованием методов и форм ценовой и неценовой конкуренции.
В странах с развитой рыночной экономикой преимущественно существуют рынки монополистической конкуренции (производство одежды, обуви, сфера услуг, торговля и т.д.), а также олигополии (автомобильная промышленность, металлургия). Совершенная конкуренция и чистая монополия встречаются довольно редко и скорее являются абстракциями, моделями, на примере которых можно провести анализ поведения фирмы, формирования ее ценовой стратегии и определения объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль. Хотя совершенная конкуренция - явление редкое, ее анализ позволяет понять, как функционирует рыночная экономика, и сравнить «идеальный» рынок с реальным.
Таким образом, в зависимости от характеристик, выделяют несколько типов рыночных структур - рынки совершенной и монополистической конкуренции, монополии, олигополии. Тип организации рынка, как было отмечено выше, в свою очередь влияет на характер поведения фирмы, тем самым делая анализ моделей поведения фирмы в условиях различных рыночных структур необходимым условиям для ее успешного функционирования и развития.
Первые фирмы возникают очень рано - еще в античном мире или в средние века можно обнаружить мастерские с несколькими десятками рабочих и двумя-тремя управляющими. Но эти фирмы, как правило, имели очень небольшой размер и играли незначительную роль в хозяйстве.
Исключением из этого правила были некоторые производства, действительно требовавшие большого количества разных работников (например, корабельные верфи, которые могли иметь по 100-200 рабочих). Но в остальных отраслях фирм с хоть сколько-нибудь большим количеством рабочих и аппаратом управляющих просто не существовало.
Но при этом вплоть до 1840-х гг. фирмы продолжали оставаться очень простыми в управлении - главный управляющий имел в лучшем случае двух-трех помощников. В большом аппарате управленцев просто не было потребности (не было ни очень развитого разделения труда, ни необходимости поддерживать точный график работы предприятия).
В современной хозяйственной практике термин «фирма» используют для обозначения образований, ведущих коммерческую деятельность. Рассматривая фирму в таком аспекте, ее можно определить как хозяйственную единицу, обладающую обособленным имуществом и оформленными правилами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под свою имущественную ответственность.
Фирма - это организация, ведущая бизнес под определенным именем. Фирма контролирует использование земли, трудовых ресурсов и капитала. Она сама принимает решение относительно дизайна, способа производства и продажи продукции. Фирму следует отличать от производственной единицы, например фабрики, фермы или шахты, так как она представляет собой единицу управления. Одна фирма может иметь, либо контролировать несколько производственных единиц. [4]
В этой связи нельзя не отметить, что экономическая теория наряду с понятием «фирма» оперирует понятием «предприятие».
Фирма может включать как одно, так и несколько предприятий и производств. Под предприятием же, как правило, подразумевается однопрофильное, однопродуктное производство.
Среди современных фирм встречаются как многопрофильные, так и однопрофильные производства. Однако ориентация фирмы именно на многопрофильное производство делает ее более устойчивой в период экономических спадов. Неблагоприятная конъюнктура в отношении одного выпускаемого товара снижает доходы от его производства, но может не затронуть условия доходности по остальным видам товаров. Фирма в этом случае убытки от одного вида деятельности перекрывает доходами от производства других товаров и услуг.
Кроме того, ориентация на однопродуктное предприятие не всегда перспективна, так как можно попасть в тупиковую ситуацию из-за затухания жизненного цикла товара (например, когда предприятие выпускает механические печатные машинки в период персональных компьютеров). Если же фирма многопрофильна, она может совмещать производство товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла и требующих различных капиталовложений.
Рассредоточение капитала фирмы по ряду отраслей и образование многопрофильного производства получило название диверсификации капитала.
В экономической теории фирму рассматривают как организацию, имеющую обладающую индивидуальными характеристиками, которая проходит определенные стадии своего жизненного цикла и деятельность которой направлена на определенные цели.
Характеристики, присущие любой фирме:
1) Ресурсы. Цели всякой фирмы включают преобразование ресурсов для достижения результатов. К основным ресурсам относят материалы, технологии, информацию, капитал, человеческие ресурсы.
2) Зависимость от внешней среды. Фирма зависит от внешнего мира по отношению ресурсов, потребителей, конкурентов. Понятие «внешняя среда» включает в себя экономические условия, поставщиков, законодательство, систему общественных ценностей, технику, технологию и т.д.
3) Разделение труда. Существует горизонтальное и вертикальное разделение труда.
4) Необходимость управления. Она вызвана потребностью координации деятельности людей для достижения целей, выполнения задач, координируется путем вертикального разделения труда. Деятельность по координированию деятельности других людей составляет сущность управления. [7]
Получение максимальной прибыли - это конечная цель любой коммерческой деятельности. Эта цель достигается через определения и реализацию набора целевых установок как тактического, так и стратегического порядка: увеличение объема продаж; достижение более высоких темпов роста; увеличение доли рынка; увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу; увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания); увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество); изменение структуры капитала.
Характер целевых установок фирмы определен состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится деятельность фирмы, а также стадией цикла жизни самого предприятия.
Определим типы фирм в зависимости от их рыночного поведения:
- Предпринимательская фирма. Обычным для нее является объединение функций управления и собственности и нацеленность на максимализацию прибыли.
- Капиталистическая фирма – это принадлежащее многим владельцам капитала образование, имеющее сложную организационную структуру.
- Самоуправляющаяся фирма представляет собою образование, принадлежащее коллективу работников.
- Государственная фирма обычно трактуется как фирма, принадлежащая государству.
- Директорская фирма. Такие фирмы характеризуются размытостью прав собственности и ориентированы на максимилизацию выгод, получаемых менеджерами. [5]
Фирмы бывают разного размера - один частный предприниматель или корпорация, с многотысячным штатом сотрудников. В зависимости от количества занятых (а, следовательно, и от размеров производственной деятельности) фирмы делятся на мелкие, средние и крупные. Нормативы для отнесения фирм к той или иной категории в разных странах различны.
По сферам предпринимательской деятельности они могут быть промышленными, агропромышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными, телекоммуникационными, торгово-посредническими, венчурными, рекламными, инжиниринговыми, юридическими и др. Классифицировать фирмы можно также в завизимости от направления деятельности.
Фирма – сложное экономическое явление. Поэтому в экономической теории сложилось несколько концепций фирмы:
- Неоклассическая теория фирмы рассматривает ее как производственную (технологическую) единицу.
- Институциональная теория фирмы исходит из того, что фирма является сложной иерархической структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности.
- Бихевиористская теория фирмы исходит из невозможности максимилизации какой-либо цели и концентрирует внимание на исследовании функционирования внутренних структур фирмы и проблем принятия решений. [13]
Изучая деятельность фирм, экономическая наука обнаружила, что наиболее последовательно фирмы стремятся к достижению наивысшей экономической эффективности лишь в ситуации «совершенной конкуренции».
1.2. Организационно-правовые формы частных предприятий.