Правовой режим обеспечения безопасности муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Осуществляемый в России переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. Переход к рынку не только заострил проблемы занятости, но и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….
1 Теоретические основы формирования социально-экономической занятости населения ……………….…………………...
1.1 Государственная политика в области занятости населения …....
1.2 Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения муниципального образования……………………....…………………..…...
1.3 Безработица как социальный индикатор экономической безопасности муниципального образования…….…………………………
2 Анализ и оценка уровня социально-экономической безопасности муниципального образования (на примере БУ ЦЗН Русско-Полянского района).…………………………………………..…..
2.1 Общая характеристика БУ ЦЗН Русско-Полянского района..….
2.2 Анализ ситуации на рынке труда Русско-Полянского района ...
2.3 Динамика женской безработицы в Русско-Полянском районе...
3 Проблемы занятости населения муниципального образования и мероприятия по их совершенствованию………………
3.1 Потенциальные проблемы занятости населения……..…...…….
3.2 Мероприятия, направленные на содействие занятости населения и социальной поддержке безработных граждан……………….
4 Правовой режим обеспечения безопасности муниципального образования……………………..……………………………………..……
4.1 Нормативно-правовое регулирование рынка труда Омской области ………………………………………………………………….……
4.2 Совершенствование нормативно-правовой базы………………..
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Занятость как фактов обеспечения ЭПБ.doc

— 634.00 Кб (Скачать файл)

Решение этих задач обеспечит  активизацию характера политики занятости.

Служба занятости играет в стране ту же роль, что отдел кадров н  крупном предприятии, поскольку ее цель - управление занятостью, но в масштабах государства.

Эти службы помогают:

  • тем, кто ищет работу или хочет пройти профессиональную переподготовку;
  • предприятиям, желающим идти в ногу с экономическим и технологическим развитием и расширяющим производство;
  • государству;
  • чтобы лучше знать положение на рынке труда, многие страны укрепляют свои службы занятости, отслеживая с их помощью влияние технологических изменений и структурной перестройки на занятость [38, с. 70 - 76].

Сегодня деятельность служб  занятости весьма многообразна. Государство возложило на них следующие основные задачи: 

  • оказывать поддержку безработным и помогать им в поисках работы;
  • организовывать рынок труда таким образом: чтобы вакансии заполнялись наиболее квалифицированными работниками; чтобы текущий и перспективный спрос на лиц определенных профессий соответствовал предложению на рынке труда;
  • предлагать и осуществлять меры по созданию новых рабочих мест;
  • оказывать населению консультации по профессиональной ориентации, предоставлять ему необходимую статистическую информацию и другие посреднические услуги, направленные на скорейшее трудоустройство безработных. 

К традиционным функциям служб занятости относятся, такие как выплата пособий по безработице, выявление свободных рабочих мест и трудоустройство, распространение информации о вакансиях и профессиональная ориентация, занятость иностранных рабочих и возможности трудоустройства в приграничных районах.

К новым функциям, которые  возникают с изменением социально-экономической  обстановки, относят: специализированное трудоустройство (трудящиеся-инвалиды, управленческий персонал, временное  трудоустройство); профориентация; самозанятость (поощрение самостоятельных поисков работы); содействие самозанятости, особенно в некоторых развивающихся странах; устройство на курсы профессиональной подготовки на предприятиях; помощь в смене профессии; особые программы содействия занятости.

В целях выработки  согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном,  территориальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Комитеты объединяют представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Данные статистики свидетельствуют  о повышении эффективности работы государственных служб занятости. По данным Министерства труда и социального развития России, последние два года количество получивших профессиональную консультацию превышает число направленных на профессиональное  обучение безработных граждан более, чем в 2,5 раза. В 2008 г. направлено на профессиональное обучение 70 % безработных, а в 2009 г. - 69%.

Анализ многочисленных случаев успешного трудоустройства  позволяет выделить, помимо профессиональной пригодности («хочу-могу»),  дополнительные факторы, по которым можно предсказать высокую или низкую вероятность трудоустройства клиента:

  • спрос на искомую профессию (точнее, отношение спроса и предложения);
  • требования  работодателя  к  уровню профессиональной  подготовки и  личным качествам безработного;
  • уровень компетентности безработного в рыночных отношениях в области занятости (знание технологии поиска работы, умение вести переговоры с работодателем, владение способами самопрезентации и саморекламы и т.д.); 
  • личностный фактор (желание получить работу, упорство, целеустремленность, общительность, личное обаяние и т.д.). 

Таким образом, государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Государственная политика в области содействия занятости  населения направлена на:

  • развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
  • обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
  • создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
  • осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые;
  • предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
  • поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
  • объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
  • координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
  • координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Чтобы политика занятости стала эффективной и результативной, необходимо чтобы она была ориентирована на регулирование структуры безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, повышение  мобильности, профессиональной квалификации людей [58, с. 44 – 45].

В заключение хотелось бы отметить, что политика занятости - совокупность мер, предпринимаемых правительством с целью снижения уровня безработицы и увеличения занятости, включает в себя программы подготовки и переподготовки кадров, увеличения числа рабочих мест в государственном секторе экономики, оказания содействия найму рабочей силы. В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др. Проведение активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.

 

1.2 Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения муниципального образования

 

Исследование воздействия  деструктивных процессов в сфере занятости экономически активного населения на состояние экономики и социальной сферы регионов и на национальную безопасность опирается на следующую группу показателей:

  • текущий уровень общей безработицы (по методологии МОТ);
  • текущий уровень официально зарегистрированной безработицы (к общей численности экономически активного населения);  
  • доля незанятых трудовой деятельностью граждан, ищущих работу, в общей численности экономически активного населения;
  • отношение числа незанятых трудовой деятельностью граждан, ищущих работу, к заявленной предприятиями и организациями потребности в ра6отникax;
  • уровень скрытой безработицы (доля лиц, занятых неполную рабочую неделю и находящихся в административных отпусках, в общей численности занятых);
  • доля специалистов с высшим и средним специальным образованием в общей численности зарегистрированных бeзра6oтныx;
  • доля лиц не старше 30 лет в общей  численности зарегистрированных безработных.

Безработица – это  социально-экономическое явление, при  котором часть экономически активного  населения (рабочей силы) не занята в производственной сфере. Безработные  наряду с занятыми формируют рабочую  силу страны. Безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее[492, с. 206 – 230].

Структура безработицы  по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы:

  • потерявшие работу в результате увольнения;
  • добровольно оставившие работу;
  • пришедшие на рынок труда после перерыва;
  • впервые пришедшие на рынок труда.

В результате рыночных преобразований феномен безработицы стал неотъемлемым атрибутом российской экономики. Несмотря на низкие темпы реструктуризации занятости, по масштабам и уровню открытой безработицы Россия довольно быстро догнала ведущие европейские страны и в настоящее время относится международным сообществом к группе стран с высокой безработицей.

Существует несколько  концепций, трактующих феномен безработицы.

В марксистской теории [61, с. 153-169] безработицу обычно связывают с процессом накопления капитала, при котором потребность в живом труде (переменном капитале) растет медленнее, чем в машинах и оборудовании (постоянном капитале).

В западной экономической  науке [53, с. 53-79] господствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов, подобно тому как, степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала. Об этом говорит так называемый естественный уровень безработицы, отражающий структурные диспропорции на рынке труда (между структурой спроса и предложения рабочей силы по квалификации, демографическим, географическим и иным критериям). К естественной безработице относят также так называемую фрикционную безработицу, связанную главным образом с добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую и с сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу.

Отсутствие целостной  государственной политики занятости, ее отрыв от качественных изменений в характере социально-трудовых отношений не только обусловили высокие социальные издержки трансформационных процессов, но и отразились на глубине, направленности и темпах экономических реформ.

Причины и основные формы безработицы. Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Причины данного явления разнообразны:

  • структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;
  • экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
  • политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;
  • сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
  • изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.

Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные формы [59, с. 115].

Фрикционная безработица  связана с перемещением людей  с одной работы на другую, из одной местности в другую, возникающая при поиске оптимального рабочего места. Именно к этой разновидности безработицы, как правило, апеллируют при обосновании ее позитивной роли в рационализации структуры рабочей силы, достижении наиболее полного соответствия потребностей основных агентов рынка труда – работодателей и работников. Сокращение фрикционной безработицы может быть достигнуто в результате улучшения системы информации о рынке труда и обучения безработных эффективным методам поиска работы.

Добровольная безработица  связана с увольнением работника по собственному желанию, в связи с неудовлетворительной заработной платой или условиями труда.

Структурная безработица  связана с изменением в технологиях, а также с тем, что рынок  товаров и услуг постоянно  изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда.

Вынужденная безработица  связана с сокращением объемов  производства.

Институциональная безработица  возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна: информация о вакансиях неполна, пособие по безработице завышено, налоги на доходы занижены.

Сезонная безработица  связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, т.е. в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет, в другие – уменьшается.

Женская безработица в России качественно отличается от таковой в развитых западных странах. Принципиальное отличие в том, что на Западе безработица - имманентное явление, сопутствующее развитию капиталистических отношений уже на протяжении нескольких сот лет. Соответственно, здесь выработана и апробирована жизнью политика социальной защиты различных групп безработных, переподготовки высвобождающихся трудовых ресурсов, социальной адаптации к условиям безработицы.

Россияне же столкнулись с безработицей в резкой, обвальной форме после  многих десятилетий гарантированного права на труд и всеобщую занятость. Поэтому у нас принципиально разные по масштабу и силе действия социальные и социально-психологические последствия безработицы. Она сопровождается массовой социальной депрессией и фрустрацией, потерей уверенности в завтрашнем дне, резким ростом количества самоубийств. Длительное, неуклонное обнищание большинства населения привело, в частности, к социальной дискриминации женщин, их отстранение в сфере труда.

Информация о работе Правовой режим обеспечения безопасности муниципального образования