Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Совершенная конкуренция (не в идеале, конечно) преобладает на большинстве рынков, и является наиболее желательной для государства, стремящегося обеспечить рыночные принципы ведения хозяйствования, и меньше вмешиваться в деятельность фирм, как это необходимо при несовершенной конкуренции, в особенности для монополии.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность и теоретические основы рынка совершенной конкуренции
1.1 Сущность понятия «совершенная конкуренция»
1.2 Условия возникновения совершенной конкуренции
Глава 2. Изучение поведения фирм в условиях совершенной конкуренции
2.1 Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции
2.1.1 Модели рыночной структуры
2.1.2. Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде
2.1.3 Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде
2.1.4 Условия максимизации прибыли конкурентной фирмы
2.2 Конкуренция со стороны фирмы (предприятия)
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсач начало.docx

— 120.20 Кб (Скачать файл)

Теоретически описанная выше ситуация, строго говоря, невозможна. Действительно, сдвиг кривой индивидуального предложения любого производителя неминуемо приведет к некоторому сдвигу кривой рыночного (суммарного) предложения, что вызовет изменение равновесной цены. Однако в реальной жизни небольшие фирмы обычно не влияют на рыночную цену. Чтобы устранить это противоречие малость субъектов рынка трактуют как ситуацию, в которой доля каждой фирмы в общем объеме продаж бесконечно мала, а число фирм отрасли бесконечно велико. Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

Фирма, имеющая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, т.к. эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену (ценополучатели).

2. Однородность продукции  разных предприятий, то есть нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм. Например, рынок картофеля, весьма вероятно, конкурентный. Много фермеров продает картофель каждый день. Ни один из них не имеет более 1% объема продаж на рынке за день. Если доля одного из них, за счет дополнительно проданного картофеля возрастает до 2%, то это никак не повлияет на рыночную цену.

В терминах теории полезности однородность продукта означает, что продукты разных производителей полностью взаимозаменяемы для каждого покупателя, причем предельная норма замещения одного продукта другим равна единице. Например, замена в наборе апельсина одного производителя на апельсин другого производителя не изменяет полезности набора. В этом случае каждая кривая безразличия покупателя представляет собой отрезок прямой, наклоненный к осям координат под углом 450. На рис.1.1 кривая безразличия для продуктов двух разных производителей обозначена через АВ. Через X обозначено количество в наборе продукта первого производителя, а через Y - второго производителя.

В реальной жизни абсолютно однородные продукты встречаются крайне редко (дистиллированная вода, акции корпорации, жетон метро). Высокой степенью однородности обладают нефть, сахар, помидоры. И уж совсем нельзя считать однородными такие товары, как книги, авиабилеты, игрушки.

3. Отсутствуют входные  барьеры для вступления в отрасль  нового производителя и возможности  свободного выхода из него. Входным  барьером для вступления в  отрасль может стать:

Наличие патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию (производство алкогольных напитков, лицензирование экспорта);

Относительно высокие затраты, необходимые для организации производства в отрасли (тяжелая промышленность);

Значительная отдача от масштаба производства, которая обеспечивает преимущества крупным предприятиям, уже получившим выгоду от расширения производства (естественные монополии);

Прикрепление покупателей к продавцам (обслуживание жилого дома определенной коммунальной службой);

Ограничение мобильности производственных ресурсов (правила регистрации граждан нередко препятствуют свободному перемещению трудовых ресурсов между территориальными рынками труда).

Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.

4. Равный доступ ко  всем видам информации («информационная  прозрачность рынка»). Это значит, что все покупатели имеют полную  информацию о характеристиках  продукта, ценах на него, а производители  располагают информацией о производственной  технологии, ценах на факторы  производства. Если продавцы располагают  большим объемом информации о  потребительских свойствах товара, чем покупатели, то такой рынок  называют рынком с ассиметричной  информацией. Примером служит рынок  медицинских услуг, на котором  покупатели (пациенты) не могут квалифицированно  судить о качестве оказываемых  им услуг, степени их необходимости, соответствии качества услуг  их цене.

5. Совершенная мобильность. Покупатель (продавец) может мгновенно  заключить сделку с любым продавцом (покупателем), причем для этого  не требуется дополнительных  затрат. В настоящее время совершенная  мобильность субъектов рынка  достигается при заключении сделок  с помощью компьютера. В других  случаях «переключение» одного  покупателя с одного продавца  на другого обычно требует  затрат времени, а нередко и  транспортных расходов. Если имеется  совершенная мобильность и совершенная  информационность субъектов рынка, то однородный товар продается  по единой цене.

6. Рациональное поведение  всех участников, преследующих собственные  интересы. Сговор в какой-либо  форме исключен.

7. Затраты фирм на изготовление  товаров различаются не очень  существенно вследствие сходности  технологии и цен на приобретаемые  для производства ресурсы. Если  это условие не соблюдается  и одна из фирм имеет существенно  более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить  рыночное равновесие, например, предложив  товары по более низкой цене (недоступной другим конкурентам) и захватив благодаря этому  существенно большую долю рынка, чем конкуренты (нарушится условие 1).

8. Транспортные затраты  не играют большой роли в  формировании предложения, то есть  нет опасности, что многие производители  окажутся неконкурентоспособными  из-за слишком дорогой доставки  своих товаров к покупателям (их  цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия  которых находятся ближе к  основным рынкам сбыта).

9. Уместность. Чистая конкуренция  на практике встречается довольно  редко. Это не означает, однако, что  анализ конкурентного рынка - неуместное  логическое упражнение.

Чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, к которой применимы понятия «доход» и «издержки». Чистая конкуренция служит ясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объема производства.

Функционирование чистой конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которым можно сравнивать и по которому можно оценивать эффективность реальной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Изучение поведения фирм в условиях совершенной конкуренции

2.1 Поведение фирмы  в условиях совершенной конкуренции

2.1.1 Модели рыночной  структуры

В хозяйственной практике термин «фирма» используют для обозначения образований, ведущих коммерческую деятельность. Рассматривая фирму в таком аспекте, ее можно определить как хозяйственную единицу, обладающую обособленным имуществом и оформленными правилами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под свою имущественную ответственность. Фирма - сложное экономическое явление [6 с.127].

Рыночная структура, или специфическая конкурентная ситуация, оказывает доминирующее влияние на поведение фирмы и выбор ею рыночной стратегии и тактики. Поведение фирмы, в свою очередь, напрямую связано с основополагающими показателями результатов ее деятельности: ценой, прибылью, эффективностью. Поведение и результативность фирмы не могут не сказаться на функционировании и преуспевании всей отрасли, а состояние последней влияет на национальную экономику в целом. Таким образом, в силу высокой степени взаимообусловленности контрагентов в рыночной экономике организация, или структура рынка, имеет принципиальное значение не только для микро - , но и для макроэкономики.

Данный тезис можно изобразить в виде условной логической схемы: Структура рынка - поведение фирмы - преуспевание фирмы - преуспевание отрасли - преуспевание национальной экономики.

Структура рынка в той или иной стране может быть достаточно сложной и, более того, включать даже нерыночные элементы. Вместе с тем в ней присутствуют характерные принципиальные черты, позволяющие провести классификацию. В современной экономической теории принято выделять четыре типа рыночной структуры: совершенную конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию. Первая и последняя модели представляют собой два противоположных полюса, две крайности, между которыми расположены промежуточные формы монополистической конкуренции и олигополии, называемые несовершенной конкуренцией. Строго говоря, монополия также относится к несовершенной конкуренции, хотя некоторые исследователи расценивают ее как отсутствие конкуренции вообще.

 

2.1.2. Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде

 

Эта тема посвящена исследованию влияния внешней для фирмы среды на ее поведение. В зависимости от различных рыночных ситуаций по-разному решаются вопросы цен и объемов производства.

В микроэкономике обычно анализируется поведение предприятий в 4 рыночных ситуациях: совершенная конкуренция, как противоположность ей – монополия, и в качестве промежуточных состояний – олигополия и монополистическая конкуренция.

В реальной действительности наиболее типичны монополистическая конкуренция и олигополия. Однако процесс принятия решений фирмой наиболее четко виден при анализе совершенной конкуренции и монополии. Они дают как бы образец или стандарт поведения фирмы.

В условиях совершенной конкуренции предприятие вынуждено продавать продукцию по независящей от него рыночной цене. Другая ситуация – предприятие-монополист, обладая абсолютной рыночной властью, может выбрать в качестве независимой переменной либо выпуск, либо цену, предоставляя рынку возможность определять величину выпуска. На рынке олигополии предприятия чаще всего являются ценоискателями. Хотя олигополист и обладает определенной рыночной властью, но не может так просто влиять на цену, как монополист. Ему приходится учитывать, как на его ценовое решение будут реагировать соперники. В отличие от олигополистов предприятиям, работающим на рынке монополистической конкуренции, нет необходимости учитывать реакцию конкурентов. Предприятия не являются взаимозависимыми. Их поведение ближе к поведению предприятий в условиях совершенной конкуренции. Неоднородность продукции, ее дифференциация дает таким предприятиям определенную степень рыночной власти при назначении цен.

Совершенная конкуренция предполагает: малые размеры и множественность предприятий, производство ими однородной продукции, невозможность изменять цены, свободу входа в отрасль и выхода из нее, совершенную информированность.

В условиях совершенной конкуренции фирма выступает в качестве ценополучателя (price-taker). Кривая спроса на ее продукцию имеет вид прямой, параллельной оси выпуска. Общая выручка фирмы изменяется пропорционально изменению выпуска продукции, средняя и предельная выручки равны и совпадают с ценой (p*=MR=AR).

Рис. 1. Линия спроса на продукцию конкурентной фирмы 

 

Рис. 2. Линия, характеризующая выручку конкурентной фирмы

 

Для определения уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальную прибыль, используются два подхода:

1. Сравнение общей выручки  – TR и совокупных (валовых) издержек  – ТС:

Рис. 3. Максимизация прибыли или минимизация убытков  
конкурентной фирмы (сопоставление TR и TC)

 

Точки А и С – точки критического объема производства: любые объемы за пределами этих точек (<Qa или >Qc) принесут убытки, т. к. общая выручка меньше общих затрат (TR<TC).

Если же рынок установит такую цену, при которой TR<TC и фирма будет нести убытки, то на первый взгляд, ей надо закрыться. Однако если фирма не производит товары, то в краткосрочном периоде она все равно несет убытки в размере постоянных затрат. Поэтому в краткосрочном периоде фирме имеет смысл продолжить функционирование, если при достигнутом уровне производства TR>TVC, т. к. некоторая часть выручки пойдет на оплату TFC.

Если же TR<TVC, фирма, осуществляя производство, понесла бы убытки больше постоянных затрат. Лучший выбор в такой ситуации – закрыться и оплатить TFC из собственного кармана.

2. Сравнение предельной  выручки (MR) и предельных издержек (MC):

Общее правило для любой фирмы: фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, производя такой объем продукции, при котором:

MR=MC.

  • Максимизация прибыли

Рис. 4. Максимизация прибыли конкурентной фирмы (сопоставление MR и MC)

При объеме производства Qa предельные издержки минимальны. Однако фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, должна продолжить расширять производство до Qe, где MR=MC. Прибыль на единицу продукции равна разнице между ценой и средними издержками (p–AC) или ес – на графике. Общая величина прибыли будет равна площади pcp*ec.

Предположим, однако, что цена меньше средних издержек (p<AC). В таком случае фирма должна попытаться минимизировать убытки.

  • Минимизация убытков

Рис. 5. Минимизация убытков конкурентной фирмы 
(сопоставление MR и MC)

 

В данной ситуации убытки фирмы равны площади p*pcce. Стремясь минимизировать убытки, фирма должна попытаться покрыть выручкой средние постоянные затраты: AFC=AC–AVC. Если цена выше AVC, то фирме это удастся.

Таким образом, если p>AVC, то в краткосрочном периоде фирме стоит продолжить функционирование. Если же p<AVC, — закрыться и оплатить убытки из собственного кармана.

 

2.1.3 Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде

Информация о работе Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции