Поведение фирм в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, в зависимости от характеристик, выделяют несколько типов рыночных структур - рынки совершенной и монополистической конкуренции, монополии, олигополии. Тип организации рынка, как было отмечено выше, в свою очередь влияет на характер поведения фирмы, тем самым делая анализ моделей поведения фирмы в условиях различных рыночных структур необходимым условиям для ее успешного функционирования и развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................….3
Глава 1. ФИРМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.................................................. 4
1.1. Экономическая природа фирм........................................................................... 4
1.2. Организационно-правовые формы частных предприятий.……………………………………………………..…………………..8
1.3 Проблемы развития российских предприятий в условиях перехода к рынку………………………………………………………………………………………..…………13
Глава 2. АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ФИРМ В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНЫХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР……………………………………………………...….18
2.1. Модель фирм в условиях рынка совершенной и монополистической конкуренции…………………………...……………………………………………18
2.2. Модель фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур……………………………………………………………………………..23
Глава 3. Антимонопольная политика и её особенность в России…….…………………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………39

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от причин, лежащих в основе монополизации рынка, различают следующие виды монополий.

1. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции юридическими ограничениями.

2. Естественная монополия. Отрасль, в которой производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами. В основе естественной монополии лежит экономия от масштаба производства.

3. Открытая монополия. Случай, когда фирма становится единственным поставщиком товара, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. [15]

Пример  естественных монополистов России:

1.              РАО  “ЕЭС”   (производство   электроэнергии,   услуги   по   передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);

2.              ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация  природного газа);

3.              МПС (железнодорожные перевозки);

      Четвертым  можно  назвать   “Ростелеком”   (услуги   междугородной   и международной электрической связи). Санкт-Петербургские   естественные   монополисты:   ПТС,    Водоканал, Метрополитен и др. В  независимости   от   того,   является   ли   предприятие-монополист естественным  или  искусственным,  каждое  из  таких  предприятий   обладает монопольной властью, т.е. способностью  регулировать  цену  на  производимый товар через ограничение  предложения.  Зачастую  монополисты  злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить  конкуренцию,  и  таким  образом  причиняют ущерб   потребителям

      В  условиях  современной  российской  экономики  монопольная  рыночная власть реализуется прежде всего за счет увеличения издержек, а не  получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса  затрат  на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции.

      Помимо ценовых  злоупотреблений  в  российской  экономике  наблюдаются примеры дискриминирующего поведения по отношению  к  конкурентам.  Например, администрация   Кировской   области   создала   унитарное    государственное предприятие “Кировфармация”, включив в него  ранее  самостоятельные  аптеки, магазины “Оптика”, фармацевтическую фабрику,  аптечную  базу  и  контрольно- аналитическую лабораторию. Государственный антимонопольный комитет  усмотрел в этом нарушение закона “О конкуренции” и предписал ликвидировать  незаконно созданную   структуру.   После   реорганизации    предприятия    ассортимент медицинских препаратов в аптеках намного  расширился,  что  можно  расценить как улучшение положения потребителя  вследствие  разукрупнения  монопольного предприятия.

Решение монополиста относительно объема производства. Для монопольного производителя, так же как и для конкурентной фирмы, цель производства - максимизация прибыли. Как единственный производитель монополист полностью контролирует рыночную ситуацию и по своему усмотрению может назначать рыночную цену товара. Поскольку монополист устанавливает одну цену для всех единиц товара, то цена товара будет выражать средний доход монополиста. [2]

Монополия с одним заводом. Предположим, что перед монополистом стоит задача об увеличении объема выпуска в течение длительного периода времени. Эту задачу монополист может решить двумя способами. Первый способ связан с расширением производственных мощностей имеющегося завода, а второй - со строительством второго, третьего и т.д. заводов.

Рассмотрим более подробно поведение монополиста, работающего с одним заводом. В долгосрочной перспективе монополист оптимальное количество выпускаемой продукции определяет из условия равенства долгосрочных предельных издержек и предельного дохода, т.е. монополист будет работать с одним заводом до тех пор, пока увеличение объема выпуска будет сопровождаться снижением долгосрочных средних издержек. В случае, когда дальнейшее увеличение выпуска сопровождается ростом средних издержек производства, монополисту не выгодно использовать единственный завод. В подобных ситуациях монополисты нередко решаются на строительство второго завода. В результате объем производства заметно увеличится.

Социальные издержки монопольной власти. Предыдущий анализ позволил нам заметить, что монопольные производители цену товара устанавливают на более высоком уровне по сравнению с ценой конкурентного рынка и предлагают продукцию в меньших объемах, чем конкурентная фирма. В результате этого обстоятельства покупатели будут платить более высокие цены за товар, что ведет, при прочих равных условиях, к ухудшению благосостояния населения. Следовательно, можно сказать, что деятельность монопольных производителей накладывает определенную социальную нагрузку на общество и ведет к ухудшению их благосостояния.  Считается, что фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, если она назначает разные цены для различных категорий потребителей на основе разницы в эластичности их спроса. [4]

Олигополия. Рынок олигополии характеризуется тем, что на нем действует несколько конкурирующих производителей со значительными рыночными долями продаж, так что изменения в цене и объеме выпуска отдельной фирмы могут повлиять на прибыли соперников. Поэтому производственные решения олигополистической фирмы зависят не только от реакции потребителей, но и от реакции конкурентов и их стратегического поведения. Существование такой олигополистической взаимосвязи требует, чтобы каждая фирма тщательно проанализировала и оценила последствия собственных решений и возможных действий конкурирующих фирм и с учетом этого выбрала цену и объем выпуска. [17]

Единой модели олигополии не существует. Разработан ряд моделей, описывающих поведение фирмы в конкретных ситуациях. Каждая модель основывается на определенных предположениях отдельной фирмы относительно поведения соперников и их реакции на выбранную ею стратегию.

Олигополистическая конкуренция приводит к уменьшению прибылей, а сговор и сотрудничество увеличивают прибыли. В погоне за прибылью фирмы, с одной стороны, могут вступить в ожесточенное противоборство ("ценовую войну"), снижая цены в целях захвата рынка. Подрезая цены друг друга до уровня средних издержек, в конечном счете фирмы получают нулевую экономическую прибыль. С другой стороны, фирмы могут максимально увеличить свои доходы путем повышения цен и заключения соглашения о дележе рынка, т.е. вступая в картель. Таким образом, фирмам выгодно открыто или тайно согласовывать цены и объемы выпуска, но в силу конкуренции картели характеризуются внутренней нестабильностью. [4]

Лидерство в ценообразовании. Как уже было сказано, в условиях сотрудничества и согласования (открытого или тайного) цен и объемов выпуска олигопольные фирмы увеличивают свои доходы. Однако зачастую фирмам трудно договориться о приемлемой для всех цене., особенно, когда меняются издержки и спрос. Проблема согласования легко решается, если на рынке имеется одна доминирующая фирма, которая может выступать ценовым лидером. Эта фирма устанавливает цену, а остальные - следуют за ней. Такая практика наблюдается повсюду на олигополистических рынках.

Структура нефтяной отрасли в Российской Федерации имеет олигопольный характер и характеризуется наличием вертикально-интегрированных нефтяных компании (ВИНК), которые осуществляют деятельность на всех сегментах рынка: добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов. На сегодняшнем рынке (после распродажи "Юкоса") представлены несколько общероссийских и региональных компаний: "Лукойл", "Сибнефть", "ТНК", "Татнефть", "Роснефть", "Транснефть", "РиТек", "Башнефть", "Сургутнефтегаз" и некоторые другие. По объемам добычи между этими компаниями, разумеется, существует большая разница. Основными игроками на рынке являются общероссийские компании. [9]

 

 

Глава 3. Антимонопольная политика и её особенность в России.

 

Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

Монополии существуют во всём мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливал Госплан, Госснаб и Госкомцен. Но социалистические монополии существенно отличались от капиталистических аналогов. Капиталистические монополии возникали «снизу» в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались «сверху» и действовали в тепличных условиях. В монополисты при капитализме прорывается предприятие- -лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный производственный и научно-технический потенциал. Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышения конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными рамками.

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю. [12]

Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой конкуренции был создан Государственный комитет по антимонопольной политике, имеющий территориальные управления. Позднее его преобразовали в Государственный антимонопольный комитет (ГАК). Следует признать, что ему не удалось добиться ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды.

В 1999 г. на его базе было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). В него вошли также Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП). [11]

На сегодняшний день  Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.
Руководитель ФАС России - Игорь Юрьевич Артемьев.

В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 82 территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы.

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ. [11]

Свободная конкуренция между участниками рынков стимулирует развитие новых технологий и поиск наиболее эффективных способов производства. Это приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора для потребителя.

Информация о работе Поведение фирм в экономике России