Повышение эффективности муниципального маркетинга на примере МО регионов СЗФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:07, дипломная работа

Описание работы

Система маркетинга- это многофункциональная теория и практика, которая проникает во все области человеческой деятельности. Уже несколько десятилетий в международном перечне актуальных направлений развития маркетинга значимое место занимает его применение в управлении развитием стран, регионов, муниципальных образований, которое получило название территориальный маркетинг. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что обеспечение целенаправленного, динамичного и устойчивого социально-экономического развития в России возможно лишь на основе использования принципов территориального маркетинга.

Файлы: 1 файл

расковыренный диплом.docx

— 97.24 Кб (Скачать файл)

Специфика экономико-географического  положения города сказалась на его  промышленных функциях. С самого начала в Петербурге ускоренными темпами  развивались машиностроение и металлообработка на импортном металле, текстильная  промышленность - на импортном хлопке, резиновая промышленность на импортном  каучуке и т.д. Эти отрасли промышленности и в настоящее время доминируют в городской экономике. В советский  период к ним добавился ряд  новых производств: энергетическое и электротехническое, производство оптических приборов, пластмасс, красителей.

Ориентация промышленности в основном на привозное сырье отразилась на внутренней структуре города. Основная часть промышленных предприятий  разместилась либо вблизи судоходных путей, либо вдоль железных дорог. В  целом для промышленной застройки  характерна радиально-кольцевая направленность, а именно: от центра на север и  северо-запад ("Выборгская сторона"), от центра на юг ("Московская застава"), от центра на юго-запад ("Нарвская застава"). Плотная промышленная застройка  проходит вдоль Обводного канала.

- Я бы выделил 4 таких направления.

 

Во-первых, Санкт-Петербург - мощный мировой  центр судостроения. В городе сконцентрировано до 85% российских научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций  отрасли и порядка 30% российского  судостроительного производства. У  нас создаются суда, корабли, подводные  лодки, глубоководные аппараты и  специальные морские средства практически  всех известных типов (исключая, пожалуй, авианосцы).

 

Разработки в области военного и гражданского судостроения ведут  ФГУП «ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова», ОАО «ЦКБ морской техники «Рубин», ОАО «Санкт-Петербургское морское  бюро машиностроения «Малахит», ОАО  «Северное ПКБ», ОАО «ЦМКБ «Алмаз».

 

Ведущие предприятия судостроительной отрасли - ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО «Судостроительный завод  «Северная верфь», ОАО «Балтийский  завод», ОАО «Судостроительная фирма  «Алмаз». К наиболее важным заказам, выполненным судостроительными предприятиями города в последние 5 лет, можно отнести танкеры-продуктовозы DW 70 тыс. тонн, линейные ледоколы, надводные корабли, катера и неатомные (анаэробные) подводные лодки для силовых структур России и ряда других стран. Из строящихся сегодня плавсредств я бы отметил такое изделие как первую в мире плавучую атомную станцию (ОАО «Балтийский завод»). Она имеет очень хорошие экспортные возможности.

 

Уникальность Санкт-Петербурга как  центра судостроения состоит в том, что предприятия города способны практически полностью оснастить  корабль всеми необходимыми механизмами, устройствами и системами. Соисполнителями крупных заказов выступают ОАО НПО «Аврора» (системы управления), ОАО «Пролетарский завод» (механизмы, арматура), ОАО «Концерн «Гранит-Электрон» (ракетное оружие), ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» (подводное оружие) и мн. др.

 

Во-вторых, Санкт-Петербург - один из ведущих  мировых центров энергомашиностроения. Основная часть этого производства приходится на ОАО «Ижорские заводы» и петербургские филиалы ОАО «Силовые машины» (Ленинградский металлический завод, Завод «Электросила», Завод турбинных лопаток), которые являются ведущими российскими производителями оборудования для гидравлических, тепловых, газовых и атомных электростанций.

 

В третьих, Санкт-Петербург - крупный центр машиностроения. К ведущим предприятиям этого сектора относятся сборочные конвейеры ведущих мировых автопроизводителей, ЗАО «Вагонмаш» и ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» (поезда метрополитена, вагоны для железной дороги), ОАО «Машиностроительный завод «Арсенал» (космические аппараты), ОАО «Звезда» (дизели), ОАО «Климов» и ОАО «Красный Октябрь» (силовые установки для авиационной техники), ООО «ИЗ-КАРТЭКС» (горная техника) и др.

 

Ну и, наконец, Санкт-Петербург - развитый центр разработки и производства электротехнической продукции, электроники  и приборостроения. Среди ведущих  предприятий этих направлений необходимо отметить ЗАО «Росэлектропром Холдинг», ОАО «Новая ЭРА», ООО «НИИЭФА-Энерго», ОАО «ХК «Ленинец», ОАО «Светлана», ОАО «НПП «Радар-ммс», ФГУП «НИИ «Вектор», ОАО «Российский институт радионавигации и времени», ОАО «Интелтех», ОАО «Авангард», ОАО «Ленполиграфмаш». Электротехническая и электронная продукция с берегов Невы используется практически во всех отраслях экономики на всех континентах мира.

 

Также к числу ведущих секторов промышленности Санкт-Петербурга относятся  пищевая и перерабатывающая промышленности, металлургическое производство, строительство  и реставрация, химическое производство, текстильная и швейная промышленности.

- Рентабельно ли производить  промышленную продукцию в культурной  столице России - в городе, известном  всему миру, прежде всего, своими  дворцами, музеями, театрами?

 

- Культура и промышленность? Они друг другу не мешают, наоборот - помогают! Квалифицированные кадры,  наука и инновации - все это  плоды культуры. Отсюда и рентабельность  в промышленности Санкт-Петербурга  примерно на 10% превышает средний  уровень по России, а в обрабатывающих (наукоемких) производствах - на все  25-30%.

В промышленности Санкт-Петербурга уровень инновационной активности предприятий превышает средний  уровень по России примерно на 40%. Более 90% объема инновационной продукции  промышленных предприятий Санкт-Петербурга приходится на долю машиностроительного  комплекса.

Примерами реальной отдачи от инновационной деятельности предприятий  для городского хозяйства служат: проекты внедрения энергосберегающих  вандалозащищенных светодиодных светильников с продолжительным сроком службы в жилищно-коммунальное хозяйство Санкт-Петербурга, внедрения спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС в системы обеспечения жизнедеятельности города, перехода Санкт-Петербурга на цифровое телевизионное вещание, использования результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Санкт-Петербурга.

Особенности муниципального маркетинга в условиях Санкт-Петербурга.

В Санкт-Петербурге маркетинг муниципальных образований в данный момент развивается с довольно-таки ускоренными темпами. Конечно, одним из сильнейших преимуществ города является его привлекательность для туристов.

Благодаря сильной поддержке ВУЗов  в Санкт-Петербург приезжает огромное количество иностранных студентов. Различные образовательные программы для иностранцев, льготы и

Образовательные учреждения все активнее включаются в конкурентную борьбу за привлечение к себе на учебу иностранных граждан. Обучение иностранцев становится действенным  фактором стимулирования экономического роста. Сегодня, по данным Международного бюро ЮНЕСКО по образованию, свои образовательные  услуги для иностранцев предлагают многие тысячи высших учебных заведений  из 130 стран.2

 

Мотивы, повлиявшие на решение  опрошенных получить высшее образование в России, имеют определенные регионально-страновые различия. Так, на отсутствие возможности обучения на родине по интересующей специальности указали прежде всего студенты, приехавшие из стран Черной Африки и Казахстана, а направлялись в российские вузы национальным министерством образования чаще всего граждане Вьетнама.

 

У тех иностранцев, которые  хотели учиться именно в России, наиболее популярными являются факультеты машиностроения, транспорта, обработки  материалов, металлургии, ветеринарии. А наибольший дефицит в подготовке кадров в странах, из которых приехали опрошенные, ощущается прежде всего в области электронной техники, радиотехники и связи,энергетики.

 

 

2 правовая база

3.зарубежный опыт (сюда вставляешь реферат)

Роль муниципального маркетинга и его определение

 

Проблема определение  места и роли муниципалитета в  мировом контексте сегодня диктуется  нарастающими процессами экономической  глобализации. За финансовые и человеческие ресурсы территориям приходится конкурировать не только внутри страны, но и на международном рынке. Многими  территориями этот факт уже осознается как определяющий их будущее. В итоге, для привлечения «целевой аудитории» города и страны начинают пользоваться маркетинговыми методами.

Сам термин муниципального маркетинга появился за рубежом всего  лет 15-20 назад, и до сих пор даже терминологическое поле толком не сформировано. И проблема не только с маркетингом  территорий, но и с маркетингом  вообще (Филипп Котлер, пожалуй, наиболее признанный в мире маркетолог, в одной из своих книг собрал 84 определения маркетинга). Многие города, регионы, страны на деле занимаются маркетингом мест, но при этом не подозревают, что это именно так называется.

Порой маркетинговые действия являются лишь инструментом для решения  проблем - скажем, провести какой-нибудь фестиваль, чтобы выбить деньги из бизнеса  и вышестоящих бюджетов на ремонт местных дорог. Иногда задачи гораздо  более глобальны и долгосрочны - например, чтобы выиграть право провести в своем городе Олимпиаду. Или чтобы сформировать позитивный образ региона в глазах инвесторов, туристов, вышестоящих чиновников, журналистов.

Британец Грегори Ханкинсон, написавший книжку «Маркетинг для территорий», начал ее так: «Чем шире это распространено, тем менее осмыслено». Вместо теории есть богатый опыт десятков, сотен зарубежных городов и муниципалитетов, которые интуитивно, исходя из своих понятий и проблем, пытаются продвигать себя.

Практически во всех развитых зарубежных странах муниципальный  маркетинг (как бы он не назывался  в конкретном случае) представляет собой систему действий местных  сообществ по продвижению интересов  территории. Что территории нужно  от соседей, от региона, от государства, от рынков сбыта? Нужно определиться с этим в стратегии развития места, зафиксировать там свои интересы. Но сегодня этого уже недостаточно. Надо еще и активно продвигать территориальные интересы. Задача же заключается в том, чтобы «продать»  территорию инвесторам, туристам, потенциальным  жителям. Инвесторам - чтобы охотно размещали на территории свои капиталы; туристам - чтобы с интересом приезжали  сюда; потенциальным жителям - чтобы  переезжали сюда жить.

Для США маркетинг городов  стал родовым признаком страны. По мере того, как осваивалась территория с востока на запад, только что  появившиеся поселения начинали жестко конкурировать между собой  за все: за ресурсы, за рабочую силу, за университеты, за туристов. Именно американские города и муниципалитеты первыми  начали всерьез заниматься маркетингом  мест, при этом не отдавая себе в этом отчет и не догадываясь, что позже возникнет такое понятие, управленческая технология, наука.

Потребность в маркетинге со стороны европейских городов  возникла гораздо позже - в конце 70-х начале 80-х годов прошлого века, когда стала совершенно очевидной возрастающая конкуренция «азиатских тигров» и Нового света. Стало ясно, что приходит новая экономическая эпоха, постиндустриальный переход несет за собой мощные вызовы. Города и муниципалитеты стали терять свои производственные функции (особенно те, кто специализировался на промышленном производстве).

Новые решения для конкурентной борьбы

 

Муниципальные образования  всех уровней стали искать выход - выдумывать себя заново, искать новые  смыслы, конкурентные преимущества, необходимые  для выживания. Наиболее успешные примеры - Бирмингем, Глазго, Барселона, Роттердам, Эдинбург…

Одно из главных направлений  здесь уникальность и тематичность.

Сегодняшняя Европа переживает бум тематических мест. Муниципальные образования и города и деревушки, становятся театральные, горнолыжные, торговые, книжные, ботанические, гастрономические (винные, сырные, кофейные), музыкальные, игровые и многие другие, имидж которых трудно отнести к тому или иному типу.

У части территорий есть культурная и историческая платформа, которая может составить их символический  капитал. Такими городами, например, являются Рим, Афины, Стамбул - у них есть уникальность, обусловленная прошлым, но большинству  территорий уникальность приходится не столько брать из прошлого, сколько  создавать заново и определять в  отношении будущего.

В последнее время маркетинговые  усилия западных поселений реализуются  в виде проектов с четкими, сугубо экономическими расчетами. Пример, ставший  хрестоматийным - деревушки на берегу шотландского озера Лох-Несс. Их маркетинговая  стратегия была проста до гениальности: несколько удачных фото с «Несси» и правильный выбор медиаканалов по их распространению. Сейчас, когда основная работа уже позади и поселения на берегах этого вечно холодного и неприглядного озера занимают лидирующие места по бюджетной обеспеченности в Шотландии, остается только раз в несколько лет ненавязчиво напоминать о «лохнесском чудовище», чтобы у местной экономики не было никаких проблем.

Конечно, роль СМИ в создании и поддержании имиджа страны и  города велика, но гораздо большее  значение имеют целенаправленные действия властей по маркетингу и брендингу. Разумеется, если они дополняют реально растущую экономическую и социальную привлекательность того или иного города.

Серьезные маркетинговые  усилия предпринимают даже самые  «раскрученные» города в мире. Например, Нью-Йорк после трагических событий 11 сентября 2001 года выделил 30 млн. долл. на специальную кампанию This is New-York. Берлин приступил в 2009 году к выполнению международной кампании по своему новому позиционированию на основе 20-летия воссоединения двух Германий. Федеральное правительство выделило 10 млн. евро на презентации во всех мировых столицах, включая Москву. А еще летом 1995 г. городские власти Берлина санкционировали акцию «Запакованный Рейхстаг». Всемирно известное здание Рейхстага было действительно запаковано, т.е. полностью закрыто специальной тканью так, что со стороны создавалось впечатление гигантского свертка с праздничным подарком. Параллельно была развернута широкая рекламная кампания, которая привлекла миллионы туристов со всей Германии и из многих стран Европы. В отдельные дни в непосредственной близости от Рейхстага находилось до 400 тыс. людей одновременно. Все, посетившие Берлин с целью увидеть необычную и в чем-то сюрреалистическую картину запакованного Рейхстага, пользовались услугами такси, отелей, ресторанов, покупали сувениры, одним словом, тратили деньги; эти деньги пошли на благо Берлина и берлинцев. Занятые в сфере обслуживания и в торговле получили дополнительный доход, в казну муниципалитета поступили дополнительные налоги, которые пошли на развитие Берлина, а от этого выиграли все его жители.

Информация о работе Повышение эффективности муниципального маркетинга на примере МО регионов СЗФО