Правительственные расходы и совокупный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – определить что понимается под правительственными расходами, как отражаются эти расходы на покупке в расходах бюджета; определить, что важным инструментом государственного регулирования экономики и её стабилизации является политика государственных расходов и налогов; выяснить на что оказывает непосредственное воздействие уровень совокупных расходов. Ещё одной из задач моей курсовой работы является дать определение расходам бюджета; выяснить, что входит в правительственные расходы, и выяснить к чему может привести увеличение правительственных расхдов.

Содержание работы

Введение 3
1 Правительственные расходы и совокупный спрос 4
1.1 Совокупный спрос 4
1.2 Правительсвенные расходы 6
2 Мультипликатор государственных расходов и налогов 9
2.1 Мультипликатор государственных расходов 9
2.2 Мультипликатор сбалансированного бюджета 11
3 Бюджетный дефицит 16
3.1 Бюджетная политика России 18
4 Государственный долг 26
5 Рост правительственных расходов приведёт к росту инфляции 30
6 Альтернативные варианты фискальной политики для России 32
6.1 Дискреционная фискальная политика 32
6.2 Неоклассические теории потребительского спроса 34
Заключение 42
Список литературы 44
Приложение…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по макро.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение  высшего профессионального образования

«Пензенский государственный университет»

 

Факультет заочного обучения

 

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

 

 Правительственные расходы и совокупный спрос

 

 

 

                                                                                Выполнил:

        студент  3 курса

                 группы 11ТЗЭЭ3111

 ЛУкошкина а.О.

                       ______________
(дата, подпись) 
                                                            
    Проверил:
        к.э.н., доцент
                 САФОНОВА О.Н.
______________ 
(дата, подпись) 

Оценка

 

__________________

 

 

 

 

 

2013

 

 

 

Содержание

 

     Введение 3

1   Правительственные расходы и совокупный спрос 4

1.1 Совокупный спрос 4

1.2 Правительсвенные расходы 6

2    Мультипликатор государственных расходов и налогов 9

2.1 Мультипликатор государственных расходов 9

2.2 Мультипликатор сбалансированного бюджета 11

3    Бюджетный дефицит 16

3.1 Бюджетная политика России 18

4    Государственный долг 26

5    Рост правительственных расходов приведёт к росту инфляции 30

6    Альтернативные варианты фискальной политики для России 32

6.1 Дискреционная фискальная политика 32

6.2  Неоклассические  теории потребительского спроса 34

       Заключение 42

       Список  литературы 44

       Приложение………………………………………………………………………46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Цели управления системой государственных финансов и обеспечения  страны удовлетворительной валютой совершенно различны и, по большей части, противоречат друг другу. Возлагать обе задачи на одно и то же ведомство всегда означало путаницу, и привело к катастрофическим результатам в последние годы. Это проявилось не только в том, что деньги стали главной причиной экономических колебаний, но и в неконтролируемом росте государственных расходов.

«Нет необходимости  излагать все последствия пагубного  влияния финансовых "нужд" правительства  на предложение денег. Дело не только в том, что все случаи наиболее острой инфляции до недавнего времени были результатом деятельности правительств, покрывавших свои финансовые "нужды" с помощью печатного станка».1 Даже в течение периодов относительной стабильности необходимость удовлетворять финансовые "нужды" правительств, постоянно возникавшая перед центральными банками, и решавшаяся ими путем поддержания низких процентных ставок, была источником постоянных затруднений: она мешала попыткам банков обеспечить стабильность и придавала их политике инфляционистский уклон, который исправлялся, обычно с запозданием, с помощью механизма золотого стандарта.

Цель моей работы –  определить что понимается под правительственными расходами, как отражаются эти расходы  на покупке в расходах бюджета; определить, что важным инструментом государственного регулирования экономики и её стабилизации является политика государственных расходов и налогов; выяснить на что оказывает непосредственное воздействие уровень совокупных расходов. Ещё одной из задач моей курсовой работы является дать определение расходам бюджета; выяснить, что входит в правительственные расходы, и выяснить к чему может привести увеличение правительственных расхдов.

1 Правительственные расходы и совокупный спрос

1.1 Совокупный  спрос

 

Совокупный  спрос - категория макроэкономики, характеризующая планируемые расходы на конечные товары и услуги в экономике в целом. Совокупный спрос зависит от уровня цен, размера доходов населения, намерений на будущее, налогов, правительственных расходов и денежного предложения. Совокупный спрос подразделяется на:

  • спрос домохозяйств;
  • спрос на инвестиции;
  • спрос на товары и услуги со стороны государства;
  • спрос на экспортно-импортные товары.

В отличае от большинства  других экономик мира наше национальное хозяйство сегодня находится в условиях избыточности спроса. Производителям такое положение вещей гарантирует относительно стабильную динамику роста, а потребителям обеспечивает постоянну головную боль из-за непрерывно увеличивающихся цен.

И в 2006 году ситуация превышения совокупного спроса над предложением будет лишь увеличиваться. Причём главным фактором этой динамики стало государство. Уже в 2005 году, согласно статистике федерального бюджета, непроцентные расходы по кассовому исполнению в январе – ноябре достигли 14,4% ВВП против 13,7% ВВП за аналогичный период 2005 года. В 2006 году величина непроцентных расходов федерального бюджета в реальном выражении, то есть после снятия фактора инфляции, увеличится ещё на 15%.

Первый аспект бюджетной  экспансии – увеличение конечного потребительского спроса. В 2005 году, по ряду экспертных оценок, бюджет обеспечил свыше 30% прироста потребительских доходов в нашей стране. В 2006 году эта ситуация сохранится. Согласно оценкам Минфина, средний уровень номинальной заработной платы в бюджетной сфере увеличится на 19,5% против 12,0% для средней зарплаты по экономике.

Второй аспект – инвестиционный. Величина бюджетного финансирования национального  хозяйства планируется на 2006 год  в размере 413 млрд рублей, что на 70% больше аналогичного показателя 2005 года. В долгосрочной перспективе эта деятельность должна обеспечить условия для решения совокупного предложения в экономике, однако в ближайшей перспективе главным эффектом государственных инвестиций станет увеличение спроса.

При этом не всё ясно с частными инвестициями, которые потенциально могли бы изменить характер предложения в экономике, уменьшив разрыв между спросом и объёмом товаров и услуг, доступных для потребителей. С одной стороны, избыточность совокупного спроса в целом по экономике предполагает увеличение вложений в основной капитал. Однако, с другой стороны, структура пользования уже существующих мощностей промышленности создаёт значительные проблемы в этом процессе.

Расширение потребительского спроса и государственных социальных расходов наталкивается на наличие избыточных неиспользуемых производственных мощностей в перерабатывающей промышленности, что препятсвует осуществлению новых инвестиций. Причина такого парадокса довольно проста – это состояние нынешних производственных мощностей, большинство из которых не соответсвует требованиям современного производства и не способствует удовлетворению спроса.

Таким образом, можно  предположить, что экономическая  ситуация в 2006 году в нашей стране будет развиваться в основном по уже сложившемуся сценарию. А значит, наиболее реалистичным будет инерционный прогноз хозяйственного развития, который отразит тенденцию к повышению роли внутренних факторов роста, наметившуюся в последнее время. В отраслях, ориентированных на потребительский спрос, хозяйственные итоги определит сочетание роста доходов населения и исчерпания доступных и эффектиных производственных мощностей.2

 

 

   1.2 Правительственные расходы

 

Под государственными, или  правительственными, расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг.

Государственные закупки  товаров и услуг могут быть самых разных видов: от строительства  за счет бюджета школ, медицинских  учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.

Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Отсюда они объективно необходимы и в то же время превышение ими разумных пределов может привести к финансовой нестабильности в национальной экономике, чрезмерному дефициту государственного бюджета.

Государственные расходы  выступают в форме:

• государственного заказа, который распределяется на конкурентной основе;

•  строительства за счет капитальных вложений;

•  расходов на оборону, управление и т.д.

Основная часть государственных  расходов проходит через госбюджет, включающий в себя бюджеты федерального правительства и местных властей.

Статьи доходов и  расходов государственного бюджета  отражают специфику деятельности, направленной на достижение основных экономических целей. Государство получает средства на осуществление своей деятельности от сбора налогов, продажи услуг государственного аппарата и берет взаймы у населения (путем продажи гособлигаций). Можно указать также, что государство получает деньги за счет продажи государственной собственности (приватизации), сеньоража и других источников.

Также государство расходует средства на заказы и покупку общественных благ, в том числе – производство услуг госаппарата, на трансфертные выплаты и субсидии, на погашение общественного долга. В общем виде баланс государственных доходов и расходов представлен в табл. 13.1.

Основная доля поступлений в бюджет приходится на налоговые доходы, среди которых ведущее место занимает налог на добавленную стоимость. За ним следуют акцизы внутренние и налоги на внешнеэкономическую деятельность. Подобная структура в целом характерна для большинства стран с рыночной экономикой. Особенность России до недавнего времени состояла в том, что доля налога с прибыли предприятий в консолидированном бюджете превышала долю подоходного налога с населения. Последние изменения в этой части Налогового Кодекса (в частности, снижение ставок подоходного налога) призваны изменить структуру бюджетных доходов в нужном направлении.

Совокупные расходы  государства находят отражение  в расходной части государственного бюджета.

Политика государственных расходов и налогов является одним из важнейших инструментов гос.регулирования экономики, направленным на стабилизацию экономического развития. государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а следовательно, и на объем национального производства и занятости населения.

Подобно тому, как отсутствие конкуренции оградило монополистического поставщика денег от целительной  дисциплины рынка, власть над деньгами освободила правительства от необходимости  согласовывать расходы с доходами. В основном именно по этой причине кейнсианская теория так быстро приобрела популярность у экономистов социалистического толка. В самом деле, если экономисты говорят министрам финансов, что создание дефицита является достойным делом, и что дополнительные правительственные расходы не стоят народу ничего, коль скоро в экономике имеются свободные ресурсы, то все действенные барьеры на пути быстрого роста государственных расходов оказываются сломанными.

   Вряд ли можно усомниться в том, что поразительный рост государственных расходов в последние 30 лет, когда правительства некоторых западных стран стали требовать на свои цели до половины национального дохода, а иногда и более, стал возможным благодаря контролю денежной эмиссии со стороны правительств. С одной стороны, инфляция постоянно втаскивала людей с данным уровнем реальных доходов в категории с гораздо более высокими ставками налогообложения, чем они могли предвидеть, когда одобряли такую налоговую шкалу, так что налоговые поступления в правительственную казну росли намного быстрее, чем это входило в их намерения. С другой стороны, ставшие привычными огромные бюджетные дефицита и сравнительная легкость выхода за пределы утвержденных бюджетных показателей еще больше увеличивали размеры той доли продукта в реальном выражении, которую правительства могли требовать на свои цели.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Мультипликатор государственных расходов и налогов

2.1 Мультипликатор  государственных расходов

 

Мультипликатор гос.расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг:

 

где KG-мультипликатор государствеенных расходов, - приращение ВНП, -приращение государственных расходов.

Мультипликатор государственных  расходов можно также определить, используя предельную склонность к  потреблению – МРС.

Подобно инвестициям  и государственным расходам, налоги также приводят к мультипликационному  эффекту. Но, в отличие от государственных расходов, которые оказывают более сильное давление на совокупные расходы, налоги оказывают гораздо меньшее воздействие. Это вытекает из того, что государственные  расхоы – одна из составляющих совокупных расходов, а налоги – фактор,  влияющий на одну из переменных, а именно потребление.

где К – мультипликатор налогов 

КG-мультипликатор государственных расходов.

Концепция мультипликатора  в политэкономии утверждает, что  изменения в одной категории  совокупных расходов оказывает многостороннее (множественное) влияние на экономику, т.е. на ВНП.

 Для того чтобы  наиболее наглядно представить  влияние этих изменений на  экономику, допустим, что мультипликатор  государственных расходов равен: 
 
где mpc - потребляемая доля прироста дохода - является частью дополнительного доллара, идущего в среднем на потребление в сфере экономики. Для экономики в целом mpc составляет около 90%, при этом простой мультипликатор правительственных расходов равен 10. Однако формула простого мультипликатора, которую изучают во всех вводных курсах политэкономии, носит чрезмерно упрощенный характер и из нее выводится нереалистично высокая величина мультипликатора. Если учесть изменения в налоговых ставках, уровнях цен, происшедших в результате изменений в правительственных расходах, а также изменения процентных ставок, также являющихся результатом изменений в правительственных расходах, то мультипликатор правительственных расходов составляет величину немногим меньше двух. Это означает, что с течением времени ВНП увеличится почти на 2 доллара США, на каждый доллар увеличения правительственных расходов.

Информация о работе Правительственные расходы и совокупный спрос