Правительственные расходы и совокупный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – определить что понимается под правительственными расходами, как отражаются эти расходы на покупке в расходах бюджета; определить, что важным инструментом государственного регулирования экономики и её стабилизации является политика государственных расходов и налогов; выяснить на что оказывает непосредственное воздействие уровень совокупных расходов. Ещё одной из задач моей курсовой работы является дать определение расходам бюджета; выяснить, что входит в правительственные расходы, и выяснить к чему может привести увеличение правительственных расхдов.

Содержание работы

Введение 3
1 Правительственные расходы и совокупный спрос 4
1.1 Совокупный спрос 4
1.2 Правительсвенные расходы 6
2 Мультипликатор государственных расходов и налогов 9
2.1 Мультипликатор государственных расходов 9
2.2 Мультипликатор сбалансированного бюджета 11
3 Бюджетный дефицит 16
3.1 Бюджетная политика России 18
4 Государственный долг 26
5 Рост правительственных расходов приведёт к росту инфляции 30
6 Альтернативные варианты фискальной политики для России 32
6.1 Дискреционная фискальная политика 32
6.2 Неоклассические теории потребительского спроса 34
Заключение 42
Список литературы 44
Приложение…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по макро.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Мультипликатор  сбалансированного бюджета

 

Мультипликатор  сбалансированного бюджета показывает, что равные приросты правительственных расходов и налогов вызывают увеличение объема равновесного ЧНП на величину их прироста.

Например, увеличение правительственных расходов и налогов  на 20 млрд долл. вызывает прирост ЧНП  на 20 млрд долл.

В то же время  изменения правительственных расходов имеют более сильное воздействие на совокупные расходы, чем изменения величины налогов такого же масштаба. Правительственные расходы имеют прямое воздействие на совокупные расходы.

Изменение же налогов  косвенно воздействует на совокупные расходы, за счет изменения дохода после уплаты налогов и через изменения потребления. Основа так называемого мультипликатора сбалансированного бюджета раскрывается на рисунке 32.2.

Мультипликатор  сбалансированного бюджета равен  единице. Одинаковое увеличение налогов и государственных, расходов вызовет прирост ЧНП на величину, равную приросту объема государственных расходов и налогов. При предельной склонности к потреблению (МРС), равной 3/4, увеличение налогов на 20 млрд долл. вызовет снижение дохода после уплаты налогов на 20 млрд долл. и сокращение потребительских расходов на 15 млрд долл. Поскольку мультипликатор равен 4, ЧНП сократится на 60 млрд долл.

Прирост государственных  расходов на 20 млрд долл., однако, вызовет  более чем уравновешивающее увеличение ЧНП на 80 млрд долларов. Следовательно, чистый прирост ЧНП составит 20 млрд долларов, что равно величине прироста правительственных расходов и налогов.

Мультипликатор  сбалансированного бюджета действует  вне зависимости от величины предельных склонностей к потреблению и сбережению.

Многие экономисты изучали  вопрос, каков мог бы быть результат  объединения эффектов увеличения налогов  и увеличения государственных расходов. Первый и, как кажется, наиболее очевидный  ответ состоит в том, что равный по величине прирост и государственных закупок и налогов не должен оказать какого-либо влияния на уровень доходов. Однако этот вывод является ошибочным. Почему?

Мультипликатор сбалансированного  бюджета устанавливает, что прирост  правительственных расходов, сопровождаемый равными по величине приростом налогов – имеет своим результатом увеличение выпуска продукции.

Причина того, почему объем  выпуска продукции увеличивается (вместо того, чтобы оставаться неизменным), состоит в том, что прирост  государственных расходов приводит к незамедлительному увеличению совокупного спроса на величину этого прироста, в то время как прирост налогов, как только что могли видеть в приведенном примере, сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину. Эти два эффекта взятые вместе, действительно приводят к увеличению совокупного спроса и, следовательно, являются причиной роста выпуска продукции.

При неизменном данном уровне инвестицией результат действия мультипликатора сбалансированного  бюджета будет еще более специфичен. Как и предполагалось в приведенном выше примере, величина мультипликатора сбалансированного бюджета в этом случае будет в точности равна 1. А это означает, что объем выпуска продукции будет увеличиваться ровно на величину прироста правительственных расходов.

Фундаментальная цель фискальной политики состоит том, чтобы ликвидировать безработицу  или инфляцию. В период спада на повестке дня возникает вопрос о  ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей фискальной политике. Стимулирующая фискальная политика включает: 1) увеличение государственных расходов, или 2) снижение налогов, или 3) сочетание первого и второго. Если имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика. Сдерживающая фискальная политика включает: 1) уменьшение правительственных расходов, или 2) увеличение налогов, или 3) сочетание первого и второго. Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля за инфляцией.

Однако нужно  помнить о том, что размеры ЧНП зависят не только от разницы между правительственными расходами и налогами (т.е. от размеров дефицита или положительного сальдо), но и от абсолютных размеров бюджета. В нашей иллюстрации мультипликатора сбалансированного бюджета рост правительственных расходов и налогов на 20 млрд долларов увеличивал ЧНП на 20 млрд долларов. Если бы правительственные расходы и налоги возросли только на 10 млрд долл., то равновесный ЧНП возрос бы только на 10 млрд долл.

Существуют два  различных способа, которыми федеральное правительство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг) или за счет выпуска новых денег его кредиторам. Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае различно.

Если правительство выходит на денежный рынок и размещает здесь свои займы, оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. Следовательно, правительственное заимствование будет иметь тенденцию к повышению уровня ставки процента и, таким образом, будет «выталкивать» некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные к величине процента потребительские расходы.

Если государственные  расходы дефицитного бюджета  финансируются за счет выпуска новых  денег, выталкивания частных инвестиций можно избежать. Федеральные расходы могут увеличиваться, не оказывая пагубного воздействия на инвестиции или потребление. Таким образом, создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.

Вызванная избыточным спросом инфляция требует со стороны  правительства фискальных действий, которые могли бы сформировать бюджетный  излишек. Однако антиинфляционный эффект такого излишка зависит от того, как правительство будет использовать его. Здесь возможны два способа:

1. Погашение  долга. 

Поскольку федеральное  правительство имеет накопленную  задолженность, логично, что правительство  может использовать дополнительные средства для погашения долга. Эта  мера, однако, может несколько снизить антиинфляционное воздействие бюджетного излишка. Выкупая свои долговые обязательства у населения, правительство передает свои избыточные налоговые поступления обратно на денежный рынок, вызывая падение ставки процента и стимулируя, таким образом, инвестиции и потребление.

2. Изъятие из  обращения. 

Правительство может добиться большего антиинфляционного  воздействия своего бюджетного избытка  просто за счет изъятия этих избыточных сумм, приостановив любое их последующее  использование. Изъятие избытка означает, что правительство изымает покупательную способность некоторых размеров из общего потока доходов и расходов и удерживает ее. Если избыточные налоговые доходы не вливаются вновь в экономику, то отсутствует возможность расходования даже некоторой части бюджетного избытка, т.е. уже нет никаких шансов к тому, что эти средства создадут инфляционное воздействие, противодействующее дефляционному влиянию избытка как такового. Можно сделать заключение, что полное изъятие бюджетного избытка является более сдерживающей мерой по сравнению с использованием этих же средств для погашения государственного долга.

Что предпочтительнее: правительственные расходы или  налоги?

Ответ на этот вопрос зависит в значительной степени  от индивидуального взгляда политика и от того, насколько велик государственный сектор. «Либеральные» экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, могут рекомендовать расширение совокупных расходов в период спада за счет роста государственных покупок и ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. И наоборот, «консервативные» экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за рост совокупных расходов в период спада за счет сокращения налогов и в период роста инфляции предлагать сокращение совокупных расходов за счет сокращения государственных расходов. Важно отметить, что активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Бюджетный дефицит

 

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является его финансовая система, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и возействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполения возложенных на государственные органы функций. Однако данная система зачастую сталкивается с проблемами, враженными в форме бюджетного дефицита. Поэтому одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита.

Бюджетный дефицит  — это та сумма, на которую расходы правительства превосходят его доходы за данный год.

Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит характерен сегодня для большинства развитых стран. Дефицит бюджета – это индикатор состояния экономики, поэтому, данной проблеме уделяется традиционно большое внимание как со стороны специалистов-экономистов, так и всего населения страны в целом. Отношение экономистов к вопросу бюджетного дефицита неоднозначно. Уже давно возникло мнение, что бюджетный дефицит – это совершенно нормальное и даже желательное для растущей экономики явление, которое способствует её росту, снижению безработицы. Дефицит бюджета – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определённые изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует результат этих изменений.

Причины бюджетного дефицита известны. Это и спад производства, массовый выпуск «пустых» денег, и излишне, неоправдано раздутые социальные программы, и наоборот теневого капитала в огромных масштабах. Конечно, к важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится и колебание объёма ВВП в течение бюджетного периода. Возможными причинами бюджетного дефицита являются и чрезмерные государственные расходы, хищения, потери произведённой продукции и многое другое, пока не поддающееся учёту. Источноками покрытия бюджетного дефицита являются займы и усиление налогооблажения. Но есть и третий, традиционный способ – это производство денег. Однако сегодня эмиссия не принимает формы простого печатания денежных знаков. В настоящее время эмиссия существует постредством создания резервов коммерческих банков.

В связи с  этим можно выделить несколько концептуальных подходов к проблеме бюджетного дефицита. Первая концепция базирутся на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Третья концепция предполагает, что целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение экономической стабильности может сопровождаться в том числе и устойчивым бюджетным дефицитом. Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит. Такая политика предполагает:

- наличие чёткой  программы финансовых мероприятий  в рамках денжного потенциала старны;

- контроль за  развитием бюджетного дефицита  и поиск источников его покрытия;

- выделение  бюджетных средств на мероприятия,  дающие значительный экономический  эффект.

 

 

 

 

   3.1 Бюджетная политика России

 

Бюджетная политика Российской Федерации сейчас базируется на традиционной первой концепции. Требование бездефицитного бюджета является важнейшим принципом нашего экономического развития и ранее, и в настоящее время.

Существуют три  основных способа финансирования бюджета  дефицита:

- монетизация  бюджетного дефицита;

- внешнее долговое  финасирование;

- внутреннее  долгове финансирование.

Монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется  значительный внешний долг, а возможности  внутреннего и внешнего финансирования практически исчерпаны. Этот способ финансирования целесообразен, если валютные резервы ЦБ истощены. Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности,а осуществляться в других формах – например, в виде расширения кредитов Центрального банка РФ государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

Альтернативные  возможности внешнего льготного  бюджетного дефицита являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов. Нередко возможности льготного финансирования ограничены из-за значительной внешней задолженности либо используются преимущественно в непроизводительных целях – на выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д.

Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее  инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта.

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко  рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финасирования не устраивает угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.

Если облигации  государственного займа размещаются  среди населения и коммерчесикх банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении в  ЦБ.

При высоком  уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета  со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего  долга ВВП, особенно при низких темпах экономического роста. Рост бремени  внутреннего долга увеличивает долю государствееных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьёздно ограничивает возможности снижения в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции. В целом внутреннее долговое финасирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:

Информация о работе Правительственные расходы и совокупный спрос