Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 20:57, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Осуществляемый в России переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. Переход к рынку не только заострил проблемы занятости, но и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности
Введение ……………………………………………………………….
1 Теоретические основы формирования социально-экономической занятости населения ……………….…………………...
1.1 Государственная политика в области занятости населения …....
1.2 Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения муниципального образования……………………....…………………..…...
1.3 Безработица как социальный индикатор экономической безопасности муниципального образования…….…………………………
2 Анализ и оценка уровня социально-экономической безопасности муниципального образования (на примере БУ ЦЗН Русско-Полянского района).…………………………………………..…..
2.1 Общая характеристика БУ ЦЗН Русско-Полянского района..….
2.2 Анализ ситуации на рынке труда Русско-Полянского района ...
2.3 Динамика женской безработицы в Русско-Полянском районе...
3 Проблемы занятости населения муниципального образования и мероприятия по их совершенствованию………………
3.1 Потенциальные проблемы занятости населения……..…...…….
3.2 Мероприятия, направленные на содействие занятости населения и социальной поддержке безработных граждан……………….
4 Правовой режим обеспечения безопасности муниципального образования……………………..……………………………………..……
4.1 Нормативно-правовое регулирование рынка труда Омской области ………………………………………………………………….……
4.2 Совершенствование нормативно-правовой базы………………..
Заключение
Список использованных источников
Решение этих задач обеспечит активизацию характера политики занятости.
Служба занятости играет в стране ту же роль, что отдел кадров н крупном предприятии, поскольку ее цель - управление занятостью, но в масштабах государства.
Эти службы помогают:
Сегодня деятельность служб занятости весьма многообразна. Государство возложило на них следующие основные задачи:
К традиционным функциям служб занятости относятся, такие как выплата пособий по безработице, выявление свободных рабочих мест и трудоустройство, распространение информации о вакансиях и профессиональная ориентация, занятость иностранных рабочих и возможности трудоустройства в приграничных районах.
К новым функциям, которые возникают с изменением социально-экономической обстановки, относят: специализированное трудоустройство (трудящиеся-инвалиды, управленческий персонал, временное трудоустройство); профориентация; самозанятость (поощрение самостоятельных поисков работы); содействие самозанятости, особенно в некоторых развивающихся странах; устройство на курсы профессиональной подготовки на предприятиях; помощь в смене профессии; особые программы содействия занятости.
В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, территориальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Комитеты объединяют представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Данные статистики свидетельствуют о повышении эффективности работы государственных служб занятости. По данным Министерства труда и социального развития России, последние два года количество получивших профессиональную консультацию превышает число направленных на профессиональное обучение безработных граждан более, чем в 2,5 раза. В 2008 г. направлено на профессиональное обучение 70 % безработных, а в 2009 г. - 69%.
Анализ многочисленных
случаев успешного
Таким образом, государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
Чтобы политика занятости стала эффективной и результативной, необходимо чтобы она была ориентирована на регулирование структуры безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, повышение мобильности, профессиональной квалификации людей [58, с. 44 – 45].
В заключение хотелось бы отметить, что политика занятости - совокупность мер, предпринимаемых правительством с целью снижения уровня безработицы и увеличения занятости, включает в себя программы подготовки и переподготовки кадров, увеличения числа рабочих мест в государственном секторе экономики, оказания содействия найму рабочей силы. В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др. Проведение активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.
1.2 Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения муниципального образования
Исследование воздействия
деструктивных процессов в сфер
Безработица – это
социально-экономическое
Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы:
В результате рыночных преобразований феномен безработицы стал неотъемлемым атрибутом российской экономики. Несмотря на низкие темпы реструктуризации занятости, по масштабам и уровню открытой безработицы Россия довольно быстро догнала ведущие европейские страны и в настоящее время относится международным сообществом к группе стран с высокой безработицей.
Существует несколько концепций, трактующих феномен безработицы.
В марксистской теории [61, с. 153-169] безработицу обычно связывают с процессом накопления капитала, при котором потребность в живом труде (переменном капитале) растет медленнее, чем в машинах и оборудовании (постоянном капитале).
В западной экономической науке [53, с. 53-79] господствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов, подобно тому как, степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала. Об этом говорит так называемый естественный уровень безработицы, отражающий структурные диспропорции на рынке труда (между структурой спроса и предложения рабочей силы по квалификации, демографическим, географическим и иным критериям). К естественной безработице относят также так называемую фрикционную безработицу, связанную главным образом с добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую и с сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу.
Отсутствие целостной государственной политики занятости, ее отрыв от качественных изменений в характере социально-трудовых отношений не только обусловили высокие социальные издержки трансформационных процессов, но и отразились на глубине, направленности и темпах экономических реформ.
Причины и основные формы безработицы. Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Причины данного явления разнообразны:
Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные формы [59, с. 115].
Фрикционная безработица связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую, возникающая при поиске оптимального рабочего места. Именно к этой разновидности безработицы, как правило, апеллируют при обосновании ее позитивной роли в рационализации структуры рабочей силы, достижении наиболее полного соответствия потребностей основных агентов рынка труда – работодателей и работников. Сокращение фрикционной безработицы может быть достигнуто в результате улучшения системы информации о рынке труда и обучения безработных эффективным методам поиска работы.
Добровольная безработица связана с увольнением работника по собственному желанию, в связи с неудовлетворительной заработной платой или условиями труда.
Структурная безработица связана с изменением в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда.
Вынужденная безработица связана с сокращением объемов производства.
Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна: информация о вакансиях неполна, пособие по безработице завышено, налоги на доходы занижены.
Сезонная безработица
связана с неодинаковыми
Женская безработица в России качественно отличается от таковой в развитых западных странах. Принципиальное отличие в том, что на Западе безработица - имманентное явление, сопутствующее развитию капиталистических отношений уже на протяжении нескольких сот лет. Соответственно, здесь выработана и апробирована жизнью политика социальной защиты различных групп безработных, переподготовки высвобождающихся трудовых ресурсов, социальной адаптации к условиям безработицы.
Россияне же столкнулись с безработицей в резкой, обвальной форме после многих десятилетий гарантированного права на труд и всеобщую занятость. Поэтому у нас принципиально разные по масштабу и силе действия социальные и социально-психологические последствия безработицы. Она сопровождается массовой социальной депрессией и фрустрацией, потерей уверенности в завтрашнем дне, резким ростом количества самоубийств. Длительное, неуклонное обнищание большинства населения привело, в частности, к социальной дискриминации женщин, их отстранение в сфере труда.
Информация о работе Правовой режим обеспечения безопасности муниципального образования