Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 18:20, курсовая работа
Таким образом, в зависимости от характеристик, выделяют несколько типов рыночных структур - рынки совершенной и монополистической конкуренции, монополии, олигополии. Тип организации рынка, как было отмечено выше, в свою очередь влияет на характер поведения фирмы, тем самым делая анализ моделей поведения фирмы в условиях различных рыночных структур необходимым условиям для ее успешного функционирования и развития.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................….3
Глава 1. ФИРМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.................................................. 4
1.1. Экономическая природа фирм........................................................................... 4
1.2. Организационно-правовые формы частных предприятий.……………………………………………………..…………………..8
1.3 Проблемы развития российских предприятий в условиях перехода к рынку………………………………………………………………………………………..…………13
Глава 2. АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ФИРМ В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНЫХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР……………………………………………………...….18
2.1. Модель фирм в условиях рынка совершенной и монополистической конкуренции…………………………...……………………………………………18
2.2. Модель фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур……………………………………………………………………………..23
Глава 3. Антимонопольная политика и её особенность в России…….…………………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………39
В связи с поддержкой свободной конкуренции не стоит забывать о необходимости усовершенствования государственной антимонопольной политики и регулирования сферы деятельности естественных монополий.
Необходимо разработать систему налогообложения так, чтобы она стимулировала предприятия производить продукцию. Исходя из интересов развития малого предпринимательства в процессе пересмотра и обновления указанных законодательных норм следует сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, пошлин, лицензионных и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений, ликвидирующих сегодняшний законодательный произвол.
Созданию равных экономических условий мешает также деятельность субъектов Российской Федерации, особенно органов местного самоуправления, которые пытаются устанавливать произвольные налоги. [1]
В экономике существуют огромные ценовые накрутки из-за внешних факторов, хотя при этом, прибыль предприятия может быть равной нулю. Это снижает платежеспособный покупательный спрос населения. Для решения этой проблемы нужно стараться снизить влияние экзогенных факторов, например, снизить опять же налоги.
Особое внимание необходимо уделить проблеме кредитования малого предпринимательства. Специфические особенности предприятий малого бизнеса, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке, делают его непривлекательным для кредиторов. Кредитная необеспеченность вынуждает уходить в тень или оформлять низкую рентабельность для прикрытия подпольного бизнеса.
Возрождение российского опыта по развитию взаимного страхования сегодня может стать первым шагом, направленным на расширение спектра страховых услуг для малого предпринимательства, который позволит минимизировать возможные финансовые потери, что повлечет за собой рост их деловой активности; расширить доступ к страхованию имущества и иных имущественных интересов (ответственности за причинение вреда, ответственности по договорам, предпринимательского риска); облегчить получение кредитных ресурсов на осуществление инвестиционных проектов за счет страхования рисков по этим проектам обществами взаимного страхования, участниками которых они являются; уменьшить число банкротств. [14]
Российские ученые имеют много перспективных идей, но часто при этом не имеют коммерческих навыков, нам не хватает умения воплотить технологию в продукт, особенно продукт, пользующийся спросом. Перспективные идеи востребованы на Западе, но выход на иностранный рынок требует слишком много затрат, поэтому выход для предпринимателей состоит в том, чтобы развивать свое венчурное предприятие здесь, а ориентировать его в перспективе на иностранные рынки. Самыми перспективными направлениями венчура сейчас являются: медицина, энергетика, информационные технологии.
При разработке государственной поддержки для малого промышленного бизнеса необходимо разделить предприятия на группы в зависимости от перспектив развития.
Глава 2. Анализ поведения фирм в условиях различных рыночных структур.
2.1. Модель фирм в условиях рынка совершенной и монополистической конкуренции.
В теоретическом значении, как это изложено выше, практически не встречается свободная конкуренция. Он представляет собой так называемую "идеальную" структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но все-таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно "малы" что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом.
Можно привести пример монополистической конкуренции:
Во многих отраслях промышленности производимая фирмами продукция дифференцирована. По той или иной причине потребители рассматривают каждую фирменную марку товара как нечто отличное от товаров других фирм. Зубная паста «Крест», например, отличается от «Колгейт», «Эйм» и дюжины других видов паст. Разница заключается в запахе, в составе, в репутации у потребителей (справедливой или несправедливой). В итоге некоторые потребители (но не все) платят за «Крест» больше, считая, что эта паста эффективнее предотвращает кариес зубов.
Так как фирма «Проктер и Гембл» является единственным производителем пасты «Крест», она обладает монопольной властью. Но монопольная власть этой фирмы ограничена, потому что потребители могут легко перейти на другие марки зубной пасты, кроме «Крест», если ее цена возрастет. Большинство потребителей не станут платить за «Крест» намного больше, чем за другие виды паст. Обычный потребитель «Крест» заплатит на 25 или даже на 50 центов больше за один тюбик, но вряд ли переплатит 1 долл. Для большинства потребителей разница между марками зубной пасты невелика. Следовательно, кривая спроса на «Крест», хотя и имеет наклон вниз, весьма эластична. Из-за ограниченной монопольной власти «Проктер и Гембл» назначает более высокую цену, но не намного выше, чем предельные издержки. Аналогичное положение и с моющими средствами «Тайд», бумажными полотенцами «Скотт» и имбирным пивом «Канада Драй».